Ремизов Алексей Михайлович


РЕ́МИЗОВ Алексей Михайлович (24.6(6.7).1877, М. ― 26.11.1957, Париж, похоронен на кладб. Сент-Женевьев-де-Буа] ― про­заик, драматург, поэт, мемуарист.

Родился в богатой купеческой семье. Его мать, М. А. Найденова, происходила из рода Найденовых, изв. своими культурными традициями. Дядя Р., Н. А. Найденов, был знаменит не только как основатель банка, крупный русский финансист, многолетний председатель Моск. биржевого комитета, но и как ученый-историк, организатор и меценат мн. начинаний по изучению и со­хранению ист. памятников М. Биб-ка А. Е. и Н. А. Найденовых соста­вила основу биб-ки Моск. бир­жевого комитета, а затем вошла в фонды РГБ. В молодости мать Р. участвовала в Богородском кружке моск. нигилистов. Впоследствии из-за несчаст­ной любви она порвала с рев. средой и «назло» вышла замуж за галанте­рейщика М. А. Ремизова. Купцы Ремизовы жили в М. с XVIII в. По свидетельству Р., его отец стал писать свою фамилию «Реми­зов», а не «Ремезов», не желая «происходить от птицы ремеза». Родив пятерых детей (младшим был Р.), М. А. Ремизова разошлась с мужем и по воле братьев поселилась во флигеле на территории фабрики Найдено­вых. Для Р. образ матери был окружен орео­лом страдания. М. А. Ремизова стала прототипом мн. трагич. женских персонажей его произ­ведений. С детства проявились способности Р. к каллиграфии, рисованию и лит-ре. Р. напис. свой первый рассказ в возрасте 7 лет.

Отец Р. умер в 1883. В 1884. Р. вместе с братом Виктором начал учиться в 4-й моск. гимназии, но из-за слабого здоровья Виктора братья были переведены в Алексан­дровское коммерческое училище. В 1895 Р. поступил вольнослушателем на естественное отд. математического фак-та Моск. ун-та, посещал лекции на ист.-филол. и юридич. фак-тах. По сво­им полит. взглядам был близок соци­ал-демократам. Летом 1896 совершил за­граничную поездку в Вену, Цюрих, Мюнхен. В сундуке с двойным дном провез в Россию нелегальную лит-ру.

Р. был арестован как один из «руководи­телей беспорядков» 18 нояб. 1896 на сту­денч. демонстрации в память о событиях на Ходынском поле. После предварительного одиночного заключения в Таганской тюрьме Р. был сослан под гласный надзор полиции в Пензу на 2 года. Вторично был арестован в марте 1898 как один из рук. пензенского марксистского кружка, пропа­гандировавшего рев. идеи среди рабочих и местной молодежи, среди кот. был Вс. Мейерхольд. По приговору Р. был отправлен по этапу в ссылку под гласный над­зор полиции в Вологодскую губ. на 3 года. Жил в Усть-Сысольске, затем в Вологде, где познакомился со ссыльными А. Луначар­ским, А. Богдановым, Н. Бердяевым, Б. Савинковым, И. Каляевым. Ссыльная эсерка Серафима Павловна Довгелло стала в 1903 женой Р. В Вологде Р. сделал оконча­тельный выбор между полит. деятель­ностью и лит. тв-вом. Духовная атмо­сфера Вологды, названной в воспоминаниях Р. «Северными Афинами», способствовала раскрытию лит. дарования Р. Перв. опубл. произведение - « Плач девушки перед замужеством » - было напеч. в газ. «Курьер» в 1902 под псевд. Ни­колай Молдаванов.

Срок ссылки Р. закончился 30 мая 1903, но в теч. 5 лет ему было запрещено про­живать в столицах. В 1903–04 Р. жил в Херсо­не, Одессе, Киеве и служил зав. ре­пертуарной частью «Товарищества новой драмы», руководимого Мейерхольдом. В 1904 родилась дочь Наташа. С 1 февр. 1905 Р. получил разрешение на проживание в столицах, переехал в СПб., где слу­жил в ред. символистского ж. «Вопросы жизни». Вошел в модернистскую среду, сбли­зился с Вяч. Ивановым, Андреем Белым, А. Блоком.

