Самар Аким Дмитриевич


САМАР Аким Дмитриевич [апр. 1916, Хабаровский край (ныне Солнечный р-н) - 26.8.1943, под Сталинградом] - поэт, зачинатель нанайской поэзии.

Газ. «Сталинский Комсомольск» от 22 авг. 1947 указывает дату рождения С. как 1917 (или канун 1917), её называет зав. молочно-товарной фермой, коммунист, знавший поэта, Евгений Михайлович Самар: «В стойбище Кондон накануне исторического 1917 года родился Аким Самар. Рос он смышлёным, наблюдательным мальчиком. Уже в раннем возрасте ходил с отцом на охоту, строил с ним новый рубленый дом и во всём показывал хорошие способности…»

Место рождения С. - стойбище Кондон (слово «кондон» у нанайцев, по опр. художницы Р. Г. Самар, произошло от слова «кондо» - распадок; слово «кондон» на русском яз. означает «крепкий, красный, сосновый»; в сев. части Европейской России произрастают кондонские леса - так местные жители обозначают сосновые деревья). Стойбище Кондон располагается на правом берегу р. Девятки, в распадке.

Родился в семье охотника и рыбака. «Здесь я родился и вырос, / Здесь мой любимый край. / В среднем течение Амура - / Родина всех нанай …» - писал С. позднее. С детства плавал в оморочке, умел по следу различить любого зверя, в шесть-семь лет стал охотником, помощником отца, добытчиком-кормильцем. Работал в колхозе.

Только в тринадцать лет смог пойти в школу (1929). В теч. одной зимы рядом с малышами прошёл обучение за три класса начальной школы. В дальнейшем посещал веч. школу ликбеза, кратковременные курсы политработников, пед. курсы при Харьковском техникуме народов Севера. Перв. учительница С. - А. Путинцева - подарила С. карандаш, научила выводить русские буквы и проговаривать их. Русскую письменность С. освоил раньше нанайской. Впоследствии А. Путинцева стала автором предислов. к одному из сб. стихов С.

Вступил в комсомол. Организовал первый пионерский отряд, был его вожатым. В своём стойбище организовал комсомольскую ячейку, ликбез, учил грамоте взрослых. Когда в 1932 в с. Пермском высадились комсомольцы, чтобы возводить судостроительный з-д, С. собрал комсомольцев и уехал работать на стройку. Затем по заданию райкома комсомола ездил по стойбищам, рассказывал сородичам о значении новостройки, помогал создавать комсомольские ячейки.

В окт. 1932 Вознесенским РКП(б) был направлен на курсы политработников в г. Хабаровск. Одновременно учился на курсах по подготовке учителей. Знакомился с лит-рой русских и зарубежных классиков. После окончания пед. курсов направлен в нанайское селение Найхин, ныне Нанайского р-на Хабаровского края, в школу-интернат. Три года преподавал в школе, много делал для ликвидации неграмотности среди взрослого населения.

С.: «В 1933 году я однажды зашёл в Найхине в типографию. Там я впервые увидел, как печатается газета. На меня это произвело большое впечатление. Я не ограничился одним посещением типографии, а стал часто заходить туда. В типографии я научился, как надо набирать газету и как надо её печатать. В том же 1933 году в Найхин пришли нанайский букварь и две маленькие нанайские книжечки, написанные В. А. Аврориным и А. Бельды: “Бедный человек Гара” и “Как Бага пошёл учиться”. Я прочитал эти книжечки и у меня возникла мысль: “Попробую и я что-нибудь написать”. Эту мысль я долго носил в себе и никому о ней не говорил. Очень хотел писать, но как-то боязно было начинать, думал - ничего не выйдет. Потом решил, что боязнь - плохое дело. Боятся зайцы, а человек - не заяц. Я написал небольшую заметку о нарушении дисциплины одним комсомольцем. Эту заметку я отнёс в редакцию газеты “Учебный путь”, издававшейся в Найхине. Газета заметку напечатала. Вскоре я прочитал свою заметку в газете. Это был первый мой, если так можно выразиться, писательский почин».

В эти же годы увлекся родным фольклором. Со слов стариков-нанайцев записывал сказки, песни, предания. Собирал легенды о богатырях-мэргэнах, кот. побеждали злых чудовищ, рассказы о бедных охотниках-богатырях, перехитривших жадного богача. Делал перв. лит. шаги. Молодой учитель редактировал школьный лит. журнал и сам писал маленькие рассказы, стихи и песни, сотрудничал в районной газ., публикуя свои произведения. Воспевал родное Приамурье, его природу и те перемены, кот. произошли здесь за годы сов. власти.

В авг. 1936 направлен на учёбу в ЛГПИ им. А. И. Герцена на отд. народов Севера. В Л-де учился на подготовительных курсах, закончив их, поступил в пед. училище при ин-те. Все годы учёбы принимал деятельное участие в создании нанайской лит-ры. Делал переводы русских и зарубежных классиков, в т.ч. С. Маршака и Э. Распе, участвовал в переводе на нанайский яз. Конституции СССР, в составлении и издании учебной лит-ры для нанайских школ, перевел д-д М. Калинина о проекте Конституции РСФСР.

