Рейпольский Алексей Дмитриевич


РЕЙПÓЛЬСКИЙ Алексей Дмитриевич [14.1.1945, Л-д] - художник-график, художник книги.

Получил профессиональное образование сначала в средней худож. школе им. Б. Иогансона (с 1956 ), затем с 1963 учился на графическом фак-те Ин-та живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Репина в мастерской книжной графики под рук. проф. М. Тыранова. Окончил ин-т в 1969, получив высшую оценку за дипломную работу – серию илл. к роману Ф. Достоевского «Игрок» приобрел Музей-квартира писателя.

С нач. 1970-х оформляет кн., сотрудничает в различных изд-вах М. и Л-да, став худож. ред. «Детгиза» и «Художника РСФСР», участвует во мн. худож. и полиграфич. выставках. Работает в различных техниках печатной графики – ксилографии, линогравюре, литографии, офорте, часто раскрашивая оттиски от руки акварелью (иллюминированная гравюра), создав серию архитектурных пейзажей СПб. Работает в акварели и гуаши, пастели и монотипии. С сер. 1980-х увлекается темперной и масляной живописью (более сотни станковых и монументальных произведений), пробуя силы не только в пейзаже и плакате, но и в иконописи (образа для собора Св. Николая Чудотворца и церкви Св. Марии Магдалины в Павловске) – в числе предков художника священнослужители Костромской епархии.

Наиболее значительной областью тв-ва Р. стала книжная иллюстрация. В 1970-е Р. оформил сб. повестей и рассказов В. Лебедева «Высокое поле» (Л., 1971) и кн. «Радищев в Петербурге» (Л., 1976) контурными рисунками, изредка оживленными тонкой штриховкой. Ист. роман Л. Раковского «Адмирал Ушаков» (Л., 1973) и приключ. повесть Н. Внукова «Слушайте песню перьев» (Л., 1974) были иллюстрированы линогравюрами на черном фоне с энергичым белым штрихом, рисующим сцены морских сражений, фигуры и здания. Но главным в работе над кн. стала серия сказок Ш. Перро, выходящая в изд-ве «Художник РСФСР» с 1978 ― «Спящая красавица», «Золушка», «Синяя Борода», «Мальчик-с-пальчик», «Красная шапочка», «Рике-хохолок», «Ослиная шкура». Эти сказки многократно переизд. и выдержали многомиллионные тиражи. Они были изд. в виде отд. книжек большого формата в мягких обложках, в кот. сами обложки, форзацы, фронтисписы и титулы оформлены художником сюжетными, архитектурными или орнаментальными мотивами, а каждая страница текста заключена в рамку орнамента, растительного или архитектурного. Иллюстрации в тексте выполнены в технике расцвеченных акварелью офортных и литографических оттисков и слегка стилизованы в манере французской гравюры ХVII в. Изящно и непринужденно они вводят в чарующую атмосферу старинных сказок, изображая с верным чувством эпохи интерьеры парадных комнат, сервировку столов и кухонную утварь, мощеные камнем дворы и кареты, пейзажи с лесами, замками и крестьянскими хижинами и, конечно, костюмы – изощренно сложные придворные наряды и удивительно красивая одежда простонародья. Персонажи сказок, их фигуры и лица, позы и жесты естественны и выразительны. Цвет украшает и придает живость и теплоту привычной черно-белой аскетичности гравюр.

В 1980-е «Лениздат» выпустил неск. сб. сказок - Ш. Перро, Х.-К. Андерсена, В. Гауфа, братьев Гримм, поместив в тексте старинные гравюра Г. Доре, Вебера и др. художников прошлого, а титульные листы и обложки для сб. были оформлены Р. В этих большеформатных изд. титулы украшены графич. орнаментами с архитектурными и растительными мотивами, на всех четырех страницах мягкой обложки помещены сюжетные иллюстрации к сказкам сб., выполненные в технике расцвеченной пастелью литографии в реалистической, исторически достоверной манере.

Цвет стал важным элементом в последующих иллюстрациях Р. 1990-х – к сказкам А. Пушкина, «Ашик-Керибу» М. Лермонтова, «Черной курице» А. Погорельского, вышедших вместе с переизд. сказок Ш. Перро в изд-вах «Махаон», «Речь», «Амфора». Тогда же Р. был проиллюстрирован роман В. Скотта «Айвенго».

Одной из посл. крупных работ Р. стал цикл литографий к драме М. Лермонтова «Маскарад», задуманный в кон. 1990-х и в 2008 осуществленный в мат-ле в типографии «Печатня» (СПб.) В работе в полной мере проявились весь многолетний опыт иллюстратора-рисовальщика, приверженность традициям русской реалистической школы, мастерское владение мат-лом.

В помещении «Печатни», в Невской куртине Петропавловской крепости, в 2008 состоялась персональная выставка произведений Р. «Любимый город».

Произведения Р. хранятся в собраниях Эрмитажа, Русского музея, Музея истории СПб., в биб-ке Ватикана и др. музейных и частных российских и зарубежных собр.

Член СХ РФ с 1978.

Илл. к изд .: Н. Внуков. Слушайте песню перьев! Л., 1974; Ш. Перро. Спящая красавица. Л., 1978 (1986); Ш. Перро. Золушка / Послеслов. С. Левандовской. Л., 1981; Ш. Перро. Синяя Борода. Л., 1985 (1990); Ш. Перро. Мальчик-с-пальчик. Л., 1988; В. Гауф. Сказки. Л., 1989; А. Погорельский. Черная курица. Л., 1989; Ш. Перро. Ослиная шкура. Л., 1992; А. Пушкин. Сказки. СПб., 2006; А. Пушкин. Сказка о царе Салтане. СПб., 2010.

О. Родосская

  • Рейпольский Алексей Дмитриевич