Садофьев Илья Иванович
САДО́ФЬЕВ Илья Иванович [24(12).7.1889, СПб. - 17.7.1965, Л-д, похоронен на Богословском кладб.] - поэт, публицист.
Родился в семье сезонного рабочего - строгальщика петерб. з-да Сан-Галли. Когда С. исполнилось 5 лет, родители вернулись в родное с. Серебряные Пруды Тульской губ., где и прошло детство будущего поэта. Проучившись 2 зимы в земской школе, он ходил пастушонком за деревенским стадом. 13-летним подростком в поисках работы С. приехал в СПб., поступил мальчиком в чайную, затем работал на разных з-дах столицы. В годы перв. русской революции сблизился с революционерами-подпольщиками, усиленно занимался самообразованием, посещал общеобразовательные курсы при реальном училище А. Черняева. Важную роль в творч. самоопределении С. сыграли Н. Рыбацкий (Н. Чирков), поэт петерб. рабочих окраин, и М. Горький.
Как политически неблагонадежный, С. пост. подвергался преследованиям со стороны заводской администрации и полиции, в дек. 1916 был сослан на 6 лет в Якутию, откуда его освободила Февральская революция. После Октября С. принимал актив. участие в обществ.-полит. жизни страны, был членом Петросовета, заседателем революционного трибунала, членом рабочей дирекции Металлического з-да. В годы Гражданской войны служил в политотделе Юго-Западного фронта. Вернувшись в Пг., руководил лит. отделом Пролеткульта, позднее возглавил Лен. союз поэтов.
Перв. стихи С. опубл. в большевистских газ. «Правда» и «Стойкая мысль» под псевд. Яксень Ачкасов, Антон Кализна, Илья И. и др. Позже в ж. «Свободная мысль», помимо поэтич. опытов, помещал статьи и рассказы; с 1917 оставляет свои псевд., выступает в ж. «Звезда», «Грядущее», «Кузница», альм. «Ковш» и др. под наст. именем. Как и у большинства пролетарских поэтов (В. Казин, М. Герасимов, В. Александровский и др.), господствующей темой его ранних стихов была тема труда, гражданского долга, рев. подвига, лирич. героем - рабочий, борец с соц. несправедливостью (« У станка», «В заводе », оба - 1913; « Захлопнул дверь за мной ...», 1916). В них отражена биография героя, во многом сходная с биографией автора. За стих. «В заводе» С. был привлечен к судебной ответственности «за возбуждение вражды между рабочими и работодателями».
В перв. годы Октября С. был подвержен пролеткультовским влияниям. Полагая, что почвой для новой поэзии должны стать «гранит и железо», насыщенные машинным ритмом, С. обращается к стихотв. опытам передачи динамики трудовых процессов. Масштабность и космизм, радостное восприятие мира, стилевой эклектизм - отличительные особенности абстрактно-романтич. стихов С. той поры («Ко Вселенной», «Всемирный товарищ», оба 1917–18, и др.). Широкую известность С. как пролетарскому поэту принес сб. « Динамо-стихи » (1918, выдержал 6 изд. в короткий срок). Кн. была тепло встречена B. Брюсовым, кот. особо выделял среди тв-ва поэтов-пролеткультовцев поэзию C. как «наиболее самостоятельную по форме», отмечал, что он «поэт сильных и восторженных чувств, великого революционного пафоса, для которого <...> нашел соответствующее выражение» (Брюсов В. Вчера, сегодня и завтра русской поэзии // Печать и революция. 1922. № 7). Одновременно с «Динамо-стихами» в лирике С. звучали и реалистич. мотивы: «Пахнет степью, лесом, полем, / Широтой, раздольем, волей, / Солнцем, зорями и росами, / Ароматом трав, покосами, / Пахнет спелыми, медовыми / Плодородьями садовыми...» (« Дети », 1918). В годы нэпа, когда мн. пролеткультовцы растерялись и не могли перестроить абстрактно-романтич. лирику сообразно новым требованиям времени, С. осудил своих бывших коллег за пристрастие к голой риторике, за оторванность от живой жизни: « Слушай голос Военкома » (1922), « Разворот героики » (1923): «Мы немало скакали по свету / И пыталися солнце поймать, - / Не пора ль, не пора ли поэтам / Человечьей дорогой шагать!» В 1920-е значительно расширяется тематич. и жанровый диапазон его поэзии - от романтич. приподнятости (« Индустриальная свирель », 1920–21) он переходит к бытовым зарисовкам, лирич. раздумьям (« На улице », 1922; « Старый рабочий », 1923; « Вдохновение », 1924). Тема труда в лирике С. становится определяющей. Он ратовал за героику будней, звал читателей на «индустриальный тракт» (« Сегодня », 1930). Писал о новом человеке - строителе социализма, воспевал трудовой героизм, доблесть, советский патриотизм (« Побеждающая жизнь », 1925; « Кованое время », 1926; « России », « Песня о Родине », оба - 1937, и др.).
Лирич. сторона таланта С. завоевывала все большее место в его тв-ве (сб. « Простей простого », 1926; « Звонкая кровь », 1927, и др.). Он создает лирич. циклы (« На родной земле », 1936). В лирике С. кон. 1920-х - нач. 1930-х усиливается лирико-песенное начало, входят темы, связанные с внутр. миром человека (« Синие глаза », 1925; « На северном ветру », 1927; « Я ее не встретил », « Незабываемое », « Багряный листопад », все - 1933, и др.).
Живой интерес (особенно в эпоху коллективизации) С. проявлял к жизни деревни (« Заморина слободка », 1918–23; « Мое детство », 1923; цикл « На родной земле » и др.). «Рабочая» и «крестьянская» стихии в тв-ве поэта тесно переплетались.
В годы Великой Отеч. войны С. был на Урале, выступал в региональной печати со стихами, писал лозунги и тексты к плакатам и Окнам ТАСС, руководил секцией Свердловского отд. Союза сов. писателей. Выпустил кн. стихов « У родимого села » (1942), составил и отредактировал «Антологию уральских поэтов».
В послевоен. годы С. выступал со стихами в защиту мира, создал цикл стих, о Л-де. В 1953 вышел его сб. « Песни о Родине », явившийся отчетом о творч. работе поэта за 40 лет. Помимо лит.-пед. работы, С. занимался переводами с украинского, белорусского и литовского яз.
Соч.: Избр. (1913–37). Л., 1938; Песня о Родине: Стих. Л., 1953; Стихотворения. Л., 1956; Избр. / Послесл. И. Авраменко. М.-Л., 1960; Индустриальная свирель: Стих. и поэмы / Вст. ст. И. Авраменко. М., 1971.
Лит.: Эвентов И. Поэтич. отчет // Звезда. 1953. № 5; Назаренко Я. Славлю Родины цветенье!: К 50-летию творч. деятельности Ильи Садофьева // Нева. 1960. № 7; Губко Н. У истоков // Звезда. 1961. № 5; Дымшиц А. «Я - поэт рабоче-крестьянский»: К 80-летию И. Садофьева // Звезда. 1969. № 8; Писатели Л-да: Биобиблиогр. справочник. 1934–81 / Авт.-сост. В. Бахтин и А. Лурье. Л.: Лениздат, 1982; «Эта пристань есть…»: Портреты. Размышления. Воспоминания о людях и Писательском доме / Сост., предисл., биогр. указ. Т. В. Акулова-Конецкая. СПб.: Аура-Инфо, 2012.
В. Запевалов