Фабульной основой ранних произведе­ний Р. стали впечатления детства, юности, го­дов ссылки. Автобиографизм остался неотъ­емлемой чертой тв-ва Р. до конца его жизни. Согласно Р., гл. тема его произ­ведений: «Основной вопрос о судьбе, о чело­веке и о мире: о человеке к человеку и о че­ловеке к миру. - Что есть человек челове­ку? - Человек человеку бревно, стена. Чело­век человеку подлец. Человек человеку дух-утешитель». Из русских писателей-классиков своими гл. лит. учителями Р. называл Ф. Достоевского, Н. Лескова, Н. Гоголя. На тв-во Р. оказали воздействие фило­софские и эстетич. концепции европей­ского модернизма. Худож. образцами для начинающего писателя были произведения М. Метерлинка, Ст. Пшибышевского, В. Брюсова, К. Бальмонта. Р. испытал идейное воз­действие древних гностич. учений, кон­цепций Фр. Ницше, Л. Шестова и В. Розано­ва (двое последних были близкими друзьями Р.). Значимым духовным источником тв-ва Р. явилась русская народная куль­тура.

Роман « Пруд » - перв. значительное произведение Р. (1-я незаконч. публика­ция: Вопросы жизни. 1905. № 4–11; 1-е отд. изд: СПб., 1908). В основе сюжета - судьба потомка купеческого рода Николая Огорелышева. Используя отдельные факты своей биографии (история матери, эпизоды из вре­мен своего детства, ссылки), Р. создал произ­ведение о безысходном трагизме бытия, без­винных человеч. страданиях, обуслов­ленных волей рока. Сюжетное повествова­ние чередовалось с лирич. «запевами» и «концовками» глав, как бы скрепляющими воедино мозаичные отрывки. Андрей Белый назвал роман «преталантливой путаницей», где все главы - «сплошная лирика». Сходная трактовка причин людских бедствий и гос­подства зла в человеч. душах раскрыта в ранних рассказах Р. « На этапе » (1903), « Серебряные ложки » (1906), « Кре­пость » (1906), в повести « Часы » (1908).

Для Р. народное миросозерцание было наиболее близко к постижению светлых первооснов бытия. В 1907 Р. создал свою самую радостную и любимую кн. - сб. сказок « Посолонь », в кот. обратился к переработке фольклорных текстов. Зада­ча писателя - восстановить скрытый под по­здними наслоениями миф, воплощающий народный взгляд на мир. Времена года сме­няются «посолонь» (по ходу движения солн­ца). Каждому из них соответствуют древние обряды, сохранившиеся в сказках, загад­ках, считалках, играх. Приключения сказоч­ных героев (Чучелы-Чумичелы, Зайки, Кота-Котофеича и др.) разворачиваются на фоне поэтич. описаний жизни природы. Сказки Р. получили высокую оценку как в худож. кругах (А. Блок, М. Волошин, Вяч. Иванов, Андрей Белый и др.), так и в науч. среде (акад. А. Шахматов выдвинул кн. Р. на соискание Пушкинской премии АН).

С сер. 1900-х Р. стал перерабаты­вать памятники древнерусской лит-ры. Эта работа продолжалась более 50 лет. Р. был убежден во внутреннем единстве русской культуры и видел свою задачу в восстановле­нии разорванных связей между ее новыми и древними пластами. В человеческой памя­ти, считал Р., жива «прапамять» о прошлом, которое таким образом является частью на­стоящего. «В моих „реконструкциях” старин­ных легенд и сказаний не только книжное,- отмечал Р.,- а и мое - из жизни - виденное, слышанное и испытанное. И когда я сидел над старинными памятниками и, конечно, не­спроста выбирал из прочитанного, а по ка­ким-то бессознательным воспоминаниям - „узлам и закрутам” моей извечной памяти». В 1907 Р. написал перв. книгу переработок древних сказаний, запрещенных церко­вью,- « Лимонарь » (в пер. с греч. - «луг духовный»). Ее сюжеты основаны на народных версиях библейских событий, являющихся «отреченными», т.е. не приняты­ми как церковная догма.

