Рекшан Владимир Ольгердович


РЕКШÁН Владимир Ольгердович [5.6.1950, Л-д] - писатель, публицист, обществ. деятель.

Закончил историч. фак-т ЛГУ. Мастер спорта по прыжкам в высоту, неоднократный чемпион страны, в 1968–72 входил в сборную СССР по легкой атлетике. Один из основоположников русской рок-музыки: в 1970 создал рок-группу «Санкт-Петербург», кот. вскоре приобрела популярность (история и дискография группы на www.rekshan.ru/ ).

Лит. деятельность Р. началась с написания текстов песен - «Санкт-Петербург» стал едва ли не первой в стране рок-группой, исполнявшей оригинальные песни с текстами на русском яз.: рокеры стали ощутимым социальным присутствием именно в 1970-е, когда перешли к сочинению злободневных текстов на русском яз., и «пионером здесь стал руководимый отчаянным Р. …ансамбль “Санкт-Петербург”, которому официальные пропагандисты, прицепившись к вызывающе для того времени звучавшему названию, тотчас стали приписывать “монархистские настроения”» (С. Волков). О значимости песенных текстов, написанных Р., для русской молодежной культуры 1970-х можно судить, в частности, по следующему факту: как свидетельствует автокомментарий к созданному в 1975 роману В. Лапенкова «Раман», в обширном эпиграфе к этому произведению, целиком состоящему из фрагментов популярных рок-песен, «единственной отечественной вещью» стала строчка из песни Р. « Сердце-камень »: «“лучше камень, впадающий в грезы” (далее было: “чем человек с каменным сердцем”)». По словам Лапенкова, «это был главный хит, едва ли не гимн, тогдашнего андеграунда», поскольку «текст отсылал понятливого слушателя к субкультуре “детей”, противопоставивших секс (но и духовное братство), рок (но не в ущерб любому прочему авангарду) …идеологически выдержанному и заформализованному миру “отцов”». В 1983–88 Р. вел семинар по рок-поэзии при Лен. рок-клубе (возобновил семинары в 2008). По словами писателя, русский рок - это в гораздо большей степени лит-ра, нежели музыка (Интервью-1 // Невское время. 2010. 4 июн.). И хотя поэзия русского рока эпохи 1970-х в целом оценивается весьма невысоко («Описание того, как Р. “выпиливал аккуратные соло на ярко-красной “Илоне-Стар-5”, казавшейся в его могучих руках игрушкой, а потом внезапно гигантским прыжком перелетал через сцену”, куда больше говорит нам о питерской группе “САНКТ-ПЕТЕРБУРГ”, чем тексты типа: “Любить тебя, в глаза целуя, / Позволь, / Как солнцу позволяешь / Волос твоих касаться”…» - И. Смирнов), песенные тексты Р. интересны своей интертекстуальностью: так, « Невский проспект » насыщен цитатами из Пушкина (Ю. Доманский), а « Ритм-энд-блюз » «апеллирует к целому ряду разнородных и даже полярных лит.-культурных контекстов», среди которых тексты западной муз. культуры, традиционной восточной философии, цитаты из Библии, поэзии Пушкина и Маяковского (Е. Козицкая). Подробно анализируя это стих. Р., Козицкая отмечает, что обращение к разнородным источникам порождает в авторском тексте сложную игру смыслов: поэт принципиально сополагает пошлость быта и трагич. поиски бытия, отражая тем самым суть времени, болезненно переживающего редукцию высших ценностей прошлого в совр. жизни, несоответствие идеального, заданного автором-предшественником образца реальной практике нынешнего времени, тотальную девальвацию ранее незыблемых ценностей. Некот. из созданных Р. текстов песен опубл. в сб. «Слово рока» (СПб., 1992).

Перв. прозаич. произведение Р. написал в 1972 - рассказ «якобы под модерн, тогдашний сюрреализм» (Интервью-2 // Арт-центр «Пушкинская–10» http://www.p-10.ru/texts/vladimir-rekshan/ ). Перв. публ. (повесть « Пока не выпал снег ») состоялась в сб. «Точка опоры» (Л., 1982) и обратила на себя внимание критиков, отметивших яркую наблюдательность Р.-прозаика и включивших его в число наиболее заметных молодых авторов (Л. Емельянов). Однако, по мнению Э. Проскуриной, «обаятельная» повесть Р. недостаточно оригинальна, т.к. ее герой сделан по «живописным стандартам» т.н. молодежной прозы 1960-х.

