Ремизов Алексей Михайлович
РЕ́МИЗОВ Алексей Михайлович (24.6(6.7).1877, М. ― 26.11.1957, Париж, похоронен на кладб. Сент-Женевьев-де-Буа] ― прозаик, драматург, поэт, мемуарист.
Родился в богатой купеческой семье. Его мать, М. А. Найденова, происходила из рода Найденовых, изв. своими культурными традициями. Дядя Р., Н. А. Найденов, был знаменит не только как основатель банка, крупный русский финансист, многолетний председатель Моск. биржевого комитета, но и как ученый-историк, организатор и меценат мн. начинаний по изучению и сохранению ист. памятников М. Биб-ка А. Е. и Н. А. Найденовых составила основу биб-ки Моск. биржевого комитета, а затем вошла в фонды РГБ. В молодости мать Р. участвовала в Богородском кружке моск. нигилистов. Впоследствии из-за несчастной любви она порвала с рев. средой и «назло» вышла замуж за галантерейщика М. А. Ремизова. Купцы Ремизовы жили в М. с XVIII в. По свидетельству Р., его отец стал писать свою фамилию «Ремизов», а не «Ремезов», не желая «происходить от птицы ремеза». Родив пятерых детей (младшим был Р.), М. А. Ремизова разошлась с мужем и по воле братьев поселилась во флигеле на территории фабрики Найденовых. Для Р. образ матери был окружен ореолом страдания. М. А. Ремизова стала прототипом мн. трагич. женских персонажей его произведений. С детства проявились способности Р. к каллиграфии, рисованию и лит-ре. Р. напис. свой первый рассказ в возрасте 7 лет.
Отец Р. умер в 1883. В 1884. Р. вместе с братом Виктором начал учиться в 4-й моск. гимназии, но из-за слабого здоровья Виктора братья были переведены в Александровское коммерческое училище. В 1895 Р. поступил вольнослушателем на естественное отд. математического фак-та Моск. ун-та, посещал лекции на ист.-филол. и юридич. фак-тах. По своим полит. взглядам был близок социал-демократам. Летом 1896 совершил заграничную поездку в Вену, Цюрих, Мюнхен. В сундуке с двойным дном провез в Россию нелегальную лит-ру.
Р. был арестован как один из «руководителей беспорядков» 18 нояб. 1896 на студенч. демонстрации в память о событиях на Ходынском поле. После предварительного одиночного заключения в Таганской тюрьме Р. был сослан под гласный надзор полиции в Пензу на 2 года. Вторично был арестован в марте 1898 как один из рук. пензенского марксистского кружка, пропагандировавшего рев. идеи среди рабочих и местной молодежи, среди кот. был Вс. Мейерхольд. По приговору Р. был отправлен по этапу в ссылку под гласный надзор полиции в Вологодскую губ. на 3 года. Жил в Усть-Сысольске, затем в Вологде, где познакомился со ссыльными А. Луначарским, А. Богдановым, Н. Бердяевым, Б. Савинковым, И. Каляевым. Ссыльная эсерка Серафима Павловна Довгелло стала в 1903 женой Р. В Вологде Р. сделал окончательный выбор между полит. деятельностью и лит. тв-вом. Духовная атмосфера Вологды, названной в воспоминаниях Р. «Северными Афинами», способствовала раскрытию лит. дарования Р. Перв. опубл. произведение - « Плач девушки перед замужеством » - было напеч. в газ. «Курьер» в 1902 под псевд. Николай Молдаванов.
Срок ссылки Р. закончился 30 мая 1903, но в теч. 5 лет ему было запрещено проживать в столицах. В 1903–04 Р. жил в Херсоне, Одессе, Киеве и служил зав. репертуарной частью «Товарищества новой драмы», руководимого Мейерхольдом. В 1904 родилась дочь Наташа. С 1 февр. 1905 Р. получил разрешение на проживание в столицах, переехал в СПб., где служил в ред. символистского ж. «Вопросы жизни». Вошел в модернистскую среду, сблизился с Вяч. Ивановым, Андреем Белым, А. Блоком.
Фабульной основой ранних произведений Р. стали впечатления детства, юности, годов ссылки. Автобиографизм остался неотъемлемой чертой тв-ва Р. до конца его жизни. Согласно Р., гл. тема его произведений: «Основной вопрос о судьбе, о человеке и о мире: о человеке к человеку и о человеке к миру. - Что есть человек человеку? - Человек человеку бревно, стена. Человек человеку подлец. Человек человеку дух-утешитель». Из русских писателей-классиков своими гл. лит. учителями Р. называл Ф. Достоевского, Н. Лескова, Н. Гоголя. На тв-во Р. оказали воздействие философские и эстетич. концепции европейского модернизма. Худож. образцами для начинающего писателя были произведения М. Метерлинка, Ст. Пшибышевского, В. Брюсова, К. Бальмонта. Р. испытал идейное воздействие древних гностич. учений, концепций Фр. Ницше, Л. Шестова и В. Розанова (двое последних были близкими друзьями Р.). Значимым духовным источником тв-ва Р. явилась русская народная культура.
