Розанов Василий Васильевич
РО́ЗАНОВ Василий Васильевич [20.4(2.5).1856, Ветлуга Костромской губ. - 5.2.1919, Сергиев Посад] - эссеист, философ, лит. критик.
После ранней смерти отца (1861) большая семья Р. перебралась в Кострому, на родину матери, где жила в условиях крайней нужды. Р. учился в Костромской (1868–70), затем в Симбирской гимназии (1870–72), заканчивал гимназич. курс в Н. Новгороде (1872–78). Учился Р. плохо, дважды оставался на второй год; при этом был «нигилист во всех отношениях» (В. В. Розанов: Pro et contra. Т. 1). Атмосфера несчастного детства ярко передана Р. в автобиогр. высказываниях. «Выходец из мерзости запустения» - так определил он свое «социальное происхождение».
В 1878–82 Р. учился на ист.-филол. фак-те Моск. ун-та. Студентом 3-го курса женился на Аполлинарии Сусловой, изв. в прошлом близкими отношениями с Ф. М. Достоевским, однако брак оказался бездетным и крайне неудачным. Впоследствии, из-за нежелания Сусловой дать развод, второй брак Р. считался по церковному законодательству недействительным, а дети - «незаконнорожденными». Второй раз женился на вдове В. Д. Бутягиной (1864–1923, урожд. Рудневой). Их тайно обвенчал брат б. мужа Варвары Дмитриевны свящ. И. П. Бутягин 5 июня 1891 в домовой церкви Колабанского детского приюта в г. Ельце. Семейная драма способствовала углублению Р. в вопросы таинства брака, взаимосвязи религии и семейной жизни, ставшие стержнем его тв-ва. В университетские годы воззрения Р. претерпели изменения - усиление консервативных настроений сочеталось с приходом к вере. После окончания ун-та Р. работал учителем истории и географии в Брянской прогимназии (т.е. гимназии с неполным курсом, 1881–87), Елецкой гимназии (1887–91) и прогимназии в г. Белом Смоленской губ. (1891–93).
Перв. кн. Р. - изданное им на собств. средства, сэкономленные от скромного учительского жалованья, фундаментальное философское соч. « О понимании » (1886). Вопреки честолюбивым ожиданиям автора, практически кн. не обратила на себя внимания. Одновременно с этой неудачей его навсегда покинула А. Суслова, после чего (в 1897) Р. перевелся в Елец, где женился на В. Бутягиной (урожд. Рудневой), вдове из священнической семьи, отличавшейся глубокой религиозностью, скромностью и высокой нравственностью. Этот брак (с тайным венчанием) был счастливым и многодетным, однако то, что он считался «гражданским», крайне омрачало Р., все его попытки добиться развода или признания брака законным не увенчались успехом.
В годы гимназич. преподавания Р. вступил в переписку с крупными представителями русского консерватизма - Н. Страховым, К. Леонтьевым и С. Рачинским. Эти «лит. изгнанники», особенно Страхов, оказали заметное влияние на формирование его творч. личности. Весной 1893 Т. Филиппов - гос. контролер и изв. славянофил-меценат, собравший при своем ведомстве целый кружок православных писателей, организовал перевод Р., крайне тяготившегося учительской работой, в СПб., обещая ему место чиновника в Гос. контроле и условия для занятий творческим трудом. Однако ввиду того, что отношения с Филипповым сразу не сложились, жалованье Р. оказалось крайне скудным и семья жила буквально впроголодь, Р. был вынужден, помимо бесконечного чтения статистич. отчетов, постоянно писать для печ. из-за острой нужды.
Первая значительная творч. удача Р. - кн. « Легенда о Великом Инквизиторе Ф. М. Достоевског о» (1894). Достоевский - духовно наиболее близкий Р. писатель (критики отмечали не только явное творч. влияние Достоевского на Р., но и сходство его личности с персонажами Достоевского - от «подпольного человека» до Федора Карамазова). Исследование Р. было одной из первых работ о Достоевском, в кот. глубокий эстетич. анализ сочетался с религиозно-мистич. подходом.
