Рождественский Всеволод Александрович


РОЖДЕ́СТВЕНСКИЙ Всеволод Александрович [29.3(10.4).1895, Царское Село - 31.8.1977, Л-д, похоронен на Литераторских мостках Волкова кладб.] - поэт, переводчик, автор прозы и оперных либретто.

Родился в семье протоиерея А.В. Рождественского, учителя Закона Божьего в Николаевской императорской классической царскосельской гимназии, где директорствовал поэт Ин. Анненский. В той же гимназии учился Н. Гумилев, кот. впос­ледствии, как и Анненского, Р. считал своим учителем. В 1918–21 входил во Второй «Цех Поэтов». Вместе с Гумилевым участвовал в лит. делах в «Петрогр. Союзе поэтов» (в кач. секретаря при председателе А. Блоке), и в изд-ве «Всемирная лит-ра» по приглашению М. Горького. Царское Село с его знаме­нитыми дворцами и «версальскими» парка­ми, гармоничное, преисполненное поэтич. прелести, оказало немалое эстетич. воздействие на восприимчивую душу буду­щего поэта. Тяга к гармонии, изяществу и яс­ной прозрачности стиха, заложенная в натуре Р., оказалась чрезвычайно родственной городу, и неслучайно до конца дней Р. называл себя царскоселом.

Серьезное влияние на юного поэта ока­зала мать, происходившая из священнической семьи (девичья фамилия Казанская) из Тульского края. (см. « Страницы жизни » (2-е изд. 1974), увлеченная народническими идеями, а также отчасти «толстовством». Известно, что она писала Л.Н. Толстому в Ясную Поляну о беспокоящих ее вопросах. Родные места отца Р. находились неподалеку от Тихвина - в сель­це Ильинском. (Впоследствии, в годы Великой Отеч. войны, Р. пришлось воевать именно на Тихвинском фронте.) Сугубо дере­венский мир Ильинского, куда семья переезжала летом из Царского Села, причудливо соединялся в душе будущего поэта с рафинированным городком муз, и обе эти стихии, деревенская и дворцово-городская, формировали талант будущего поэта.

Среди поэтов труд­ной суровой эпохи Р. был, может быть, наиболее радостным и счастливым. Неслучай­но кн. Р. носят названия светлые: « Лето » (1921), « Окно в сад » (1939), « Иволга » (1958), « Русские зори » (1962), « Золотая осень » (1969), а посл., предсмертная, назв. « Лицом к за­ре » (1976). Анакреонтические мотивы из ли­цейской лирики Пушкина и его «плеяды», культ солнца и разума органичным обр. прижились в его стих. и затем, с годами ви­доизменяясь в духе новых времен и чувство­ваний.

Р. начинал печ. в ж-ле «Ученик», вы­ходившем под ред. преподавателя ла­тыни в 1-й Петерб. гимназии В. Янчевецкого, потом ставшего изв. ист. романистом В. Яном. Стихи из перв. кн. « Гимназические годы » (1914), равно как и из ж. «Ученик», Р. потом справедливо считал ученическими, исполненными подражаний Надсону и Апухтину. Однако в них по-своему удачен, продуман и взвешен цикл, посвящ. Пушкину, заметны медитации из Баратынского, чувствуется и интерес к народ­ному тв-ву.