В 1983 в ж. «Нева» (№ 9) опубл. «маленькая повесть» « Деревянный октябрь» . В 1984 Р. стал участником Всесоюзной конф. молодых писателей и напеч. в альм. «Молодой Л-д» повесть « Система Бабрыкина ».

В 1986 вышла перв. кн. Р. - « Третий закон Ньютона », сб. рассказов и повестей, сюжеты кот. часто оказываются связанными со спорт. и муз. тематикой, ибо Р., по его собств. признанию, старается писать о том, что пережил на своем опыте (Интервью-3 /). Достоинства этой прозы М. Коносов видит в достоверности изображения молодежной среды, умении показать «живую связь между внутренним миром героя и его духовным горизонтом», «выхватить из реальности узловые моменты», в естественности авторских интонаций и максимализме суждений, а недостатки - в излишней дотошности описаний быта и «необязательности молодежного “трепа” за счет психологизма», полагая, что молодому прозаику лучше всего удаются небольшие вещи, поскольку его повестям «не хватает динамики». Критика не замедлила упрекнуть автора в том, что концовки его произведений «почти всегда беспросветны», а также в «не высказанном прямо недоверии к человеку»: Р. «не превозмочь вызванного духа массового сознания, и этот дух начинает самоуправствовать в книге» - «сам того не подозревая, автор погружает судьбу целого поколения в какую-то трясину относительности, в к-рой, сколько ни дергайся, только глубже увязнешь» (А. Моторин).

В 1988 в ж. «Нева» (№ 3) опубл. докум. повесть Р. « Кайф », получившая известность. В 1990 вышло расширенное издание кн. под назв. « Кайф полный » (повествование о 1970-х, о том, как начинался «весь этот рок», о «сумасшедшей радости жизни»), затем к тексту добавилась вторая часть « Кайф вечный » (своего рода попытка анализа «кайфа»: разделения его на настоящий - благодарность жизни за то, что она есть, - и искусственный, кайф любой ценой; размышления об опасности псевдосвободы - кот. всего лишь неумение принять жизнь). Кн. « Кайф вечный, или Как я был Ринго Старром » вышла в 1999 (переизд. в 2001); третья часть « Кайф плюс » дополнила первые две в кн. « Самый кайф » (2008; премия «Петрополь»).

Взгляду сегодняшних историков культуры повествование Р. видится неск. поверхностным: хотя в кон. 1980-х его «в первый и последний раз читают с жадностью - желая найти не столько подробности биографий рокеров, сколько эзотерическое знание о рок-н-ролле», читателя ожидает неизбежное разочарование (Н. Сашина, В. Соловьев, Л. Шитенбург). Немаловажно, однако, что «Кайф» был первой в отеч. лит-ре кн. о «культурном взрыве» 1970-х. Пожалуй, ни один критич. разбор итогов 1988 лит. года не обходится без упоминания об этой кн. Так, А. Марченко автор «Кайфа» заинтересовал как «явной художественной одаренностью», так и «независимостью позиции». Е. Шкловский отмечает не только сюжетную новизну повести, благодаря кот. обнаружилось, что рок, бывший ранее символом чуждой западной культуры и вышедший из обл. полулегального существования, неожиданно стал явлением сов. действительности, но и присущую прозе Р. «новую волну исповедальности», благодаря кот. осуществляется попытка объективировать опыт пережитого и тем самым прорваться «к иному, более свободному, более истинному зрению».

Ж. «Наш современник» (1988. № 10) откликнулся на появление «Кайфа» дискуссией, целью кот. стала попытка «разобраться в том, что такое рок, откуда он пришел, кому он выгоден». Композитор В. Чистяков и историк И. Синачев, прямо апеллируя к автору «Кайфа» («Полноте, В. Рекшан…»), обвиняют его в апологии западной, чуждой русской нац. культуре «рок-отравы», кот. «плодит у нас дебилов и наркоманов», «кидает кирпич в человека», и называют одним из «виновников совр. нашего положения» - «дураков, в свое время возжелавших быть обезьянами по западному образцу, в невежестве презрев родную культуру».