Мн. статьи Р. этого вр., как следствие изнурительной, поспешной работы ради заработка, отмечены неуравновешенностью, крайней категоричностью «ультраконсервативных» заявлений. В тв-ве впечатлительного, порывистого Р. интуиция играла несравненно большую роль, чем знания, и жизненные условия оказывали сильное влияние на тональность его соч. Р. писал впоследствии, что считает свои первые годы в СПб. безнадежно испорченными в лит. отношении. Так, ст. « Свобода и вера » (Русский вестник. 1894. № 1) подверглась сокрушительной критике философа Вл. Соловьева, назвавшего Р. «Иудушкой Головлевым» (позже Соловьев придет знакомиться с Р., и у них на время установятся вполне дружеские отношения). После ст. « По поводу одной тревоги графа Л. Н. Толстого » (1895) за резкость нападок на живого классика и фамильярное обращение к нему на «ты» на Р. ополчились и либералы, и консерваторы. Р. приобрел репутацию юродивого-мистика, одиозно-фанатичного, хотя и бойкого публициста консервативного лагеря. Не сложились у Р. отношения и с филипповским писательским кружком эпигонов славянофильства ввиду догматизма и бездарности этих литераторов. Тяжелые матер. условия, недовольство кружком «славянофилов», «незаконнорожденность» детей по сугубо формальным, как считал Р., причинам, а также влияние эстетизма К. Леонтьева - все это привело Р. около 1897 к бунту против христианства.
Постепенно Р. разрывает с консервативной печатью и сближается с символистами-«богоискателями» во главе с Мережковским, начинает участвовать в ж. С. Дягилева и А. Бенуа «Мир искусства». В 1899–1900 выходят в свет 4 сб. статей Р.- « Сумерки просвещения», «Литературные очерки», «Религия и культура», «Природа и история », подводящие итог консервативного периода его тв-ва. Завершение раннего этапа в тв-ве Р. - поступление его в 1899 в штат газ. А. Суворина «Новое время», где он сотрудничал до ее закрытия в 1917, а также переезд на новую квартиру (Шпалерная, д. 39, кв. 4), кот. становится одним из важных мест встреч петерб. интеллигенции Серебряного века.
В 1901 Р. совершает путешествие в Италию. Его стилистически прихотливые, отмеченные зоркостью и свежестью восприятия путевые очерки, впоследствии вошедшие в кн. « Итальянские впечатления » (1909), привлекли к себе внимание читателей и критики. Манера выражения Р. становится на рубеже веков более свободной и образной. Раскрепощению Р. как художника слова способствовало сотрудничество в ж. «Мир искусства» с его культом эстетики и индивидуализма. По содержанию эссе Р. отличались крайней остротой постановки волнующих каждого проблем семьи, религии, образования, причем даже бытовые по тематике, чисто публиц. очерки Р. приобретали философскую глубину благодаря его умению подчеркнуть связь повседневных вещей с их метафизич. и мистич. корнями, с «мирами иными». По мере нарастания отчуждения Р. от христианства как аскетич. религии, несовместимой, по его мнению, с радостями семейной жизни, росло не только увлечение Р. древними языческими религиями и иудаизмом, но и тяготение к мистике пола.
Мережковский в кн. «Лев Толстой и Достоевский» (1901–02) отозвался о Р. как о гениальном противнике христианства, «русском Ницше», и этот отзыв очень способствовал росту его популярности. В книге Р. « В мире неясного и нерешенного » (1901) четко выразилось новое, мистич. направление исканий писателя в сфере взаимоотношений религии и пола. Эта тема получила развитие на получивших широкую известность Религиозно-философских собраниях (1901–03), организованных представителями т.н. «нового религиозного сознания», в т.ч. и Р., при участии священнослужителей. Выступления Р. на собраниях были одними из самых острых и интересных. Рупором идей Религиозно-философских собраний стал ж. «Новый путь» (1903–04), где Р. вел постоянную рубрику с характерным назв. «В своем углу».