В 1914 Р. студент историко-филол. отделения СПб. Имп.ун-та. В полит. брожениях и спорах, в студенч. среде в связи с Первой мировой войной, Р. почти не при­нимал никакого участия. Был чужд и соблазнам модернистского искусства, авторитетом оставались Пушкин и А. Блок. Р. принял активное участие в университетском «Кружке поэтов», где главной и наиболее яркой фигурой была Л. Рейснер, Органом «Кружка поэтов» стал ж. «Рудин», издававшийся на средства М. Рейснера - отца Ларисы. Ж.., однако, не успел обрести четкой платформы - от него оста­лось лишь 8 номеров с 3 стих. Р. Но «Кружок поэтов» оказался неплохой студией стиха. На его заседаниях Р. встретился с О. Мандельштамом, Н. Гумилевым, кот. доброжелательно отнесся к Р. как к младшему царскоселу. В 1915 Р. знакомится с С. Есениным и др. петерб. поэтами. По-видимому, рев.-демократ. взгляды, в особенности под влиянием пламенной Л. Рейснер, были в «Кружке поэтов» доминирующими. В окт. 1917, когда Рейснер стала комиссаром Балтфлота, Р. был призван в Красную Армию, где проходил службу на минном тральщике на Балтике. Вместе с солдатами батальона участвовал он в событиях 1917 (обороне Петрограда от войск Юденича).

В эти же годы Р. в качестве репетитора входит в семью М. Горького, кот. принял в судьбе одаренного юноши самое благожелатель­ное участие. Р. особен­но подчеркивал данный ему в те дни совет Горького о том, что кн. должны идти от жизни, чтобы вернуться туда же - в жизнь.

По своим стих. пристрастиям Р. тяготел в 1910–20-х к акмеистам. В них Р. привлекали стро­гость формы и скрупулезность работы над словом, в Блоке - магия, волшебство, ир­рациональная сила внутр. словесной му­зыки. Все же в пору разрыва акмеистов с Бло­ком он ушел к Блоку. Р. называл свою поэзию «наукой счастья». Эта, по его словам, самая трудная из земных наук (стих. « К лире »), была им, по свойству его характе­ра, освоена легко и безупречно.

В кн. «Лето», писавшейся в годы Граж­данской войны, когда он сам принимал учас­тие в опасных воен. операциях, сквозит многоцветная, то тихая, то бурная, радость жизни. Здесь он вниматель­ный ученик не только Анненского, но и Фета, Дельвига, Тютчева и в особенности Державина, не говоря уже о Пушкине. Из всего многообразия жизни Р. предпочитал брать волокна тонкие и солнеч­ные, и именно из них сплетать сеть ажурно-тонкого стиха. « Золотое веретено » - кн., вышедшая в 1921. Правда, наметилась тогда и опр. односторонность: он подчас предстает первоклассным мастером-рисовальщиком, копиистом или ил­люстратором изв. книг и сюжетов (напр., « На палубе разбойничьего брига ...», написанное, по-видимому, в подражание Стивенсону).

Серьезную творч. перестройку поэт пережил в сер. 1920-х, когда новая дей­ствительность с ее сложными соц. противоречиями потребовала иных ритмов и слов. Стихи, составившие кн. « Большая Медведица » (1926), свиде­тельствовали об упорной и нередко удачной работе поэта в новом направлении. Принципиально важно, что при всей новизне, напр., «производственных сюжетов», «наука счастья» все же не ушла из тв-ва Р. В этом он демонстративно противостоял распространенному в 1930-е тези­су об архаичности лирики. Начиная с 1920-х, т.е. с «Большой Медведицы», и на протяжении 1930-х и до конца жизни Р., наряду с интимными темами, пей­зажными и иными, все чаще обращается к философской проблематике. Он считал, что некот. его поэты-современники слишком оглушены современностью, что надо избрать для поэзии более высокий ориентир и более просторный, в ист. смысле, мас­штаб. Эти соображения он высказал в д-де, прочитанном им в Пушкинском Доме еще в 1923.

