Сергуненков Борис Николаевич


СЕРГУНÉНКОВ Борис Николаевич [8.11.1931, Хабаровск] - прозаик, эссеист.

Родился в семье партийного работника. Отец С. - выходец из крестьян Хвалынского уезда Саратовской губ. вместе с семьей в 1910-е переехал на Дальний Восток; после революции работал печатником, переплетчи­ком; стал коммунистом т.н. ле­нинского призыва; со втор. пол. 1920-х - провинциальный партийный работ­ник, дослужившийся до должности секретаря Феодосийского горкома КПСС, участник Ве­ликой Отеч. войны. Мать С. - из се­мьи иркутских промышленников. В детские и школьные годы С. вместе с родителями пост. менял место жительства: большая часть детства прошла во Владивостоке, С. учился в школах на Сахалине (Южно-Саха­линск), Комсомольске-на-Амуре, в М. Окончил школу в 1950 в Феодосии. Тогда же поступил на отд. журналистики Харьковского ун-та; после перевода отд. в Киев (1953) доучивался в Киевском ун-те, кот. окончил в 1955. Выразил же­лание работать в российской глубинке и около полугода был лит. сотрудником краевой газ. «Молодежь Алтая» (Барнаул); однако вскоре ушел из газ. «по собственному жела­нию», поскольку почувствовал, что газетный регламент стеснял и ограничивал его творч. интересы. Порвав с газ., С. на 10 лет «ушел в жизнь», меняя мн. занятия, стремясь к широте и разнообразию общения с миром: перегонял скот из Монголии в Бийск, работал на урано-бериллиевом руднике, был матросом на пассажирском пароходе (мар­шрут Горький - Астрахань), а с осени 1957 по осень 1966 работал лесником на кордоне в Парголовском лесхозе на Карельском пе­решейке (Лен. обл.). Член СП СССР (позже СП России) с 1962.

Интерес к лит-ре, к слову С. почувствовал рано: с 13 лет вел дневники, с 15-ти увлекся писанием стихов, в студенч. времена пе­решел к прозе - перв. книга рассказов (не­опубл.) была напис. к сер. 1950-х. Перв. рассказ - « До-ре-ми » - опубл. в газ. «Молодежь Алтая» в 1956. Перв. повесть, сделавшая имя С. известным, - « Лесные сторожа » - вышла в 1960 и многократно переизд. Произведения С. переводились за рубежом.

Становясь профес. писателем, С. переживает достаточно сложную внутр. эволюцию. В условиях стандартного идеологич. воспитания и образования С. рано почувствовал опасность разрыва с реальной жизнью и потому выбирал свой способ диалога с миром, с Богом. Началом такого пути познания и самопо­знания стали для С.-прозаика годы лесниче­ства, лесной «пустыни». Беседуя с лесом, всем живым и одухотворенным в себе и во­круг себя, С. искал путь к истинной жизни. Ис­кания писателя выразились, в частности, в том, что он стремился к обновлению, к обо­гащению традиц. жанровых форм. В его прозе наблюдается движение от «рас­сказа» к «сказкам», творимым из повседнев­ности и быта, от них - «к житию», а затем и к жанру, который сам С. определяет как «молчание», т.е. «творение невидимого сло­ва». Эта особенность творч. биографии С. воплощена в истории его книг: от ранних «Лесных сторожей» к этапной повести-сказ­ке « Лесная лошадь » (1976), к книгам ска­зок, в т.ч. и «городских»: « Луна и зайцы » (1968), « Кот белый - кот черный » (1974), « Кувшин » (1980), « Сердце Куту­зова » (1980) и « Чудесная река » (1981). Новый большой шаг на этом пути - кн. « Осень и весна. Записки лесника » (1978) и « Тысячелистник » (1986). Среди писателей-современников близки­ми себе считает О. Базунова, Р. Граче­ва, М. Данини, В. Алексеева.

