Романов Андрей Владимирович


РОМÁНОВ Андрей Владимирович [2.1.1945, Л-д - 28.5.2014, СПб.] - поэт, переводчик, публицист, критик.

Отец - проф. Лен. политехнич. ин-та, родоначальник русской автоматики и телемеханики, потомок священнослужительского рода Р. У него был аспирантом Даниил Гранин. Дед закончил СПб. православную академию и до революции служил управляющим имением императора в Байрам-Али. Бабушка закончила Ин-т благородных девиц (Смольный). Мать - коренная петербурженка, блокадница.

По окончании школы № 190 при ЛВХПУ им. Мухиной (Штиглица) в 1963 поступил в Лен. политехнич. ин-т. Однако после 2-го курса по собст. желанию перевелся в ЛИИЖТ, кот. успешно закончил в 1969. С 1969 по 1991 работал на Октябрьской железной дороге (сначала изыскателем-проектировщиком, затем разъездным работником на почтовых вагонах). Собиравшийся строить поезда, Р. теперь облекает мысли в городские романсы и баллады – часто о трамваях и межгалактических полётах (как может показаться на первый взгляд) – поэтич. мелодия в душе взяла верх, а темы определил накал страстей в реальной жизни.

Перв. поэтич. опыты принес в ЛИТО Н. Кутова в клубе железнодорожников еще будучи школьником (1960). Затем были ЛИТО Е. Вечтомовой и ЛИТО при газ. «Смена». Пройдя ЛИТО «Радуга» (рук. Е. Вечтомова), Р. продолжает быть активным в общ. жизни и – как поэт – отличается оригинальным видением и нестандартным подведением итогов дня сегодняшнего. Позднее сам Р. вел ЛИТО в г. Пикалёво (1975–92).

Перв. публ. состоялась в 1963. Перв. кн. стихов - « Сторона отправления » (Лениздат, 1976). Публ. в ж. «Нева, «Звезда», «Аврора», «Юность», «Сев. Аврора», «Молодая гвардия», «Лит. учеба», «Немига литературная», «Сельская новь» и др. В альм. «Молодой Л-д», «День поэзии», «Медвежьи песни» и др.

Выпустил сб. поэзии: « Мужской разговор » (1984), « Вернулся » (1989), « Вполдень на Лиговке » (1990), « Нам суждено от счастья умереть » (1991), « Молодильные яблоки » (1994), « Для чужих детей » (1994), « Слушая снег » (1998), « Таран-ТАСС времени » (2000), « С высотыгоризонта » (2002), « Двадцать пятый час » (2005), « Секретный транзит » (2007), « За версту от парада планет …» (2008), « Воскресшим и живым » (2009), « Нам суждено от счастья умереть » (2010), « В твоей руке мое второе сердце » (2011), « Мы проспали земной карнавал …» (2012).

Критик К. Козлов пишет о тв-ве Р.: «…да простят меня поклонники прекрасного поэта Рождественского, но ни он, ни Андрей Вознесенский, ни Евгений Евтушенко поэзии ХХI века не создавали. А вот поэт Андрей Романов её действительно создал и именно он мог ещё в ХХ веке считаться тем самым “десантником из века двадцать первого”, сообщившем о нашем мире нечто совершенно непостижимое». «Романов - поэт весьма нетрадиционный. Он создаёт свою поэзию, и на этом пути достиг вершин. Андрей Романов, найдя другой путь, прекрасно понимает, что поэт не может быть узконаправленным…» (В. Морозов). Им вторят В. Голубев («Чтобы создавать подобные стихи, нужно обладать высокими духовными качествами…») и Н. Бондаренко («Несмотря на всю трагичность, Большая любовь дала возможность поэту ощутить себя Человеком и Гражданином и Земли, и Вселенной. А это даровано далеко не каждому…»). Л. Межиньш: «…необычно творчество Поэта, совершенно непохожего на других», Р. не обращает внимания на зависть сладких людей, он ярок и яростен, принципиально зло отзывается на несправедливость. К. Козлов подхватывает: «И всегда энергично, смело и с фирменным юмором. И, конечно же, глубоко».

Помимо лирич. сб. Р. выпустил неск. сб. критики (совм. с В. Рыбаковой) - « Шаги над пропастью » (СПб., 1999), « Гамбит королевского подмастерья » (СПб., 2004), « На красный свет » (СПб., 2008), « В себе и во времени » (СПб., 2009). Составитель и гл. ред. альм. «День поэзии» (М.-СПб., 2007, 2010).

«Синтез живописного, смыслового и словесного ряда» видит А. Новиков в поэзии Р. По его мнению, если стихи Р. разбирать построчно, может «вволю потоптаться любой мало-мальски грамотный образованец. Однако когда разглядываешь картину в лупу, видишь лишь застывшие масляные бугорки разного цвета…». И действительно, мазки кистей-слов Р. не только кладут краску на холст впечатлений, но они рождают картину в нашем воображении, они импрессионистичны, они примитивистски абсолютно наивны и обезоруживающе просты, замечательно видимы: «Где нам зубовный скрежет “Лакалюта” / Пророчит, словно пьяный, тамада, / Что отблески победного салюта / Не сохранит кронштадтская вода» («Подвигнута космическими снами…» ). Зарисовки с натуры Р. донесут до потомков быт нашего времени лучше будущих археологических раскопок. Чувство ответственности за родную страну заставляет поэтич. музу Р. выбирать темы и, несмотря на избираемые средства, делает его лирику глубоко гражданской. Ясно, что отсутствие беспредметной мечтательности конкретизирует трактуемую поэтом действительность.

