Родионов Иван Александрович
РОДИО́НОВ Иван Александрович [8(20), по др. данным 9(21).10.1866, ст. Камышовская Области Войска Донского - 24.1.1940, Берлин; похоронен на православном кладб. в Тегеле] - прозаик, публицист.
Из дворян Области Войска Донского. Профессиональный военный. Воспитывался в Елисаветградском кавалерийском училище (1881–84) и Новочеркасском юнкерском училище (1884–86), куда перевелся по собств. желанию. Окончил училище по 1-му разряду и был выпущен подхорунжим в комплект донских казачьих полков. Служил в 1-м и 10-м донских казачьих полках. Смолоду мечтал стать писателем (см. рукопись его ранней повести о помещичьей жизни на Кубани - архив Боровичского краеведч. музея Новгородской обл.). Перв. выступление в печ. - « Казачьи очерки » (Русское обозр. 1894. № 4–6) о действиях против горцев казачьего отряда под командованием Я. Бакланова.
В годы перв. русской революции подъесаул Р. командовал казачьей сотней, усмирявшей бунтовавших рабочих в г. Боровичи. Выйдя вскоре в отставку, женился на А. Кованько, дочери заводчицы, и поселился в ее родовом имении Устье. Служил в Боровичах земским начальником. Близкое знакомство с председателем Гос. думы в 1911–17 помещиком М. Родзянко (сосед Р. по имению), иеромонахом Илиодором (в миру С. Труфанов, земляк Р., донской казак) и епископом Гермогеном (в миру Г. Долганов) способствовало обретению широких связей и знакомств с сановными и церковными (Р. был очень набожным человеком) кругами М. и СПб. Р. был представлен царской семье.
Написанная Р. по горячим следам перв. русской революции повесть « Наше преступление (Не бред, а быль) » с подзаголовком «Из совр. народной жизни» принесла автору неожиданную и шумную известность. Кн. появилась в изд-ве А. Суворина осенью 1909 и в теч. последующего года выдержала 5 изд. Вскоре ее перевели на мн. европейские яз. По инициативе А. Кони «Наше преступление» было выдвинуто на соискание Пушкинской премии.
Сочинение Р. поражало читателя пусть и односторонней, но трезвой и жестокой правдой о народе, кот., как утверждал автор в предисл., «спился, одичал, озлобился, не умеет и не хочет трудиться». Причиной тому - «разобщение русского культурного класса с народом». По мнению Р., «народ брошен и, беспомощный, невежественный, предоставлен собств. бедной судьбе. Если вовремя не прийти к нему, то исход один - бездна, провал, дно». Автор призывал интеллигенцию нести «во глубину России мир, свет и знания». «Наше преступление» вызвало разноречивые отклики критики. Так, полит. обозреватель «Нового времени» М. Меньшиков отмечал, что «после „Воскресения” гр. Л. Н. Толстого» он «не читал более талантливого и более важного по значению романа, как „Наше преступление”». Соглашаясь с Р. в том, что «русское образованное общество бросило народ на произвол стихий», Меньшиков добавлял: «идет гражданская война», «самоистребление» народа, «взаимная порча жизни» (Новое время. 1909. 25 окт.). К. Чуковский назв. «Наше преступление» «самой отвратительной, самой волнующей, самой талантливой из современных книг». По его мнению, «это те же „Вехи”, но не об интеллигенции, а о крестьянах». Повесть К. Чуковский противопоставлял горьковскому «Лету», отдавая явное предпочтение автору «Нашего преступления»: «Правда ему (Горькому. - Ред .) не нужна. Ведь не рассказы он пишет, а манифесты. Им уже сочинен манифест о рабочих „Мать”; манифест о крестьянах - „Лето”; теперь и о мещанах печатается его манифест „Городок Окуров”. Ни одного российского коллектива не хочет он оставить без манифеста. Скоро, кажется, возьмется за дворян» (Речь. 1911. 28 февр.). Восторженно встретил появление книги Б. Глинский: «...Спасибо талантливому автору, который сразу одной небольшой книжкой создает себе крупное имя в русской литературе, за его труд, за его диагноз больной деревенской России» (Ист. вестник. 1910. № 5). И. Соловьев отмечал, что Р. вывел новый тип крестьянина - «он и убийца, и развратник, и богохульник, и все это им творится <...> из любви к искусству», в нем - «дикое, бессознательное, стихийное глумление над „общей правдой”» (Преступление интеллигенции. Критико-публицистич. очерк по поводу выхода книги Родионова «Наше преступление». М., 1911). Заинтересованным читателем повести был Л. Толстой, высказавшийся (31 окт. и 1 нояб. 1909) по ее поводу: «Талантливо, но мысль нехороша. Описывает разврат народа. Это хорошо описано: он знаток, но односторонне»; «Прекрасный язык, народный... Суд ужасно длинен, но прекрасно, верно описан» (ЛН. Т. 90. Кн. 4). Благоприятное впечатление о «романе... дышащем неподдельной искренностью и несомненной правдой»,- сообщал в письме А. Кони от 28 окт. 1909 К. Р. (Константин Романов) (Новый мир. 1994. № 4). Пушкинской премии Р. не получил, однако рецензент А Гиляров, автор официального отзыва, считал, что повесть «Наше преступление» «заслуживает похвального отзыва» за меткие характеристики и яркие бытовые картины, в целом же она - «тенденциозная, с резко выраженной боевой политической окраской <...> произведение лжехудожественное» (Архив РАН. СПб., филиал. Ф. 9. Оп. 3).