Пафос двухтомника ст. « Семейный вопрос в России » (1903) - в защите семьи и религиозном оправдании пола как основы брака. Но если эти очерки посвящ. преимущественно практич. вопросам, то в др. своих очерках и д-дах, читавшихся на Религиозно-философских собраниях, Р. для подтверждения обоснованности своих разочарований в христианстве апеллировал к религиозно-мистич. аргументации. Хотя Р. получил известность как противник христианского аскетизма, однако его отношение к православию, к Церкви было сложным и изменчивым (но никогда - равнодушным): притяжение к Церкви и отталкивание от нее стало двумя полюсами его крайне противоречивой души. Так, он писал в « Уединенном » (1912): «Церковь есть единственно поэтическое, единственно глубокое на земле. Боже, какое безумие было, что лет 11 [т.е. около 1897–1908 гг. - В. Ф .] я делал все усилия, чтобы ее разрушить...». Одновременно с разрушительными, антихристианскими статьями Р. писал в начале века и очерки с более положительным отношением к Церкви - они составили сб. « Около церковных стен » (В 2 т. 1906). Полит. взгляды Р. также отличались непоследовательностью, даже двойственностью.
В годы первой русской революции симпатизировал происходящим волнениям, вступил в переписку с М. Горьким, намеревался уйти из «Нового времени». По договоренности с Сувориным стал помещать свои более «левые» статьи в либеральной моск. газ. «Русское слово» (под псевд. В. Варварин). Выпуск Р. кн. статей о революции - « Когда начальство ушло... 1905 – 06 гг .» (1910) - вызвал резкие протесты либеральной интеллигенции (П. Струве, А. Пешехонов, К. Чуковский), т.к. ко времени опубликования этих очерков, написанных с явной симпатией к революционным событиям, во взглядах Р. произошло заметное изменение - около 1908–09 он сильно «поправел» и стал выступать с крайне жесткой критикой революционного движения. После полемики со Струве и Чуковским в либеральной прессе за Р. закрепилась репутация беспринципного писателя. Однако Р., стремившийся «разрушить политику», полемически противопоставлял узкопартийной однобокости либеральных писателей свой метод совмещения разных точек зрения на предмет, утверждая, что это способствует более полному постижению изменчивой реальности.
В 1911 вышли в свет две самые важные в идейном отношении, по мнению самого Р., кн. - « Темный Лик » и « Люди лунного света ». Хотя они и направлены против христианского аскетизма, Р. не покидает религиозно-мистич. позиций, и это позволяет ему особенно глубоко проникнуть в таинственную сферу взаимоотношений религии и пола. В тв-ве Р. Бог и пол неразрывны. Пристальное внимание Р. к вопросам взаимосвязи духовности и пола привело его к неожиданному выводу, что значительную роль в истории культуры играли т.н. «люди лунного света» - равнодушные к противоположному полу, не склонные к супружеской жизни. Смелое, порой шокирующее своей откровенностью обращение Р. к интимным сторонам жизни в связи с религией позволило ему приоткрыть завесу над мн. иррациональными тайнами человеч. жизни. Р. вошел в историю русской мысли прежде всего как философ, утверждавший религиозную сущность пола. Вывод Р. о значении пола в жизни человека заставляет вспомнить о близких открытиях в сфере бессознательного его современника З. Фрейда, хотя между ними не было никаких контактов и их взгляды на пол принципиально различны.
