Романков Леонид Петрович


РОМАНКО́В Леонид Петрович [1.11.1937, Л-д] ― прозаик, поэт, публицист, обществ. деятель.

Родился в семье учёных. Отец, Р. Пётр Григорьевич, - учёный-химик, член-корр. АН СССР. Мать, Р. Людмила Николаевна, работала биохимиком в детской больнице Дзержинского р-на. Во время блокады Л-да Р. находился в осажденном городе.

В 1961 Р. окончил Политехнический ин-т им. М. Калинина. В 1961–82 работал во Всесоюзном НИИ телевидения. Проектировал системы автоматизации. Защитил канд. дис. (1972). В 1982–90 ― ст. науч. сотрудник в Ин-те аналитического приборостроения РАН.

Принимал участие в диссидентском движении, в частности, занимался распространением «самиздата». Получил офиц. предупреждение от прокурора города за «антисоветскую деятельность». Участник «Лен. народного фронта». Опубл. ряд статей в самиздате, в т.ч. в ж. «Часы», «Красный щедринец».

Выпустил неск. поэтич. и прозаич. сб. ― « Фрагменты: Сб. стихов» (СПб., 1996); « Контуры света : Сб. рассказов и воспоминаний» (СПб., 2002); « Контуры смеха: Сб. прозаич. миниатюр и стихов» (СПб., 2005); « Сон(Ц): Сб. рассказов» (СПб., 2007). Отд. рассказы из сб. Р. публ. в лит. ж. объединения EDITA GELSEN, Германия (Вып. 2 и 3 за 2006), в ж. «Новая Польша» (2008. № 1), в ж. «Нева» (2002. № 11). Печ. в ж. «Посев», «Звезда», в газ. «Интеллектуальный капитал» и др.

Откликаясь на сб. «Контуры света» С. Лурье писал: «Эта книжка Леонида Романкова <…> просто-напросто путевые заметки одного из таких Ланцелотов ― простодушного, бесстрашного, весёлого бедного рыцаря свободы». Лирич. герой Р. «…без отвращения читает свою жизнь, не трепещет, не проклинает», ему присущи «лёгкая память, ясная совесть…».

Говоря об этом сб. Я. Гордин, писатель и историк, вместе с Р. вспоминает: «Мы жили быстро горько и весело. У нас были замечательные старшие друзья из уцелевшей плеяды русских интеллигентов, без которых мы, скорее всего, пропали бы как люди. Обо всём этом и пишет Леонид Романков и в рассказах, и в воспоминаниях». Он же ― вслед за героем Р. ― приходит к заключению: «Смысл заключался в том, чтобы жить, не теряя самоуважения, не предать товарищей, не пойти в услужение, не говорить и не писать ничего, за что было бы потом стыдно…».

В прозаич. соч. Р. ставит перед собою неск. осн. задач, и гл. среди них ― сохранить память о своём времени, и о людях, с кот. был хорошо знаком и кот. были важной частью его жизни (Л. Чуковская, Л. Пантелеев, Р. Нуреев, И. Альтман-Щёголева и др.). Р. пишет: «Раньше, в темное время, время без надежд, я чувствовал, что расставляю вехи тайной истории, истории сопротивления, скрытой, задавленной; что я один из немногих, кто может сохранить крупицы воспоминаний об оболганных людях, сохранить правду о том, что они делали и как жили; что будущую картину эпохи будут собирать по таким вот клочкам листков и обрывкам писем…» (« Лидия Чуковская: Наброски к портрету »).

Р. стремится показать состояния души человека в различных жизненных ситуациях, на фоне сложностей жизни и взаимоотношений, «пропеть гимн любви», как одной из самых важных составляющих человеч. личности и судьбы: «Так для Сергея Элис была воплощением какой-то необычайно высокой духовной струны. Были и более яркие, и, наверное, более умные. Но тонкость линий, хрупкость, придавали ей необъяснимое очарование; душевная организация, доброта и какая-то запредельная нежность, смесь покорности внешним обстоятельствам и внутреннего бунта, гордое ощущение своей человеческой значимости в мире административной власти и примитивного меркантилизма создавали вокруг нее атмосферу уважения к слабости, чувство преклонения перед внутренней силой…» (« Дождь в городе »).

Наконец, Р. пытается просто рассказать всякие смешные истории, сочинить смешные «пародийные стихотворные оперы», чтобы добавить несколько весёлых красок в окружающий не слишком весёлый мир.

