Рецептер Владимир Эммануилович


РЕЦЕ́ПТЕР Владимир Эммануилович [14.2.1935, Одесса] - поэт, прозаик, актер, режиссер.

О ранней поре своей жизни Р. рассказы­вает следующее: «Родился я почти без шан­сов на будущее „с рассвета в Валентинов день” (песенка Офелии)... Но вышло так, что в 1938 г . избежал грядущего сиротства и ги­бели (арест и случайное освобождение мате­ри в „пересменку” Ежов - Берия), а в 1941-м снова спасся: за спинами беженцев бомбы попали в дом, где мы жили, и в теплоход, с ко­торого только что сошли. И позже, как видно, Бог уберег от нападавших туберкулеза, го­лода и чустского ножа. С осени 1941 года я рос в Ташкенте, у вора в законе, который „держал за меня мазу” (заступался), по воле капризного случая его звали Гамлет: я „вы­ступал в самодеятельности”, а он сам был лю­бителем „изящных искусств”. Школа, фил­фак университета, театральный институт, Русский драмтеатр имени Горького, первые роли (в том числе идейный „мокрушник” Рас­кольников и многодумный мститель Гамлет), первая книга стихов („Актерский цех”), рож­дение сына - все это было в Ташкенте» (Ав­тобиография . Частное собр.).

В Л-д Р. переезжает по приглаше­нию Г. А. Товстоногова и с 1959 по 1962 рабо­тает артистом в БДТ. Около сорока ролей в театре. Немало в кино и на телевидении, со­здание моноспектаклей по Шекспиру, Досто­евскому, Пушкину, Грибоедову, худож. руко­водство лит.-драм. (Пушкинской) студией Ленконцерта.

Связь театр. и лит. тв-ва у Р. обозначилась изначально. Еще в 1953 он опубл. стихи в газ. «Комсомолец Узбекистана», а затем станут выходить его поэтич. сб. в Ташкенте и в центр. изд-вах страны. Его стихотв. опыты по­лучают одобрение Анны Ахматовой и Павла Антокольского, видимо, в силу общности их творч. направленности. Это - отраже­ние судьбы русской культуры через судьбу индивидуальную, имеющую пост. ори­ентиры. Для Р. это Шекспир, Пушкин, Пастер­нак. Неслучайно, совмещая худож. тв-во с науч.-изыскательским, Р. дал новое про­чтение и научно достоверно обосновал не­традиционный, но соответствующий посл. авторской воле вариант пушкинской дра­мы «Русалка» (перв. его публ. на эту тему - ж. «Русская лит-ра». 1979. № 3).

В посл. годы в лит. тв-ве Р. на передний план выходит худож. проза. Актив. читательскую реак­цию (в т.ч. среди литераторов - А. Володи­на, В. Кривулина, Ст. Рассадина и др.) вы­звал роман Р. « Узлов, или Обращение к Казанове ». В этом романе, исполненном в гротескно-авантюрном жанре, поставлены мн. социально-философские вопросы современности: о самоценности индивидуальной жиз­ни, о свободе и насилии, о сущности ист. прогресса. Те же проблемы подняты Р. и в автобиогр. повести « Про­щай, БДТ (Из жизни театрального от­щепенца) ».

Продолжением и развитием этих двух ли­ний - философско-фантастической и авто­биографической - явились новые романы: « Ностальгия по Японии: Гастрольный роман » (М., 2001) и « Гастрольный ро­ман: Ностальгия по Японии » (М., 2001; МР3, 2011). Ито­говый сб. стихов Р. имел характерное назв. «Сквозь прозу».

С 1992 основатель и худ. рук. Гос. Пушкинского театр. центра в СПб. Поставил 20 спектаклей, среди последних ― «Гамлет» У. Шекспира (2009; перев. Б. Пастернака ), «Хроника времен Бориса Годунова» по Н. Карамзину , А. Пушкину , М. Мусоргскому (2011), «Горе от ума» А. Грибоедова (2012).

Лауреат Всероссийского конкурса артистов эстрады (1964), Лауреат Всероссийского пушкинского конкурса (1970), засл. артист РСФСР (1979), Медаль Пушкина (1998/1999), Гос. премия РФ (1999), премия фонда «Знамя» (2001), народный артист России (2003), Орден Почёта (2008), спец. диплом Новой Пушкинской премии «За верное служение Пушкину» (2011). Член ВТО (1960), СП СССР (1979) и Союза кинематографистов СССР . Член ред. совета ж. « Театр. жизнь », член СП СПб. и Международного ПЕН-клуба .

Соч.: Актерский цех. Ташкент, 1962; Опять пришла пора. Ташкент, 1974; Вид с моста. Л., 1984; Возвраще­ние. Ташкент, 1987; Прошедший сезон, или Предлагае­мые обстоятельства. Л., 1989; Узлов, или Обращение к Казанове. СПб., 1994; Прощай, БДТ! СПб., 1999; Гастрольный роман: Ностальгия по Японии. М., 2001 (МР3, 2011); Жизнь и приключения артистов БДТ. М., 2005; Записки театрального отщепенца. СПб., 2005; Прощание с библиотекой. М., 2007; Ворон в Таврическом: Книга стихов. СПб., 2009; На Фонтанке водку пил. М.: АСТ: Астрель, 2011; День, продлевающий дни // Новый мир. 2011. № 12; На Фонтанке водку пил. М., 2011; Стихи // Поэзия делает землю красивой / Сост. А. Раков. СПб., 2014; Стихи // Звезда. 2015. № 2.

Лит.: Василевский А. В. Рецептер. Представление // Новый мир. 1982. № 12; Писатели Л-да: Биобиблиогр. справочник. 1934–81 / Авт.-сост. В. Бахтин и А. Лурье. Л.: Лениздат, 1982; Палей М. Пусть будет дверь открыта // Лит. обозрение. 1988. № 2; Филиппов Г. Поставангард? Традиционность? По поводу романа Вла­димира Рецептера «Узлов, или Обращение к Казанове» и о другом // Звезда. 1996. № 12; Рассадин Ст. Отще­пенец Рецептер, или Гамлет, который выжил // Знамя. 2001. № 12.

Г. Филиппов

  • Рецептер Владимир Эммануилович