Рогинский Борис Арсеньевич


РОГИ́НСКИЙ Борис Арсеньевич [30.6.1972, Л-д] ― лит. критик, публицист, переводчик.

Сын изв. историка и правозащитника А. Б. Рогинского, кот. был арестован в 1981 за создание самиздатских ист. сб. «Память», с 1978 публиковавшихся за рубежом. По воспоминаниям самого Р. его детские годы были отмечены свиданиями с отцом в «Крестах», поездками к нему в лагерь: «Все это делало мою жизнь …непохожей на стандартный быт сверстников. Я чувствовал себя частью некоей антисоветской элиты…» (Интервью , данное автору наст. статьи).

В 1985 закончил школу № 27 (единственную в то время в Л-де ср. школу с углубленным изучением лит-ры). Учась в 9 классе, написал олимпиадную работу о проблемах перевода Толкиена («На тот момент, в 1982, не было ни одного серьезного перевода, кроме «Хранители» ― пер. В. Муравьева и А. Кистяковского»), кот. высоко оценил В. Топоров (Там же).

Окончил филологич. фак-т РГПУ им. А. Герцена (1990). В студенч. годы окончательно формируются лит. взгляды Р., влияние на формирование декадентских вкусов кот. оказали, по его признанию, Я. Билинкис, Г. Стадников. И. Левин (сторонник финской школы фольклористики и один из оппонентов В. Проппа, в свое вр. преподававшего у матери Р.), а также Д. Мачинский, увлекший Р. скандинавистикой.

В 1996 был приглашен в аспирантуру при кафедре этики и эстетики РГПУ им. А. Герцена. В 2000–01 преподаватель РГПУ. В 2000 защитил канд. дис. на тему « Эстетика трагического у Альфреда Хичкока ».

Началом деятельности Р.-критика стал 1996, когда было напис. открытое письмо Б. Окуджаве с критикой его поддержки Б. Ельцина на президентских выборах. Сам Р. впоследствии сожалел о злых и язвительных словах, кот. адресовал Окуджаве.

С 1998 Р. активно публ. в ж. «Звезда», пишет критич. ст. под собств. именем, а также эссе о лит-ре в соавт. с И. Булатовским под общим псевд. Рейн Карасти (часть из них впоследствии вошла в сб. « Человек за шторой. Истории о критиках, читателях и писателях »). Среди публикаций Р. в «Звезде» ст. «Песни не про нас: Булат Окуджава» (1998. № 1), совм. с И. Булатовским «Человек за шторой» (1999. № 7), «Это такая моя сверхидея (О ранних стихах Бродского)» (2000. № 5), «Через трепетный туман (Заметки о романтике)» (2001. № 2), «Приподняв дерюжку» (2002. № 9), «Нечто об еже» (2003. № 9), «Возьму на себя смелость» (2003. № 12), «История паруса» (2004. № 1), «Интеллигент, сверхчеловек, манекен ― что дальше? Экранизации романов Ильфа и Петрова» (2005. № 11), «Огненные очи» (2008. № 8), «Из-за моря» (2010. № 3), «Несите службу» (2010. № 7), «Выиграем мы с тобой» (2010. № 10), «Возвращения не будет (Слушая Галича)» (2010. № 11), «И долгий путь, с фонариком в конце (Об Илье Асаеве)» (2012. № 11).

По мнению Н. Елисеева, Рейн Карасти оказался не столько псевдонимом творч. тандема Рогинский-Булатовский, сколько отд. лит. личностью: «Потому-то жалко, что в изданном сборнике статей Рейна Карасти “Человек за шторой” раскрыто авторство Булатовского и Рогинского. Автор распался на две половинки. Оказались порушены важные правила игры. Впрочем, в этом весь Рейн Карасти утрата в нем и вокруг него неотделима от приобретения; слабость от силы; сомнение от уверенности и... Словом, настоящий романтик. <…> Карасти отстаивает старомодную критику, главное в кот. впечатление и его истолкование». В аннотации к сб. «Человек за шторой» его авторы определены как «воинствующие консерваторы». И, как полагает Елисеев, читателю стоит задуматься, в чем же именно состоит этот «странный консерватизм»: «Прежде всего тон. Уважительная беседа, порой откровенно выраженное недоумение: черт возьми! Ведь так талантливо написано, а меня не убеждает. Или наоборот: как же так, вроде бы фэнтези, тем только и славное, что было первым в ряду этих произведений, а почему так притягивает? А уж после этого недоумения тщательный разбор с привлечением не научных средств, а воспоминаний, ассоциаций. Отвыкли мы от такой старомодной, беседующей, впечатлительной и впечатляющей критики».

