Ренников Андрей
РЕ́ННИКОВ Андрей (наст. имя Андрей Митрофанович Селитренников) [26.12.1882, Кутаиси - 25.11.1957, Ницца] - прозаик, драматург.
Детство Р. прошло на Кавказе, в Батуме, затем в Тифлисе. Р. мечтал стать музыкантом, играл на скрипке, занимался теорией музыки. После окончания классической гимназии в Тифлисе поступил в Новороссийский ун-т в Одессе, где окончил физико-математический и историко-филологич. фак-ты. В 1907 Р. получил золотую медаль за соч. « Система философии В. Вундта », был оставлен на кафедре, готовился к проф. званию. Однако новое пристрастие вторично изменило жизнь Р.- он сменил науку на журналистику.
К сотрудничеству в прессе Р. пристрастился в студенч. годы. В 1906 - рецензия на кн. В. Брюсова «Stephanos» (Одесский листок. 1 янв.), публиковал и др. мат-лы. Оставив ун-т, Р. стал пост. сотрудником этой газ. В 1911 Р. выпустил в СПб. тиражом 500 экз. кн. « Стихотворения и заметки ». Одновременно в Одессе вышел сб. Р. « Спириты и другие юмористические рассказы ».
В 1912 Р. переехал в СПб., где стал сотрудником суворинской газ. «Новое время»: это придало Р. устойчивый негативный образ в глазах лит. общественности, поскольку либеральная русская интеллигенция чрезвычайно отрицательно относилась к этому «черносотенному» изд. Помимо фельетонов, рассказов и очерков, напечатанных в «Новом времени», Р. в 1910-е издал неск. кн. - « Сеятели вечности » (1912), сатирич. роман « Тихая заводь » (1914), « Золото Рейна. О немцах в России » (1915), « В стране чудес: правда о прибалтийских немцах » (1915), очерки « Самостийные украинцы » (1915), сб. рассказов « Лунная дорога » (1916), соц. роман « Разденься, человек » (1917) и др. Все это тем не менее не придало Р. статуса беллетриста в глазах литераторов, и, сообщая о нем в рубрике «Судьба и работы русских писателей, ученых и журналистов», берлинский ж. «Новая русская книга» назвал Р. «фельетонистом газеты „Новое время”» (1922. № 7).
Революцию и большевиков Р. категорически не принял, включился в контррев. деятельность, ред. добровольческую газ. «Заря России», а в марте 1920 из Новороссийска эмигрировал в Белград помогал там в воссоздании «Нового времени» и продолжал оставаться актив. сотрудником этой газ. в 1921–26. Затем, переехав в Париж, Р. предпринял немалые усилия для того, чтобы перенести изд. «Нового времени» во Францию, что, впрочем, завершилось неудачей.
В Белграде Р. напис. романы « Туши живые » (1925), « За тридевять земель » (1926), рассказывающие о судьбе эмигрантов, писал пьесы - « Тамо далеко » (1922), « Галлиполи » (1925), комедию « Беженцы всех стран » (1925). 7 комедий Р. изд. в 1931 в Париже, в 1934 в Харбине вышла его пьеса « Борис и Глеб ». Драм. произведения Р. ставились на русской сцене в Сербии, Болгарии, Франции, Германии, Швейцарии, Китае, Финляндии, но он продолжал оставаться беллетристом.
Неприятие большевиков, попытки предсказать, чем окончатся их соц. эксперименты, побудили Р. на создание произведений-антиутопий. В 1925 написал «роман будущего» « Диктатор мира », действие кот. разворачивается в 1950 в Германской Демократической Республике, а затем переносится в Россию, где уже восстановилась монархия и вернувшиеся домой эмигранты наконец-то обрели душевный покой. Этой же теме посвящ. и некот. рассказы Р. из сб. « Незваные варяги » (1929) - в частности, « Русский интернационал » и « Будущие городничие », повествующие о приехавших на родину после свержения большевиков эмигрантах. Один из бывших эмигрантов, назначенный губернатором, показывает сапожнику, как надо шить сапоги, дает водителю трамвая технич. советы, а продавца газет учит выкрикивать «ходкие» новости. При наличии в рассказах Р. живого юмора от повествования все же веет грустью и безнадежностью.
Переехав в 1926 из Белграда в Париж и расставшись т.о. с «Новым временем», Р. связал свою судьбу с газ. (после Второй мировой войны ставшей журналом) «Возрождение» и сотрудничал в этом изд. до конца жизни, помещая там рассказы, ст. и очерки о жизни, работе и отдыхе русских эмигрантов. Не оставлял Р. в эти годы и крупные жанры. В 1930 вышел его роман о русских беженцах « Жизнь играет », затем Р. написал детективный роман « Зеленые дьяволы » (1937), а после войны - « Кавказская рапсодия » (1952).
В посл. годы жизни Р. опубл. в неск. номерах «Возрождения» «психологические этюды» (1955), статью о русском яз. « Могучий язык » (1955), рассказы « Крейцерова соната » (1955) и « Клюквенный квас » (1956). Но осн. внимание на закате жизни Р. уделил своим мемуарам. В 1954 в Нью-Йорке вышла кн. Р. « Минувшие дни », в кот. с ностальгической теплотой он вспоминал, в частности, о работе в «Новом времени»; в одной из рец. отмечалось: «Книга, несмотря ни на что, веселая, талантливая, острая, и жалеешь, когда подходишь к ее концу» (Возрождение. 1955. № 39). Публикация «Минувших дней» продолжилась в ж. «Возрождение» (1955), а затем там же появились и др. мемуары Р.: « Гимназические воспоминания » (1955–56), « Первые годы эмиграции » (1957).
Длившаяся неск. десятилетий весьма плодотворная творч. деятельность Р. до сих пор, по существу, осталась неоцененной.
Соч.: Незваные варяги. Париж, 1929; Комедии: Сказка жизни. Пестрая семья. Чертова карусель. Золотая работница. Брак по расчету. Жених. Встреча. Париж, 1931.
Лит.: Мейер С. «Возрождение» и белая идея // Возрождение. 1955. № 44.
В. Попов