Симаков Владимир Сергеевич


СИМАКО́В Владимир Сергеевич [7.3.1952, Л-д] - поэт, публицист, критик.

Родился в муз. семье. Мать работала флейтисткой оркестра Лен. цирка. Отец, инвалид войны, тромбонист, умер за неск. месяцев до рождения сына.

Писать С. начал в десять лет и не оставлял этого увлечения все школьные годы. «Мама скептически относилась к моим литературным занятиям, - признается С., - однако не препятствовала, благо они отвлекали от “дурного влияния улицы”, да и от слишком ранних сердечных привязанностей тоже» (« Вглядываясь в прошлое» ).

В 1969 С. оканчивает ср. школу и поступает в Лен. ин-т культуры им. Н. К. Крупской, кот. заочно окончил в 1974, получив специальность библиотекаря-библиографа.

Перв. публ. состоялась в 1971 в газ. Лен. горного ин-та «Горняцкая правда». С этого вр. С. печ. в различных газ., ж. и сб.

Перв. кн. стихов « Созвучие » выходит в 1996. В нее вошли стихи разных лет. Ранние стихи посвящ. любви. «Чувства поэта к своей избраннице просты и искренни: он хочет делить с подругой радости и горе, победы и поражения. Только в таких супружеских отношениях видит поэт залог истинного счастья. «И не беда, если в окна постучится буря: мы невзгоды победим всегда», - утверждает С. (« Мы нечасто видимся с тобой… »). Поэт поверяет то, что ощущает, оставаясь один на один со своими чувствами. В результате в стихах « Слова простые », « Ссора », « Прощание », « Знакомый напев » и др. ему удается сделать понятными и близкими читателю перипетии любовных отношений - «радость любви, ее тревоги и огорчения» (Н. Пантелеймонов). Автор предисл. отмечает, что в стих. « Позднее сожаление », « Остановка в пути », « Бросьте все », « Мечта » поэт «раскрывает внутр. мир современника, переменчивые краски настроений, сокровенные мысли, мечтания и сомнения». «Если сравнить стихи С. разных лет, то заметно, что с годами голос его крепнет, мужает. К сорока годам явственно проступает гражданственное звучание. Поэт с полной ответственностью сознает себя сыном многострадального русского народа. С сожалением и опозданием поняв трагедию “штрафного солдата”, поэт не забыл отдать ему последний долг, посвятив прекрасное и сильное по трагическому накалу стихотворение “ Штрафбат ”. Написанное анапестом, оно звучит по-народному распевно-горько <…> Целый пласт стихов, написанный на социально-политическую тематику, показывает, что автор обладает бескомпромиссным взглядом на состояние общества <…> С ужасом и возмущением говорит он о язвах и катаклизмах, терзающих родину, в стихах “ Разговор с Невой ”, “ Смена идолов ”, “ Речь лидера ”, “ Судьба России ”, “ Чеченский излом ”, “ Разборка ”, “ Заблудшие в тумане… ” Из самих этих названий очевидно, о каких проблемах подает свой голос поэт. Тут и неправедные войны, ведущие к гибели тысяч невинных людей, обнищание народа и обогащение темных дельцов, чиновников-взяточников, наркомания и пьянство молодежи - вот неполный перечень того, о чем говорит читателю автор. Стихи этого цикла построены на почти драматических созвучиях, в них царит настроение глубокой тревоги за тонущий корабль России…» (Там же).

Втор. сб. поэта « Тот час » (1998) стал шагом вперед по искренности, тематической свежести и широте обобщения. «Художественные образы его не поражают читателя. Они органически вплетаются в канву стиха. Инструментовка стиха является для него прежде всего необходимым орудием смысла. Владимир Симаков как поэт обретает свою дорогу, свой индивидуальный стиль изображения, точность и четкость лирического языка, близкого и созвучного по душевному настрою читательским сердцам», - так оценивал его автор предислов.

В следующей кн. стихов « Третья стража » С. продолжает гражданские стихи, хотя и пытается обрести новый смысл: «И новый смысл, быть может, обрету, / И в справедливость высшую поверю». В этом сб. усиливается тема СПб., совр. города в целом.

