Рощин Анатолий Иванович
РО́ЩИН Анатолий Иванович [15.6.1934, д. Медведи Орловской обл. - 9.7.2002, СПб.] - прозаик, поэт, публицист.
Сведения о детских и юношеских годах практически недоступны, поскольку отсутствует цельный архив писателя, что со временем может быть отчасти восстановлено. В наст. время бумаги из архива Р. находятся у разных лиц, иногда не установленных. Известно лишь, что он рано лишился матери, умершей от тифа, отца знал мало, воспитывался в основном бабушкой. Об этом Р. хорошо рассказал в кн. «Посох кудесника».
В «Биобиблиографическом справочнике» СП России (СПб., 2006) дается следующая справка о Р: «Окончил ЛГУ (1959), затем работал в г. Махачкала и в Горьком. С 1961 учился в аспирантуре, затем стал преподавателем Института живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Репина. Кандидат искусствоведения (1969), профессор. Первая литературная публикация состоялась в 1967. Член Союза писателей России с 1994. Однако год смерти указан ошибочно (там 2001, а не 2002). К этой справке следует добавить, что долгие годы Р. был научным сотрудником Музея Академии художеств и прежде чем стать писателем, он сделал ряд искусствоведческих публикаций, в т.ч. и монографии о тв-ве художника Вахромеева, был одним из первых, кто публ. мат-лы о художнике Филонове, тогда еще почти неизвестном. Однако искусствоведение он не считал своим призванием. Его пост. мучило, что эта профессия забирала у Р. немало творч. сил. Он чувствовал себя писателем, но долгое вр. не имел выхода к читателю.
В кон. 1960-х Р. был одним из активистов патриотич. клуба «Россия», участвовал в вечерах клуба, принимал актив. участие в организации выставок, в поиске творчески одаренной молодежи, среди кот. пользовался популярностью, особенно как рассказчик-импровизатор.
Некот. время Р. посещал ЛИТО при СП, работавшее в Доме книги (Невский пр., д. 28), посещал ЛИТО «Дружба» при ЛО изд-ва «Детская лит-ра».
С кон. 1977 Р. становится гл. ред. ЛО изд-ва «Детская лит-ра». К этому вр. относится знакомство Р. с писателем С. Ворониным, написавшим напутствие к рассказам Р., опубл. в советско-болгарском ж. «Дружба». В нем опубл. рассказы «Земные ягоды», «Августовская полынь»,«Обретение страны» и «Ясень» , в кот. Воронин сумел разглядеть талант молодого писателя. «Попробуйте на двух-трех страницах написать совершенно законченный рассказ, в котором есть сюжет и характеры, и завязка, и развязка, и кульминация, и мысль есть, и чувство. И вы убедитесь: не так-то легко это сделать. Тут нужна какая-то особенная способность прожигательного стекла собирать большой луч света, чтобы превратить в тонкую воспламеняющую точку. Да, таково должно быть умение пишущего короткие рассказы - не зарисовки, а именно рассказы. Трудное и замечательное умение. К тому же такие рассказы должны быть написаны и языком собственным - ярко, емко и точно. <…> Так пишет молодой ленинградский писатель Анатолий Рощин. Густо, зримо, по-своему. И это помогает ему создавать определенное настроение в его коротких рассказах, что очень трудно». (Воронин С. Доброго пути // Дружба. 1979. № 2). «Чистоту и ясность языка» Р. отмечала Т. Батурина во вст. статье к кн. стихов Р.
В 1978 в альм. «Молодой Л-д» опубл. рассказ Р. «Сад моего детства», где Р. впервые выходит к читателю со своей осн. темой - темой детства. Здесь читатель соприкасается со своего рода мифом о детстве и тех мифологич. основах, кот. еще сохраняются в недрах русской деревенской жизни. Одновременно у Р. проходят публикации в газ. «Невская заря», ж. «Искорка», но к широкому читателю Р. так и не получает выхода.
Как писатель Р. целиком состоялся в девяностые годы. Р. издает две кн. сказок «Живая вода» (СПб., 1992) и «Шмелиный король» (СПб., 1996), кн. прозы «Посох кудесника» (СПб., 1993) и кн. стихов «Золото шагов твоих» (СПб., 1998). Этим, в сущности, и исчерпывается то, что Р. удалось опубл. при жизни. Оценить реально объем его творч. наследия в наст. время не представляется возможным. Однако для лит. процесса огромное значение имеет повесть Р. «Посох кудесника». Герои повести - простые деревенские люди. Но стоит произнести имена Гылим, дед Кавун, дед Домохтей, Устин Кадушка, Лявон, Шайдур, кузнец Беляног, старик Бриль - как сразу понимаешь, что это не просто какая-то деревня, это метафизика деревенской жизни, мифология детства мальчика, выросшего на орловской земле. Дер. Лешня, где живут эти люди, Навинская гора, конь Ворон, конь Ветеран или конь Игренька, чуть не утонувший на реке Сож, где отец мальчика, не щадя своей жизни, бросается в ледяную купель спасать этого коня, Миронков сад - некий метафизический заповедник, мечта каждого мальчишки… Сюжетно события, описанные в этих рассказах, мало значимы, но мировоззренчески они безмерны. Повести Р. предпослано небольшое предисл. «Русь потаенная», где писатель объясняет творч. мотивацию своей работы: Каждый раз, возвращаясь из глухих уголков на Брянщине, хранившей отзвуки языческой прародины славян и пробуждавшей почему-то в моем воображении и летучую рать Святослава, и славянские червленые щиты, и струги, и златые врата Царьграда, я долго не могу освободиться от образа этой потаенной Руси, подобный затонувшему граду Китежу». В сущности, Р. в кн. «Посох кудесника» и пытается поднять со дна морского Китеж своего детства, затонувший в еще недавнем прошлом, но существующий все еще в сердце русского мальчика, ставшего теперь уже творцом русского слова и певцом своего детства.
