Родионов Станислав Васильевич


РОДИО́НОВ Станислав Васильевич [4.3.1931, г. Белев Тульской обл. - 3.10.2010, СПб.] - прозаик.

Окончив среднюю школу г. Боровичи Новгородской обл., в 1950 переехал в Л-д. В 1952–60 - участник геологич. экспедиций в районы Дальнего Востока и Казахстана. В 1960 заочно окончил юридич. фак-т ЛГУ и с 1960 по 1973 работал следователем прокуратуры Л-да, получил звание мл. советника юсти­ции. Работал корр. газ. «Веч. Л-д», преподавателем в ЛГУ и юрисконсультом.

Дебютировал как юморист в ж. «Звезда» (1962. № 7). Трижды (1970, 1972, 1974) юмористич. рассказы Р. были удостое­ны премии ж. «Крокодил». В 1974 вступил в СП СССР (позже СП России). Перв. кн., сб. юмористич. рассказов « С первого взгляда », вы­шла в Л-де в 1976.

Широкую известность писателю принес­ли произведения детективного жанра. «Пи­сать детективы,- признается писатель, - на­чал из-за крутой ненависти к преступности» (Г. Пилиев). Перв. кн. детективного жан­ра - сб. повестей « Следователь проку­ратуры » - вышла в Л-де в 1976.

Кн. Р. 1970-х тяготеют к жанру психо­логич. романа. Писатель исследует не только психологию преступника, мотивы, кот. толкают его на преступления, но и пси­хологию следователя, кот., общаясь с людьми, преступившими закон, должен со­блюдать и юридические, и нравственные за­коны.

Сюжет повести « Допрос » (1975) - до­прос следователем Рябининым нагловатой мошенницы. Следователь прибегает ко лжи, что заставляет ее признаться. Остроту и ак­туальность проблематики отметила О. Чай­ковская: «Если следователь лжет подследст­венному, он вываливает в грязи собственное достоинство, он унижается до уровня пре­ступника и становится даже ниже и хуже его, он оскорбляет государство, от имени кото­рого говорит... Наконец, ранит и губит чу­жую душу». Др. критик в рец. на спектакль, поставлен­ный по пьесе «Допрос», пишет, что автору удалось раскрыть «сложный процесс позна­ния решающе важных истин», кот. «идет не гладко и отнюдь не безболезненно» (И. Сегеди). Вернувшись к сюжету этого произведения, Р. создает на его осно­ве повесть « Криминальный талант » (1994), кот. был положен в основу сце­нария одноименного телефильма, вызвавше­го многочисленные отклики в прессе. Гл. героиня этого произведения оценивается как «проститутка и прохиндейка, оторва и бессеребреница по натуре своей, человек, за­программированный на добро, но вынуж­денный добиваться жизненного благопо­лучия кощунственными средствами» (И. Сили­на). Подобно классикам детектива Р. создал образ следователя, переходящий из кн. в кн.

Одно из наиболее инт. произ­ведений Р. 1980-х - повесть « Долгое де­ло » (1981). В основе сюжета - вновь поеди­нок Рябинина с преступницей. Это не столько детектив, сколько психологич. роман. Необычна структура повести: рассказ о со­бытиях чередуется с записями из дневника следователя и исповедью Калязиной, фило­софскими спорами, лирич. зарисовка­ми природы. В своем дневнике Рябинин размышляет о смысле жизни, о счастье. На долю героя вы­падает много испытаний, но с помощью дру­зей он преодолевает их, сохраняя веру в до­бро, справедливость, в любовь и дружбу - ценности, кот. являются для него главны­ми. Критик В. Бахтин в предисл. к « Избран­ному » (1991) замечает, что «образ Рябини­на, несомненно, один из гл. в тв-ве писателя... Он кажется чудаком... мудрит, за­дает странные и бестактные вопросы, во всем ищет какой-то скрытый смысл», у него «есть ум и беспокойное сердце, жажда истины и справедливости». Гл. чертами тв-ва писателя критик называет чистоту отношения к жизни, интеллигентность.

Размышлениями о смысле жизни, о душе наполнен роман « Вторая сущность » (1985), гл. герой кот. - Николай Фадеич, фронтовик, отец троих детей, пере­сматривает мн. устоявшиеся постулаты: о ро­ли труда, о святости родительской любви, считая, что любовь к чужим детям намного вы­ше любви родительской. В этом романе с на­ибольшей силой звучит «проповедь главенст­ва духовного над материальным, веществен­ным» (В. Бахтин). И она тем убедитель­ней, что исходит не от ученого теоретика, а от простого рабочего. Роман вызвал большое количество откли­ков. В. Лысов отмечает сходство во взглядах следователя Рябинина и Николая Фадеича, цитируя дневник следователя: «Смысл жизни не в работе, которая обеспечивает существо­вание. Смысл жизни не в выпуске продукции и не в метрах ткани... Смысл жизни... в сути че­ловеческих отношений». Своеобразие языка романа проявляется прежде всего в речи героя, пестрящей пого­ворками, присказками, байками, притчами. Рефреном проходит мысль: «Душа есть у то­го, кому больно». Е. Серебровская, опреде­ляя «Вторую сущность» как «книгу о совес­ти», отмечает, что «жизненность, достовер­ность персонажа делает весомой, убедитель­ной философию, на кот. он стоит. Фаде­ич - натура цельная, без малейшей фальши». В этом, как и в др. произведениях Р., при­сутствует «юмор, притом разный - как на уровне авторского текста, так и в том, что обыкновенно называется речевой характери­стикой персонажей» (Т. Морозова).