Роман « Пруд » - перв. значительное произведение Р. (1-я незаконч. публикация: Вопросы жизни. 1905. № 4–11; 1-е отд. изд: СПб., 1908). В основе сюжета - судьба потомка купеческого рода Николая Огорелышева. Используя отдельные факты своей биографии (история матери, эпизоды из времен своего детства, ссылки), Р. создал произведение о безысходном трагизме бытия, безвинных человеч. страданиях, обусловленных волей рока. Сюжетное повествование чередовалось с лирич. «запевами» и «концовками» глав, как бы скрепляющими воедино мозаичные отрывки. Андрей Белый назвал роман «преталантливой путаницей», где все главы - «сплошная лирика». Сходная трактовка причин людских бедствий и господства зла в человеч. душах раскрыта в ранних рассказах Р. « На этапе » (1903), « Серебряные ложки » (1906), « Крепость » (1906), в повести « Часы » (1908).
Для Р. народное миросозерцание было наиболее близко к постижению светлых первооснов бытия. В 1907 Р. создал свою самую радостную и любимую кн. - сб. сказок « Посолонь », в кот. обратился к переработке фольклорных текстов. Задача писателя - восстановить скрытый под поздними наслоениями миф, воплощающий народный взгляд на мир. Времена года сменяются «посолонь» (по ходу движения солнца). Каждому из них соответствуют древние обряды, сохранившиеся в сказках, загадках, считалках, играх. Приключения сказочных героев (Чучелы-Чумичелы, Зайки, Кота-Котофеича и др.) разворачиваются на фоне поэтич. описаний жизни природы. Сказки Р. получили высокую оценку как в худож. кругах (А. Блок, М. Волошин, Вяч. Иванов, Андрей Белый и др.), так и в науч. среде (акад. А. Шахматов выдвинул кн. Р. на соискание Пушкинской премии АН).
С сер. 1900-х Р. стал перерабатывать памятники древнерусской лит-ры. Эта работа продолжалась более 50 лет. Р. был убежден во внутреннем единстве русской культуры и видел свою задачу в восстановлении разорванных связей между ее новыми и древними пластами. В человеческой памяти, считал Р., жива «прапамять» о прошлом, которое таким образом является частью настоящего. «В моих „реконструкциях” старинных легенд и сказаний не только книжное,- отмечал Р.,- а и мое - из жизни - виденное, слышанное и испытанное. И когда я сидел над старинными памятниками и, конечно, неспроста выбирал из прочитанного, а по каким-то бессознательным воспоминаниям - „узлам и закрутам” моей извечной памяти». В 1907 Р. написал перв. книгу переработок древних сказаний, запрещенных церковью,- « Лимонарь » (в пер. с греч. - «луг духовный»). Ее сюжеты основаны на народных версиях библейских событий, являющихся «отреченными», т.е. не принятыми как церковная догма.
В 1907 была поставлена пьеса Р. « Бесовское действо » (реж. Ф. Коммиссаржевский, декорации М. Добужинского), принесшая автору скандальную славу. Это притча о жизни и смерти, основанная на мат-ле фольклорных и древнерусских произведений. Вслед за ней Р. напис. пьесы « Трагедия о Иуде » (1908) и « Действо о Георгии Храбром » (1912), в кот. воскрешал традиции народного театра. В «Трагедии о Иуде» впервые появился обезьяний царь Асыка, раздающий ордена - «обезьяньи знаки», кот. была суждено долгая жизнь в тв-ве Р.
Мир света и радости был связан для Р. с миром мечты. Он находил его в сказочном далеке, в прошлом Древней Руси и в мифологич. пространстве придуманной им Обезьяньей Великой и Вольной Палаты (Обезвелволпала) - шуточного «тайного» об-ва, игры для детей и взрослых. Его фантастич. основатели - обезьяны - были существами сродни добрым лошадям - гуингнгмам Дж. Свифта. Они презирали человеч. сообщество, основанное на корысти, чванстве и зле, и принимали в свои ряды только добрых, талантливых и веселых людей. Возглавлял об-во никем никогда не видимый и никому не ведомый царь обезьяний Асыка Первый Обезьян Великий. Всеми делами за него управлял Р.- бессменный канцеляриус Обезвелволпала. Р. рассылал от имени и за подписью царя Асыки жалованные грамоты людям, заслужившим честь быть принятыми в чл. Ордена. Они награждались особыми титулами. Высший из них («князь обезьяний») имели самые уважаемые люди, такие как М. Горький, М. Пришвин, П. Щеголев. Кавалерами обезьяньего знака были А. Ахматова, Андрей Белый, В. Розанов, А. Кони и мн. др. друзья Р. М. Кузмин был музыкантом, Н. Гумилев - графом Обезвелволпала. Перв. обезьяньи «знаки» были выданы в 1908, последние - в 1950-е.
