Семёнов Сергей Александрович
СЕМЁНОВ Сергей Александрович [19(7).10.1893, д. Наумово-Починок Костромской губ. - 12.1.1942, Волховский фронт] - прозаик.
Родился в рабочей (во втором поколении) семье. Дед первым в роду покинул деревню, занимался отхожим промыслом, затем работал плотником в СПб. на «железопрокатном, проволочном и гвоздильном заводе». Отец - токарь на металлическом з-де в СПб. Детство С. прошло на рабочей окраине Васильевского о-ва в СПб. Из-за материальных трудностей С. смог закончить только 1-й класс церковноприходской школы. Позднее окончил 4 класса городского училища. Начинал работать на з-де, но из-за слабого здоровья с з-да ушел. Был «мальчиком» в немецкой конторе, рассыльным и сортировщиком писем на почтамте. В поисках заработков одно время жил в Тифлисе. В 1918 поступил в Пг. военно-инженерную школу; через год ушел в Красную Армию: «...октябрь семнадцатого года был безудержным прыжком в ослепительную, грохочущую жизнь. Тогда - завертело, забило, закружило, захлестнуло... Лил свою и чужую кровь. Был почти на всех фронтах: у границ Монголии, за Полярным кругом, Кронштадт поставил в этой жизни точку» (Автобиография . 1925). С. был ранен, контужен, «принял под Кронштадтом ледяную ванну и демобилизовался с испорченным правым легким». В партию большевиков вступил в 1918.
Перв. рассказ « Тиф » (1921; доработан в 1923–27) с мед. точностью воспроизводил течение тифозного заболевания у комиссара, кот., несмотря на тяжесть болезни, рвался обратно на фронт, на помощь сражающимся красноармейцам. Именно в этом произведении стала складываться та манера лит. письма С., кот. он не изменял ни в одном из последующих своих прозаич. опытов. Критика сразу поддержала стремление С. «к точности, к „объективности”, к выделению не своих эмоций и не своей своеобразной речи, а реального бытового и психологического материала»; С. был назван «последовательным реалистом» (Г. Горбачев). Своими уверенными реалистич. взглядами С. выделялся из всех пролетарских, пролеткультовских писателей, хотя и находился в их среде. В 1923 С. пишет статью « Заметки о литературе не критика, а писателя (В порядке дискуссии) » (Лит. неделя. Пг., 1923), в кот. оспорил вульгарные классовые установки революционных идеологов Пролеткульта, настаивавших на «упразднении» национального классич. наследия. Обвиняя Л. Троцкого в распространении тезиса об «отмирании» старой русской лит-ры, С. писал: «Мы, пролетарские писатели, в своей генеалогии... крепко-накрепко связаны с великими художественными традициями старой - без кавычек - русской литературы»; «прорыва между завершителями подлинной старой русской литературы - Толстым и Достоевским - и нами нет...».
С. стремился уяснить особенности соц. эмоций, нравств. побуждений современников. Он ставил в своих произведениях нередко опыты дерзкие, пытался извлечь «экстракт» чувств, настроений участников рев. событий. В рассказе « На дорогах войны » (1921, в 1924 в текст рассказа были внесены изменения), выдержанном в рамках психологич. новеллы, писатель искал ответа на вопрос: в классовой схватке борются люди-враги или некие общие неудержимые соц. инстинкты? Воссозданная в повествовании нескончаемая цепь взаимных жестокостей оставляла этот вопрос открытым.
Еще более сложный круг проблем был обнажен в рассказе « Голый человек » (1922). Пронизанный нервным, напряженным раздумьем об эпохе, монолог героя продолжает обнажать противоречия, кот. были запечатлены в рассказе «На дорогах войны»: «Человеку убить человека - всегда мучительно, всегда трудно, всегда трагедия; убить гражданину миллионы подобных себе - всегда легко... Еще бы не легко - впереди маячат такие идеальные цели!..». Следуя в своей отчаянной бескомпромиссности Достоевскому, С. произносил самые мучительные и самые запретные слова о рев. времени: за «всяческими доктринами мирового счастья, всеобщих гармоний» «скрыто главное, неизменное и нерешенное - сам человек»; «наша эпоха окончательно и до дна подменила человека гражданином», в связи с этим страсти сердца подменены страстями ума. Жестокость эпохи легко оправдывается «близкими целями всеобщей гармонии», «а за общими рассуждениями о революции и Интернационале удобно прячутся трусливые думы о личном».
С такой же беспощадной обнаженностью С. рисовал соц. бытие, обществ. поведение своих героев. В романе-дневнике « Голод » (1922) воссоздана мучительная картина гибели от голода времен Гражданской войны семьи старого рабочего.