Важным событием на пути писателя стало обретение им православной веры. Произошло это через чтение греческих мыслителей, в частности, Платона. Г.Ионин наюбилейном вечере С. так определил суть его творчества: «Борис Николаевич считает сказку “божественным” жанром, ставит ее выше мифа, потому что сказка решает главный вопрос - вопрос преодоления смерти, поднимающий перед человечеством проблему смысла жизни. Религия дает ответ на этот вопрос силой веры, а сказка является проводником этой веры в сферу творчества, сферу литературы. <…> С. находит гармоничную, излучающую свет, выверенную опытом и воплощенную в подлинно-художественном и молитвенном слове версию преодоления смерти, чтобы человек был очищен этим опытом и ориентирован на целостное восприятие своей жизни, временной и вечной ».

Творчество С. можно разделить на несколько этапов: писатель-прозаик, описывающий свои наблюдения из жизни природы; сказочник, чьи сказки в советское время издавались миллионными тиражами, иллюстрировались лучшими художниками. Третий этап – писатель-эссеист – наиболее ярко выразился в повестях «Три ключа» и «Шантилиха».

Кн. « Шантилиха » (2006) автор считает самым важным своим произведением. «Она предельно глубоко раскрывает его внутренний мир, философию и поэтику. Шантилиха - название умирающей деревни на Псковщине, где писатель прожил 20 лет. Эта повесть - необъятное море, из которого можно без конца добывать афоризмы и четкие формулировки и удивляться тому, что посвященный в проблемы нашей истории, автор победно преодолевает те тупики, в которые мы до сих пор упираемся, не зная, куда нам двигаться. Он указует нам и самому себе на глубокий духовный путь России, что ставит его в ряд с самыми большими писателями России» (Г. Ионин).

По мнению А. Скокова, кн. « Три ключа » (2011)- « это чистые, светлые ключи, питающие нашу русскую литературу.Удивительно, что сказки С., повествуя, вроде бы, о мирском, будничном, в то же время говорят о горнем – в этом благой дар писателя. Свет его глубинной философии связан с молитвенным приятием мира, событий жизни».

Об историческом пути России С. высказался так: «Сказано в одной мудрой книге: если не упадет зерно в землю, не возродится. Так случается с отдельным человеком, – умирая, он возрождается, - так случается с народом, если он несет в себе эту судьбу; так может случиться с человечеством, падающим в бездну греха саморазрушения. В ХХ веке Россия пережила свою смерть. Это нужно понимать. С этим нужно согласиться. И нужно набраться мужества и мудрости понять, что за этой смертью идет не смерть, а возрождение».

Соч .: Лесные сторожа: повесть и рассказы. Л., 1979; Лесная лошадь: повесть-сказка. Л., 1979; Осень и весна: Записки лесника. Л., 1979; Лесная лошадь. Осень и весна / Послесл. Г. Цуриковой. Л., 1986; Тысяче­листник: повести. Л., 1986; Сказки. Л., 1990; Прогулки к Пушкину - пешком и на велосипеде. СПб., 1999; Жизнь сказочника. Автобиогр. повествование о жизни и смерти. СПб., 2001; Дерево сказок. СПб., 2005; Шантилиха. Жизнь и записки сказочника. СПб., 2006; Мой любимый город. СПб., 2010; Дерево сказок. М., 2011; Три ключа: повесть. СПб., 2011; Сказки. М., 2015; Борис Сергуненков: За этой смертью идет возрождение //

Лит .: Писатели Л-да: биобиблиогр. справочник. 1934–81 / авт.-сост. В. Бахтин и А. Лурье. Л.: Лениздат, 1982; Цурикова Г. Наедине с чудом // Сергуненков Б. Лесная лошадь. Осень и весна. Л., 1986; Банк Н. Превратности одной любви // Лит. обозрение. 1977. № 6; Воронин С. С полным основанием и радостью // Нева. 1977. № 3; Батурина Т. Это и есть сказка // Батурина Т. Ратоборцы слова. СПб., 2008; Куняев С. Пушкинские ключи Б. Сергуненкова // Наш современник. 2010. № 2; Биобиблиогр. справочник СПбО СП России / сост. А. И. Белинский. СПб., 2011; Полюбить молчание: [Хроника творческого вечера писателя] // http://ruskline.ru/news_rl/2016/04/11/polyubit_molchanie

В. Акимов

  • Сергуненков Борис Николаевич