Автор «Кайфа» удивительно точно уловил веяния эпохи кон. 1980-х - неслучайно само назв. текста филологи оценивают как «принципиальное»: экзотизм «кайф», обретший необычайную популярность именно в это вр., стал в молодежной речи «своеобразной идеологемой, ценностной номинацией» (В. Химик). Как полагает лингвист, слово «кайф» выполняет в публиц. повести Р. текстообразующую эстетич. функцию: ему придается «сверхсмысл, роль прагмасемантич. доминанты, содержание кот. выводится автором за пределы частных сленговых употреблений этого слова (‘удовольствие, наслаждение, радость') и нагружается остраненной идейной и эстетической значимостью».

Р. опубл. роман « Время тяжелой реки » (1992), детектив. повесть « Смерть в до мажоре » (одноименный сб. совр. российских детективов; 1994) и продолжающий ее роман « Смерть в Париже » (1997; оба произведения изданы под одной обложкой в 2001), остросюжетные романы « Ересь » с подзаголовком «“Мертвые души” - том третий» (1995) и « Четвертая мировая война » (1996) (по словам Р., романы «Смерть в до-мажоре», «Ересь», «Четвертая мировая война» и «Смерть в Париже» составляют первые четыре части своеобразного «пятикнижия» под условным назв. «Толковый апокалипсис» - Интервью-4 // Челябинский рабочий. 1997. 29 окт.), авантюрный роман « Царские кости » (2000), cб. миниатюр мемуарного характера « Сестра таланта » (2001), энциклопедию « Занимательные страницы истории Петербурга » (2003; премии «Медиа-Союза» и Администрации Президента РФ), роман « Ужас и страх » (2004; номинирован на премию «Нац. бестселлер», в 2004 получил премию ж. «Нева», в 2006 - премию им. Гоголя); сб. эссе « Родина любви » (2009); сб. путевых рассказов и очерков « Дорога до » (2010). В 2010 вышел трехтомник прозы Р.: т. 1 включает новый роман « Буэнос-Айрес » и сб. «Сестра таланта»; т. 2 - роман «Ужас и страх» (полная версия текста); т. 3 - « Митьки. Рок & ролл » (рассказы, посвящ. путешествиям в составе митьковских агитбригад, киноповесть и «ненормативная» сказка).

При всем жанровом разнообразии этих произведений в них легко обнаруживаются гл. черты авторского стиля: Р. - талантливый рассказчик, мастер сюжетной интриги, за кот. практически всегда скрывается иронич. или трагикомич. подтекст. Так, задушевную повесть (авторское именование жанра) «Родина любви» Е. Щеглова характеризует как «эдакое легкое, весьма приятное и для ума необременительное» повествование», «сдобренной изрядной иронией»; А. Кузнецова, рецензируя сб. «Дорога до», отмечает, что проза Р. «обаятельна и остроумна, фраза стремится к афоризму с по-довлатовски акцентированной точкой».

В изв. мере иронична по замыслу даже энц. «Занимательные страницы истории Петербурга», в кот. Р., будучи сам одним из «создателей петерб. мифа», представляет три столетия истории города в коротких словарных статьях, посвящ. не только ист. персонажам, но вещам и явлениям, кот. существовали отнюдь не только в СПб., однако приобрели здесь особые характерные черты. Энц., составленная Р., демонстрирует «сквозьвременную связь» «как бы непредумышленно, якобы слепо повинуясь дисциплинирующему действию русского алфавита: так, “Пушкинская, 10” следует сразу за “Пушкиным” - отчего читатель волей-неволей протягивает ниточку культурных ассоциаций, а последовательность имен “Трезини”, “Тропило” и “Троцкий” наводит на мысли о странных зигзагах питерской культуры» (Ю. Зартайская).

По словам С. Носова, Р. - «персона легендарная» для петерб. пространства, и неудивительно, что он является не только автором, но и персонажем мн. лит. произведений, среди кот. романы С. Носова «Грачи улетели» и «Член общества, или Голодное время», Ю. Беломлинской «Яблоко, курица, Пушкин», боевик В. Угрюмова «Боец: Русские каникулы», «роман-энциклопедия» А. Етоева «Книгоедство», докум. повествование П. Крусанова и Н. Подольского «Беспокойники города Питера» и др.

Автор более чем 1 000 публиц. статей (печ. с 1996 в газ. «Веч. Петербург», «Русская мысль» (Париж), «Час пик» и др.). Напис. сценарий к фильму « Путешествие к заокеанским алкоголикам» (12 серий, 1996; РТР, реж. И. Шадхан), выступил как реж. и один из авторов фильма « Революция любви » (2001, РТР).

