Розенбаум Александр Яковлевич


РОЗЕНБА́УМ Александр Яковлевич [13.9.1951, Л-д] - поэт, музыкант, композитор, автор-исполнитель.

Родился в семье студентов-однокурсников 1-го Мед. ин-та. «После окончания родителями Саши медицинского института, в 1952 году, в связи с известным “делом кремлевских врачей” молодая семья была вынуждена уехать в Восточный Казахстан. В маленьком городке, в котором не было даже железной дороги, они начали лечить людей - казахов и ссыльных, отправленных подальше от Москвы после концлагерей. Яков Розенбаум (отец Саши) уролог, стал главным врачом городской больницы. Мама (Софья Розенбаум) работала акушером-гинекологом. Они проработали в Зыряновске 6 лет. Здесь родился брат Саши - Владимир. Ссыльные организовали своими силами музыкальную школу, куда с пяти лет начал ходить Саша Розенбаум и брать уроки игры на скрипке. Мальчик рос любознательным и смышленым. Он очень рано научился читать. Бабушка (Анна Артуровна) считала внука исключительным - он ей помогал сверять гранки с семи лет. Общительный и раскрепощенный ребенок всегда с удовольствием выступал. Играл на домашних вечеринках, играл во дворе. Позже - играл для друзей. В общем, по выражению Александра Яковлевича, на “сцене с пяти лет”» (Хентова С. Александр Розенбаум: Сила песни. СПб., 1998).

После прихода к власти Хрущева семья Р. возвращается в Л-д, в квартиру бабушки, на Невском пр., д. 102. Девять лет семья Р. проживёт вшестером в двадцатиметровой комнате коммунальной кв. Несмотря на все неудобства такой жизни даже через 30 лет Р. скажет: «Я все равно живу в этом мире, мне его очень не хватает». Р. закончил школу № 209 (ул. Восстания). Первым приемам игры на гитаре он научился у соседа бабушки. Им был знаменитый гитарист Михаил Александрович Минин. Потом обучался сам.

В юношеские годы начал пис. стихи. Тогда же начал слушать и петь запрещенные в то время песни А. Галича, В. Высоцкого, Б. Окуджавы.

В 1968–74 учился в 1-м Мед. ин-те в Л-де. На выборе профессии не могло не сказаться то, что вся родня Р. - врачи: родители, дед, брат, дядя. Но пошел в медики сам, без уговоров со стороны родственников (до наст. времени дает в ин-те ежегодные концерты.) По нелепости его исключили из Мед. ин-та (не поехал на уборку картофеля), но в армию не взяли по причине плохого зрения (астигматизм и близорукость). Р. пошёл работать в больницу. Через год восстановился в ин-те и закончил мед. образование. В 1974, сдав на отлично гос. экзамены, получил диплом врача-терапевта общего профиля (специализация - анестезиология и реаниматология). Работал в теч. года на воен. кораблях Балтийского флота, затем в скорой помощи, на Первой подстанции, расположенной неподалёку от Мед. ин-та (проработал 5 лет). Р. благодарен своему мед. прошлому, опыту, полученному на этом поприще: «То, что я вырос в халате - принесло признание человека: когда слушал от родителей многое об их пациентах, много трагического, и когда мчался к больным, как врач скорой помощи, я и созрел, чтобы творить от имени людей. Поэтому не побоюсь самомнения - я мыслю массой людей: и не потому, что я некий Иисус Христос, а потому, что мое человечество - это всегда огромное количество людей больных, с трудными судьбами, которые я не в силу дарования, а в силу своей нормальной медицинской профессии узнал, впитал, пережил. Без медицины у меня, как певца-стихотворца, ничего бы не вышло». В раннем тв-ве Р. широко присутствовала тема врачебной практики.

