Садулаев Герман Умаралиевич
САДУЛА́ЕВ Герман Умаралиевич [18.2.1973, с. Шали Чечено-Ингушской АССР] - прозаик.
После окончания школы в 1989 приехал в Л-д, где поступил на юридич. фак-т ЛГУ. Успешно закончил 2 курса, но в 1992 был отчислен с 3-го курса за несдачу сессии. Чем занимался после 1992 неизвестно, но по некот. местам из текстов, статей, инт., можно сделать вывод, что жил в Архангельской обл., в Карелии, в Вел. Новгороде, выезжал в Индию и Арабские эмираты.
В 1997 С. снова появляется в СПб., заново поступает на юридич. фак-т и заканчивает заочное отд. в 2003. В это вр. занимается бизнесом, работает в представительстве индийской кампании. С 2005 служит в офисе фирмы, занимающейся импортом замороженных продуктов питания. С 2009 - практикующий юрист, работающий на две-три фирмы в СПб. и в М.
В лит-ру С. пришёл в 2005-м, познакомившись с петерб. писателем Н. Кононовым. По рекомендации последнего в серии, выпускаемой под патронатом критика и культуртрегера Вяч. Курицына, выходит перв. кн. С. - « РадиоFuck ».
Тематика сб. «Радио Fuck» задана влиянием еще одного спб. писателя, И. Стогова, кот. неоднократно упоминается в тексте, а помимо него - Виктором Пелевиным, Дугласом Коуплендом, Ирвином Уэлшем, Чаком Палаником и, в значительной степени, интернет-прозой движения т.н. «падонкафф» (сайты udaff.com, litprom.ru). Вместе с тем С. находит свой язык, чистый и образный, и в некот. мере парадоксально философский, даже теологич. стержень для своей прозы.
В том же 2005 в лит. ж. «Знамя» и «Континент» выходят его повести, ничем не похожие на тексты «Радио Fuck». В 2006 повести « Одна ласточка ещё не делает весны » и « Апокрифы чеченской войны » с неск. новыми рассказами приняты изд-вом «Ультра. Культура», кот. возглавлял писатель И. Кормильцев, и вышли в сб. под назв. « Я - чеченец! ». Осн. темой стали чеченские войны, мотивом - чувство вины, заброшенности, но и благородный критич. пафос, антивоен. гуманизм. Это кн. надолго стала визитной карточкой С., привлекла к нему внимание, стала предметом и восхищения, и яростного отрицания. К 2010 сб. «Я - чеченец!» переведён на неск. европейских яз.
После смерти И. Кормильцева (2007) С. отказывается переизд. кн. в России, т.к. считает её «принадлежащей Кормильцеву», в связи с чем сб. С. стал букинистич. раритетом.
В 2006–08 - участник ежегодных «Форумов молодых писателей» в Липках, встреч писателей с зам. главы администрации Президента В. Сурковым и Президентом В. Путиным, что не ослабляет критич. пафоса его прозы. В 2008 изд-во «Вагриус» выпускает третью кн. - сб. « Пурга, или Миф о Конце Света » - состоящую из одноимённой повести и ранних рассказов. «Пурга…» - повесть в жанре соц. фантастики, рассказывающая о буднях питерского клерка и приближающейся Ледниковой эпохе, в кот. действуют и князь Кропоткин, и Ковбой Мальборо, и девица Майя, воплощение индийской богини иллюзорного мира. Кн. получила премию «Эврика».
В том же 2008 изд-во «Ad Marginem» выпускает роман « Таблетка ». Гл. герой, снова офисный клерк, с необычным именем Максимус, находит коробку розовых таблеток, кот. оказываются пилюлями для производства любой иллюзии. В ткань совр. повествования вплетён хазарский миф, кот. к финалу соединяется с осн. сюжетом. Критики в один голос упрекают роман в подражательстве одновременно популярному С. Минаеву, кот. к тому вр. уже «открыл» тему «офисного планктона», и сверхкультовому В. Пелевину, с его проблемами иллюзорности бытия. Тем не менее роман попадает в финалы сразу двух престижных лит. премий - «Нац. бестселлер» и «Русский букер».
