Рцы


РЦЫ (наст. имя Романов Иван Федорович; среди не менее четырех десятков псевд. наиболее частотные: Гатчинский отшельник, Вл. Заточников, Тпрру) [сент. 1858, Черниговская губ. (?) - 16(29).5.1913, СПб., похоронен на Смоленском кладб.] - прозаик, эссеист, публицист, критик, издатель.

Выходец из крестьян (РГИА. Ф. 381. Оп. 29. Д. 18340. Л. 137) или потомственных дворян Черниговской губ. (Якушев Д.). Окончил в М. с отличием Катковский лицей (1877), затем Моск. ун-т, получив степень канд. юридич. наук (1881). С 17.11.1881 служил при Нежинском окружном суде, а с 29.8.1882 - при прокуроре Киевской судебной палаты. 2.12.1882 получил чин коллежского секретаря. Об этом периоде Р. вспоминал: «В 1881–82 гг., в самый разгар „крамолы“ и тотчас со школьной скамьи, меня, в силу того что я был „катковцем“, приставили <…> к секретнейшим делам по государственным преступлениям» (РГИА. Ф. 776. Оп. 8. № 1698. Л. 4 об.). 10.1.1883 по прошению уволился от службы, поскольку его не прельщала чиновная карьера.

Уже в нач. 1880-х Р., подобно А. Чехову, под разными псевд. публ. юморески в ж. «Стрекоза» (не выявлены). Однако своим дебютом Р. считал статьи, напеч. в газ. «Совр. известия». Самые ранние публикации здесь - бытовой очерк «На железной дороге» (1883. 18 авг. № 226) и философское эссе «Солнце и сальная свеча» (1884. 18 мая. № 133). Сам же Р. называл своим «настоящим» вхождением в лит-ру статью «По поводу болгарских дел. Антракт» (1886. 18 авг. № 226; 19 авг. № 227). Издатель этой моск. газ., мыслитель славянофильской ориентации Н. Гиляров-Платонов, для Р. навсегда стал Учителем с большой буквы, причем «величайшим, гениальнейшим» (Письма к В. В. Розанову). 23.11.1886 тот писал Р.: «Вы прекрасно владеете пером, способны излагать очень умные вещи в очень художественной форме; Вы литературная сила, и применить ее к делу ближе подходило бы к Вашему призванию» (Гиляров-Платонов Н.). Тогда же Р. обменялся несколькими письмами с И. Аксаковым, который 15.6.1884 слал ему лестные слова: «…Ваши заметки блещут оригинальностью, свидетельствуют о силе и глубокой искренности Ваших убеждений…» (Русское дело. 1886. 5 июн. № 6). С кон. 1880-х начинается сотрудничество Р. и с др. изданиями консервативного направления: «Русским делом», «Благовестом», «Русской беседой», «Гражданином», «Русским трудом» и др.

Реализует в это время Р. и свое дарование писателя-юмориста, напр., включаясь в оживленную полемику о толстовстве: он публ. язвительную пародию на корреспонденции о посещении Ясной Поляны «Граф Л. Н. Толстой и Подхалимовы (Из дневника захолустного философа)» (Московский сб. под ред. С. Шарапова. М., 1887) и критич. эссе «Тексты перепутал! (По поводуКрейцеровой сонатыЛ.Н.Толстого)» (Благовест. 1890. Вып. 9. 15 дек.).

Для русской культуры Р. наиболее важен как новатор лит. формы. Но его смелые жанрово-стилевые эксперименты были востребованы скорее через посредство тв-ва его друга В. Розанова (в петерб. редакциях Р. получил прозвище «маленький Розанов», см.: Перцов П.). Получив от умершей бабки наследство и женившись на киевской мещанке Ольге Ивановне Луцевич, он издал сб. «Листопад» (М., 1891; одобрительный отклик А. Киреева - Славянское обозрение. 1892. № 2), который своей жанровой структурой (заготовки для газетных статей, этюды, афоризмы, полемич. реплики, выдержки из разных изд., снабженные остроумным комментарием), как отмечали исследователи (Федякин С., Розин Н.), предвосхитил книги Розанова «Уединенное» и «Опавшие листья» и должен был составить первые два спаренные выпуска ж. «Рцы» (проект запрещен цензурой).

Переезд Р. в СПб. состоялся в авг. 1892 в связи с проектом неославянофильского ж., кот. предполагалось выпускать при участии кружка, близкого к гос. контролеру Т. Филиппову. Пользуясь его покровительством, Р. поступил 5.2.1893 на службу в Контроль Балтийской железной дороги, а 5.5.1893 перешел в Департамент железнодорожной отчетности. 29.7.1893 был переведен чиновником особых поручений VIII класса при министре гос. имуществ. С 26.4.1894 по 1.2.1895 являлся помощником ред. «Известий Мин-ва земледелия и гос. имуществ». 12.3.1896 стал титулярным советником. В авг. ― сент. 1896 один за другим скончались от скарлатины, осложненной дифтеритом, три сына Р., и он с женой и ослабевшими от болезни двумя дочерьми, по совету врачей, переехал на 8 лет в Гатчину.

