Рыбаков Вячеслав Михайлович


РЫБАКÓВ Вячеслав Михайлович (псевд. Эмма Выхристюк, Хольм ван Зайчик ― последний совм. с И. Алимовым) [19.1.1954, Л-д] - прозаик, востоковед, публицист, киносценарист.

Выпускник кафедры истории стран Дальнего Востока восточного фак-та ЛГУ (1971–76). Ст. науч. сотрудник СПб. ин-та восточных рукописей РАН, в кот. по завершении аспирантуры (1976–80) работает с 1981; специалист по средневековому Китаю. В 2009 защитил докт. дис. по теме « Китайская бюрократия периода Тан(618–907 гг.) по ма-лам исторических и юридических источников ». Автор первого в мире полного перевода знаменитого свода законов династии Тан «Уголовные установления Тан с разъяснениями» (с древнекитайского яз.). Опубл. около 50 науч. статей и 5 монографий: « Уголовные установления Тан с разъяснениями и комментариями »: в 4 т. (СПб., 1999; СПб., 2002; СПб., 2005; СПб., 2008) и « Танская бюрократия. Часть I. Генезис и структура » (СПб., 2009).

Как прозаик Р. печ. с 1979. Перв. публикация ― рассказ « Великая сушь » в ж. «Знание - сила» (1979. № 1). Автор 8 романов, 7 повестей, ок. 20 рассказов и 1 кн. публицистики (2008), не считая книг в соавт. В наст. время входит в число самых изв. фантастов России.

Вместе с К. Лопушанским и при участии Б. Стругацкого написал сценарий кинофильма « Письма мертвого человека »; реж. К. Лопушанский (фильм вышел на экраны в 1986). В соавт. с Лопушанским написал сценарий фильма « Гадкие лебеди » по мотивам одноименного романа братьев Стругацких (фильм вышел на экраны в 2006). Неск. раз по предложению Лопушанского работал с ним и над др. сценариями, но фильмами эти сценарии не стали; одним из результатов такой работы явилась киноповесть « Хроники смутного времени », впервые опубл. в ж. «Нева» (1998. № 2). Автор ряда общественно-публиц. и лит.-критич. статей (ж. «Нева», «Звезда», «Дружба народов» и др.).

Автор идеи книжного проекта « Плохих людей нет: евразийская симфония », выходившего под именем еврокитайского гуманиста Хольма ван Зайчика (псевд. В. Рыбакова и И. Алимова; вышло 7 кн.). Хольм ван Зайчик - лауреат премий «Меч в зеркале» (СПб., 2001), «Золотой кадуцей» (Харьков, 2001), «Интерпресскон» (СПб., 2002), «Серебряный Роскон» (М., 2002), «Странник» (СПб., 2005), «Большой Зилант» (Казань, 2009). В 2006 году Хольм ван Зайчик получил лит. премию «Исламский прорыв», учрежденную «советом муфтиев России, Федеральным агентством по печати и массовым коммуникациям и издательством “УММА” с целью пробуждения и активизации интереса российской общественности к духовной жизни, к культуре ислама ради взаимопонимания, мира и прогресса».

Р. ― член СП СССР с 1989, СП СПб. с 1992, Союза российских писателей с 2008. Член общественного редсовета ж. «Нева». В 1995–2003 - член приемной комиссии СП СПб.

Все тв-во Р. с самого перв. рассказа посвящ. изучению путей развития человека и человечества, как перспективных, так и тупиковых. Общество как коллективный организм, общество как совокупность отд. людей, общество как человечество в целом и общество как государство - все это составляет профессиональный интерес и Р.-историка и Р.-писателя. Фантастич. допущения Р. использует как эмоционально насыщенную модель для изучения вероятностных путей развития социума будущего. И в этом смысле самый показательный и характерный роман Р. - « Гравилет “Цесаревич” », названный лучшей фантастич. кн. постсоветской эпохи. С одной стороны, это несомненная утопия: Россия в двадцатом веке - монархия, причем монархия плюралистическая, жизнеспособная и успешная, где Александр II успел подписать Конституцию и где не было мрачного народовольческого подполья - с его нетерпением изменить мир по своему умыслу. Здесь государь отвечает за подданных, подданные верны государю, в результате государство процветает. Однако покойная и счастливая жизнь страны нарушается: гибнет воздушное судно с наследником русского престола, и мерками существующего общества эту гибель не объяснить никак.

