Садовникова Лидия Николаевна
САДÓВНИКОВА Лидия Николаевна [25.2.1935, Барнаул] – детский прозаик.
Родилась в семье рабочего, окончила отд. журналистики филологич. фак-та КазГУ (Алма-Ата). Трудовой стаж в осн. складывался в Казахстане: республиканская детская газ. «Дружные ребята» (лит. сотрудник, зав. отделом школ) и редакция лит.-драм. вещания Казахского радио (ст. редактор, зам. гл. редактора). Автор докум. рассказов об интересных людях, С. не забывала и о тех, чья жизнь только начинается: используя опыт работы в детской газ., С. уже тогда напис. для маленьких читателей две книжки: « Поселился в доме случай » (1985), « У дорожки есть веснушки » (1988).
Живет в Л-де (СПб.) с 1993.
В нач. 2000-х С. снова возвращается к детской теме. В 2009 ею написана перв. сказка – « Приключения мышонка Капли ». Потом появились др. рассказы и сказки, адресованные детям младшего возраста: « Воробей Егорша », « Бродяжки », « Птица по имени Чик », « Рыжий подсолнух », « Двое на острове », « Поедем, Муха, домой » и др. Это произведения малой формы, но в каждом автор стремится создать такой образ и действие, чтобы ребенок, прочитав, чему-то удивился, обрадовался или огорчился, чтобы подумал о себе. Напр., в сказке « Светозор » два мальчика по-разному видят покалеченную бурей иву. Ее ствол согнулся до самой земли. Ветки обрубили и ива превратилась в страшное чудище. Один мальчик говорит: «Смотри, какой страшный зверь к нам крадется...», а другой возражает: «Ну что ты, он совсем не страшный, просто его злая волшебница заколдовала, а на самом деле это, может быть, чудесный конь ...Светозор». В рассказе « Сибирянка » девочка своим любимым деревьям подарила имена. У нее дуб - это дедушка Бубука, тополя – Топ и Боб, а высокая пушистая елочка – Саломея. С. полагает, что «вот из таких фантазеров и вырастают сердечные, добрые люди, кот. видят и умеют беречь на земле красоту». Нравственное начало присутствует в сюжетной ткани каждой сказки, каждого рассказа С. В « Старой солонке » герой-малыш нечаянно уронил на пол солонку – большую, стеклянную, с отбитыми краями. Мама огорчена, а сын недоумевает: «Ведь она некрасивая, старая, купим новую...». Но солонка, оказывается, пришла из маминого детства, из нее еще бабушка солила супы. И ребенку открывается незнакомая страница из истории семьи, он узнает, что люди берегут какие-то предметы, иной раз и ненужные в их жизни, как память о дорогих предках, о далеких, но незабываемых днях. Не прошла С. и мимо такой больной темы, как жизнь беспризорных собак. Ее рассказ « Поедем, Муха, домой » и сказка « Бродяжки » вызывают у читателя сопереживание, сочувствие к беззащитным существам. По мысли автора, «такие рассказы помогают привить малышам нравственный иммунитет от равнодушия, от всего плохого, что есть в реальной жизни». Наконец, сюжеты сказок С. нередко связаны с природой. Деревьями и птицами все любуются, а многие ли думают об их жизни? А может, береза и клен действительно умеют как-то разговаривать? А может, они так же, как и люди, страдают? (« Листья клена », « Воробей Егорша »). Как считает прозаик, именно через этот интерес и рождается у ребенка любовь к земле, к родной природе, к родине.
Соч.: Поселился в доме случай. Алма-Ата, 1985; У дорожки есть веснушки. Алма-Ата, 1988; Приключения мышонка Капли. СПб., 2009; Сказки Екатерингофского парка. СПб., 2011; Старая солонка // Зубренок: Прилож. к газ. «Лит. Петербург». 2013. № 5; Улетели его птицы… // Зубренок: Прилож. к газ. «Лит. Петербург». 2014. № 6.
Лит .: Детские писатели СПб.: Краткий биобиблиогр. справочник / Сост. Н. Бутенко. СПб., 2013.
Н. Бутенко