В 1930-е Р. вновь заявил о том, что эпоха требует философского осмысления. Его при­влекает в этом отношении группа «Содруже­ство» (Н. Браун, М. Комиссарова, Б. Четве­риков, А. Чапыгин, М. Козаков и др.). Со сти­хов, составивших « Гранитный сад » (1929), « Земное сердце » (1933), «Окно в сад» (1939), начинаются разнонаправлен­ные творч. поиски Р.: он много путешест­вует по стране, активно переводит и, нако­нец, подходит к теме, ставшей для него посто­янной: об искусстве и людях искусства. Он пишет стих. и прозаич. этюды о Лер­монтове, Некрасове, Пушкине, Гоголе, Шевченко, Джамбуле, Апухтине, Н. Островском. Заметное место в его поэзии заняли произведения, посвящ. русской истории (« Новгородская София», «Князь » и др.). Накануне войны эти историко-патриот. произведения играли несомненную про­светительскую и агитационно-пропагандист­скую роль и примыкали в этом отношении к «Суворову» и «Ледовому побоищу» К. Симонова, «Зодчим» Дм. Кедрина, «Земле от­цов» Н. Рыленкова.

В перв. дни Великой Отеч. войны Р. вступает в ряды народного ополче­ния, работает в газ. «На защиту Л-да». Как воен. корр., прико­мандированный к 7-й армии, участвовал в прорыве блокады Ленинграда. Р. выполнял са­мую разнообразную лит. работу. За годы войны написал 2 кн. стихов: « Голос Ро­дины » (1943) и « Ладога » (1945). В жанро­вом отношении стихи воен. лет оказались исключительно разнообразны - от сатиры и раешника до оды, от стих. очерка, рассказывающего о выполнении боевого за­дания, до баллады, от корреспонденции до песни.

После кн. « Родные дороги » (1947), где были собраны воен. стихи, след. кн. Лирики, « Стихотворения », появилась в 1956 г., через два года сборник « Иволга » в 1958.

Р. много занимался переводами (французских, немецких поэтов, а также поэтов братских республик – украинских, белорусских, латышских, эстонских, литовских, казахских, татарских и др.). особое место в его переводческой работе занимают переводы стихов народного поэта Казахстана Абая Кунанбаева. Р. много сил отдал работе над оперными либретто. Всего им было напис. 15 либретто, среди них для оперы Ю. Шапорина «Декабристы», А. Пащенко «Помпадуры», Я. Френкеля «Бесприданница», Я. Мейтуса «Заря над Двиной» и др. Большое место занимает в посл. период тв-ва и тема искусства (цикл « Строители »), посвящ. великим зодчим. Р. входил в редколлегии изданий «Библиотека поэта», «Художественная литература», «Советский писатель». Стихи Р. регулярно публиковались в ж. «Звезда», «Аврора», «Нева», в сборниках «День поэзии», в периодической печати.

Сестра Р. - Ольга Александровна (1885–1978; в замуж. Федотова) - оставила воспоминания в форме письма к брату, напеч. в изд. «Памятники культуры. Новые открытия» (Л., 1981).

Материалы Р. хранятся в ЦГАЛИ СПб. Ф. 503, 377( ед. хр., 1914–89 гг. и вкл. в себя рукописи стих. (1918–77), афиши лит. вечеров с участием Р. и спектаклей «Декабристы», «Помпадуры», «За Двиною», поставленных по его либретто. Письма к Р. Б. А. Арапова, Б. В. Асафьева, Н. Н. Асеева, С. А. Баруздина, В. В. Вишневского, В. М. Инбер, В. К. Кетлинской, Ю. И. Нагибина, В. Ф. Пановой, К. Г. Паустовского, А. А. Прокофьева, В. М. Саянова, Л. С. Соболева, А. В. Успенского, К. А. Федина, М. С. Шагинян, Ю. А. Шапорина и др. Фото Р., индивидуальные и в группах с Н. П. Акимовым, Б. А. Ахмадулиной, М. А. Волошиным, К. Н. Державиным, М. М. Зощенко, М. Э. Козаковым, М. А. Кузминым, А. А. Фадеевым, К. И. Чуковским, А. Н. Чепуровым, Ю. А. Шапориным и др. Дарственные надписи М. И. Борисовой, Т. М. Вечесловой, А. Ф. Пащенко и мн. др., а также в ИРЛИ (Пушкинском Доме) РАН (ф. 370), в Гослитмузее им. В.И. Даля (ф. 158), ИМЛИ РАН, ф. 360, РГАЛИ, ф. 1146 (Москва), в РНБ, ф. 644 (СПб.), а также в семейном архиве Р.