Член СП СПб., член ПЕН-клуба. Входил в созданную в кон. 1990-х лит. группу «Петерб. фундаменталисты» (вместе с С. Коровиным, П. Крусановым, С. Носовым, Н. Подольским, А. Секацким): роман Р. «Ужас и страх» опубл. в составе сб. «Незримая империя» (СПб., 2005), ставшего одной из лит. акций группы.

Р. связан совм. творч. проектами с «митьками»: «малоформатная повесть» Р. «Митьки и сиротки» вошла в антологию «Митьки» (СПб., 2008), выход кот. посвящ. 25-летию этой группы.

Принял самое деятельное участие в учреждении петерб. гражданства, став одним из создателей комитета «Граждане СПб.» (совм. с директором арт-центра «Пушкинская, 10» Н. Медведевым), объявившего о праве присуждать «простое петерб. гражданство» и разработавшего текст присяги гражданина СПб.: «Я, принимая звание гражданина этого города, заявляю, что право быть гражданином Санкт-Петербурга дано мне Богом и никем иным, и лишить меня этого права не может никто, кроме моей совести; это право не связано с моим положением в обществе и родом моих занятий, оно не дает мне никаких привилегий по отношению к другим гражданам страны и мира; право считать себя гражданином Санкт-Петербурга возлагает на меня лишь одну обязанность: где бы я ни был и чем бы ни занимался, я буду сознавать себя причастным к сообществу людей, объединенных высокой петербургской духовностью, и ни одним моим поступком не нанесу ущерба интересам великого города».

Соч. : Третий закон Ньютона. М., 1986; Кайф полный. Л., 1990; Время тяжелой реки. Л., 1992; Смерть в до мажоре. Л., 1994; Ересь. СПб., 1995; Четвертая мировая война. СПб., 1996; Смерть в Париже. СПб., 1997; Кайф вечный, или Как я был Ринго Старром. СПб., 1999; Царские кости. СПб., 2000; Сестра таланта: Сб. СПб., 2001; Занимательные страницы истории СПб.: Энц. СПб., 2003; Самый кайф. СПб., 2008; Родина любви: Сб. эссе. СПб., 2009; Дорога до: Сб. СПб., 2010; Буэнос-Айрес. СПб., 2010; Ужас и страх. СПб., 2010; Митьки. Рок & ролл. СПб., 2010.

Лит. : Проскурин Э. Прикосновение // Юность. 1983. № 8; Емельянов Л. Новые имена в лен. прозе // Лит. обозрение. 1984. № 1; Коносов М. Зачем мы пришли? / Лен. панорама: Лит.-критич. сб. Л., 1988; Моторин А. Исход века и молодая проза // Нева. 1989. № 2; Марченко А. [Уроки на завтра] // Лит. обозрение. 1989. № 1; Шкловский Е. Из немоты: Заметки о бесприютной лит-ре // Лит. обозрение. 1989. № 11; Чистяков В., Синачев И. Троянский конь // Наш современник. 1988. № 10; Житинский А. Путешествие рок-дилетанта. Л., 1990; Смирнов И. Время колокольчиков, или Жизнь и смерть русского рока. М., 1994; Доманский Ю. Русская рок-поэзия: Текст и контекст // Русская рок-поэзия: Проблемы и пути изучения. Тверь, 1999; Козицкая Е. Смыслообразующая функция цитат в поэтич. тексте. Тверь, 1999; Химик В. Поэтика низкого, или Просторечие как культурный феномен. СПб., 2000; Сашина Н., Соловьев В., Шитенбург Л. 1988. Поп-музыка, рок, джаз // Новейшая история отеч. кино. 1986–2000. Кино и контекст. Т. IV. СПб., 2002; Зартайская Ю. Новинки кн. ярмарки // Питерbook. 2003. № 8; Латынина А. Трикстер как спаситель России // Новый мир. 2006. № 2; Волков С. История культуры СПб. с основания до наших дней. М., 2007; Щеглова Е. Худож. лит-ра и критика. Третий квартал 2007 // Континент. 2007. № 134; Носов С. Владимир Рекшан. «Сестра таланта» // Носов С. Музей обстоятельств. СПб., 2008; Кузнецова А. [Рец.: В. Рекшан. Дорога до...] // Знамя. 2010. № 9.

С. Друговейко-Должанская

  • Рекшан Владимир Ольгердович