В 1907 была поставлена пьеса Р. « Бе­совское действо » (реж. Ф. Коммиссаржевский, декорации М. Добужинского), принесшая автору скандальную славу. Это притча о жизни и смерти, основанная на мат-ле фольклорных и древнерусских про­изведений. Вслед за ней Р. напис. пьесы « Трагедия о Иуде » (1908) и « Действо о Георгии Храбром » (1912), в кот. воскрешал традиции народного театра. В «Трагедии о Иуде» впервые появился обезьяний царь Асыка, раздающий ордена - «обезьяньи знаки», кот. была суждено долгая жизнь в тв-ве Р.

Мир света и радости был связан для Р. с миром мечты. Он находил его в сказочном далеке, в прошлом Древней Руси и в мифоло­гич. пространстве придуманной им Обезьяньей Великой и Вольной Палаты (Обезвелволпала) - шуточного «тайного» об-ва, игры для детей и взрослых. Его фантастич. основатели - обезьяны - были существами сродни добрым лошадям - гуингнгмам Дж. Свифта. Они презирали человеч. сообщество, основанное на ко­рысти, чванстве и зле, и принимали в свои ря­ды только добрых, талантливых и веселых людей. Возглавлял об-во никем никогда не видимый и никому не ведомый царь обезь­яний Асыка Первый Обезьян Великий. Всеми делами за него управлял Р.- бессменный канцеляриус Обезвелволпала. Р. рассылал от имени и за подписью царя Асыки жалован­ные грамоты людям, заслужившим честь быть принятыми в чл. Ордена. Они награжда­лись особыми титулами. Высший из них («князь обезьяний») имели самые уважаемые люди, такие как М. Горький, М. Пришвин, П. Щеголев. Кавалерами обезьяньего зна­ка были А. Ахматова, Андрей Белый, В. Розанов, А. Кони и мн. др. друзья Р. М. Кузмин был музыкантом, Н. Гу­милев - графом Обезвелволпала. Перв. обезьяньи «знаки» были выданы в 1908, по­следние - в 1950-е.

Повесть Р. « Крестовые сестры » (1910) стала этапным произведением, поставившим писателя в перв. ряды лит. элиты тех лет. Она продолжала традиции петерб. те­мы Пушкина, Гоголя, Достоевского и по-ново­му раскрывала ремизовскую концепцию ро­ка, тяготеющего над судьбами героев. «Бур­ков дом», где жил гл. герой - отставной чиновник Маракулин, осмыслялся как символ всего СПб. и, шире, построенной Пет­ром русской державы, где страдают многие. Глубине тематики соответствовали отточен­ность формы и музыкальность языка.

Собр. соч. Р., вышедшее в 1910–12, показало целостность худож. мира Р., парадоксально соединившего в себе балагура, сказочника и изобразителя кошмара и ужаса повседнев­ной действительности. Соединение обеих сторон бытия было принципиально для Р., пи­савшего о центр. теме своего тв-ва: «Страды мира, беда человеческой жиз­ни - как трудно жить на свете! Люди со сред­ствами и те, что обречены на нищету, они одинаково тяготятся жизнью. А другая сторо­на - смешная».

В 1912 Р. напис. повесть « Пятая язва », посвящ. исследованию сути народного характера на протяжении русской истории от древнейших времен до современности. Гл. герой повести, «пятая язва» малень­кого городка следователь Бобров трагически отделен от своего народа, который он счита­ет вправе судить и осуждать. На концепции повести сказалось усиление роли христиан­ского идеала в мировоззрении Р. Критики от­метили эстетическое и общественное значе­ние произведения Р. Щеголев писал, что «дело, в конце концов, не в Студенце и не в Боброве. Разорение русской земли - вот истинная тема А. Ремизова, и самой повести его пристало бы название „Плача о погибели русского народа”». В письме Р. Андрей Бе­лый отметил, что для него «Пятая язва», как и цикл стихов Блока «Куликово поле», - «произведения вещие».

