Севостьянов Александр Георгиевич


СЕВОСТЬЯ́НОВ Александр Георгиевич [11.11.1941, д. Новопокровка Елань-Коленовского р-на Воронежской обл. ― 15.6.2006, СПб.] ― прозаик.

Родился в крестьянской семье. Получил среднее образование. Летом 1962 приехал в Л-д. Работал грузчиком, кочегаром, машинистом сцены в лен. театре Комедии им. В. Акимова, рабочим электростанции в Ленметрострое, вахтером.

Перв. рассказы сочинил после случайных знакомств с лен. пишущей молодежью. В поле его зрения - человек сам по себе, ребенок, юноша, иногда старик, их психология. При этом часто герои С. ― это люди убогие: без руки, без ноги, слепые, глухие. В произведениях С. преобладают персонажи, чьи соц. связи еще не налажены, либо они включены в них минимально и безответственно, либо это инвалиды и старики, кот. свое уже отслужили. Типичные севостьяновские герои - не крестьяне или горожане, а размышляющие, формируемые в беспощадных и, зачастую, неявных конфликтах с жизнью люди вообще, в особенности герои молодые. Часто обращение С. к производственной тематике.

В кон. 1960-х посещал ЛИТО при ЛО изд-ва «Сов. писатель» (рук. И. Меттер). Познакомился с Д. Бобышевым, С. Довлатовым, М. Зайчиком, Ф. Чирсковым, В. Ширали. Перв. публ. ― рассказ «Старик» в сб. «Точка опоры» (Вып. 1. Л .: Лениздат, 1971).

В 1976 в ж. «Часы» напеч. повесть «Представление» . По словам критика, «главная творческая удача Александра Георгиевича короткая повесть “Представление” рассказывает о том, какие, быть может, на сторонний взгляд малозаметные события стали для деревенского Мити, сперва ребенка, затем юноши, потрясениями, разбудившими в нем душу «артиста» и разомкнувшими плотную сферу провинциального бытия, чтобы дать дорогу аж до самого Ленинграда. В цепи этих событий наиболее значительным да и первым по счету оказалось прибытие в Митину деревню двух забавных авантюристов, устроивших представление в сельском клубе. «Небывалый спектакль-постановка» изображен виртуозно, с умением автора придать нехитрому и пошлому циркачеству краски искрящейся фантасмагории. Искус в искусстве, смесь чарующей неправды и очевидной правоты, сила внушения помимо нравственных качеств артиста и критериев вкуса, выхватывание тебя, ребенка, из обыденности - без твоей сколько-нибудь глубокой симпатии к людям на сцене, без взаимного сочувствия и с тайным поиском поживы той, взрослой, стороны… <…> Остается констатировать “агностицизм по Севостьянову”: ни источник и смысл искусства, поразившего Митю в самое сердце ощущением избранничества, ни сердцевина и цель молитвы, освятившей для безымянного мальчика из рассказа день его жизни в поразительных подробностях, - ни то ни другое в судьбах героев не было никем, включая их самих, ни безусловно уважено, ни гармонично воспринято, ни понято как долг и догмат. Одна из причин этих несоответствий индивидуальна: жуликоватые балагуры, что целой вселенной искусства маячили в наивных очах, под конец показали Мите бездарный, тут же раскрытый фокус кражи. Неизгладимый обман рядом с памятью о пленительном действе затруднял доверие к чужой или своей творческой натуре. Другие причины больше похожи на русские недуги духовного анархизма, пьянства, безбытности. Ввиду присутствия автобиографических мотивов соприкасаешься и с личной жизненной трагедией автора» (Г. Садиков-Лансере).

При содействии друзей С. он эпизодически печатался в официальных изд. ― ж. «Нева», «Сельская молодежь», в многотиражке «Скороходовский рабочий», в совр. России в ж. «Звезда» и моск. альм. «Предлог», за рубежом - в Израиле (« Любовь в Грачевке »). Кол-во худож. произведений С., появившихся в печ., ― около десяти, что составляет примерно треть наследия С.

По договору с изд-вом «Сов. писатель» (ЛО) С. готовил сб. прозы, однако его выход не состоялся. Садиков-Лансере Г. пишет: «…его рассказы и повесть под общим заглавием “ Грачевка ” были рекомендованы Союзом писателей к изданию, но на этапе рассмотрения в издательствах “застряли на верхних этажах”, несмотря на поощрительные кулуарные отзывы и долгие хлопоты некоторых редакционных работников и членов союза <…> по справедливости высоко оценят “Грачевку” рецензенты Юрий Логинов и Самуил Лурье, но последнее слово будет не за ними…». По словам критика, «психологическая основа <…> вещей - субъективно важное впечатление детских лет, благодаря которому сопряженные с ним лица и обстоятельства рельефней проступают из прошлого и доступны глубоким переживаниям уже взрослого человека. На страницах рассказа “ В осень черную, в осень страшную ” средоточием чувств служит медленное проникновенное слово неумелой материнской молитвы, начатой как парафраза Трисвятого и подхваченной сыном. Для мальчика раскрывшимися во сне подсолнухами выглядят внутренний свет и умиротворенность, обращенные вовне, в мир, к утреннему, земному и подспудно к запредельному, иконному Солнцу».

Уже в кон. 1970-х ― нач. 80-х для С. наступили непростые дни: «Пришла череда расставаний с людьми и надеждами. В 1976-м уехала за границу доброжелательница Севостьянова редактор “Советского писателя” Руфь Зернова. Прозаик Майя Данини, пытавшаяся помочь ему позже, в 83-м уйдет из жизни. Эмигрировали в США давние Сашины приятели Сергей Довлатов <…> и Дмитрий Бобышев. Это 1978–1979 годы. К лету 80-го, после отрицательной, явно предвзятой рецензии в Лениздате члена редсовета П., стала совсем призрачной перспектива книги» (Г. Садиков-Лансере). В 1990-е С. окончательно отходит от писательства.

«Литературный архив Александра Георгиевича, скромный по объему, почти никому не известный, достоин полноценного выхода в свет. Я мог бы называть одно за другим произведения, по которым Александр Севостьянов, художник с выразительным лицом и хорошо поставленным голосом, прошел бы, как по мосткам, в круг общепризнанных литературных величин из числа друзей и ровесников. Повременю это делать, поскольку вряд ли кто-нибудь свяжет с названиями памятный образ или полюбившуюся интонацию: безвестность Севостьянова почти абсолютна» (Г. Садиков-Лансере).

Соч.: Старик // Точка опоры. Вып. 1. Л ., 1971; Представление: Повесть // Часы. 1976. № 2; Звезда. 1996. № 3; Предлог. 2000. № 2; Закон сохранения энергии: Маленькая повесть // Нева. 1982. № 7; Любовь в Грачёвке // Книжный двор. Тель-Авив, 1997, янв.; Рассказы // Предлог. М., 2000. № 2: Грачевка (фрагменты) // Нева. 2007. № 8.

Лит.: Бейдер В. Предисл. <Севостьянов А. Любовь в Грачевке> // Книжный двор. Тель-Авив, 1997, янв.; Гордон Г. Вступ. ст. <Севостьянов А. Рассказы> // Предлог. М., 2000. № 2; Садиков-Лансере Г. В «Неву» из Леты // Нева. 2007. № 8.

Е. Биберган

  • Севостьянов Александр Георгиевич