Романова Наташа


РОМА́НОВА Наташа, (урожд. Цай) Наталья Владимировна [2.9.1957, Слуцк Минской обл.] - поэт, художник, критик.

Из семьи военнослужащего. В 1980 окончила русское отд. филолог. фак-та ЛГУ, дипломное соч. - по тв-ву Б. Л. Пастернака. Работала журналистом в заводской многотиражке. В 1987 окончила лечебное отд. 1-го Мед. ин-та (нейропатология).

С 1970-х пишет стихи и лит. эссе. В 1975–76 вместе с В. Баллаевым изд. ж-л «Северномуринская пчела».

По словам Р., ее «первая осмысленная, более-менее нормальная книга вышла в 1994 году. Это была книга “Машина наваждения”, где <она> отдала дань европейскому постмодернизму. Книга прошла в общем потоке, как и очень многие издания такого же формата» (Н. Романова. Людоедство и идеальная грамотность // Sputnik Беларусь 18.10.2015. ).

Дальнейшая худож. стратегия Р. характеризуется стремлением к выстраиванию каждой новой книги по определенной концепции, включающей в себя в первую очередь использование избранных пластов языка, важным является и дистанцирование от понятия «сборник стихов»: «Книга - это всегда решение конкретной и чётко сформулированной темы и формальной задачи. Сборник - отдельные стихи определенного периода или разных лет, ничем не связанные друг с другом. В этом смысле я, получается, не пишу стихов вообще: всегда точно знаю и предельно внятно для себя стараюсь формулировать, какую именно книгу собираюсь написать, от чьего лица и на каком материале» (Меня куда больше интересуют тексты андеграундных групп // Stenograme. ). В частности, кн. « Ли Ху Нам. Расписная стена » была стилизована под перевод с китайского, а в « Публичных песнях » использовались сюжеты криминальных хроник (В. Рекшан. «Публичные песни»: «Сложно сказать, откуда у автора столько поселковой романтики и знаний русско-народных мерзостей, но книга впечатляет. Придурок убил бабушку электроплиткой. Марьяна спалила дом с кавказцами. Пьяный попик утопил младенца. Родители разбираются с брюхатой дочкой и ее бойфрендом…» - Смена. 2002. 23 авг.). По словам автора, «в <ее> стихах отсутствует лирический герой. Это - ролевые стихотворения. Есть стихи от лица подростка, хипстера, старика, бомжа, пациента психиатрической больницы, техногенного монстра-мутанта. Не надо автора идентифицировать с образами и масками, с теми ролями, которые есть в тексте» (Н. Романова. Людоедство и идеальная грамотность).

С кн. « Zaeblo » начинаются исследования Р. языка повседневности. А. Сусид: «…стихи Романова пишет на языке, где смешаны обсценная лексика и чуть ли не все разновидности сленга: популярный в ЖЖ “албанский”, жаргон неформалов, арго обитателей коммуналок. Молодежи эта смесь понятна без перевода» (Time Out. 2007. 18–31 мая). Эти начала продолжены и в след. книгах Р. (« Индюк », « Людоедство », « Зверство »). По словам автора, целью было «в ироническо-гротескном ключе осознать ежедневные страшные сюжеты современной жизни, которые составляют содержание новостных лент, телевизионных шоу, криминальных сводок, разговоров и происшествий. Важной задачей было показать всевозможные срезы русской речи современных персонажей - от сегодняшней молодежной разговорной до депутатских канцеляризмов и обывательских штампов» (« Муза - категория надуманная и ненадежная » // Общественное мнение. ).

Лауреат междунар. лит. премии им. Г. Григорьева (2012), номинатор этой премии в 2013–16. В 2017 работала в составе жюри премии. Член большого жюри лит. премии «Национальный бестселлер» (2011, 2012, 2015 и 2017).

Р. - создатель оригинальной методики обучения грамотному письму, организатор и руководитель Школы грамотности Романовых в СПб.

Соч.: Машина наваждения: стихотворения. СПб., 1994; Ли Ху Нам. Расписная стена. СПб.,1999; Публичные песни. СПб., 1999; Песня ангела на игле. СПб., 2001; Zaeblo. СПб., 2007; Индюк. СПб., 2009; Идеальная грамотность. Русский язык без правил и словарей. СПб., 2010; Людоедство. СПб., 2015; Зверство. СПб., 2015.

Лит.: Самиздат Л-да. 1950-е ― 80-е. Лит. энц. М., 2003.

  • Романова Наташа