Четв. кн. стихов С. « Улыбка Дракона » вышла в 2000. М . Амфилохиева писала о ней: «“Улыбка Дракона” - вновь размышления о времени и о себе, но по-новому. Иногда - в непосредственном единстве с событиями дня, где “тот же все давно привычный вид / и опять торгующий во храме / по душе подошвами следит”. Иногда - в философской отстраненности, где “все в одном: закат и вечность / земная мудрость, звездный свет / и жизни нашей быстротечность, / и неполученный ответ…”. Но всегда - в понимании того, что мы и наше время - едины, и если оно изменяет нас, то мы его творим: “Дается радость нам, любовь - и ждет беда, / мы строим и сжигаем города, и оставляем опыт - горы книг, / премудрости которых не постиг / еще никто…”»

Этапной для С. стала кн. « Крылатый крест » (2002), вышедшая к 50-летию поэта. Несмотря на отмеченную критиками некот. «скоропись» сб. остается заметной вехой в тв-ве поэта.

Если в первых кн. С. начинал как поэт гражданской тематики и в его тв-ве преобладала открытая публицистика, то впоследствии на перв. план выходит лирика. В лирико-философских стихах сб. « Зимние журавли » (2003), « Праздник прощания » (2006), « Акценты » (2010) раскрывается мир человеч. отношений. Критики отмечают характерные особенности наст. мужской лирики поэта, умеющего не переступить той грани, за кот. можно скатиться к пошлости эротизма. Амфилохиева пишет о кн. «Праздник прощания», что «это моментальный снимок, снимок не лица, но души современника, заплутавшего в совр. жизни. В “Празднике прощания” мало реальных примет современной действительности, но есть главное - ощущение беды, восприятие неблагополучия этого мира, от кот. никуда не деться, потому что мы сами - его частица и сами носим его в себе. Этим и ценна книга».

Особняком стоит историко-краеведч. поэма « Храм Вознесения », вышедшая отд. изд. в 2008. «Поэма места», как назвал ее О. Юрков, поднимает тему сохранения ист. памяти.

Стихи С. традиционны, напис. простым языком, не нуждаются в комм. «Как ни трагичны картины происходящего, - отмечал В. Голубев, - радует уже то, что поэт предстает перед нами не растерявшимся человеком, а трезво осмысливающим суть происходящего современником» (Голубев В. Тут все, как в жизни… // Морская газ. 2002. 27 апр.).

Давая рекоменд. в члены СП, И. Малярова указывала на характерные кач-ва поэзии С. «В творчестве С. интересен сплав точных исторических знаний и чувства современности. Органичная тяга к истории сопровождается личным подходом, личным жизненным опытом. В его книгах нет проходных, необязательных стихов. Исторические сюжеты полны глубины осмысления, неожиданных поворотов. Мы становимся свидетелями постоянных открытий… Для стихов С. характерны размышления о времени, они всегда конкретны. Отсюда их убедительность» (Личный архив поэта).

В 2011 совм. с М. Амфилохиевой выпустил кн. четверостиший «Два по сто» , представляющую г.о. «выбранные места» из стих. разных лет. Здесь он показал себя не только лириком, но и поэтом-философом, размышляющим о «вечных» вопросах бытия, предназначении человека в мире. Юбилейный для него 2012 ознаменовался выходом кн. стих. и поэм «Ещё не всё сказал…» (ИПК «Вести»). В ней тв-во С. представлено наиболее разнообразно, что было отмечено критикой. Напр., Н. Родосский обратил внимание на стихи, в кот. «автор показал себя тихим лириком , и ему хорошо, во всяком случае, по-фетовски это удаётся. <…> он близок с русской традицией». Однако С. Макаров отмечает: «И всё же главные удачи поэта… там, где он становится поэтом эпическим , а не лирическим . Под его пером рождаются весомые баллады и поэмы… Строки эпических произведений у С., как правило, плотные, насыщены живописью и мастерством». За кн. «Ещё не всё сказал…» в дек. 2012 С. удостоен лит. премии им. А. А. Прокофьева «Ладога».