Новое произведение Р. - сатирич. былина « Москва-матушка » (СПб., 1911; Екатеринослав, 1911; Берлин, 1921) - обнаруживала весьма специфичный, «казачий» взгляд автора на отд. периоды русской истории, в частности, взаимоотношения «порфироносной вдовы» Москвы-матушки с ее «сынком» Петербургом. Либеральная печать обошла былину молчанием. Монархическая же пресса обвинила Р. в клевете: «Это злая сатира на всю Русь». Автор «не уловил духа истории... не смог изобразить в живых картинах великих деяний М. как Собирательницы Земли, как созидательницы Русского Царства» (Земщина. 1911.19 сент.).
В дек. 1911 Р., убежденный монархист, примкнул к заговору против Г. Распутина, организованному Илиодором (см.: Родзянко М. Крушение империи. Л., 1929; Илиодор (С. Труфанов). Гриша // Белецкий С. П. Григорий Распутин (Из записок). Пг., 1923). После провала заговора Р., втянутый в орбиту закулисных интриг, в меру сил и возможностей продолжал борьбу против Распутина, оказывая всяческую поддержку его противникам. Всей деятельностью, творческой и гражданской, Р. стремился обратить внимание русского образованного об-ва на то, что, по его мнению, являет опасность и мешает естеств. течению нац.-ист. жизни России. В февр. и марте 1912 Р. выступил в Русском собрании СПб. с д-дами, вскоре изданными отд. кн. в типографии А. Суворина (Два доклада. Неужели гибель? Что же делать? СПб., 1912), в которой дал развернутый анализ состояния экономич., соц., культурной и церковной жизни страны, охарактеризовав его как катастрофическое: «Теперь народ отшатнулся от церкви и перестал бояться и уважать власть <...>. И народ доспел до революции. Он перестает быть народом-созидателем, народом-государственником и с головокружительной быстротой всей своей громадой обращается в преступную чернь <...>, народ пойдет убивать и грабить всех и вся, доколе камня на камне не останется. И Россия в настоящем положении моему воображению рисуется, как безбрежный, взбаламученный океан, голодный и злобный <...>. Народ заплутался, потеряв смысл своего существования, и с звериным ревом тяжелой глыбой ринулся в нижнюю бездну». В том, что народ пьет, распутничает, богохульствует, физически вырождается («мечты Петра Верховенского сбылись как сон наяву»), Р. обвинил сионистов, будто бы умышленно спаивающих народ, захвативших российскую печать, финансы, торговлю и др. области, прибегнув к стандартному набору антисемитских измышлений, и т.п. В «Двух докладах» Р. остановился на положении казачества, предостерегая: «Революции и бунты не могут у нас иметь решительного успеха до тех пор, пока за целость престола стоит казачество. Но сохрани Бог, если оно поколеблется». К этим мыслям Р. возвращается в историко-публиц. очерках « Тихий Дон », печ. в 1913 в ж. В. Пуришкевича «Прямой путь», кот. вскоре были изд. отд. книгой (СПб., 1914, на титуле - 1913). В кн. «Тихий Дон» Р. выступил против законодательных актов правительства, направленных на «расказачивание» - ущемление исторически завоеванных привилегий казачества, кот. Россия, по его мнению, во многом обязана своим существованием. Р. считал роковой ошибкой заселение Донской обл. иногородними и инородцами, в чем видел предпосылки для возможного конфликта между коренным и некоренным населением. «Мнение о том,- подчеркивал Р., - что казачество как сословие исчерпало себя, совершенно ошибочно».
В годы Первой мировой войны Р., есаул 39-й особой казачьей сотни, принимал участие в боевых действиях. С окт. 1915 Р. - штаб-офицер при цензурном отделении - назначен ред. газ. Юго-Западного фронта «Армейский вестник», которую редактировал вместе с А. Курсинским, изредка помещая в ней статьи и заметки (за подписями «И. Р.» и «Р.») на обществ.-полит. темы, о пьянстве, дезертирстве в армии, откликался на события столичной жизни.
В окт. 1916 Р. оставил пост ред. «Армейского вестника». В мае 1917 принял участие в работе 1-го Всероссийского офицерского съезда, кот. состоялся 7–22 мая (20 мая - 4 июня) в Могилеве. На этом съезде был принят устав и избран Главный комитет, который сыграл важную роль в подготовке и проведении корниловского мятежа. В сент. 1917 Р., член Гл. комитета «Союза офицеров армии и флота» и актив. участник корниловского выступления, был арестован вместе с др. его участниками и по решению Чрезвычайной следственной комиссии для расследования мятежа содержался в быховской тюрьме вместе с Корниловым, Деникиным, Лукомским и др. будущими деятелями Белого движения. Тогда записал в быховский альбом: «В России пир во время чумы. Но не вечна ночь... Тяжко думать, что розоветь начнет тогда, когда от великой русской земли останутся одни жалкие лохмотья, а отрезвевший народ увидит себя одураченным, обобранным, под чужеземным потом» (Белое дело. Летопись борьбы. Берлин, 1927. Ч. 2).
