Саянов Виссарион
САЯ́НОВ Виссарион (наст. Виссарион Михайлович Махлин; по др. данным - Мохнин) [16(3).6.1903, Женева (Швейцария), по др. данным - д. Иванушкинская Ижорской вол. Киренского у. Иркутской губ. - 22.1.1959, Л-д, похоронен на Богословском кладб.] - поэт, прозаик, критик.
Родился в семье профессиональных революционеров. Детство прошло в Сибири, куда на пожизненное поселение были сосланы родители. Грамоте и иностранным яз. учился у местного священника и ссыльных. «Именно там, - писал С. в автобиографии, - на далеких приисках, научился я любви к великому русскому слову, узнал тайны коренного русского языка... Первые стихи, написанные мною, были посвящены витимско-олекминскому краю, и повествованию о нем я посвятил долгие годы жизни». После Февральской революции вместе с родителями С. переезжает в Пг., где некот. вр. учится в гимназии, а затем на общеобразовательных курсах (1917–19). В 1920–22 С. работал учителем начальн. школы в шахтерском пос. Тугайкуле Челябинской обл. В 1922 Союз горнорабочих откомандировал С. на учебу в Пг. ун-т. С 3-го курса (1925) был призван на воен. службу.
С нач. 1920-х С. актив. участвует в лит. группе «Смена», куда входили такие лен. поэты, как А. Гитович, Б. Лихарев, Б. Корнилов. На занятиях группы иногда присутствовали В. Маяковский, М. Светлов и Н. Тихонов. Поэтич. дебют С. - стих. « Утро » опубл. в лит. приложении «Красной газ.» (Пг.) - «Зори» (24 февр. 1923) и обращало на себя внимание причудливым соединением акмеистской атрибутики («ожерелье зари», «звездный мост», «горящие солнечные сваи» и т.п.) с футуристским напором. Стих. заканчивалось словами, характерными для пролеткультовской эстетики: «Облаков розовеющих клочья / Слижет дым заводского костра, / Доберемся темною ночью / К рубежу заревого утра». Перв. сб. стихов С. « Фартовые года » (1926, 1927) был восторженно принят читателями и критикой: «Мимо книги его, - писал по выходе «Фартовых годов» Н. Асеев, - не пройдешь равнодушно. Она трогает и задевает искренней задорностью тона, верой в правильность собственного пути и близостью этого пути к шумному шарканью комсомольских подошв по весенним улицам». Вместе с тем автор рецензии отмечал: «С рифмой мы совладали, а начало строк приходится большей частью с выкриков: „Ах ты, сердце”, „Эй, Нарвская застава, здравствуй”, „Эва, снег захрустел”, „Ой, гульба ребятишкам вихрастым”, „Ой, солнце”, „Эй, братишка”, „А и жизнь была не по нраву”. Все эти междометия, - писал Асеев, - кстати сказать, особенно полюбившиеся пролетарским поэтам, ведут свое начало от славянофильского модернизма». Героика Гражданской войны, жизнь и быт молодежи втор. пол. 1920-х отражены и в следующем сб. С. « Комсомольские стихи » (1928), тематика кот. во многом определилась стремлением автора к историко-философским обобщениям, взволнованному, но более сдержанному, чем прежде, рассказу о боевой юности поколения: « Шлем», «Разлука», «Братишке», «Песня», «Побег шахтера Гурия под Клинцами ». В акмеистической манере, но с иным идеологич. наполнением разрабатывается С. и тема морских странствий. Неслучайно один из критиков того вр. заметил, что у С. «на нить патетического анапеста нанизываются, как новые „жемчуга” (обыграно название сб. Н. Гумилева.- Ред .), своеобразные речения» (Виноградов И. Виссарион Саянов // На лит. посту. 1930. № 4). Примечательны в этом отношении как обвинения С. в независимости от лит. «потасовок» между различными группировками (в одной эпиграмме С. назван героем «гумилефийших романов» вместо того, чтобы, по мнению анонимного автора, принадлежать к «пролет», «рапп» или «леф» поэтам), так и позднее признание самого С.: «Когда я оглядываю пройденный путь, я с особой ясностью чувствую, что на меня на протяжении ряда лет давили традиции старой поэзии, конкретнее говоря, - футуристические и особенно акмеистические традиции» (« Поэты великого идеологич. Наступления» ). С. был одним из тех, кто отстаивал право преемственности и учебы сов. лит-ры не только у классиков XIX в., но и у поэтов нач. XX, чьи имена в позитивном контексте практически не упоминались. Поэтому нужно было иметь известное мужество, чтобы на рубеже 1930-х опубликовать, не впадая при этом в вульгарно-социологич. риторику (хотя и с известными оговорками), сразу неск. книг по истории русской лит-ры: « От классиков к современности » (1929), « Очерки по истории русской поэзии XX в. » (1929), « Начала стиха » (1930), « Совр. лит. группировки » (3 изд.: 1928–31). « Собр. стихотворений » (предполагалось в 2 т., но вышел только один - 1931) и « Избр. стихи » (1934) стали итоговыми для тв-ва С. 1920-х - перв. пол. 1930-х. В этих кн. обращает на себя внимание усиливающаяся философская сосредоточенность автора, отличающая С. как от комсомольских поэтов А. Безыменского, А. Жарова, И. Уткина, так и от близких по интонации лен. поэтов-экспрессионистов Б. Корнилова и А. Прокофьева. Наиболее показательны в этом отношении такие стихи С., как цикл « Борьба за мировоззрение » (1928–30) и « Полюс »: «И Южный Крест восходит над тобою. / Полмира он по сумеркам берет. Но есть ли что еще неотвратимей / Движения гипотезы вперед? / Она идет - и на глухом просторе / Гипотенузой срезаны миры. / Мир, как он есть, с его непостоянством, большой, как ум средневековых орд; / Трехмерным он качается пространством / Над чертежом трансляций и реторт» (Полюс. 1928).