Каждое стих. произведение Р. – законченное высказывание, но каждое может иметь и продолжение – именно так следует рассматривать его кн., его поэтич. тв-во. Из одного стих. в другое перетекают отголоски мировых катастроф и герои, создавая впечатление единого сюжетно-смыслового пространства. Движение так динамично, что под мелодию Р. вспоминается «Великий немой», когда картины быстро сменялись под музыку тапёра. Р. обладает сильным голосом, кот. звучит в бравурном ритме, близком эстетике сов. действительности. Недавнее прошлое не может отпустить его, рождённого в СССР. Поэт с удовольствием вспоминает годы студенч. юности, творч. ученичества, активных действий, переплетая эти воспоминания с сегодняшней жизнью, и его поэзия складывается в систему ленинградско-петерб. хроник. Образы Р. иногда фольклорные, иногда словно бы детские и часто сниженные, предметно-бытовые. Приметы и предметы времени в стихах поэта становятся пустяковой былью: «Что стишок? Над ним лишь чайка плачет, / Понимая, что для нас с тобой / Ближний космос ничего не значит, / По сравненью с Третьей Мировой…» («Сквозь просторы Невского проспекта» ). Ст. Р. – это дневник совр. человека, окруженного ежедневным сонмом утомительных компьютеров, телевизоров, выборов, объявлений и прочей кажущейся нужной рутины. Герой Р. перемещается по пространству в межпланетном корабле или на трамвае, а география его – лен. улицы и каналы. Поэтич. слово Р. традиционно для петербургского автора обращено к реалиям города и, конечно, к людям. Лирич. героиня его поэзии часто носит реальное имя, кот. прекрасно рифмуется, по словам самого автора, хотя зачастую на первое место выходит и собирательный образ. Герои тв-ва Р. – активные и решительные люди, им не всё равно, что происходит в жизни и как она меняется. Они сами творят ее, спорят, воюют. Прошедшая война присутствует в его стихах, живо напоминая об ответственности за саму жизнь. Грядущим поколениям лит. археологов станет ясно, что предшествующие поколения пережили глубоко прошедшую по их жизням бурю страшной войны – стихи вбирают в себя главное (« О, мечта с довоенного фото! », «Блокадный город в подворотнях детства…», «Блокадный романс» и мн. др.).

Р. курирует мн. обществ. проекты, в т.ч. молодежный поэтич. семинар в ДДТ «Измайловский». Реализует программу увековечивания памяти Б. Корнилова и памяти поэта-балтийца Ю. Инге, курирует лит. встречи в музее Ю. Инге в Стрельне. Исполнительный директор «Ассоциации писателей инвалидов», руководит изд-вом писателей-инвалидов АПИ. Председатель РОО «СПб. городской СП». Эксперт рабочей группы Минкультуры России. С 2007 и по наст. время ведет цикл передач на СПб. радио «Мы и наши дети» (ред. И. Образцова). Гл. ред. газ. «Парадный подъезд» и ж. «Второй Петербург».

В 1986 рекомендован секцией поэзии к приему в СП СССР, член СП России с 1993.

Кавалер ордена «Честь и мужество» и медали «100-летие СПб.», лауреат премии им. Б. Корнилова (СПб., 1998), «Дорога жизни», премии им. Л. Татьяничевой (Екатеринбург, 2007), «На встречу дня» (СПб. - Ханты-Мансийск, 2009). Дипломант премии им. Александра Невского «России верные сыны» (М., 2005).

Соч. : Сторона отправления. Л., 1976; Стихи. Л., 1976; Мужской разговор. М.-Л., 1984; Вернулся. М., 1989; В полдень на Лиговке. М., 1990; Нам суждено от счастья умереть. Пикалево, 1991; Молодильные яблоки. Эверест, 1994; Для чужих детей. Тихвин, 1994; Слушая снег. СПб., 1998; Шаги над пропастью (в соавт. с В. Рыбаковой). СПб., 1999; Таран-ТАСС времени. Челябинск, 2000; С высоты горизонта. СПб., 2002; Гамбит королевского подмастерья (в соавт. с В. Рыбаковой). СПб., 2004; Двадцать пятый час. СПб., 2005; Третьего не дано (в соавт. с В. Рыбаковой). СПб., 2006; Секретный транзит. СПб., 2007; За версту от парада планет… СПб., 2008; На красный свет (в соавт. с В. Рыбаковой). СПб., 2008; В себе и во времени (в соавт. с В. Рыбаковой). СПб., 2009; Воскресшим и живым. СПб., 2009; Нам суждено от счастья умереть. СПб., 2010; В твоей руке мое второе сердце. СПб., 2011; Мы проспали земной карнавал… СПб., 2012; Свет сотворения мира: Кн. избр. стихотворений и поэм / Ред. В. Рыбакова. СПб.: АПИ, 2014.

Лит .: Козлов К. У трамвайного космодрома // Медвежьи песни. 2005. № 16; Морозов В. Предисл. // Р. Двадцать пятый час. СПб., 2005; Голубев В. Предисл. // Там же; Бондаренко Н. Предисл. // Там же; Новиков А. Час после суток // Художества. Дороги. Братия. СПб., 2008; Филимонов А. Из иных созвездий и времён // Романов А. За версту от Парада планет… СПб., 2008; Меншиков В. Послеслов. // Романов А. Нам суждено от счастья умереть. СПб., 2010; Новиков А. О стихах Романова // Второй Петербург. 2010. № 7.

М. Инге-Вечтомова, В. Рыбакова

  • Романов Андрей Владимирович