После освобождения из быховской тюрьмы Р. бежал на Дон, в столицу Войска Донского Новочеркасск. Здесь редактировал газ. «Донской край» и «Часовой», занимал крайне монархические и прокрасновские позиции. В Новочеркасске переиздал кн. «Протоколы сионских мудрецов» (см.: Бостунич Г. Правда о Сионских протоколах. Мит-ровица. Югославия, 1921). В 1918 принял участие в корниловском Ледяном походе, позднее описал его в повести « Жертвы вечерние (Не вымысел, а действительность) » (Берлин, 1922). А. Гершельман в «Двуглавом орле» писал: «Недавно вышедшая и за короткий срок получившая широкую известность книга» рисует «гибель безумно смелых детей за преступления отцов, пошлой игрой в либерализм промотавших свою родину» (1922. Вып. 29; др. рецензии: Рогович А. // Там же. Берлин. 1922. № 30; Изгнанник // Казачий сб. 1922. № 1).
Службу в Добровольческой армии Р. закончил полковником. Рано отошел от Белого движения, поняв его ист. обреченность. Эмигрировал в Турцию. Вызвавший его оттуда генерал Врангель предложил «стать во главе печатного дела» армии, однако Р. отказался от этого: «...Чтобы победить большевиков, нужно одно из двух: или мы должны задавить их числом, или же духовно покорить своей святостью. Еще лучше бы то и другое. Вот здесь хоть и благочестивы, но не святы. Ну, а о количестве и говорить не приходится. Поэтому дело наше конченое, обреченное» (Митрополит Вениамин (Фед-ченков). На рубеже двух эпох. М., 1994).
Из Турции Р. переехал в Белград, а затем в Берлин, где переиздал некот. свои произведения, в т.ч. «Два доклада» (Белград, 1932), подчеркнув этим неизменность своих убеждений. В эмигрантский период Р. были созданы романы « Любовь » (Белград, 1922) и « У последних свершений » - итоговое произведение автора. Над этим романом Р. работал длительное время и не мог опубл. его полностью из-за отсутствия денежных средств. Были изданы два относительно самостоятельных фрагмента - « Сыны дьявола » (Белград 1932) и « Царство Сатаны: Из загадочного к реальному » (Берлин, 1937). Обе кн. почти бессюжетны, построены в форме диалога двух героев, перемежающегося авторскими отступлениями на библейско-евангелические темы. В основу «Сынов дьявола» положено учение, изложенное в «Протоколах сионских мудрецов»: член всемирного израильского правительства Дикие посвящает своего ученика Липмана в историю возникновения и программу этой тайной организации. В кн. «Царство Сатаны» Р. со своих мировоззренческих позиций прибегает к толкованию смысла апокалипсических пророчеств отдаленного и близкого прошлого истории человечества, прежде всего истории России, Русской Православной Церкви и Израиля.
Жил Р. в страшной бедности. О посл. днях его сохранилось свидетельство архиепископа Иоанна Сан-Францисского (Странника), зафиксированное в его переписке с П. Красновым: «Вот бедняк Ив. Ал. Родионов, перед кончиной своей, вздумал „перетолковывать” Апокалипсис сообразно своим идеям; и сын его, Гермоген, мне рассказывал, что нельзя передать, до чего ужасна была кончина его отца. Буквально, словно какой-то невероятный ужас диавольский вздыбил Ивана Ал., после чего он упал бездыханным...» (Континент. 1988. № 56).
В кон. 1980-х появились публикации, необоснованно возводящие Р. в ранг «претендента» на авторство романа М. Шолохова «Тихий Дон» (см.: Континент. 1985. № 44; Час пик. СПб. 1989. № 4; Огонек. 1993. № 17; 1994. № 2–3).
Соч.: Разгром усадьбы // Прямой путь. 1914. Февр.; Тихий Дон / Предисл. В. Запевалова. СПб., 1994; Наше преступление / Вст. ст. Г. Стукаловой. М., 1997.
Лит.: Лососий Н. Условия абсолютного добра. М., 1991; Дудаков С. История одного мифа: Очерки русской лит-ры XIX–XX вв. М., 1991; Залевалов В. Автором «Тихого Дона» был И. А. Родионов? // Час пик. 1994. № 10.16 март.; Сатарова Л. Донское казачество в прозе рубежа XIX–XX вв. М., 1992; Краюхин С. «Тихий Дон» из спецхрана: Развеяна еще одна лит. мистификация // Известия. 1993. 17 нояб.; Гетманець Г. I. О. Родioнов i лiтера-турний процес кiнця XIX - початку XX столiть: Автореферат дис. на здобуття наукового ступеня кандидата фiлологiчних наук. Харькiв, 2004.
В. Запевалов