Р. также пишет для ж. «Новая Польша», где наиболее заметной его публикацией стала статья « О Катыни » (1999. № 4), вошедшая в сб. лучших ст. этого ж. («Новая Польша», 2000).

С 1999 является куратором одного из проектов правозащитного и благотворительного об-ва «Мемориал» (кот. руководит его отец): а именно конкурса ист. работ старшеклассников «Человек в истории. Россия XX–XXI в.». По словам Р., участники этого конкурса «как бы пишут историю снизу, идущую не от концепции теории, а от эмпирики» (Инт.). Р. является составителем, редактором и автором предисловий к ежегодно публикуемым сб. работ ― победителей конкурса. В 2006 совм. с Н. Макаровым, учителем школы в дер. Новый Курлак, из кот. на конкурс приходило самое большое кол-во работ, Р. составил кн. «Мы все с одной деревни» (история Нового Курлака).

С 2002 преподает русский яз. и лит-ру в СПб. классич. гимназии, с 2011 там же преподает английский яз. и английскую лит-ру. Является куратором программы обмена учениками между СПб. классич. гимназией и Colby Colledge (США), в рамках кот. читает американским студентам курс русской лит-ры (преподавание ведется на английском яз.).

В 2006–09 работает редактором ж. «Сеанс», где публикует и собственные ст.: «Мне не жалко» (2006. № 29/30), «Голубой цветок» (2007. № 31), «Рисование и конные прогулки» (2009. № 37/38) и др.

В 2000 совм. с Б. Ивановым составил сб. ст. « История лен. неподцензурной лит-ры: 1950–80-е гг. », где выступил и автором ст. об И. Бродском (« Бродский и джаз ») и Р. Мандельштаме. Кн. вызвала неоднозначные отзывы. В частности, Д. Суховей отмечает: «В общем, какая-то историко-литературная линия начерчена, но остается ощущение, что эта линия несколько дискретна и подлежит дополнительной корректировке». А. Либерман, в свою очередь, пишет: «Чем меньше научности в статьях этого сборника, чем больше они просто восстанавливают прошлое, как в очерках Елены Кумпан (“Наши старики”) и Геннадия Трифонова (“Д. Я. Дар и Валерий Холоденко”), тем интереснее их читать».

В 2001 опубл. в сб. «Узницы “АЛЖИРА”: Список женщин-заключенных Акмолинского и других отделений Карлага» (Сост. В. Гринев, B. Горецкий и др. ― М., 2003) ст. « Аресту подлежат жены », кот., по признанию самого Р., является его лучшей работой: «В этой книге лирическая и человеческая линии наиболее гармонично сопряжены. Главная идея моих статей ― быть вровень с автором, не ниже и не выше. И вот в этой статье мне эта концепция удалась, удалось выразить ее стилистически» (Инт.). Во многом такая концепция перекликается с работами С. Рассадина и И. Анненского, кот. являются для Р. кем-то вроде идеалов в критике. Р. близки принципы отражения, отодвигания личности, стремление наиболее достоверно и объективно показать мир анализируемого, используемые представленными критиками. В совр. лит-ре Р. выделяет Б. Улановскую и С. Стратановского, кот. считает лучшими прозаиком и поэтом.