Гл. герой - полковник госбезопасности России князь Трубецкой, по вероисповеданию коммунист (коммунизм в альтернативной России именно религия, причем религия самых совестливых и порядочных людей). Государь поручает князю расследование загадочной катастрофы. Занимаясь расследованием, Трубецкой обнаруживает наш мир, искусственно созданный в подземном бункере в конце шестидесятых годов девятнадцатого века неск. фанатиками с целью выведения новой, суперагрессивной породы людей. У большинства людей реального мира есть в этом жутком бункере духовные двойники.

Это и утопия и антиутопия одновременно. Шестидесятые годы девятнадцатого века - смутное время в Российской империи, время брожения умов и ниспровержения авторитетов, вероятностная развилка. История России могла пойти по одному сценарию, где коммунизм стал идеологией возмущенного пролетариата, кот. нечего терять, кроме своих цепей, но могла пойти и по др. пути, на кот. коммунизм состоялся как этическое учение, похожее на конфуцианство. Перв. путь - путь революционный, нескончаемое время перемен, замешенных на человеч. крови. Второй путь предполагает эволюционное развитие общества, с главенствующей этич. компонентой.

Ориентация на этику по Р. - единственно возможный вариант развития об-ва. Вне этики и культур общество не развивается, развиваются механизмы и машины, кот. человечество на стадии возникновения и торжества искусственного интеллекта может и не понадобиться.

А. Гусев писал в 2000-м в ж. «Питерbook»: «Пожалуй, на сегодняшний день Вячеслав Рыбаков - ведущий петербургский писатель-фантаст. Больной для Рыбакова вопрос - как сохранить веру в какие-либо потусторонние, нематериальные ценности (дружбу, любовь, совесть, честь наконец), когда все вокруг направлено на то, чтобы эту веру разрушить...»

Чтобы будущее настало, люди нужны людям. И добро и зло проистекают не от соц. схем, не от государства, но от каждодневных поступков конкретных людей, об этом написана повесть Р. « Не успеть ». Казалось бы, что нам в нынешнем товарном благополучии реалии излета перестройки (повесть написана в июле 1989-го): все эти бесконечные очереди, доведенные в повести до абсурда (гл. герой стоит в очередях месяцами, и руки у него по локоть исписаны номерами - вот номер за курицей, вот за сливочным маслом, вот талон для проезда на дачу; ничего не достать ни за какие деньги...). Однако в том и беда, что ни присутствие товаров, ни их отсутствие не делают человека человеком. И всегда найдутся те, кто не сможет жить в обществе, забывшем об этике.

Невыносимая легкость бытия вычеркивает из жизни лучших людей, кот. не успевают и не могут приспособиться к новым условиям жизни. Злой бытийный закон: лучшие погибают первыми. Кстати, в рассказе « Носитель культуры » первым также погибает талантливый музыкант, не желающий становиться забавой для разумных крыс. А вот его товарищ успешно приспосабливается к иной реальности и ежедневно услаждает концертами новых хозяев планеты.

В повести «Не успеть» самые талантливые и лучшие улетают, причем помимо их воли. У них внезапно начинают расти крылья, и общество воспринимает это как заразную болезнь. Таких людей не хотят здесь, откуда они улетают, и убивают там, где им выпадет приземлиться. И что ни делай, все одно - «не успеть».

Предельная антиутопия - роман Р. « На будущий год в Москве ». Страна развалилась на части, и для того чтобы проехать из СПб. в М., требуется виза. В этой кн. видим другого Р. - профессионального историка, социолога, синолога, отлично понимающего мотивы и этапы взаимного поглощения цивилизаций и культур.

Предельная утопия писателя - эпопея Хольма ван Зайчика (в соавт. с И. Алимовым) «Плохих людей нет: евразийская симфония».

А. Балабуха писал, что Р. напоминает ему Колосса Родосского, кот. одной ногой опирается на науку, а другой - на лит-ру. И та и другая изучают модели будущего; изучение истории средневекового Китая столь же увлекательное занятие, как и написание фантаст. романов. «Рыбаков даже признался как-то, что еще в раннеаспирантский период своего бытия мечтал отыскать в китайском административном праве некий секрет, обеспечивший безбедное существование и функционирование бюрократической системы Поднебесной Империи на протяжении полутора тысяч лет, - отыскать и поднести на блюдечке с голубой каемочкой благодарному отечеству, чтобы наши чиновники трудились на благо страны...» (из предисл. к двухтомнику 1997-го).