Лирик по складу своего дарования, С. не достиг, работая над поэмами, такой же образности и худож. достоверности, какими отмечены его работы на «малом поле» стих. этюда, лирич. зарисовки. Примером тому послужил неудачный опыт поэмы « Картонажная Америка » (1929), детективного рассказа об американск. действительности, кот. С. представлял по газетам. В основе сюжета - приключения американского ученого-изобретателя и бегство его в СССР. Авантюрный сюжет подчеркнут «конквистадорским» мотивом во вступлении к поэме: «Снова старый разгон и романтика. / Потянуло жасмином с полей. / Это ты грохотала, Атлантика, / Целый год за кормой кораблей. / Эти сумерки старого мира, / Эти синие отсветы дня - / Как глухие шаги конвоира, / Что на пытку выводят меня. / Все мне чудятся дикие казни, / Небывалые мысли досель, / Мое тело, что скошено навзничь, / Заметают снега и метель». Ритмически разнородная, с прозаическими, в качестве авторского комментария, вставками, силлабическими описаниями, поэма не воспринималась как единое целое.
Эпич. черты в тв-ве С. проступают в сб. стихов « Золотая Олёкма » (1931) и цикле « Семейная хроника » (1934), где поэт обращается к истории ленского края и своей семьи, причем в «Золотой Олекме» эти черты усилены умелым использованием фольклорн. Мат-ла: народными песнями, балладами, сказами.
История России нашла отражение в поэмах и повестях, в стихах « Слово о Мамаевом побоище » (1939), « Оренбургская повесть » (1939), « Беловежскаяповесть » (1939, 1943), публиц. актуальность кот. в предвоен. годы очевидна. Неск. переводов С. - « Сказание о Кожемяке », « Житие Александра Невского » и « Задонщина » - вошли в сб. « Героическая поэзия Древней Руси » (1944). В предвоенных сб. - « Лирика » (1937) и « Избранное » (1939) - были объединены лучшие стихи С., созданные на протяжении 1920–30-х. Мн. из них, известные читателям по «Фартовым годам», подверглись авторской правке, в результате кот., приобретя изв. традиционность и сдержанность, утратили то неповторимое обаяние и удаль, благодаря кот. они во многом и были восприняты читателями.
После преобразования Пушкинского Дома в научно-исследовательский ИРЛИ АН СССР С. возглавил Отдел совр. лит-ры, но вскоре подал заявление об освобождении от должности из-за невозможности совмещать работу с учебой в ЛГУ (окончил в 1935). После ухода из ИРЛИ связи с ним не прервал, принимал участие в подгот. «Полного собрания стихотворений Д. Давыдова» (Л., 1933) и организации пушкинского юбилея 1937.