Совершенно особый этап в тв-ве Р. открыла его кн. « Уединенное » (1912). Собранные в этой кн. крайне интимные заметки (она имеет подзаголовок «на праве рукописи») в сочетании с ярко индивидуальными публиц. оценками, лирич. записями, философскими размышлениями образуют небывалый сплав мысли, факта и образа и представляют собой новый вид лит-ры, стоящий на грани философии, худож. прозы (временами - и поэзии) и публицистики. При этом Р. нарочито эпатировал читателей необычайной обнаженностью своего внутр. мира. «Такой книги нельзя быть»,- писала об «Уединенном» З. Гиппиус (А. Крайний. Литераторы и литература // Русская мысль. 1912. № 5). К тому же кн. была полна нападок на рев. движение, что вызвало негодование либерального лагеря. При этом, однако, у нее имелись и несомненные достоинства: глубокая жизненность мн. заметок Р., его редкое умение схватить мимолетные мысли и переживания и необычайно ярко воссоздать пролетающие мгновения в конкретно-чувственных образах, неподдельная взволнованность автора, невольно заражающая читателя. Неудивительно, что кн., подвергшаяся осмеянию в прессе, вызвала одобрение в письмах к Р. более независимых в суждениях творч. личностей (М. Горький, М. Гершензон и др.). В 1913 Р. выступил со второй аналогичной кн. - « Опавшие листья ». Именно эти книги необычного жанра вместе со 2-м томом («коробом», как наз. его Р.) «Опавших листьев» (1915) обеспечили Р. репутацию не только публициста и мыслителя, но и видного писателя, яркого стилиста. При всей «неправильности» выразительного, самобытного стиля Р. как художник слова нередко удостаивался самых высоких похвал. Напр., Н. Бердяев писал: «Литературный дар его был изумителен, самый большой дар в русской прозе» (В. В. Розанов: Pro et contra). Значение афористич. докум.-худож. прозы Р., близкой к дневнику или письму, для последующей лит-ры отмечали А. Ремизов, В. Шкловский, М. Пришвин. Произведения Р. в жанре «опавших листьев» не только явились своего рода синтезом реалистических и модернистских тенденций, но и стали воплощением тенденции прозы XX в. к меньшей фабульности или даже отказу от сюжета при более глубоком раскрытии сложного внутреннего мира личности и усложненности худож. средств выражения. Лучшие кач-ва прозы Р. позволяют поставить его в один ряд с крупнейшими писателями-новаторами кон. XIX - нач. XX в. Однако при жизни произведения Р. не получили заметного признания как из-за его вопиющей противоречивости, так и из-за идейной борьбы с полит. оппозицией.
В 1914 в Религиозно-философском об-ве состоялся «суд» над Р. за выражение негодования по поводу указа об амнистии революционерам-эмигрантам и др. крайне консервативные публикации, а особенно за поддержку в печати версии о ритуальном убийстве в связи с делом Бейлиса (мнение Р., считавшегося знатоком и поклонником иудаизма, было очень весомым). Хотя вместо резолюции об исключении из об-ва было принято решение о «невозможности совместной работы с Р.», в печ. развернулась широкая кампания, книги Р. стали подвергаться бойкоту. Этой атмосферой в значительной мере объясняется изд. Р. антисемитских брошюр и кн. « Обонятельное и осязательное отношение евреев к крови » (1914) (после революции он распорядился их уничтожить).
В вышедших во время Первой мировой войны брошюрах « Война 1914 года и русское возрождение » (1915) и « В чаду войны » (1916) Р. связывал надежды на возрождение России с ростом в обществе интереса к прежде полузабытым славянофильским идеям, призывал к действенному патриотизму, клеймил либеральную интеллигенцию, постепенно перешедшую на пораженческие позиции.
С приходом Февральской революции, кот. Р. первоначально приветствовал, положение Р. как сотрудника «реакционного» «Нового времени» резко осложнилось. В конце авг. 1917 Р. с семьей переезжает в Сергиев Посад - здесь было желание не только скрыться «с глаз долой», но и обрести духовное успокоение в кругу наиболее ему все же близких христиански настроенных мыслителей, прежде всего друга Р., отца Павла Флоренского.
Однако Октябрьская революция и последовавшие за ней разруха и голод вывели Р. из равновесия: в его душе неожиданно с огромной силой всплыли былые антихристианские, языч. настроения. Ярким свидетельством переживаний Р. в этот период стали периодические выпуски уникального по накалу трагич. чувств « Апокалипсиса нашего времени » (1917–18). Р. придал рев. событиям форму вселенской катастрофы, крушения всей европейской цивилизации, христианской культуры. Вину за разрушение прежней России Р. вопреки логике возложил не на атеистов-революционеров, а на христианство и даже на Христа. С небывалой силой вырвавшийся у Р. апокалипсический «вопль» о гибели России стал одним из выразительных лит. свидетельств трагич. рев. эпохи.