Идеологич. противоречиям эпохи, с одн. стороны, и непомерно трудному бытию трудящегося человека - с другой, были посвящ. сб. рассказов С.- « Голый человек » (1924), « Да, виновен! » (1925), « Единица в миллионе » (1924), « Копейки » (1924) и др. Пути к соц. гармонии С. пытался начертить в таких произведениях, как очерк о Волховстрое « Республика на экзамене » (1923), рассказы « О чем рассказывал мне Сакре (Лопарские легенды) » (1923), где оживали картины природы, возникал романтич. ореол народных легенд и где писатель не мог скрыть своего восхищения перед энтузиазмом людей, задумавших построить новую жизнь.
В 1928 в письме к Р. Роллану М. Горький писал: «Сергей Семенов, рабочий, очень оригинальный талант, несколько зависимый от Кнута Гамсуна,- хорошая зависимость, на мой взгляд!» (Горький и советские писатели. Неизданная переписка // ЛН. 1963. Т. 70). В это время С. создал самое значительное свое произведение - роман « Наталья Тарпова » (1927–28), посвящ. борьбе в сознании человека рев. времени искренних любовных переживаний и «трусливых дум о личном». Образ Натальи Тарповой - «тип средней женщины-партийки» (Г. Горбачев) - наделён у С. (в отличие от героинь многочисленных комсомольских повестей 1920-х на т.н. «половую тему») худож. полнотой, писательским волнением; ее понимание «свободы» чувств, ее любовь к инженеру Габруху отмечены подлинным драматизмом. (С. рисовал облик Натальи Тарповой с актрисы Натальи Болотовой, ставшей женой С.) Роман выдержал несколько изд., был переведен на др. языки, инсценирован.
В сер. 1920-х С. был занят редактированием альм. «Ковш», принимал участие в организации «Изд-ва писателей в Л-де». В 1925 С. напис. повесть « Предварительная могила » - отчасти автобиографич. произведение, где постепенно слабеющий здоровьем («испорченное правое легкое» под Кронштадтом) писатель попытался проанализировать собственную жизненную позицию. В «Предварительной могиле» тяжело заболевший офицер царского флота решает уединиться, отъединиться от людей; он удаляется работать смотрителем на маяке. Но, уйдя от людей, герой не приобрел ни здоровья, ни душевных сил; одиночество превратилось для него в «предварительную могилу». Работа над повестью словно прибавила сил С. Одержимый страстью к путешествиям, он во время работы над 3-й частью романа «Наталья Тарпова» отправляется в Арктику (в это время шло освоение Северного морского пути). В 1932 находится в составе команды ледокола «Сибиряков», в 1933 - на «Челюскине», на ледоколе «Садко». Пишет очерки, статьи; несмотря на заболевание легких, выполняет тяжелую физич. работу рядового члена экспедиции. По возвращении в Л-д публикует очерки об О. Шмидте, В. Визе, капитане В. Воронине и др. В 1933 выходит кн. « Экспедиция на „Сибирякове” ». Используя название стенной газ., кот. выпускалась в арктической экспедиции, С. пишет пьесу « Не сдадимся! » («народно-героич. представление в 4-х актах, 52 эпизодах»), кот. шла на сценах неск. театров.
С. часто ездил в Пушкинские Горы (Святые Горы), там писал «Наталью Тарпову»; в 1935–36 он становится директором Пушкинского заповедника. В кон. 1930-х С. возглавлял лит.-консультационную работу при Ленгосиздате. Несмотря на ухудшение здоровья, много работал над прозой, в это время выходят его рассказы « В тумане», «Рекомендация», «Ревность » и др.
В перв. дни Великой Отеч. войны вступает в народное ополчение, командует писательским взводом ополченцев; редактирует дивизионную газ.; С. был введен в состав Политуправления Лен. фронта. В эти дни пишет жене с фронта: «Относительно меня вопрос ясен: я - ленинградец, и из Ленинграда не уйду. Что бы ни случилось с моим родным городом - на его улицах есть баррикады: я встану на одну из них и останусь там до конца».
В кон. 1941, направляясь в ред. фронтовой газ. «В решающий бой» по Дороге жизни на Ладоге, С. заболел крупозным воспалением легких. Скончался в одном из госпиталей Волховского фронта.
Соч .: СС: В 4 т. М.-Л., 1928–30; Однотомник. М., 1936; Избранное. Л., 1970.
Лит.: Горбачев Г. Тв-во Сергея Семенова // Семенов С. СС. М.-Л., 1930. Т. 1; Бартэн А. Путь большевика // За сов. Родину: Памяти лен. писателей, погибших во время Великой Отеч. войны. Л.: Лен. газ.-журн. и кн. изд-во, 1949; [Биографич. справка] // Там же; Бартэн А. Сергей Семенов. Очерк жизни и тв-ва // Семенов С. Избр. Л., 1970; Писатели Л-да: Биобиблиогр. справочник. 1934–81 / Авт.-сост. В. Бахтин и А. Лурье. Л.: Лениздат, 1982; Залыгин С. В пределах искусства. М., 1988.
Н. Грознова