Соч.: Избр.: в 2 т. / вст. ст. А. И. Павловского. Л., 1974; Страницы жизни: Из лит. воспоминаний. 2-е изд., доп. Л., 1974; Средоточие времен: Стихи зарубежных поэтов. М., 1979; Психея: кн. лирики. Л., 1980; Стихотворения / вст. ст. А. И. Павлов­ского; сост., подг. текста и прим. М. и Т. Рождественских. Л., 1985 (БП. БС); «Я в этой книге жил когда-то…». Избр. Стихотворения. Из писем военных лет / сост. Т.В. Рождественская. СПб.: «Дмитрий Буланин», 2005; Стихи // Царскосельская антология / сост., вст. ст., подгот. текста и прим. А. Арьева. СПб.: Вита нова, 2016.

Лит. (основная): Русские писатели. Поэты (сов. период): Биобиблиогр. указ / Рос. нац. б-ка; [Ред. О.Д. Голубева, д.ф.н. (пред.) и др.]. СПб. : Изд-во Рос. нац. б-ки, 1998. Т. 21; Амстердам А. Всеволод Рождественский: Путь поэта. Л., 1965; Писатели Л-да: Биобиблиогр. справочник. 1934–81 / авт.-сост. В. Бахтин и А. Лурье. Л.: Лениздат, 1982; Васильева И. Всеволод Рождественский: Очерк жизни и тв-ва. Л., 1983; О Всеволоде Рож­дественском: Воспоминания. Письма. Док-ты. Л., 1986. Рождественский Вс. // Русские писатели и поэты: Краткий биогр. словарь. М., 2000; Павловский А. И. Рождественский Вс. А. // Русская лит-ра ХХ в.: Прозаики. Поэты. Драматурги: Словарь / под ред. Н. Н. Скатова. М., 2005. Т. 3; Рождественская М.В. Мотив «града Китежа» в поэзии В. А. Рождественского // Slavica. XXIV. Debrecen. 1990; Рождественская М. Князь («Всеволод, в крещеньи Гавриил») // ТОДРЛ. Т. 48. СПб., 1993; Рождественская М. Неоконченная поэма о граде Китеже // Филологические Записки. Вып. 4. Воронеж, 1995; Рождественская М. Письма Всеволода Рождественского о смерти Федора Сологуба // Неизданный Федор Сологуб. М.: Новое Литературное Обозрение, 1997; Рождественская М. К вопросу о «северном тексте» и «северном мифе» в русской поэзии первой трети XX в. (Попытка комментирования одного стихотворения). // Висы дружбы. Сб. ст. в честь Татьяны Николлаевны Джаксон. М.: «Университет Дмитрия Пожарского», 2011; Рождественская М., Рождественская Т. «На палубе разбойничьего брига…»: романтич. нота в тв-ве Вс. Рождественского (из эпистолярного наследия 1920–30-х гг.) // Petra Philologica: проф. П. Е. Бухаркину ко дню 60-летия. СПб., 2015; Рождественская М. В., Рождественская Т. В. О «петербургско-ленинградском тексте» в эпистолярном наследии поэта Всеволода Рождественского // Круги времен. В память Елены Константиновны Ромодановской. Т. 2. М.: «Индрик», 2015; Рождественская М. В. «Книжный мир» в творческом и эпистолярном наследии поэта Всеволода Рождественского (Архивные материалы) // Проблемы современной науки и образования. Олимп (Иваново). 2016. № 7 (49).

А. И. Павловский, М. В. Рождественская

  • Рождественский Всеволод Александрович