Отдельно в тв-ве Р. стоит «симагинская трилогия»: « Очаг на башне », « Человек напротив » и « На чужом пиру, с непреоборимой свободой ». В этих кн. на перв. план выходят не социумы, а обычные люди и их судьбы, мучительное исследование нравственной составляющей любви. В романе «Очаг на башне» ученый Симагин делает великое открытие в медицине, разрабатывая возможность волнового лечения едва ли не всех органических болезней человека. Однако выясняется, что то, что лечит, одновременно и калечит, позволяя самым жестоким и действенным способом воздействовать на психику, характер, убеждения людей. Можно лишить любви, можно внушить любовь. Симагина предает и подставляет друг, с помощью симагинской методики отнимающий у него все, чем он жил, и разделенную радость любви - в перв. очередь.

В романе «Человек напротив» действуют те же, что и в «Очаге», только постаревшие герои. Действие романа происходит в 1996-м в сохранившей псевдосоциалистический строй, но еще более, чем в нашей реальности, территориально раздробленной России. Ради жизни сына Симагин, все такой же идеалист и по-прежнему гениальный ученый, приобретший благодаря своему новому открытию фантастические, почти божественные возможности воздействия на мир, вынужден начать битву, масштабов которой даже он поначалу не в состоянии себе представить. Для того чтобы победить в ней, ему приходится заменить одну историю другой, выволочь из московской тюрьмы умирающего в комфортабельной камере Ельцина и усадить его в президентское кресло... и в итоге ужаснуться тому, что новый мир немногим лучше того, который пришлось разрушить.

За посл. роман трилогии «На чужом пиру, с непреоборимой свободой» Р. досталось как никогда. Это роман с чрезвычайно сильной публиц. нотой, в кот. впервые одним из глав. героев становится неодушевленный предмет - дискета ученого Сошникова. Это мир, где ученых постперестроечной России убивают, мир, жить в кот. совсем не хочется.

По Р., в истории нет идеальных вариантов, выбирать можно лишь из двух или более зол. Нет идеальных решений, но есть идеалы, позволяющие сориентироваться и выбрать вариант оптимальный. В этом весь Р. - от утопии к антиутопии, и наоборот. Р., кот. считает: «По сути дела, беллетризованное описание желательных или нежелательных миров есть не что иное, как молитва о ниспослании чего-то или сбережении от чего-то».

Новая романная сага о русском космосе, названная « Наши звезды », была начата романом « Звезда Полынь » (2007). Критик Л. Данилкин писал о ней в ж. «Афиша» (28 авг. 2007): «”Звезда Полынь” - ода русскому космосу, наследникам Королева и Гагарина, хранителям заветного ковчега, мечтающим о возрождении страны; и по той страстности, по отсутствию страха показаться фальшивым видно, что тот, кто так формулирует национальную идею, человек большой души - смертельно уставший от предательства 90-х, обожженный, но не испепеленный, умный, живой, талантливый...»

Р. ― лауреат Гос. премии РСФСР им. братьев Васильевых за сценарий фильма «Письма мертвого человека» (1987). Награжден неск. престижными лит. премиями в обл. фантастич. лит-ры: «Старт» (1991), «Великое Кольцо» (1993), «Бронзовая улитка» (1993, 1996, 2000), «Интерпресскон» (1994, 1998, 2010), «Меч в зеркале» (1995), «Фанкон» (1995, 1997), им. А. Беляева (1994), призом Ассоциации русскоязычных писателей Израиля (1997), «Меч Бастиона» конвента «Роскон» (2000), «АБС-премией» (2001), премией «Золотой кадуцей» конвента «Звездный мост» (2007), премией «Бронзовый Икар» (2008), премией «Астрея» (2008).

Лидерство Р. в постсоветской интеллектуальной фантастике бесспорно. Это один из самых нравственных и думающих писателей нынешнего века. Говорят, С. Аверинцев некогда сказал: «Двадцатый век скомпрометировал ответы, но не снял вопросов». Р. принадлежит к немногим подвижникам, все еще пытающимся на свой страх и риск, просто по велению сердца, найти новые ответы на «проклятые» вопросы русской лит-ры и действительности, которые всем поднадоели, но никуда не делись. Поэтому его тв-во вызывает восхищение одних, тех, кто думает и действует с писателем сходно, и яростное неприятие других, кто весь свой интеллект и все свое благополучие связал с компрометацией какого-либо из старых ответов, но выше борьбы с ушедшим прошлым так и не поднялся.