Работая врачом, Р. занимался в веч. джазовом училище при ДК им. С. Кирова. Песни начал пис. с 1968, учась в Мед. ин-те, для студенч. капустников, спектаклей, вокально-инструментальных ансамблей и рок-групп. В 1980 ушёл на профессиональную эстраду, выступал с ансамблем «Пульс». По форме тв-во Р. близко к жанру авторской песни. Однако в то вр. как бардовская песня в сов. годы была отшельницей, парией эстрады, распространяясь лишь на магнитофонных плёнках кустарного изготовления, Р. пользовался офиц. признанием и концертировал как артист Ленконцерта задолго до распада СССР и отмены цензуры.

Известность и популярность пришли не сразу. Семь лет Р. работал без афиши. Только с 1984 начал выступать как солист, позже создал группу «Аргонавты». Некот. вр. выступал под псевд. Аяров (от «А. Я. Розенбаум»). Началом сольной деятельности можно считать выступление 14 окт. 1983 в ДК МВД им. Ф. Дзержинского. В дальнейшем стал худож. рук. театра-студии «Творческая мастерская Александра Розенбаума».

Широкую изв. Р. принесли искусно стилизованные под т.н. блатняк (ныне эвфемистически именуемый «русским шансоном») песни об одесских налетчиках времен НЭПа: « Гоп-стоп », « Извозчик », « Поездка из Одессы в Петроград », « Майдан » и т.д. Этот песенный цикл навеян «Одесскими рассказами» И. Бабеля, однако необыкновенно яркий фиктивный мир криминальной Одессы, созданный Р., оригинален и самобытен. К уголовному песенному фольклору, воспевающему преступную среду и ее законы, проявляли интерес мн. русские поэты и прозаики - во втор. пол. ХХ в. к жанру «блатной» песни обратились отеч. барды, включая Галича и Высоцкого, кот. в своем тв-ве нередко использовали этот специфический мат-л. В текстах «одесского» цикла Р. очень точно следует жанровому канону «блатной» песни, однако при этом топика и стилистика «блатняка» всякий раз подвергается пародийно-игровому препарированию. Именно оригинальный синтез криминально-романтического пафоса и тонкой интеллектуальной иронии стал гл. причиной огромной популярности этих песен Р. И в дальнейшем в текстах Р. нередко возникает «блатная» парадигматика, но всегда в иронич. преломлении.

Безусловной творч. удачей Р. стали и песни «казачьего» цикла (« Есаул », « Казачья », « Кубанская казачья », « На Дону, на Доне » и др.), очевидным образом тоже восходящие не столько к непосредственному отражению реальной действительности, сколько к лит. источнику - в данном случае к шолоховскому «Тихому Дону», но они отнюдь не иллюстративны, но оригинальны. Р. сумел ярко опоэтизировать дух казачьей вольницы, ему по-настоящему близок менталитет донских станичников, являющихся одновременно земледельцами и воинами. Эти песни стали гимном безграничной свободе, мужской дружбе, храбрости, любовной стихии, вдохновенному труду в гармонии с природой.

Тв-во Р. характеризуется интересом к истории России послерев. лет XX в. (« Романс генерала Чарноты »), цыганским темам (« Песня коня цыганскихкровей », « Ах, если было бы можно… »).

Не обойдена стороной и военная тематика, в кот. много песен связано с Великой Отечественной (« Я часто просыпаюсь в тишине », « Проводи-ка меня,батя, да на войну… » и др.), морской тематикой (« 38 узлов », « Песня старогоминоносца »). Отец Р. провоевал всю Великую Отечественную: служил фельдшером в артиллерийском дивизионе, в 1944 был ранен, из госпиталя вернулся на фронт, войну закончил в звании капитана. В воен. песнях Р. вспоминается прошлая война, поется о народе, о его подвиге, о доле народной и слышен громкий призыв к отрицанию будущей войны. Его « Эпитафия » по опросам слушателей заняла одно из первых мест в тв-ве певца.

Особая и яркая часть тв-ва Р. посвящена войне в Афганистане (« Монолог пилота„Черного тюльпана” », « Караван », « Дорога длиною в жизнь »). Певец часто бывал в расположениях сов. воинских частей, выступая с концертами в Афганистане.

В продолжение своей карьеры популярность и любовь слушателей Р. снискал как певец «ленинградской темы». После распада СССР в тв-ве Р. ярче зазвучали иудейские, израильские мотивы.