С 1939 - снова в Красной Армии. В качестве корр. «Лен. правды» он участвует в воен. походе в Западную Украину и Белоруссию. Спустя некот. время корр. газ. Лен. воен. округа «На страже Родины» С. (где в это время работали Н. Тихонов, А. Твардовский, С. Вашенцев, Ц. Солодарь) участвует в финской кампании. В сатирико-юморист. отделе этой газ. «Прямой наводкой» С. вместе с др. писателями и художниками работал над созданием образа Васи Теркина - бывалого солдата, весельчака и балагура. Во время Великой Отеч. войны С. был корр. фронтовых газ., работал вместе с Н. Тихоновым, Б. Лихаревым, А. Прокофьевым и др. в группе писателей при Политуправлении Лен. фронта. В эти годы вышли кн. С. « Фронтовые стихи » (1941), « Повесть о Кульневе » (1942) - поэма об Отеч. войне 1812, « Повести о русских воинах » (1944) и « Весна 1945 года », пьеса « ГенералСкобелев » (1943), целый ряд брошюр и статей агитац. характера (« Позор трусам !», 1941; « Рассказы Степана Чайкина », 1941; « Уничтожай фашистских провокаторов », 1941; « Александр Суворов », 1942, и др.). В кач-ве корр. «Лен. правды» С. присутствовал на судебном процессе над фашистскими преступниками, что нашло свое отражение в кн. « Нюрнбергский дневник » (1946), где, в частности, поэт с горечью размышляет о разных по тяжести испытаний дорогах, какими пришли к победе сов. солдаты и их союзники по антигитлеровской коалиции (« Смена караула у здания Международного трибунала» и «Голубая луна »). После войны вышли сб. С. « Годы славы » (1946), « Избр. стихи » (1948), « Стихотворения, поэмы, повести в стихах » (1952), поэма « Свет над полями » (1952), роман в стихах « Колобовы » (1955), книга лирики « Голос молодости » (1958).
Впервые к работе над прозой С. приступил в 1927. Примечательно, что период 1927–29 С. считал самым главным в своем творч. становлении. «В эти годы, - говорил С., - родились все мои основные литературные замыслы, оформились многие темы, в эти годы были задуманы мои основные книги». В 1930-е вышли книги повестей С. « Остров Мадагаскар » (1932), « Олегов щит » (1933), « Страна отцов » (1937), « Детствона Негаданном » (1938). Позднее они частично вошли в крупные прозаич. произведения С. « Небо и земля » (1939–48, Сталинская премия 1949), « Лена » (1933–54) и неоконченный роман « Страна родная » (1953–55). Лучшим из монументальной прозы С. по праву считается роман «Небо и земля», где автор повествует об истории развития отеч. авиации за перв. четыре с лишним десятилетия XX в. Наряду с вымышленными героями на страницах романа С. фигурируют и ист. личности: П. Нестеров, Н. Жуковский, С. Уточкин. К истории революционного движения С. обращается в романе «Лена» (С. в детские годы был свидетелем трагических событий на Ленских приисках в 1912). Истории сов. об-ва от времени «великого перелома» посвящен неудавшийся (в силу перегруженности и схематизма изображения) роман «Страна родная». Наиболее яркой и художественно убедительной остается проза С., собранная в кн. « Ленинградский дневник » (1958), куда вошли ст., рассказы и заметки о подвиге ленинградцев в дни блокады.
Активный обществ. деятель, С. был членом редколлегии основанной Горьким «Биб-ки поэта», ж. «Лит. учеба» (1931–33), «Ленинград» (1942–44) и «Звезда» (гл. редактор в 1944–46; снят с должности в связи с изв. Постановлением ЦК ВКП(б)).
Ряд стих. С. положен на музыку А. Канкаровичем, И. Дунаевским, Б. Гольцем, Д. Шостаковичем, А. Митюшиным, Д. Прицкером.
Награжден орденами Трудового Красного Знамени, Отеч. войны 2-й степ., Красной Звезды, «Знак Почета» и медалями.
Архив: ИРЛИ РАН. Ф. 597.
Соч.: СС: В 2 т. / Вст. ст. Н. Тихонова. M.-Л., 1959; Был начат в юности поход...: Избр. М.-Л., 1963; Небо и земля. М.-Л., 1963. Ч. 1–4; Лен. дневник. М., 1963; Ст. и воспоминания. Л., 1958; Неопубл. и малоизвестные произведения. Воспоминания о В. М. Саянове. Л., 1962; Стихотворения и поэмы. М.-Л., 1966; Стихотворения. Л., 1970; «Поэзию любят красивые люди…» / Сост. А. Г. Раков. СПб., 2013.
Лит.: Абрамкин В., Лурье А. Тв-во Виссариона Саянова. Л., 1959; Давид Б. Сибирь в тв-ве В. Саянова. Томск, 1967; Паханянц К. Виссарион Саянов - поэт и лит. критик. Ереван, 1969; Пурыскина Н. Творч. становление В. М. Саянова-прозаика. Л., 1971; Русские сов. писатели. Прозаики: Библиогр. указатель. М., 1972. Т. 7. Ч. 2; Писатели Л-да: Биобиблиогр. справочник. 1934–81 / Авт.-сост. В. Бахтин и А. Лурье. Л.: Лениздат, 1982; Хренков Д. Встречи с друзьями. Л., 1986; Азаров Вс. Ветры нашей молодости. Л., 1987; Русская лит-ра ХХ в.: Прозаики. Поэты. Драматурги: Словарь / Под ред. Н. Н. Скатова. М., 2005.
В. Прокофьев