Сотрудники угрозыска Петельников и Ле­денцов - гл. герои повестей « Пре­ступник » и « Задание » (обе - 1988). Не только мужественность, отвага, готовность идти на риск, спасая людей, присущи этим людям, но и умение заниматься будничными, повседневными, на перв. взгляд лишенными всякой героичности делами. Однако не все сотрудники прокуратуры, изображенные в произведениях Р., самоотверженны и чело­веколюбивы. Встречаются среди них и равно­душные формалисты. В повести «Задание» Леденцов внедряет­ся в компанию мелких воришек с целью их перевоспитания. Тема взаимоотношений ро­дителей с детьми является здесь основной. Писатель заостряет внимание на том, что стремление родителей к материальному бла­гополучию заставляет забыть о собств. детях. Леденцов справляется с этой задачей, изучив личность каждого подростка и сумев привить им интерес к другой жизни. В рец. на эти повести О. Варшавер, отказывая писателю в глубине анализа социальных яв­лений, отмечает достоинства стиля писателя: «пишет Родионов свободно, размашисто, у него много несомненных образных нахо­док. В его прозе есть свой стиль, ироничный и даже изящный, хотя порой страдающий ма­нерностью».

В многочисленных повестях Р. 1990-х стиль повествования меняется, становясь бо­лее лаконичным, динамичным, насыщенным диалогами. Меняется и содержание его пове­стей: большее внимание уделяется описанию самих преступлений, становящихся более жестокими, что отражает реалии современ­ности. Жестокий, изощренный преступник и его жертва - в центре повествования « Крими­нальная страсть » (2003). Свои деяния ге­рой оправдывает тем, что олигархи, присваи­вающие себе богатства страны, не несут ни­какого наказания. Действует в этом романе и следователь Рябинин, кот., оставаясь верным себе, пытается найти человеческое в преступнике, убеждая его не убивать за­ложников. Автор остается ве­рен гуманистическим идеям, хотя и вынужден констатировать, что об-во изменилось не в лучшую сторону.

В посл. произведениях Р. меньше психологизма, за счет чего сю­жет повествования становится более динамичным, острым, захватывающим, интригующим, а развязка неожиданной. По словам Г. Пилиева, сравнивая произведения Р. с др. русски­ми детективами, «хлынувшими мутным пото­ком в нач. 1990-х», можно заметить, что «книги С. Родионова стали редкими островками добротной прозы, хорошего языка, чувства такта, доброго юмо­ра и благоразумия».

Лауреат премии СП СССР и МВД СССР (1989) за кн. «Задание». Награж­ден медалью А. Кони от министра юсти­ции за актив. правовую пропаганду (1995), медалью «Маршал Жуков» за созда­ние положительного образа сотрудников ми­лиции (1997). Неск. раз награждался дипломами лит. конкурса СП СССР и МВД СССР за лит. произведения.

По повести Р. поставлена пьеса «До­прос», кот. шла в Лен. театре комедии (1977), в др. театрах страны, за рубежом. По сценариям Р. сня­ты фильмы «Преступить черту», «Тихое следствие» (по повести «Кембрийская глина», киностудия «Ленфильм», 1986), «Криминальный талант» (Одесская ки­ностудия, 1988).

Произведения Р. переведены на немец­кий, чешский, испанский, болгарский, эс­тонский яз.

Соч.: Допрос: Повесть // Аврора. 1975. № 11–12; Следователь прокуратуры. Л., 1976; Глубокие мотивы. Л., 1978; Долгое дело. Л., 1981; Запоздание истины. Л., 1984; Тихая осень // Ради безопасности страны: Сб. ху­дож. произведений о деятельности совр. чекистов. Л., 1985; Вторая сущность. Л., 1985; Магнитофонная за­пись // Схватка: Повести о чекистах. Л., 1987; Паулик // Сов. милиция. 1987. № 10, 11; Задание. Л., 1988; Интуиция Л., 1991; Избр. Л., 1991; Дья­вольское биополе. М., 1991; Жилистый капитан. М., 1997; Криминальное трио. М., 2003; Не от мира сего. Криминальный талант. Долгое дело. М., 2005; Потусторонние стуки: Интимное поручение. М., 2005; Дневник следователя. М., 2005; Засекреченный пикник. М., 2006; Сведения об ответственности. М., 2009.

Лит.: Чайковская О. О чем писала Рукояткина? // ЛГ. 1976. 23 июн.; Сегеди И. По законам нравственности // Театр. 1977. № 12; Писатели Л-да: Биобиблиогр. справочник. 1934–81 / Авт.-сост. В. Бахтин и А. Лурье. Л.: Лениздат, 1982; Лы­сов В. Не изменяя пристрастий // Нева. 1986. № 11; Серебровская Е. Родные по духу // Лен. правда. 1986. 18 март.; Варшавер О. Стани­слав Родионов. Задание. Повести // Детская лит-ра. 1989. № 6; Бахтин В. Проповедник спрятан в детективе... // Родионов С. Избр. Л., 1991; Силина И. Криминальный талант. Фильм // Театр. 1997. № 1; Морозова Т. Не Жилистый, а жи­листый (Рейтинг, залитый кровью) // ЛГ. 1998. № 1–2. 14 янв.; Биобиблиогр. справочник СПбО СП России / Сост. А. И. Белинский. СПб., 2011.

Э. Родионова

  • Родионов Станислав Васильевич