В 1899–1904 пять раз направлялся в служебные командировки за границу - в Чехию, Италию, Швейцарию, Францию и Германию; по возвращении публ. путевые очерки, напр.: «Жизнерадостное настроение. Православная обедня в Праге» (Русский труд. 1899. 17 апр. № 16/17). 1.4.1901 Р. был награжден орденом Св. Станислава 3-й степ. и 24.4.1901 получил чин коллежского асессора, а 15.6.1902 - надворного советника. Одновременно Р. деятельно сотрудничал в газ. «СПб. ведомости», «Гражданин», «Торгово-промышленная газета», «Слово», «Россия», «Земщина», «Новое время», позднее - в ж. «Мир искусства», «Ежемесячные сочинения», «Новый путь», «Север».

Как представитель русской философии Р. более всего интересен своими эссеистическими экскурсами в библейскую экзегезу, затрагивавшими проблемы, кот. сближали его с Розановым (метафизика пола, сущность семьи, еврейский вопрос). Породили полемику опубликованные в 1897 в газ. «Русский труд» два его эссе «Свидетельство Св. Отцов» (23 март. № 10/11; 29 март. № 12) и «Брак и Святые Отцы » (8 июн. № 23/24) и там же в 1899 очерк «“Бессмертные” вопросы» (9 янв. № 2). Оппоненты свящ. А. П. У<стьин>ский и Мирянин (О В. В. Розанове и его «религии» брака // Русский труд. 1899. 12 июн. № 24; № 25. 19 июн.) уличали Р. в незнании Требника, раз для него таинство брака «всё дышит Ветхим Заветом», возмущались его словами, что кощунственно «отношение к жене как к сестре». Р. выступил с апологией своих взглядов на брак в очерке «Adhominem» (Там же. 1899. 24 июл. № 30; 7 авг. № 32). Позднее вновь оспаривал его аргументы С. Шарапов (Там же. 1899. 14 авг. № 33; 21 авг. № 34; под рубрикой «По душе»). К этому кругу произведений Р. примыкают очерки «Число…» (Там же. 1898. 14 февр. № 7), «Две скорби» (Мир искусств. 1901. № 4), «Нагота рая. Теорема эстетики» (Там же. 1903. № 3, 4; рец. Розанова «Замечательная статья» - Новый путь. 1903. № 5), «Нагота на выставках» (Хроника «Мира искусства». 1903. № 9), «Рембрандт. Черты его тв-ва и жизни» (Новый путь. 1903. № 11).

Юморист. малая проза Р. парадоксально сочетает острую постановку общественно-лит. проблем с добродушно-игровой худож. формой, о чем писал Розанов: «С трагедией в душе, он вечно шутил; он хотел рассказать анекдот среди крови и гробов, сам истекая в сердце кровью. “Рцы” и “шутка” неотделимы: тогда как мало было умов среди современников его, которые были бы так преданы самым высоким темам бытия, религии и истории» (В. Розанов). Показательны опубликованные в газ. «Русский труд» в 1898 пародии: отклик на повесть А. Зарина «Лето» «Руководство к практическому (бестенденциозному) адюльтеру и описательная порнография» (3 янв. № 1), шутливое описание банкета в честь финансового воротилы «Встреча царя Иудейского царем Израильским (От собственного корреспондента)» (7 февр. № 6), стих. «Подражание г-же Лохвицкой» (7 март. № 10). Наиболее оригинальны драматизир. юморески Р.: «На прениях по докладу “Михаила Ивановича” [Туган-Барановского]» (28 февр. № 9), «В кабинете провинциального редактора» (4 апр. № 14), «Экономический генерал и купец» (20 июн. № 25) и др. Они могли разрастаться и до размеров одноактной пьесы, как очерк «В Обществе переоценки ценностей» (Ежемес. сочинения. 1902. № 4). Некоторые шутливые мистификации Р., напр., миниатюра «Инцидент профессоров Исаева и Яроцкого» (Русский труд. 1899. 26 апр. № 17), обладали таким эффектом достоверности, что вызывали значительный резонанс в прессе (отклики, перепечатки, опровержения, полемику).

Рассказы Р. «Покрывало обмана» (Ежемес. сочинения. 1900. № 12) и «Товарищи» (Летописец. 1904. № 1–2) отличаются коллизиями в духе неоромантизма, противопоставляющими пошлую, расчетливую действительность миру искренних человеч. чувств.