Во втор. пол. 1910-х Р. публикует сб. сказок и переработок древнерусских легенд (« Докука и балагурье », 1914; « Ве­сеннее порошье », 1915; «За Святую Русь », 1915; « Укрепа », 1916) и работает над романом « Ров львиный » (« Канава », 1914–19; вперв. опубл. частями: Канава // Русская мысль. Прага; Берлин. 1923–24. № 1–12; Про любовь: из романа «Ров льви­ный» // Воля России. 1926. № 5).

В годы революции пережил творч. подъем. Он воспринял революцию как миро­вой пожар, в огне кот. уничтожается старое и рождается новое. О преображаю­щей силе рев. огня Р. писал в хронике февральской революции « Всеоб­щее восстание » (1918), переработке вы­сказываний философа Гераклита «Элек­трон» (1919), книге « Огненная Россия » (1921) и в обобщающей книге « Взвихрен­ная Русь » (опубл. в 1927). Для Р. револю­ция - это и разрушение старой «Святой Ру­си», т.е. христианского миросозерцания, кот. Р. считал одной из гл. основ на­родного мировосприятия. Этой стороны Р. не принял ни в Февральской революции, ни в Октябрьском перевороте. Наиболее программно скорбь по концу огромного пе­риода русской истории выражена Р. в « Пла­че о погибели русской земли » (написан 5 окт. 1917). По Р., никакое соц. пе­реустройство жизни не принесет результа­тов без нравств. возрождения людей. «Было бы ошибочно думать, - писал Р. в дневнике 1917, - что царствие Божие это какое-то справедливейшее устроение на земле, какие-то дома и храмы и, конечно, от­хожие места самого последнего слова. <...> Для того чтобы наслаждаться в царствии Божием, при утонченной совести - надо не иметь совести - и вот Божия Матерь, как во­площение совести, хождение ее по мукам и есть образец того, что никогда не осущест­вимо царство Божие при наших условиях на нелегкой земле». В годы революции Р. рабо­тал в театральном отделе Наркомпроса, уча­ствовал в худож. жизни революционного Пг. В 1921 Р. с женой покинул сов. Россию. С 1923 жил в Париже.

Годы эмиграции были для Р. годами пост. тоски по России, но и временем пло­дотворной творч. работы. 1920–30-е - время создания и обдумывания осн. книг Р., основанных на автобиогр. мат-ле. Погружение в глубины своего «я», в воспоминания стало неисчерпаемым источником тв-ва Р. При этом он пони­мал «память» не только как реальные воспо­минания, но и как глубокую «прапамять» о своем перевоплощении в иных обличьях на протяжении разных эпох. С нач. 1930-х до 1949 Р. не удается публиковать свои книги отд. изданиями, поэтому большинство со­зданных до Второй Мировой войны произве­дений опубл. позднее. Времени детст­ва посвящ. кн. воспоминаний « Подст­риженными глазами » (1951), годам ссылки - « Иверень » (опубл. в 1986), пе­терб. периоду жизни Р. - кн. « Встречи.Петербургский буерак » (час­тично опубл. в 1981), годам парижской эмиг­рации - « Учитель музыки » (опубл. в 1981). На основе рассказов (дневников) жены Р. напис. книги о ее жизни - « Оля » (1927), « В розовом блеске » (1952).