Персональный сайт Р.: < http://www.rusf.ru/rybakov/ >

Соч. : Все так сложно: рассказ // Синяя дорога: сб. фантастики / сост. Ж. Браун. Л.: ЛО «Детская лит-ра», 1984; Очаг на башне: роман. Рига, 1989; Свое оружие. Л., 1990; Кружась в поисках смысла: сборник публицистики. СПб., 1994; Гравилет «Цесаревич». СПб., 1994; Дерни за веревочку. Харьков; Донецк, 1996; Избранные произведения: в 2 т. М., 1997; Трудно стать Богом: роман, повесть, рассказы. М.; СПб., 1997; На чужом пиру. М.; СПб., 2000; Гравилет «Цесаревич»: роман. М., 2000; Хольм ван Зайчик. Дело жадного варвара. СПб., 2000; Пробный шар: повести, рассказы. М., 2001; Первый день спасения. М., 2001; Обрывки исповеди: стихи. СПб., 2001; Очаг на башне. Человек напротив. На чужом пиру. М., 2001; Хольм ван Зайчик. Дело незалежных дервишей. СПб., 2001; Хольм ван Зайчик. Дело о полку Игореве. СПб., 2001; Хольм ван Зайчик. Дело лис-оборотней. СПб., 2001; Хольм ван Зайчик. Дело победившей обезьяны. СПб., 2002; На будущий год в Москве. М., 2003; Хольм ван Зайчик. Дело Судьи Ди. СПб., 2003; Письмо живым людям: сб. повестей, рассказов и публицистики. М., 2003; Хольм ван Зайчик. Дело непогашенной луны. СПб., 2005; Наши звезды: Звезда Полынь: роман. М., 2007; Напрямую: сб. публицистики. СПб., 2008; Наши звезды: Се, творю: роман. М., 2010; Резьба по идеалу. СПб.: Лимбус-пресс, 2018.

Лит. : Шамир И. Наше прошлое - дело нашего будущего // Новая русская книга. 2001. № 3–4; Каплан В. Заглянем за стенку. Топография совр. русской фантастики // Новый мир. М., 2001. № 9; Елисеев Н. Идеальный двуллер / интервью с И. Алимовым и В. Рыбаковым // Эксперт: Северо-Запад. 2002. № 16 (77); Роднянская И. Ловцы продвинутых человеков. О «Евразийской симфонии» Хольма ван Зайчика // Русский журнал. 2002. 18 июл.; Елисеев Н. Ниже уровня моря. Семь петербургских точек Хольма ван Зайчика и его «Евразийской симфонии» // Русский журнал. 2002. 2 сент.; Караев Н. Ван Зайчик спасает Россию - как умеет // День за днем. 2003. № 19. 16 мая; Быков Д. Книжная полка Дмитрия Быкова [рец. на роман: В. Рыбаков. На будущий год в Москве] // Новый мир М., 2003. № 8; Елисеев Н. Желание взлететь // Русский журнал. 2003. 7 нояб.; Белова О. Фантастическая публицистика [рец. на роман: В. Рыбаков. На будущий год в Москве] // НЛО. 2004. № 65; Трофимова О. Молитва о мире: Вячеслав Рыбаков как рыцарь этики // Русский сфинкс. М., 2004; Данилкин Л. [Рец. на роман: В. Рыбаков. Звезда Полынь] // Афиша. 2007. 28 авг.; Латынина А. Космос и шпионы // Новый мир. М., 2007. № 10; Завацкая Я. Вячеслав Рыбаков: поиск истины // Агентство политических новостей. 2007. 21 дек.; Звездецкая М. Ордусская правда // FANтастика. СПб., 2008. № 10; Данилкин Л. Это фантастика // Афиша. 2008. 28 июл.; Данилкин Л. Социальная фантастика [рец. на роман: В. Рыбаков. Се, творю] // Афиша. 2010. 8 нояб.

О. Трофимова

  • Рыбаков Вячеслав Михайлович