Через неск. лет даже либеральная интеллигенция, находясь в основном уже в эмиграции, не могла не признать правоту мн. его предвидений. Это изменение отношения к Р. проявилось в очерке З. Гиппиус «Задумчивый странник» (1923), в кот. дан выразительный творч. портрет писателя. Очерк Гиппиус вместе с талантливой книгой А. Ремизова «Кукха. Розановы письма» (обе - 1923) - лучшее из того, что появилось в эмиграции о Р. В сов. России имя Р. было вытеснено из памяти. Однако сейчас Р. - один из наиболее популярных мыслителей и писателей Серебряного века.
В 1999–2000-е были впервые изд. кн. Р. в жанре «опавших листьев»: « Сахарна » (1913), «Мимолетное » (1914-17), « Последние листья » (1916–17), а также полный вариант «Апокалипсиса нашего времени» (1917–18) и запрещенной цензурой кн. « В темных религиозных лучах » (1909).
Дочери Р. Татьяна (1895–1975) и Надежда (1900–56) оставили воспоминания об отце.
Соч. : Соч.: В 2 т. [прил. к ж. «Вопр. философии»] / Сост. Е. Барабанов. M., 1990; О себе и жизни своей / Сост. В. Сукач. M., 1991; СС: В 20 т. / Под ред. A. Николюкина. M., 1994–2010; Соч. В. В. Розанова / Под ред. В. Сукача. М., 1994: Иная земля, иное небо... Полное собр. путевых очерков. 1899–1913 гг. 1996: О понимании; О Пушкине. Эссе и фрагменты / Сост. В. Сукач. М., 2000; Уединенное / Под ред. В. Сукача. М., 2002; Смертное / Под ред. B. Сукача. М., 2004; Два письма В. В. Розанова к еврейскому народу // Заметки по еврейской истории . 2012. № 8 (155), авг.; Опавшие листья: в 2 т. СПб.: Изд-во «Пушкинский Дом», 2015.
Лит. : Голлербах Э. В. Розанов: Жизнь и тв-во. Пг., 1922. (переизд. 1990); Спасовский М. В. Розанов в посл. годы его жизни. Н-Й, 1968; Crone A. Rozanov and the End of Literature. Polyphony and the Dissolution of Genre in Solitaria and Fallen Leaves. Wurzburg, 1978; Синявский А. «Опавшие листья» В. В. Розанова. Париж, 1981; Николюкин А. Писатель нетрадиционного мышления. М., 1991; Фатеев В. В. В. Розанов: Жизнь. Тв-во. Личность. Л., 1991; В. В. Розанов: Pro et contra: В 2 т. / Подгот. В. Фатеев. СПб., 1995; Розанова Т. «Будьте светлы духом»: Воспоминания о В. В. Розанове. М., 1999; Курганов Е., Мондрус Г. Василий Розанов и евреи. СПб., 2000; Василий Розанов: Иссл. и мат-лы // Литературоведческий ж. 2000. № 13/14. Ч. 1–2; Николюкин А. Розанов. М., 2001. (ЖЗЛ); Фатеев В. С русской бездной в душе: Жизнеописание Василия Розанова. СПб.-Кострома, 2002; Болдырев Н. Семя Озириса, или Василий Розанов как последний ветхозаветный пророк. [Челябинск], 2003; Лебедева В. Феномен «панэвтихизма» в концепции Василия Розанова // Лебедева В. Судьбы массовой культуры России. Вторая пол. XIX ― первая треть XX в. СПб., 2007; Грякалова Н. Гендерный проект В. В. Розанова и «русская идея» // Грякалова Н. Человек модерна: Биография - рефлексия - письмо. СПб., 2008.
В. Фатеев