Погружение в мир легенд, сказок и древ­нерусских сказаний стало для Р. еще одним мысленным путем на русскую землю. Он пуб­ликует сб. переработок сказок и церковных легенд « Три серпа » (т. 1 и 2, 1927), « Образ Николая Чудотворца » (1931), « Голуби­ная книга » (1946) и др. Начиная с кон. 1920-х Р. создал цикл пересказов древнерус­ских повестей о любви и судьбе (« Соломония», «Савва Грудцын», «Брунцвиг», «Мелюзина», «Бова Королевич», «Трис­тан и Исольда», «Повесть о двух зве­рях: Стефанит и Ихнелат», «О Петре и Февронии Муромских», «О Григории и Ксении Тверских » и др.). Их герои - книжники и мечтатели, испытавшие фантастич. приключения и великую любовь, почти всегда заканчивающуюся трагично.

С нач. 1930-х Р. обратился к жанру ру­кописных книг-альбомов, создав целые серии рисунков к своим произведениям. П. Пикас­со, М. Ларионов, В. Кандинский, Н. Гончаро­ва, М. Добужинский и мн. др. художники вы­соко ценили тв-во Р.-графика. Ю. Ан­ненков отмечал, что «Ремизов несомненно мог бы рисовать, как Серов, как Репин или как Малявин. Но их музы его не вдохновляли. <...> Ремизов создавал полудетские, полуза­умные графические фантасмагории, удивляв­шие меня игрушечностью при глубоком гра­фическом мастерстве. Он рисовал замеча­тельно и диковинно». В конце жизни кн. Р. издавались мизерными тиражами в создан­ном друзьями Р. специально для публикации его произведений изд-ве «Оплешник» (чер­тик). После Второй Мировой войны Р. принял советское гражданство, но на родину не вер­нулся.

В истории русской лит-ры Р. остался как мастер слова и худож. формы, рассказывав­ший о России трагич. фантасмагории и волшебные сказки.

Соч.: Соч. СПб., 1910–12. Т. I–VIII; СС: В 10 т. М., 2000–02; Пруд [Редакция 1925 г.]. Berkeley, 2004.

Лит.: Рыстенко А. Заметки о сочинениях А. Реми­зова. Одесса, 1913; Иванов-Разумник Р. Алексей Ре­мизов // Иванов-Разумник Р. Тв-во и критика: Ст. критические. 1908–22. Пг., 1922; Волошин М. Алексей Ремизов. Посолонь // Волошин М. Лики тв-ва. Л., 1988; Чуковский К. Ранний Ремизов // Чу­ковский К. СС. М., 1969. Т. 6; Добужинский М. Ремизовское «Бесовское действо» // Добужинский М. Вос­поминания. М., 1987; Гречишкин С. Архив А. М. Ре­мизова // Ежегодник РО ПД на 1975 г. Л., 1977; Топоров В. О «Крестовых сестрах» А. М. Ремизова: Поэзия и правда. Статьи 1–2: ст. 1: Биография и тв-во в русской культуре нач. XX в. Блоковский сб. № IX // Ученые записки Тартус­кого гос. ун-та. Тарту. 1989. № 857; ст. 2: Функцио­нирование русской лит-ры в разные ист. периоды. Труды по русской и славянской филологии // Там же. 1988. № 822; Slobin Greta N. Remizov's fiction. 1900–21. Illinois, 1991; Алексей Ремизов. Исследова­ния и мат-лы. СПб., 1994; Грачева А. Алексей Ре­мизов и древнерусская культура. СПб., 2000; Доценко С. Проблемы поэтики А. М. Ремизова. Авто­биографизм как конструктивный принцип тв-ва. Taллинн, 2000; Нагорная Н. Виртуальная реаль­ность сновидений в тв-ве А. М. Ремизова. Барнаул, 2000; Обатнина Е. Царь Асыка и его подданные. Обезьянья Великая и Вольная Палата А. М. Ремизова в лицах и документах. СПб., 2001; Обатнина Е. А. М. Ремизов. Личность и творч. практики писателя. М., 2008; Данилова И. Лит. сказка А. М. Ремизова (1900–20-е гг.). Хельсинки, 2010; Грачева А. Жанр романа и тв-во Алексея Ремизова (1910–50-е гг.). СПб., 2010.

A. Грачева

  • Ремизов Алексей Михайлович