Сахновский-Панкеев Владимир Александрович
САХНÓВСКИЙ-ПАНКÉЕВ Владимир Александрович [1917 – 1979] ― искусствовед, театр. критик.
В 1973 в ЛГИТМиК защитил докт. дис. по теме « Актуальные проблемы теории драмы (конфликт, композиция, драма и театр) ». Проф. каф. русского театра.
В теч. всей жизни был преподавателем ЛГИТМиК. Ю. Кружнов: «Всегда подтянутый, бодрый, Владимир Александрович никогда не позволял себе опоздать по пустяковой причине и тем более пропустить занятие. Он являлся даже если был болен, даже если его задерживали совещания или заседания. Но строгость и самодисциплина были не только внешние, формальные. Сахновский был человеком принципа, когда дело касалось этических моментов… Никогда мы от него не слышали: “Я не успел прочесть вашу работу”. Он успевал. Он все успевал - и вовремя. Более того, человек профессионального долга, он ни разу не отказал студенту в консультации или беседе, и порой его можно было застать за этим занятием прямо на лестничной площадке… Владимир Александрович широко смотрел и на предмет критики, и на ее цели, и на методы особенно - он допускал их все, если они выявляли мысль, и мысль истинно высокую. Он был - сама импровизация. И - сама корректность…».
Автор мн. работ по театр. проблематике, теоретик драмы. Доказал, что непременным свойством характера в драме является его конфликтность ― потенциальная способность к выдвижению и отстаиванию в борьбе жизненной позиции, своих устремлений. По С.-П., эта способность возникает не из психологич. истоков (твердости, решительности, убежденности и т.д. ― всем этим герой драмы может не обладать), но из эстетич. закономерностей драмы, где характер и конфликт предстают в единстве. В действиях и противодействиях конфликт проявляется, но к ним не сводится. За поступками драматич. героя, вызывающими ответные поступки его антагонистов, открывается борьба идей, нравств. норм, отношений к жизни. Конфликт охватывает существенные противоречия действительности, выражает же их через частное ― столкновение персонажей по конкр. поводу, в ходе достижения опр. цели. С.-П. обосновал, что соц. драматич. конфликт, в конечном счете, всегда отображает жизненный конфликт, возникающий из обществ. практики, сопряженный с нею бесчисленными, трудно обнаруживаемыми причинно-следственными связями.
«Театральный мир многолик и опасен. Сахновский умел “играть” по правилам этого мира, всегда оставаясь самим собой. Он был знаком со всем театральным миром и, как ни странно, его, сурового критика, любил и почитал актерский мир...» (Ю. Кружнов).
Изв. театр. критик, С.-П. был популярным ведущим телепередачи «Рампа».
Лит.: Кружнов Ю. Я учился у Сахновского… // Петерб. театр. ж. 1999. № 1 (16). Анцупов А. Словарь конфликтолога. 2-е изд. СПб., 2009.