Ремизова Серафима Павловна
РЕМИЗОВА Серафима Павловна (урожд. Довгелло; псевд. В. Н. Скоропадский) [1876 - май 1943, Париж, была похоронена на кладб. Банье, перезах. на кладб. Сент-Женевьев-де-Буа] - палеограф, переводчик, автор дневников.
Жена писателя А. М. Ремизова (с 1903). Вместе с Ремизовым выехала в эмиграцию, с 1921 жили в Берлине, с 1923 - в Париже. Преподавала славянско-русскую палеографию в Школе восточных яз. при Сорбонне (1924–39). Сотрудничала в парижском Об-ве друзей русской книги. Совершала поездки в Бельгию. В 1930-е выступала с публичными лекциями как историк и палеограф. Печ. в газ. «Возрождение». Перев. вместе с Ремизовым драму «Снег» Ст. Пшибышевского (ЛН. Т. 68).
Вела дневники и многочисленные записи, кот. Ремизов использовал в своей лит. работе. К примеру, ранние дневниковые записи Р. легли в основу книги Ремизова «Оля» («В поле блакитном») (Берлин, 1922; Париж, 1927). Многочисленные дружеские письма к Р., в частности от М. М. Пришвина, Ф. К. Тетерникова (Сологуба), А. В. Тырковой-Вильямс и особенно З. Н. Гиппиус, содержат многочисленные указания на различные обстоятельства частной и лит. жизни Ремизовых. Большой науч. интерес представляет семейная переписка Ремизовых, особенно письма писателя к жене.
Для Ремизова дневниковые мат-лы Р.были очень дороги. После смерти жены писатель тщательно собирал, систематизировал, вклеивал в тетради ее дневниковые записи. Им были составлены два объемных сб. «Пятилетие со смерти Серафимы Павловны» (1948) с письмами-соболезнованиями по поводу ее кончины и печатными некрологами и «Памяти С. П. Ремизовой-Довгелло» (1950-е) с газ. заметками о ежегодных панихидах по ней. В отд. сб-ки Ремизовым были склеены ее дневниковые записи и собств. письма к ней. Позднее, в 1945–48, Ремизов переписал дневниковые мат-лы Р. в четырнадцать больших тетрадей и сопроводил ее записи своими примеч., уточнениями, иногда обширными комм. Дневники Р. послужили «”подспорьем” как для главы “Сквозь огонь скорбей” в посвященном юности Серафимы Павловны романе “В розовом блеске” (1952), так и для книг, в которых на первый план была выведена история личной творческой биографии (“Иверень” и “Петербургский буерак”)». И хотя содержимое тетрадей писатель, по-видимому, издавать не планировал, поскольку в 1948 передал их на хранение другу Н. В. Резниковой, характер авторской правки и обработки оригинальных писем и прочих мат-лов при их переписке позволяет сделать вывод о том, что изначально эта рукопись являлась «одним из “подходов” к работе над автобиографическим романом». Т.о. архив Р. и текст, созданный Ремизовым на его основе, представляют собой интереснейший биографич. источник. По этим записям, письмам и док-там можно широко охарактеризовать круг заграничного общения писателя, подробно описать то положение, в кот. он оказался в эмиграции 1920–30-х, дополнив эту характеристику анализом поздних авторских комментариев 1940-х. Дневники Р. в посл. годы стали для Ремизова в значительной мере источником его лит. тв-ва.
Архив Р. поступил в фонды Гос. лит. музея в М. в 2012 от сына Н. В. Резниковой Е. Д. Резникова.
На странице альбома Р. 18 апр. 1915 С. Есенин оставил дарственную надпись «На память Серафиме Павловне Ремизовой» и записал стих. «Задымился вечер. Дремлет кот на брусе...» (альбом с автографом хранится в частном собрании в США). В сб. «В год войны: Артист - солдату» (Пг., 1915) напечатан сонет Б. Садовского, посв. С. П. Ремизовой-Довгелло. М. М. Пришвин писал о Р.: «Ремизова как человека нет совершенно: человек, должно быть, весь в Серафиме Павловне, она его поглотила и направила».
Лит.: Чессар-Гучкова Л. Памяти С. П. Ремизовой-Довгелло // Русская мысль (Париж). 1973. 13 сент.; Д'Амелия А. Переписка А. Ремизова с С. Ремизовой-Довгелло // EuropaOrientalis. 1985. № IV; 1987. № VI; 1990. № IX; Струве Г. Русская лит-ра в изгнании. Изд. 3-е. Париж-М.: YMKA-Press, 1996; Резникова Н. В. Огненная память. Воспоминания об Алексее Ремизове. СПб., 2012; Обатнина Е. Р. На вечерней заре. Письма А. М. Ремизова С. П. Ремизовой-Довгелло: 1907 год // Русская лит-ра. 2014. № 1; Урюпина А. «Жили одиноко и скрытно» // Октябрь. 2015. № 7.