Сизова Жанна Дмитриевна


СИЗÓВА Жанна Дмитриевна [5.8.1969, М.] - поэт.

Детство и юность провела на Байкале, в г. Иркутске, где закончила филол. фак-т Иркутского ун-та.

Первые стихотв. опыты (« Четверг», «Зима», «Литургия ») были обусловлены увлечением конструктивизмом, поэзией Д. Пригова. Однако уже в нач. 1990-х в ее поэзии ощущалась склонность к осмыслению христианских ценностей (« В этом городе я - акула »). В это вр. С. уезжает из Иркутска и живет сначала в Валаамском, затем в Снетогорском женском монастыре г. Пскова. В последнем напис. кн. «Ижицы», изд. в 1998.

Следующий период - 1995–2000 ― связан с переездом в СПб. и учёбой в Ин-те богословия и философии. Это вр. можно назв. периодом юродства в прямом и переносном смыслах. С одн. ст., С. действительно занимается исследованием проблемы юродства. С др. ― знания об этом она черпает в самом образе жизни: декламирует «Исповедь» Блаженного Августина у входа в Кузнечный рынок, знакомится с бездомными, помогает сестричеству св. Терезы, доводит себя до физич. истощения. В этот период напис. стихи « Москит» («И ревность - мой тропический москит, двукрылый гнус, неверностью согретый…»), «Сенная площадь. Водоем миринды…», «Синяки», «Что совесть» («сердце перезрелой земляникой /ползет на лоб, в чернильницу - туда, / где булькают волдырины стыда...»), в кот. наиболее полно прослеживаются присущие ей необычность соединения совр. полиметричного стиха и архаики, широта тематич. диапазона в сфере философии, богословия и искусства.

Важным событием этого вр. становится знакомство с поэтом петерб. андеграунда В. Кривулиным, кот. стал для нее, по ее собств. признанию, лит. духовником. Артистически одаренная, она участвует вместе с Кривулиным в театре поэзии в СПб. Интерьерном театре (реж. Н. Беляк), выступает на лит. вечерах, работает ведущей на радио «Град Петров». В 2005 ей вруч. медаль ап. Петра.

Третий период тв-ва связан с отъездом С. в Великобританию. В этот период пишутся « Стихи из Англии », кот. переводятся на английский и печ. в англоязычных изд. В ж-ле «Acumen» (2010) критик указал на смысловую насыщенность и подвижность поэзии С.

В 2009 выходит кн. стихов «Логос молчания». Этот своеобразный поэтич. манифест С., синтезирующий напряженный духовный поиск и осмысление разных слоев реальности, невольно наводит на мысль, сходную с изв. рассуждениями М. Хайдеггера о том, что дух поэзии много выше, чем рациональное познание вещей этого мира. Эксплицируя неявно эту мысль, С. говорит так, как будто сущие, как субъекты ее речи, были названы, выражены и вызваны к существованию впервые. В ее поэзии каждая вещь и каждый персонаж, будь то Д. Фаулз, или море (« Закат на Ла-Манше »), или растение (« Чеснок »), теряют свое неприметное и неразличимое присутствие в мире и входят во всегда открытое пространство поэзии как уникальные и значимые части опыта бытия. В этом смысле говорит ли поэт о какой-либо вещи или событии, или же о небытии, означает прорыв нового, только что найденного и прочувствованного во внутр. мире. Поэзия С. выводит бытие в сферу несокрытого («О, Бог, огромный, громадный, возьми мои косточки, собранные в узелок») , тем самым расширяя диапазон этой несокрытости через продолжающееся воплощение человеч. духа в мире (« Эмбриона »). Поэт смотрит бесстрашно в лицо неизбежному и порой трагич. факту безначального и беспочвенного существования человека, его свободного парения в бытии.

В 2012–13 на Лен. студия док. фильмов по стих-м С. были сняты фильмы « Переводы Джулиана » (2013), « Дерево, которое будет посажено завтра » (2014), реж. М. Якубсон.

В 2013 вышла кн. «Монохон. Короткие истории о жизни в Иркутске», повествующая о неофиц. культуре и богеме провинциального города. Мягкие акварельные портреты современников, написанные в манере утончённо-простодушного сказа, приоткрывают судьбу гл. героини, от лица кот. ведётся повествование. Воздушность представления характеров не диссонирует с жёсткими ист. реалиями, а помогает воссоздать сюрреалистич. картину быта, сопротивляющегося распаду ист. бытия кон. XX в.

Эссеистика стала частью прозы, вошедшей в кн. «Ощущения времени, выраженные в сегментах» (2014). Книга состоит из двух частей - собственно поэтической, кот. представляют стих. циклы разных лет, и дневниковой прозы «Световой дневник» (записи периода 2001–12). Обе части связаны общими мотивами и именами, являют единство авторского стиля С.

Публиковалась в антол. «Стихи в Петербурге» (СПб., 2005); «Собрание сочинений. Антол. совр. поэзии СПб.» (Т. 5. СПб., 2014); «Боб Дилан: 100 песен и портретов» (перев. с англ.; СПб., 2018).

С 2006 живёт в СПб. и в Хаванте (Великобритании), публикуясь в российской и зарубежной периодике.

Соч.: Ижицы. СПб., 1998; Логос молчания. СПб., 2009; Монохон: короткие истории о жизни в Иркутске. СПб., 2013; Ощущения времени, выраженные в сегментах. СПб., 2014; «Тёмная свобода» юродства в поэзии Александра Миронова // Лит-ра одного дома. СПб., 2015; Мотивы сопротивления обыденному сознанию в поэзии О. Охапкина, В. Кривулина, А. Миронова, Л. Аронзона // Охапкинские чтения. СПб., 2018. № 2.

Лит.: Сухаревская Л. О поэзии // Зеленая лампа. Иркутск, 1999. № 2; J. Morey. Theology in poetry of Zhanna Sizova // Oxford Theological review. 2010. № 47; J. Farmer. Translations of Russian poetry // Acumen. 2012. № 68; .Давыдов Д. Проза и город // Книжное обозр. 2013. № 19; Ионова М. Жанна Сизова. Ощущения времени, выраженные в сегментах // Воздух. 2014. № 2–3; Черных Н. Дегустатор поэзии. О стихах Жанны Сизовой // Середина мира. 2015; J. Farmer. Translations of Russian poetry // Brittle star. Nottinhamham. 2018. № 42, 43.

А.Нестерук,Д.Фармер

  • Сизова Жанна Дмитриевна