Как критик Р. известен своими «Воскресными бюллетенями» - остроумными откликами на роман Л. Толстого «Воскресение» (Русский труд. 1899. 10 апр. № 15; 24 апр. Прил. к № 16/17; 22 мая. № 21; 17 июл. № 29; 17 июл. № 29; см. отклики Розанова и свящ. А. Клитина - Там же. 12 июн. № 24), а также ст. о Пушкине, Тургеневе, Розанове, Беллами, Золя и др.

В 1904 Р. издавал ежемесячный ж. «Летописец», заполнявшийся г.о. им самим и прекративший свое существование в нач. 1905 из-за недостатка средств. 31.5.1906 Р. получил разрешение на выпуск ежедневной «Лит. газеты „Рцы“», которая, однако, также была маргинальным изданием и выходила крайне нерегулярно: с янв. 1907 по февр. 1913 всего 19 номеров. Самое заметное произведение, опубликованное здесь, - очерк «”Севильский цирюльник”. Опера Россини» (1910–12. № 12–14).

С 1911 Р. страдал от частичного паралича сосудодвигательных нервов, что поставило его семью (шестеро детей, жена, теща) на грань нищеты; скончался от апоплексического удара. Публицист Д. Якушев так характеризовал его в некрологе: «И. Ф. Романов не сказал большого слова, но во всем его существе было что-то “свое”, ему одному присущее, какие-то “свои”, крылатые, не выдуманные, но шедшие от сердца, а потому и искренние мысли, основой которых было первичное, апостольское христианство» (Якушев Д.).

Петерб. адреса Р.: с 1892 - ул. Павловская, д. 4, кв. 25; с 1896 - г. Гатчина, ул. Люцевская, д. 67; с 1904 - Екатерининский канал, д. 52, кв. 59; с 1908 - ул. Соборная, д. 1, кв. 16; с 1910 - ул. Б. Зеленина, д. 13, кв. 13; с 1912 - Б. Зеленина, д. 7, кв. 2.

Архив Р. утрачен. Вдова принесла в ПД только корректурные листы ист.-публиц. кн. Р. «Дело императора АлександраIIIкак логическое развитие идей 1613 года. Предварительные соображения» (СПб., 1896; запрещена цензурой), развивавшей славянофильские представления о взаимоотношении народа и власти.

Соч .: Письма о голоде: Обмен мыслей между «Рцы», Н. П. Аксаковым, N*** и С. Ф. Шараповым. Пг., 1892; Сущность брака: Обмен мыслей между Н. П. Аксаковым, Мирянином, В. В. Розановым, Рцы (И. Ф. Романовым), прот. Александром У<стьин>ским и С. Ф. Шараповым с прил. ст. свящ. М. И. Спасского / Собрано, проред. и изд. С. Шараповым. М., 1901; Червоточина истории: Сб. ст. М., 1906; Архив писателя: Указатель ст. // Лит. газета «Рцы». 1912. № 15, нояб.; Письма И. Ф. Романова (Рцы) к В. В. Розанову / Публ. и предисл. [«Вокруг Розанова: Рцы»] С. Р. Федякина // Лит. учеба. 2000. Кн. 4; Статьи Рцы (И. Ф. Романова) и его переписка с И. С. Аксаковым / Подгот. текстов и комм. А. П. Дмитриева // Историко-философский ежегодник'2009. М., 2010.

Лит .: Ист. записка Имп. Лицея в память Цесаревича Николая (Лицея Цесаревича Николая) за ХХХ лет. М., 1899; Розанов В. 1) Еще о смерти Пушкина // Мир искусств. 1900. № 7/8. Отд. II; 2) Среди людей «чисто русского направления» // Рус. слово. 1906. 24 нояб. № 286; 3) Иван Федорович Романов («Рцы»): Некролог // Новое время. 1913. 22 мая. № 13359; 3) О себе и жизни своей. М., 1990; Дм. Я-в [Якушев Д. П.]. И. Ф. Романов (Рцы): Некролог // Россия. 1913. 18 мая. № 2303; Перцов П. Лит. воспоминания, 1890–1902 гг. М., 2002; «Многое тут разбросано искрами глубокой мысли…»: (Письма Н. П. Гилярова-Платонова к И. Ф. Романову-Рцы) / Вст. ст., подгот. текста и комм. А. Дмитриева // Возвращение Н. П. Гилярова-Платонова: Сб. ст. и материалов. Коломна, 2007; Федякин С., Розин Н. Рцы // Русские писатели, 1800–1917: Биогр. словарь. М., 2007. Т. 5; Федякин С. Романов И. Ф. // Розановская энц. М., 2008; Дмитриев А. Экклесиология Вл. С. Соловьева и богословское наследие А. С. Хомякова в переписке Рцы (И. Ф. Романова) и И. С. Аксакова // Историко-философский ежегодник'2009. М., 2010.

А. Дмитриев

  • Рцы