Повесть Р. « Крестовые сестры » (1910) стала этапным произведением, поставившим писателя в перв. ряды лит. элиты тех лет. Она продолжала традиции петерб. темы Пушкина, Гоголя, Достоевского и по-новому раскрывала ремизовскую концепцию рока, тяготеющего над судьбами героев. «Бурков дом», где жил гл. герой - отставной чиновник Маракулин, осмыслялся как символ всего СПб. и, шире, построенной Петром русской державы, где страдают многие. Глубине тематики соответствовали отточенность формы и музыкальность языка.
Собр. соч. Р., вышедшее в 1910–12, показало целостность худож. мира Р., парадоксально соединившего в себе балагура, сказочника и изобразителя кошмара и ужаса повседневной действительности. Соединение обеих сторон бытия было принципиально для Р., писавшего о центр. теме своего тв-ва: «Страды мира, беда человеческой жизни - как трудно жить на свете! Люди со средствами и те, что обречены на нищету, они одинаково тяготятся жизнью. А другая сторона - смешная».
В 1912 Р. напис. повесть « Пятая язва », посвящ. исследованию сути народного характера на протяжении русской истории от древнейших времен до современности. Гл. герой повести, «пятая язва» маленького городка следователь Бобров трагически отделен от своего народа, который он считает вправе судить и осуждать. На концепции повести сказалось усиление роли христианского идеала в мировоззрении Р. Критики отметили эстетическое и общественное значение произведения Р. Щеголев писал, что «дело, в конце концов, не в Студенце и не в Боброве. Разорение русской земли - вот истинная тема А. Ремизова, и самой повести его пристало бы название „Плача о погибели русского народа”». В письме Р. Андрей Белый отметил, что для него «Пятая язва», как и цикл стихов Блока «Куликово поле», - «произведения вещие».
Во втор. пол. 1910-х Р. публикует сб. сказок и переработок древнерусских легенд (« Докука и балагурье », 1914; « Весеннее порошье », 1915; «За Святую Русь », 1915; « Укрепа », 1916) и работает над романом « Ров львиный » (« Канава », 1914–19; вперв. опубл. частями: Канава // Русская мысль. Прага; Берлин. 1923–24. № 1–12; Про любовь: из романа «Ров львиный» // Воля России. 1926. № 5).
В годы революции пережил творч. подъем. Он воспринял революцию как мировой пожар, в огне кот. уничтожается старое и рождается новое. О преображающей силе рев. огня Р. писал в хронике февральской революции « Всеобщее восстание » (1918), переработке высказываний философа Гераклита «Электрон» (1919), книге « Огненная Россия » (1921) и в обобщающей книге « Взвихренная Русь » (опубл. в 1927). Для Р. революция - это и разрушение старой «Святой Руси», т.е. христианского миросозерцания, кот. Р. считал одной из гл. основ народного мировосприятия. Этой стороны Р. не принял ни в Февральской революции, ни в Октябрьском перевороте. Наиболее программно скорбь по концу огромного периода русской истории выражена Р. в « Плаче о погибели русской земли » (написан 5 окт. 1917). По Р., никакое соц. переустройство жизни не принесет результатов без нравств. возрождения людей. «Было бы ошибочно думать, - писал Р. в дневнике 1917, - что царствие Божие это какое-то справедливейшее устроение на земле, какие-то дома и храмы и, конечно, отхожие места самого последнего слова. <...> Для того чтобы наслаждаться в царствии Божием, при утонченной совести - надо не иметь совести - и вот Божия Матерь, как воплощение совести, хождение ее по мукам и есть образец того, что никогда не осуществимо царство Божие при наших условиях на нелегкой земле». В годы революции Р. работал в театральном отделе Наркомпроса, участвовал в худож. жизни революционного Пг. В 1921 Р. с женой покинул сов. Россию. С 1923 жил в Париже.