В 2015 выпустил кн. «Хрупкий мир» и «Город с тремя именами» . В первой из них - поэтич. отклики на текущие события, раздумья поэта о тревожном времени, разрушении душ. «Эта книга - вся - движение во времени и пространстве, в обращении к различным событиям и людям, - написала М. Токажевская. - Гулко отзывается эхом и тема личного одиночества, скоротечности земного бытия…» Все книги С., как отмечает критик, «написаны человеком, нашим современником, ощущающим душой и сердцем острые углы времени». Другая кн. посвящена любимому городу - в ней собраны стихи о СПб. и « Баллада о Кирпичном заводе », посвящ. блокадному крематорию, работавшему на территории нынешнего парка Победы.

К 65-летию поэта в 2017 вышел сб. «Седьмой круг» , на который живо откликнулся И. Сабило. В обзоре «В гостях у друга» он написал: «Прочитав книгу, я словно бы побывал у гостеприимного друга, который отличается душевностью, мудрым подходом к людям и к жизни, глубинным пониманием сути человеческого бытия. И с облегчением повторил: “Ещё поэзия жива…”».

Член СП России с 2001. Член Правления СПбО СП России. Член ред. совета ж-лов «Окно», «Невский альм.». Составитель поэтич. сб. и антологий «Одна на всех Победа» (2003, 2010), «Земля Ленинградская» (2010), «Дом писателя» (гл. редактор, 2016), «Поэты и революция» (2017). Стихи C. переведены на финский, сербский, и якутский яз. Награждён медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» II степ. (2013), знаком отличия «За вклад в развитие Лен. обл.» (2015), лауреат лит. премии М. А. Дудина (2015).

Соч.: Созвучие: Стих. / Предисл. Н. Пантелеймонов. СПб., 1996; Тот час: Стих. / Предисл. Н. Пантелеймонов. СПб., 1998; Третья стража: Стих. / Предисл. И. Западалов. СПб., 1999; Улыбка Дракона: Стих. / Предисл. В. Кузнецов. СПб., 2000; Крылатый крест: Стих. / Предисл. В. Кузнецов. СПб., 2002; Зимние журавли: Стих. СПб., 2003; Праздник прощания: Стих. СПб., 2006; Храм Вознесения: Поэма. СПб., 2008; Акценты: Стих. СПб., 2010; Вглядываясь в прошлое: Публицистика и критика. СПб., 2010; Два по сто: Четверостишия (в соавт.). СПб., 2011; Ещё не всё сказал: Стихи разных лет. СПб., 2012; Стихи // Созвездия катренов Петербурга / Гл. ред. и сост. Н. Н. Бутенко. Т. 3. СПб., 2013; Хрупкий мир: Стихи. СПб., 2015; Город с тремя именами: Стихи. СПб., 2015; Седьмой круг. СПб., 2017; Поэт, издатель, журналист // Невский альм. 2017. № 1 (93); Аисты [и др. стихи] // Невский альм. 2018. № 1 (99); Люди твои, Санкт-Петербург: «Все связаны со всеми» // Невский альм. 2018. № 4 (102).

Лит.: Амфилохиева М. Почему улыбается Дракон? // Рог Борея. СПб., 2000. № 7; Амфилохиева М. Материя стиха - всегда разлом // Рог Борея. СПб., 2002. № 14; Амфилохиева М. Приобретение в потерях // Невский альм. СПб., 2004. № 5–6; Петруничев В. На душе тревожно и неясно // Рог Борея. 2004. № 24; Амфилохиева М. Прогулки над Стиксом // Невский альм. СПб., 2006. № 6; Тушенков В. Есть в России поэты… // Невский альм. 2007. № 2; Пенталгини М. (Юрков О.) Поэма места // Рог Борея. 2008. № 34; Биобиблиогр. справочник СПбО СП России / Сост. А. И. Белинский. СПб.: Дума, 2011; Родосский Н. «Я страшным занимаюсь ремеслом» // Сфинкс. 2012 № 33; Макаров С. Душа приемлет свет // Новгород литературный. 2012. № 2; Токажевская М. «Разве что самую малость - слово к началу стиха…» // Окно. 2012. № 9; То же // Невский альм. 2012. № 5; Токажевская М. Углы времени // Окно. 2015. № 14; .Амфилохиева М. Душа Петербурга // Окно. 2016. № 15; Сабило И. В гостях у друга // Окно. 2017. № 18.

В. Кречетов

  • Симаков Владимир Сергеевич