В 2009 выходит роман « AD ». Новый роман отчасти продолжает тему «Таблетки», являясь как бы приквелом к ней. Снова офисные будни, в кач-ве второстепенного персонажа появляется и Максимус. Но на этот раз роман выдержан в жанре конспирологического детектива, а Пелевин (Виктор Олегович) фигурирует в эпизоде, где с присущим ему онтологич. сарказмом размышляет о «судьбах России». В центре романа - новая фигура следователя Катаева, «маленького» человека, кот. разоблачает заговор секты гермафродитов, прибравших к своим рукам Россию, да и всю совр. цивилизацию. (В ответ Пелевин в свой новый роман «t» вставляет эпизод с «интеллектуальным чеченцем», кот. разрабатывает для коллективн. «романа в романе» тему конспирологического гермафродитизма.)
Роман «AD» в ж. «GQ» назван «книгой месяца», а «Собака.ру» вручает С. приз - «Золотую Собаку» - в номинации «литература» на ежегодной акции «Самые знаменитые люди Петербурга». Критики отмечают, что новый роман сделан более цельно, чем «Таблетка», а Катаев - удачный персонаж. Вместе с тем, хватает и упрёков во вторичности и недоработанности текста С.
Продолжая сотрудничество с «Ad Marginem» в 2010 С. выпускает сб. рассказов « Бич Божий ». Рассказ, давший заглавие сб., повествует о русском биче - святом Кольке, его жизни и трагич. смерти в родном селе автора, в Шали, после кот. он мистически перерождается в пса, предвестника горя и знак проклятия.
В том же 2010 вначале сокращенная версия в ж. «Знамя», а к концу года и отд. изд-ем выходит роман С. « Шалинский рейд ». Полудокум., полухудож. произведение создано на мат-ле «Второй чеченской войны». Герой романа, полукровка, Тамерлан Магомадов, оказывается втянут в кровавый поток истории, сражается на стороне войск Ичкерии, состоит в подполье, а в финале предаёт президента непризнанного государства, указав его местонахождение федеральным спецслужбам. Роман попадает в длинные списки почти всех значительных лит. премий, включая «НОС», а в «Большой книге» и «Русском букере» доходит до финала. Объём рецензий, посвящ. роману, едва ли не превышает объём самого текста. Тон рецензий - от восторженного к сдержанному и далее к обличающе критическому. В. Топоров отмечает у автора «умеренное, но несомненное дарование». Л. Данилкин, указав на отд. недостатки произведения, тем не менее, выносит в целом положительный вердикт, говоря, что данный текст лучше предыдущих произведений С. и поощряет автора, отмечая, что С. мог бы продолжать «перемигиваться с Пелевиным», но идёт дальше, и что с таким писателем «приятно работать».
Парадокс С. как писателя состоит в том, что его немалый «медийный вес» слабо соответствует более чем скромным тиражам его кн. и реальной популярности у читательской аудитории. Широкой публике С. больше известен своими резкими высказываниями и порой скандальными инт. (особенно по «чеченским» проблемам), чем худож. произведениями. Вместе с тем С. прочно занял своё необычное место в лит. ландшафте совр. СПб.
Соч .: Радио Fuck. СПб, 2006; Я - чеченец! Екатеринбург, 2006; Пурга, или Миф о Конце Света. М., 2008; Таблетка. М., 2008; AD. М., 2009; Бич Божий. М., 2010; Шалинский рейд. М., 2010; Словом по сердцу (С. А. Есенин) // Лит. матрица. СПб., М., 2010; Шестнадцать карт (в соавт.) // Урал . 2012. № 1.
Лит .: Елизаров М. Герман Садулаев. «Таблетка» // Профиль. 2008. № 30 (585) 18 авг.; Беляков С. Критич. масса Германа Садулаева // Лит. Россия .2009. № 21. 29 мая; Данилкин Л. Сатирич. фантасмагория, с гермафродитами // Афиша. 2009. 22 июн.; Ганиева А. Миры-фантомы и рыночная оккупация. Герман Садулаев // Вопросы лит-ры. 2009. № 3; Топоров В. Взгляда «из зелёнки» о Чечне в русской лит-ре ещё не было // Город 812. 2010. 1 февр.; Латынина А. Чеченская война Германа Садулаева // Новый мир. 2010. № 4; Левенталь В. Кто виноват и что делать? // СПб. ведомости. 2010. № 179. 23 сент.; Когда царя ведут на гильотину: Разговор с Германов Садулаевым // Однако. 2010. № 30 (46); Чеченцы в Европе / Беседа с Германом Садулаевым. Ч. 1 // Русский ж. 2011. 7 авг.; Называться чеченцем - привилегия / Беседа с Германом Садулаевым. Ч. 2 // Русский ж. 2011. 19 авг.
Диана Захаров