Печ. в ж. «Лит. современник», «Звезда», «Резец», «Полярная звезда», «Молодость» и др. В 1938 в Л-де вышел перв. сб. стихов « Песни нанайца » на русском и нанайском яз., в 1940 второй - « Стихи » (вкл. « Письмо», «Нанайский край», «Герои Хасана », « Веселый Амур » и др.). Писал стихи о Ленине, о Великой Родине, откликался на актуал. темы. Лирика С. отличается горячим чувством, непосредственностью. «Песни» С., ставшие почти народными, - наиболее ценная часть его лит. наследства. Писал прозу - в печ. Л-да появлялись рассказы « Сын бедняка », « Летний отдых», «Товарищи», «Я мало знаю - хочу больше знать » (1940–41). Первым из малых народов Крайнего Севера принят в члены ССП (ЛО).

В одном из писем из Л-да двоюродному брату на родину С. писал о том, что «жив-здоров, учится на отлично, но очень скучает по родному Амуру. Поделился радостью: его приняли в члены Ленинградского отделения Союза писателей, и вместе с Александрой Петровной Путинцевой он только что закончил работу над первым нанайским букварём, что вышел новый сборник его стихов, который вышлет ему <брату> бандеролью» [первый нанайский букварь вышел в 1933, его авт. - А. П. Путинцева и С. П. Оненко. - Прим. ред .].

Принимал участие в поэтич. конкурсах дальневосточных поэтов. 12 февр. 1939 газ. «Сталинский Комсомольск» опубл. произв. двух авторов, в т.ч. стих. С. « Комсомольск », 30 марта 1940 - « Песня о Сталине ».

В 1940 возвратился в приамурские края. Ученик С. вспоминает: «После окончания педучилища при Ленинградском институте народов Севера Самар возвращается к родным на Амур. Это было летом 1940 года. После отдыха в семье в селе Бичи он получает назначение в Нижнехалбинскую семилетнюю школу. Стал учителем рисования и черчения в 5–7 классах, а при интернате народов Севера - воспитателем. <…> Помню, Аким Дмитриевич при школе организовал литературный кружок, кот. ежегодно выпускал журнал “Гивана” (Заря). <…> Мы очень любили своего учителя. Аким не просто учил нас грамоте, он много делал для того, чтобы мы выросли сознательными гражданами, прививал любовь к Родине. Уроки на родном языке проводил живо и интересно. Мы с большим уважением изучали родной и русский языки. И изучение русского языка Аким Дмитриевич умело использовал как средство укрепления братских связей и товарищеских отношений между нанайцами и русскими ребятами».

В 1942 призван в армию, после воен. подготовки в Хабаровске направлен на Сталинградский фронт. Как большинство воинов-нанайцев, был снайпером, ходил в разведку. Воевал в чине ст. сержанта вначале в 93-й, потом в составе 422-й Дальневосточной дивизии 285 полка. Зам. командира роты по полит. части. Продолжал писать стихи, публ. в армейской газ. «В феврале 1942 года Аким Дмитриевич написал последнее своё стихотворение, - вспоминает Ермиш Самар, - кот. потом стало песней: “фашист бими-дэ пэргэдечи” (хоть ты и фашист, получишь по заслугам)». В нем поэт в образе медведя-шатуна и дикого голодного кабана изобразил фашистов. Он говорил о том, что враги пришли разорять страну, но, защищая Отчизну, мы жизни не пожалеем. Погиб в бою под Сталинградом. Похоронен на Площади павших бойцов в Волгограде у Вечного огня. Посмертно награждён орденом Красной Звезды.

Соч .: Нанай дярини (Песни нанайца). Л.: Политиздат, 1938; Стихсэл / Предисл. А. Путинцевой. Л., 1940; Синэди най пиктэни. Л., 1941; Нанай дярини / Предисл. О. Суника. Л., 1946; Стихи. Сын бедняка / В рус. перев. // Тв-во народов Севера. Л., 1955; Красный Октябрь / Предисл. Г. Ходжера. Хабаровск: Хабаровск. кн. изд., 1957; [Стихи] // Север поет. Л., 1961; [Стихи] // Таежные родники. Хабаровск, 1967.

Лит.: Светлов В. Нанай Дярини // Сталинский Комсомольск (газ.). 1947. 17 авг.; Родина поэта // Сталинский Комсомольск. 1947. 22 авг.; Попова Л., Гор Г. Аким Самар // За Сов. Родину: Памяти лен. писателей, погибших во время Великой Отеч. войны. Л.: Лен. газ.-журн. и кн. изд-во, 1949; Каплан М. А. Тв-во первого нанайского поэта Акима Самара // Сов. этнография. 1949. № 4; Попова Л., Гор Г. Слово об Акиме Самаре // День поэзии. М.-Л., 1965; Писатели малых народов Дальнего Востока. Биобиблиографич. справочник. Хабаровск, 1966; Невельский Г. Подвиги русских морских офицеров на Крайнем Востоке России. Хабаровск: Хабаровск. кн. изд., 1969; Самар // КЛЭ. Т. 6. М., 1971; Егоров П. Новые песни нани // Дальневосточный комсомолец. 1980. 2 март.; Писатели Л-да: Биобиблиогр. справочник. 1934–81 / Авт.-сост. В. Бахтин и А. Лурье. Л.: Лениздат, 1982; Ращупкин В. Самую лучшую песню // Дальневосточный комсомолец. 1986. 2 сент.; Самар Е. Он был поэтом // Сов. Приамурье. 1993. 8 мая; Зуев В. Поэт // О времени и о себе. Комсомольск-на-Амуре: Со-Весть, 2005; Комсомольская лит. энц. Комсомольск-на-Амуре: Со-Весть, 2013.

  • Самар Аким Дмитриевич