Ренников Андрей


РЕ́ННИКОВ Андрей (наст. имя Андрей Митрофанович Селитренников) [26.12.1882, Кута­иси - 25.11.1957, Ницца] - прозаик, дра­матург.

Детство Р. прошло на Кавказе, в Батуме, затем в Тифлисе. Р. мечтал стать музыкантом, играл на скрипке, занимался теорией музы­ки. После окончания классической гимназии в Тифлисе поступил в Новороссийский ун-т в Одессе, где окончил физико-математичес­кий и историко-филологич. фак-ты. В 1907 Р. полу­чил золотую медаль за соч. « Система фило­софии В. Вундта », был оставлен на кафедре, готовился к проф. званию. Однако новое пристрастие вторично изменило жизнь Р.- он сменил науку на журналистику.

К сотрудничеству в прессе Р. пристрастил­ся в студенч. годы. В 1906 - рецензия на кн. В. Брюсова «Stephanos» (Одесский листок. 1 янв.), публиковал и др. мат-лы. Оставив ун-т, Р. стал пост. сотрудни­ком этой газ. В 1911 Р. выпустил в СПб. тиражом 500 экз. кн. « Стихо­творения и заметки ». Одновременно в Одессе вышел сб. Р. « Спириты и другие юмористические рассказы ».

В 1912 Р. переехал в СПб., где стал сотрудником суворинской газ. «Новое вре­мя»: это придало Р. устойчивый негативный образ в глазах лит. общественности, посколь­ку либеральная русская интеллигенция чрез­вычайно отрицательно относилась к этому «черносотенному» изд. Помимо фелье­тонов, рассказов и очерков, напечатанных в «Новом времени», Р. в 1910-е издал неск. кн. - « Сеятели вечности » (1912), сатирич. роман « Тихая за­водь » (1914), « Золото Рейна. О немцах в России » (1915), « В стране чудес: прав­да о прибалтийских немцах » (1915), очерки « Самостийные украинцы » (1915), сб. рассказов « Лунная дорога » (1916), соц. роман « Разденься, че­ловек » (1917) и др. Все это тем не менее не придало Р. статуса беллетриста в глазах ли­тераторов, и, сообщая о нем в рубрике «Судьба и работы русских писателей, ученых и журналистов», берлинский ж. «Новая рус­ская книга» назвал Р. «фельетонистом газеты „Новое время”» (1922. № 7).

Революцию и большевиков Р. категориче­ски не принял, включился в контррев. деятельность, ред. добро­вольческую газ. «Заря России», а в марте 1920 из Новороссийска эмигрировал в Бел­град помогал там в воссоздании «Нового времени» и продолжал оставаться актив. сотрудником этой газ. в 1921–26. Затем, переехав в Париж, Р. предпринял немалые уси­лия для того, чтобы перенести изд. «Но­вого времени» во Францию, что, впрочем, завершилось неудачей.

В Белграде Р. напис. романы « Туши живые » (1925), « За тридевять земель » (1926), рассказывающие о судьбе эмигран­тов, писал пьесы - « Тамо далеко » (1922), « Галлиполи » (1925), комедию « Беженцы всех стран » (1925). 7 коме­дий Р. изд. в 1931 в Париже, в 1934 в Харбине вышла его пьеса « Борис и Глеб ». Драм. произведения Р. ста­вились на русской сцене в Сербии, Болга­рии, Франции, Германии, Швейцарии, Ки­тае, Финляндии, но он продолжал оставать­ся беллетристом.

Неприятие большевиков, попытки пред­сказать, чем окончатся их соц. экспе­рименты, побудили Р. на создание произве­дений-антиутопий. В 1925 написал «ро­ман будущего» « Диктатор мира », дейст­вие кот. разворачивается в 1950 в Гер­манской Демократической Республике, а за­тем переносится в Россию, где уже восстано­вилась монархия и вернувшиеся домой эмиг­ранты наконец-то обрели душевный покой. Этой же теме посвящ. и некот. расска­зы Р. из сб. « Незваные варяги » (1929) - в частности, « Русский интернационал » и « Будущие городничие », повествующие о приехавших на родину после свержения большевиков эмигрантах. Один из бывших эмигрантов, назначенный губернатором, по­казывает сапожнику, как надо шить сапоги, дает водителю трамвая технич. советы, а продавца газет учит выкрикивать «ходкие» новости. При наличии в рассказах Р. живого юмора от повествования все же веет грустью и безнадежностью.

Переехав в 1926 из Белграда в Париж и расставшись т.о. с «Новым вре­менем», Р. связал свою судьбу с газ. (после Второй мировой войны ставшей журналом) «Возрождение» и сотрудничал в этом изд. до конца жизни, помещая там рассказы, ст. и очерки о жизни, работе и отдыхе рус­ских эмигрантов. Не оставлял Р. в эти годы и крупные жанры. В 1930 вышел его роман о русских беженцах « Жизнь играет », за­тем Р. написал детективный роман « Зеле­ные дьяволы » (1937), а после войны - « Кавказская рапсодия » (1952).

В посл. годы жизни Р. опубл. в неск. номерах «Возрождения» «пси­хологические этюды» (1955), статью о рус­ском яз. « Могучий язык » (1955), рассказы « Крейцерова соната » (1955) и « Клюквенный квас » (1956). Но осн. внима­ние на закате жизни Р. уделил своим мемуа­рам. В 1954 в Нью-Йорке вышла кн. Р. « Минувшие дни », в кот. с ностальгиче­ской теплотой он вспоминал, в частности, о работе в «Новом времени»; в одной из рец. отмечалось: «Книга, несмотря ни на что, веселая, талантливая, острая, и жале­ешь, когда подходишь к ее концу» (Возрож­дение. 1955. № 39). Публика­ция «Минувших дней» продолжилась в ж. «Возрождение» (1955), а затем там же по­явились и др. мемуары Р.: « Гимназические воспоминания » (1955–56), « Первые го­ды эмиграции » (1957).

Длившаяся неск. десятилетий весьма плодотворная творч. деятельность Р. до сих пор, по существу, осталась неоценен­ной.

Соч.: Незваные варяги. Париж, 1929; Комедии: Сказка жизни. Пестрая семья. Чертова карусель. Золо­тая работница. Брак по расчету. Жених. Встреча. Париж, 1931.

Лит.: Мейер С. «Возрождение» и белая идея // Воз­рождение. 1955. № 44.

В. Попов

  • Ренников Андрей