В 2006 совм. с М. Жежеленко выпустил кн. « Мир Альфреда Хичкока » (во второй части кн., написанной Р., дан подробный анализ фильмов «39 ступеней» и «Головокружение» ). Кн. была встречена критиками неоднозначно. Н. Елисеев в статье « Мистер Хич » (2007) соглашается с авторами: «Самое забавное, что и Рогинский, и Жежеленко, и тот, кто посчитал бы Хичкока насмешливым мудрым сказочником вроде Евгения Шварца, правы». Ю. Качалкина полагает, что «авторы книги предельно точно угадали специфику интереса к Хичкоку и на радость зрителям-читателям демонтировали тайну самого страха – главного действующего лица его фильмов. Научили нас на примере детального разбора картин – и психологического, и эстетического – не бояться или же бояться, но с пользой для себя». Однако В. Корецкий оценивает рецензируемую им кн. совершенно иначе: «Настоящий школьный учебник! И, как почему-то принято в школе, все самое интересное - вскользь, скороговоркой».

В 2006 из печ. выходит «Собрание стихотворений» Роальда Мандельштама, составителем кот. является Р. Содержательную полноту кн. отмечает А. Кузнецова: «Наиболее полное собрание стихотворений Роальда Мандельштама издано в лучших традициях давно зарекомендовавшего себя издательства, богато иллюстрировано работами “арефьевцев”, снабжено хорошим аппаратом».

В 2011 опубл. книгу « Пцу-пцу.Лит-ра. Кино. Фотография. Школьный курс » о совр. лит-ре, ее связи с кино, о восприятии истории XX в. школьниками. Как отмечает О. Балла-Гертман, эта книга написана прежде всего «о связях и связанностях (изнутри кот. и понимаются самые коренные вещи – напр., человеческая смертность и уязвимость). О совпадениях и соответствиях. О тяготениях и влияниях. О том, как люди внутри культуры, изнутри разных её пластов, разных времён, разных, казалось бы, смысловых состояний – окликают друг друга и оказываются – замок защёлкнулся! - связанными. И ещё – о неявном». По словам критика, «автора этого сборника, пожалуй, стоило бы назвать теоретиком культуры вообще. Нет, слово “теоретик” тут жестковато и суховато. Очень напрашиваются обозначения вроде “пониматель” или “собеседник”».

Член комиссии по назначению стипендии благотворительного фонда М. Прохорова (с 2010). Член СПб. ПЕН-клуба (с 2005). Обладатель премии за лучшую публикацию в ж. «Звезда» (совм. с И. Булатовским, 2000) ― за ст. «Два генерала» (№ 3); «В чужом пиру» (№ 9); «Отечественный шкаф» (№ 11).

Соч.: История лен. неподцензурной лит-ры: 1950–80-е гг. Сб. ст. / Сост. Б. Иванов, Б. Рогинский. М., 2000; Человек за шторой. Истории о критиках, читателях и писателях. М., 2004 (совм. с И. Булатовским); Мир Альфреда Хичкока. М., 2006 (совм. с М. Жежеленко); Мы все с одной деревни / Сост. Б. Рогинский, Н. Макаров. М., 2006; Роальд Мандельштам. Собр. стихотворений / Сост. Б. Рогинского. СПб., 2006; Пцу-пцу. Лит-ра. Кино. Фотография. Школьный курс М., 2011.

Лит .: Суховей Д. Тайная лит-ра в идеях Петербурга. Филология рождается из духа воспоминаний и рефлексии // НГ Ex libris. 2000. Вып. 46 (169); Либерман А. Книги, присланные в редакцию // Новый ж. 2002. Вып. 227; Елисеев Н. Караси в Рейне // Эксперт Северо-Запад. 2004. № 11; Корецкий В. Мир Альфеда Хичкока. Рец. // Time Out ― М. Вып. 51. 2006. 26 дек.; Кузнецова А. Ни дня без книги // Знамя. 2006. Вып. 9; Елисеев Н. Мистер Хич // Эксперт Северо-Запад. 2007. Вып. 7 (309). 19 фев.; Качалкина Ю. Спилберг, Спилберг, где ты Лукас? // Октябрь. 2007 № 5; Балла-Гертман О. Наука соответствий // www.livelib.ru/review/112315 (2011. 8 авг.).

Н. Афанасьев

  • Рогинский Борис Арсеньевич