В связи с выходом новой кн. Р. ― «Контуры смеха» ― В. Попов писал: «Красавцы, спортсмены, весельчаки, о которых пишет Леонид Романков, поскольку сам принадлежит к их числу, составляют соль нашего общества, и не только гуляют и веселятся, но и двигают науку, культуру, политику. Именно благодаря им мы получили всё лучшее, что сейчас у нас есть. Поэтому стоит эту книгу прочесть и ещё раз полюбоваться этими богатырями. В свободное время некоторые из них собираются на природе и поют потешные оперы, сочинённые Романковым и так же приведённые в этой весёлой книге. Как справедливо говорил Фазиль Искандер “Не всё правдивое смешно, но всё смешное ― правдиво”. И это в полной мере относится к сочинениям Романкова…». М. Яснов продолжает: «Леонид Романков обладает даром литературного оптимизма. Он и в жизни человек не грустный. Но когда дорывается до буквы, слова или до какой-нибудь ноты, ― нет ему удержу! Пишет все ― от четверостиший до опер. Многое получается смешно, а многое ― очень смешно. Особенно “микрокомедии”, кот. переполнена эта книга. Они хороши тем, что не только приметливы или потешны: в нескольких строчках умещаются характер, быт, история, судьба, география ― целая вселенная. Можно использовать как учебник, ― чтобы жизнь получилась познавательная, добрая и веселая…».

В 1990–93 Р. был депутатом Ленсовета. Зам. председателя комиссии по культуре, член комиссии по правам человека. Участник движения «Демократическая Россия». С 1994 по 2002 был депутатом Законодательного Собрания СПб. 1-го и 2-го созывов, председателем комиссии по образованию, культуре и науке. Подготовил и провел через Законодательное Собрание законы «О системе органов государственной власти СПб.», «О контрольно-счетной палате СПб.», «Об уполномоченном по правам человека в СПб.», «О льготном налогообложении участников благотворительной деятельности», «О займах из бюджета СПб.» и др. (всего более 30 законов). Один из разработчиков Устава СПб.

В наст. вр. ― член Правозащитного Совета СПб. Действительный гос. советник СПб. 1-го класса. Засл. работник Всероссийского об-ва слепых. Лауреат премии им. Е. Дашковой (за поддержку петерб. биб-к). Член городской топонимической комиссии. Член Всемирного клуба петербуржцев. Член попечительского совета Смольного ин-та свободных искусств и наук (СПбГУ). Член правления фонда ПРО АРТЕ.

Е. Дружинина: «Петербургский писатель Леонид Романков ― мастер поэтических и прозаических миниатюр. В свою новую книгу он включит рассказы, написанные в традициях китайской и ближневосточной литературы далекого прошлого…».

Соч.: Слово в защиту // Невское время. 1994. 4 июн.; Культура ― мотор экономического развития // Бизнес. 1995. № 2; Ах, вернисаж, ах, вернисаж… // Вести. 1996. 10 февр.; Фрагменты: Сб. стихов. СПб., 1996; Пусть расцветает сто цветов // На дне. 1997. № 13, авг.; Добро не должно быть наказуемо // Час пик. 1997. 17 сент.; Негосударственная культура ― дело государственное // Невский край. 1997. № 18; Закат имперского сознания // Звезда. 1999. № 12; Opening Totalitarian Societies to the World Outside // Realizing Human Rights”. N-Y, 2000; От Верхней Вольты с ракетами до Колумбии с нефтебаронами? // Русская мысль. Париж, 2000. 23–29 нояб.; Организованная преступность: откуда она у нас взялась и что с ней делать? // Звезда. 2001 № 3; О соц. устойчивости об-ва // Звезда. 2003. № 3; Либерализм, гражданское общество, льготы и всё такое... // Звезда.2005. № 3; Успех пастыря или успех палача? // Дело. 2007. 28 мая; Контуры света. СПб., 2002; Контуры смеха. СПб., 2005; Сон(Ц). СПб., 2007.

Лит.: Лурье С. <Рец.> // Р. Контуры света. СПб., 2002; Гордин Я. <Рец.> // Р. Контуры света. СПб., 2002; Попов Вал. <Рец.> // Р. Контуры смеха. СПб., 2005; Яснов М. <Рец.> // Р. Контуры смеха. СПб., 2005; Дружинина Е. <Вст. сл.> // .

А. Сергиевский

  • Романков Леонид Петрович