Повесть состоит из цепи отд. рассказов-воспоминаний о детстве писателя. Сюжетно эти рассказы могут существовать самостоятельно, как, впрочем, и в единой мозаике. Сами события, может быть, не столь и значительны, но в том, как они поданы рассказчиком, какую роль они играют в его становлении, в ощущении удивительной близости к сегодняшней жизни славянского мифологического прошлого народа - во всем этом ощущается какая-то цементирующая метафизика, связующая разные времена воедино. На этом пути писатель добивается значительных успехов, а там, где он не добирает как прозаик, он восполняет пробелы книгой лирики «Золото шагов твоих». Это было отмечено Батуриной в ст. «Заповедное», предпосланной сб. стихов: «Когда-то я нисколько не удивилась, что искусствовед, обстоятельно и возвышенно пишущий о живописи, оказался автором очаровательных сказок, написанных одновременно в духе и мировой сказочной традиции, и русского народного творчества, и совершенно по-своему. И то, что после сказок, рассказов, повестей он собрал книгу стихов, мне тоже показалось естественным. Очевидно, что-то, что наполняет душу, он все-таки не выразил в своей прозе. И вот потребовались средства поэзии, - как он сам считает, заключенные в ней ритмические, музыкальные возможности для выражения внутреннего, сокровенного духа жизни, полного затаенной радости и красоты». Стихи Р., в сущности, продолжение его прозы, особенно сказок. Батурина отмечает, что «обращаясь к глубинным основам бытия, он создает особый мир с его переживаниями, тревогами, прозрениями, надеждами и любовью. Этот мир совсем не похож на тот, что нас окружает. Все в нем сказочно, духовно озарено, лишено житейской конкретности. Стихи Р. мне показались продолжением его сказок. Но это уже сказки о состоянии его собственной души. Жизнь видится сквозь призму добрых основ православия, растворившихся в стихии языческих представлений. Это неожиданно сочетается с возникающим вдруг импрессионистическим восприятием явлений природы, предстающей в стихах умным и тонким художником. Осень творит легко и изящно: „Хмурый день, тонкий блик паутины, в небесах потускневшая просинь. Сень деревьев, чуть тронутых тушью, лунной каплей сквозит росяница”. Таковы одухотворенные описания природы, через которые писатель как бы причащает к ее тайнам, скрытым в шептании тростников и в пении птиц. Кто знает, может быть, в своих стихах Рощин найдет какие-то новые тропинки, ведущие к открытиям в его поэтичной и глубоко нравственной прозе». Это глубокое и точно подмеченное наблюдение. Поэтич. мир Р. действительно неотделим от его прозы. Как и в рассказах, в стихах у Р. живет «Брань незримая», «Синеокая Русь», Лель и Лада и немало др. понятий, имеющих славянский привкус. Один из циклов назван «Русь поднебесная» - это очень точное указание на то, к чему обращена душа поэта, стих. с одноименным названием заканчивает кн. лирики.
У Р. сильна ист. (генетич.) память, не дающая ему покоя: «Русь, крестьянин я, орловчанин, / С веком косо глядящий на Юг, - / Не бежит ли степняк-половчанин / Заарканить славянских подруг». Изредка Р. говорит о своей судьбе. Так, в стих. «О, укрой меня, Русь» Р. обращается: «Ты прости меня, Господь, / Что не жил, как надо, / Что терзала меня плоть / Горькою усладой. / Что горел в своей мечте / сушняком еловым / И был распят на кресте / За родное слово. / Но я чтил в душе приют / Светлых откровений, / Где лишь ангелы поют / Из родных селений». Р. действительно жил с ощущением, что его распинают на кресте за родное слово, к высокой службе которому он всю жизнь стремился и служил по мере дарования и по мере возможностей. Иногда в стихах Р. встречаются удивительные образы: «Земля в половодье света, / солнце - огненный плуг!». Здесь чувствуется его языческое мироощущение. Но в большинстве своем стихи наполнены знакомой поэтич. лексикой.
Возможно, поэтич. тв-во Р. не станет существенным вкладом именно в поэзию. Свойство Р. таково, что его тв-во следует рассматривать цельно и прежде всего как прозаика, пишущего поэтич. прозу, мифологизирующую деревенское детство русского мальчика, взросшего на орловской земле. Однако дать цельную и многогранную оценку творч. наследия Р. в наст. время не представляется возможным.
Соч.: Живая вода: Сказки. СПб., 1992; Посох кудесника: Повесть. СПб., 1993; Золото шагов твоих: Лирика. СПб., 1993; Шмелиный король: Сказки. СПб., 1996.
Лит.: Воронин С. Доброго пути // Дружба. 1979. № 2; Батурина Т. Заповедное (проза) // Рощин А. Золото шагов твоих. СПб., 1993; Кречетов В. Анатолий Рощин // Кречетов В. Яйцо Леды. СПб., 2003; Биобиблиогр. справочник СПбО СП России / Сост. А. И. Белинский. СПб.: Дума, 2011.
В. Кречетов