Немалое место среди песен Р. занимает и раздумчиво-философская лирика (« Вещая судьба »). Всесоюзную популярность в кон. 1980-х получила песня Р. « Вальс-бостон » с оригинальной мелодией и сложной гармонией, изобилующей альтерированными трезвучиями. Эта песня исполнялась как самим автором, так и мн. др. вокалистами, она существует во множестве инструментальных обработок.

Наиболее впечатляющие творч. достижения Р. связаны с воспеванием таких традиционных ценностей, как честность, бесстрашие, братство. Лирич. героем подобных песенных текстов Р. чаще всего оказывается стихийная, безудержная и бескомпромиссная личность, жаждущая риска и борьбы, ценящая жизнь во всех ее проявлениях, отвергающая полумеры, готовая любому чувству и любому делу отдаваться до конца. Девиз такого героя: «Лечить - так лечить! Любить - так любить! / Гулять - так гулять» (« Утиная охота ») . Когда же Р. выходит за рамки этого своего излюбленного инвариантного мотивного комплекса, его произведения, как правило, утрачивают энергетику и обаяние, приобретая иллюстративно-назидательный характер.

Моск. изд-во «Эксмо» изд. неск. авторских сб. Р. ― « Стихи о любви»; «Размышление на прогулке»; «Летать - так летать!» (все ― 2009); « Дорога длиною в жизнь» (2011).

Писал музыку к фильмам - «Друг» (реж. Л. Квинихидзе, 1987). Работал в кино - «Два часа с бардами» (1987), «Афганский излом» (1991), «Побег на край света» (1991), «Бессонница» (1991), «Чтобы выжить» (1992), «Не хлебом единым» (2005), «Сайд-степ» (2008). В 2010 был снят фильм о Р. «Мужчины не плачут: Концерт-исповедь», в 2011 ― «Мой удивительный сон…».

Засл. артист РФ (1996). Народный артист РФ (2001). В 2003 был избран депутатом Гос. Думы России от партии «Единая Россия».

Имя Р. занесено в «Золотую книгу СПб.» в разделы «Люди искусства» и «Защитники Отечества». Лауреат премии «Золотой пеликан» за вклад в благотворительность. Почетный член Российского морского офицерского собрания и клуба подводников. Приказом министра обороны ему присвоено очередное воинское звание – полковник мед. службы Военно-морских сил запаса. Р. получил премию ФСБ «Музыкальное искусство» за цикл военно-патриотических песен. В 2011 награжден Орденом Почета.

Соч.: Затяжной прыжок: Авторский сб. М., 1990; Стихи о любви: Авторский сб. М., 2009; Размышление на прогулке: Авторский сб. М., 2009; Летать - так летать! Авторский сб. М., 2009; Дорога длиною в жизнь: Авторский сб. М., 2011.

Дискография: «Памяти А. Северного» (1982), «Новые песни» (1983), «Эпитафия» (1986), «Мои дворы» (1986), «Нарисуйте мне дом» (1986), «Дорога длиною в жизнь» (1988), «Казачьи песни» (1988), «Анафема» (1988), «Былое и диски (1986-1988)» (1988), «Гоп-стоп» (1993), «Горячая десятка» (1994), «А. Розенбаум и “Братья Жемчужные” 11 лет спустя» (1994), «Ностальгия» (1994), «Вялотекущая шизофрения» (1994), «Розовый жемчуг» (1995), «На плантациях любви» (1996), «Возвращение на Арго» (1997), «Июльская жара» (1997), «Транссибирская магистраль» (1999), «Настоящий солдат» (2001), «Старая гитара» (2001), «Я люблю возвращаться в свой город…» (2003), «Странная жизнь» (2003), «Я вижу свет» (2005), «Попутчики» (2007), «Мечта блатного поэта» (2009), «Рубашка нараспашку» (2010); «Берега чистого братства» (совм. с Г. Лепсом; 2011); «Город очень устал» (2012).

А. Тмин

  • Розенбаум Александр Яковлевич