Годы эмиграции были для Р. годами пост. тоски по России, но и временем плодотворной творч. работы. 1920–30-е - время создания и обдумывания осн. книг Р., основанных на автобиогр. мат-ле. Погружение в глубины своего «я», в воспоминания стало неисчерпаемым источником тв-ва Р. При этом он понимал «память» не только как реальные воспоминания, но и как глубокую «прапамять» о своем перевоплощении в иных обличьях на протяжении разных эпох. С нач. 1930-х до 1949 Р. не удается публиковать свои книги отд. изданиями, поэтому большинство созданных до Второй Мировой войны произведений опубл. позднее. Времени детства посвящ. кн. воспоминаний « Подстриженными глазами » (1951), годам ссылки - « Иверень » (опубл. в 1986), петерб. периоду жизни Р. - кн. « Встречи.Петербургский буерак » (частично опубл. в 1981), годам парижской эмиграции - « Учитель музыки » (опубл. в 1981). На основе рассказов (дневников) жены Р. напис. книги о ее жизни - « Оля » (1927), « В розовом блеске » (1952).
Погружение в мир легенд, сказок и древнерусских сказаний стало для Р. еще одним мысленным путем на русскую землю. Он публикует сб. переработок сказок и церковных легенд « Три серпа » (т. 1 и 2, 1927), « Образ Николая Чудотворца » (1931), « Голубиная книга » (1946) и др. Начиная с кон. 1920-х Р. создал цикл пересказов древнерусских повестей о любви и судьбе (« Соломония», «Савва Грудцын», «Брунцвиг», «Мелюзина», «Бова Королевич», «Тристан и Исольда», «Повесть о двух зверях: Стефанит и Ихнелат», «О Петре и Февронии Муромских», «О Григории и Ксении Тверских » и др.). Их герои - книжники и мечтатели, испытавшие фантастич. приключения и великую любовь, почти всегда заканчивающуюся трагично.
С нач. 1930-х Р. обратился к жанру рукописных книг-альбомов, создав целые серии рисунков к своим произведениям. П. Пикассо, М. Ларионов, В. Кандинский, Н. Гончарова, М. Добужинский и мн. др. художники высоко ценили тв-во Р.-графика. Ю. Анненков отмечал, что «Ремизов несомненно мог бы рисовать, как Серов, как Репин или как Малявин. Но их музы его не вдохновляли. <...> Ремизов создавал полудетские, полузаумные графические фантасмагории, удивлявшие меня игрушечностью при глубоком графическом мастерстве. Он рисовал замечательно и диковинно». В конце жизни кн. Р. издавались мизерными тиражами в созданном друзьями Р. специально для публикации его произведений изд-ве «Оплешник» (чертик). После Второй Мировой войны Р. принял советское гражданство, но на родину не вернулся.
В истории русской лит-ры Р. остался как мастер слова и худож. формы, рассказывавший о России трагич. фантасмагории и волшебные сказки.
Соч.: Соч. СПб., 1910–12. Т. I–VIII; СС: В 10 т. М., 2000–02; Пруд [Редакция 1925 г.]. Berkeley, 2004.
Лит.: Рыстенко А. Заметки о сочинениях А. Ремизова. Одесса, 1913; Иванов-Разумник Р. Алексей Ремизов // Иванов-Разумник Р. Тв-во и критика: Ст. критические. 1908–22. Пг., 1922; Волошин М. Алексей Ремизов. Посолонь // Волошин М. Лики тв-ва. Л., 1988; Чуковский К. Ранний Ремизов // Чуковский К. СС. М., 1969. Т. 6; Добужинский М. Ремизовское «Бесовское действо» // Добужинский М. Воспоминания. М., 1987; Гречишкин С. Архив А. М. Ремизова // Ежегодник РО ПД на 1975 г. Л., 1977; Топоров В. О «Крестовых сестрах» А. М. Ремизова: Поэзия и правда. Статьи 1–2: ст. 1: Биография и тв-во в русской культуре нач. XX в. Блоковский сб. № IX // Ученые записки Тартуского гос. ун-та. Тарту. 1989. № 857; ст. 2: Функционирование русской лит-ры в разные ист. периоды. Труды по русской и славянской филологии // Там же. 1988. № 822; Slobin Greta N. Remizov's fiction. 1900–21. Illinois, 1991; Алексей Ремизов. Исследования и мат-лы. СПб., 1994; Грачева А. Алексей Ремизов и древнерусская культура. СПб., 2000; Доценко С. Проблемы поэтики А. М. Ремизова. Автобиографизм как конструктивный принцип тв-ва. Taллинн, 2000; Нагорная Н. Виртуальная реальность сновидений в тв-ве А. М. Ремизова. Барнаул, 2000; Обатнина Е. Царь Асыка и его подданные. Обезьянья Великая и Вольная Палата А. М. Ремизова в лицах и документах. СПб., 2001; Обатнина Е. А. М. Ремизов. Личность и творч. практики писателя. М., 2008; Данилова И. Лит. сказка А. М. Ремизова (1900–20-е гг.). Хельсинки, 2010; Грачева А. Жанр романа и тв-во Алексея Ремизова (1910–50-е гг.). СПб., 2010.
A. Грачева