Скалдин Алексей Дмитриевич


СКАЛДИ́Н Алексей Дмитриевич [2(15).10.1889, д. Корыхново Новгородской губ.- 18.7 (по др. сведениям - 28.8).1943, Караган­динский лаг.] - поэт, прозаик, лит. критик.

Родился в семье плотника, выходца из крестьян. Предки - из Костромской губ. Кологривского у. Окон­чил церковно-приходскую школу. Писать на­чал с 9 лет. Послал стихи (не ранее 1904) в ж. «Живописное обозрение». Семья пере­ехала в СПб. в 1905. Служил в страхо­вом об-ве: сначала - мальчиком-рас­сыльным, затем, сделав стремительную карь­еру,- управляющим округом. Посещал вольнослушателем ист.-филолог. фак-т СПб. ун-та и студенч. кружки, но систематич. образования не получил, самостоятельно вы­учил яз.: французский, немецкий, древне­греческий и латинский. В анкетах писал: «Образование высшее - самоучка». В лит. круги вошел в 1908–09, был связан с ж. «Весна», познакомился с Блоком, Клюевым, Вяч. Ивановым, Мережковским, Философовым и др. литераторами. С 1910 печ. в ж. «Аполлон», «Gaudeamus», «Сатирикон», «Отечество». Был членом Религиозно-философского об-ва (позднее - ВОЛЬФИЛА). Предложен­ный в 1910 доклад С. « Идея нации » не был прочитан в Религиозно-философском об-ве, но получил высокую оценку Блока. В 1924 С. выступил на заседании ВОЛЬФИЛЫ с д-дом « Две поэмы », посвящ. памяти Блока. В ж. «Труды и дни» (1913. № 1–2) опубл. развернутую рец. « Затемненный лик » (по поводу кн. В. Розанова «Метафизика христианст­ва»). В 1912 в изд-ве «ОРЫ» вышел сб. С. « Стихотворения » с посвящ.: «Вяче­славу Иванову, брату». Кн., носившая од­новременно печать мастерства и ученичест­ва, была и воспринята неоднозначно. Наряду с восторженными (Недоброво Н. Русская молва. 1913. 31 янв.) появились резкие рец., отмечавшие подражательный, вто­ричный характер стихов (Гумилев Н. Аполлон. 1913. № 3; Городецкий С. Ги­перборей. 1913. № 4). В 1912 С. не был принят в «Цех поэтов». Одной из причин это­го, безусловно, следует считать его близкую дружбу с Вяч. Ивановым на фоне особо обо­стрившегося тогда соперничества двух мэт­ров русской поэзии - Вяч. Иванова и Гумиле­ва. О степени близости С. к Вяч. Иванову мо­гут свидетельствовать их многолетняя переписка и факт участия С. в дуэльной истории С. Шварсалона (пасынка Иванова) и М. Кузмина. С. был секундантом Шварсалона. В 1913 С. кооптирован в «Цех поэтов». Появляются подборки его стихов в сб. «Орлы над пропастью» и «Альманах муз» (1916).

В янв. 1915 С. женился на переводчице Елизавете (Элжбет) Константиновне Бауман (в перв. браке Вальтер), двоюродной сест­ре Вольфганга Грегера, изв. пе­реводами русской поэзии на немецкий яз., в т.ч. поэмы Блока «Две­надцать». С. воспитывал двух падчериц - Клару Рейнгольдовну Вальтер (депортирована из г. Пушкина в 1942 в Казахстан, дальнейшая судьба неизв.) и Марину Рейнгольдовну Вальтер, кот. в действитель­ности была его родной дочерью.

В янв. 1916 С. начал, а в мае того же года завершил работу над романом « Странст­вия и приключения Никодима старше­го ». Первоначально произведение было на­звано «Повествование о Земле» и заду­мывалось как трилогия. Есть сведения, что трилогия была завершена в 1920-х и отправ­лена для печ. за границу, где затеря­лась. Летом 1916 роман о Никодиме неодно­кратно читался в лит. собраниях и был пред­ложен ж. «Русская мысль», где был высоко оценен в худож. отношении, но отклонен, т.к. содержание не вполне соответствовало направлению ж. Отд. изд. роман вы­шел осенью 1917 и вследствие бурных полит. событий остался почти не замечен­ным критикой. Отзывы современников в пись­мах писателю (художника Н. Кузьмина, Ф. Сологуба, А. Архангельского и др.) чрезвычайно высоки. Гл. герой рома­на - Никодим - наделен автобиогр. чертами, и его нравственно-философ­ские искания отражают эзотерич. увле­чения С. тех лет. В облике гл. героини угадываются черты Е. Скалдиной. Предрев. соц. напряженность, те­ософские споры, вечные проблемы разделе­ния добра и зла вошли в роман в причудли­вой символистской образности. В 1989 и 1990 роман был репринтно изд. в США с предисл. В. Крейда (перепеч.: Юность. 1991. № 9–11), где это произведение оп­ределяется как «последний шаг прозы Сере­бряного века, последняя его вершина». В 1993 роман С. вышел в Стокгольме на шведском яз.

С. был наделен незаурядным организаторским талантом. В 1913 вместе с Н. Недоброво и Е. Лисенковым он при­ложил немало усилий к возрождению Поэтич. академии. Так появилось Об-во поэтов, кот. посещали Блок, Ахматова, Г. Иванов, Адамович, Зенкевич и мн. др. В Немецком лит. об-ве С. составлял про­граммы вечеров, готовил и проводил заседа­ния. С момента создания в Пг. (март 1917) Союза деятелей искусств С. - актив­нейший его работник. Он входит в Совет вре­менных уполномоченных союза в кач-ве секретаря лит. курии (предс. курии - Ф. Сологуб). А поскольку союз провозгласил «законодательное право и право суда над правительственными и общественными меро­приятиями и начинаниями в области искусст­ва», упорно отстаивал «вольность искусства», возникли трения, сначала - с Времен­ным правительством, затем - с Наркомпросом. Возможно, это послужило одной из при­чин (наряду с голодом) отъезда С. в 1918 из Пг. сначала в М., потом в Сара­тов, куда позже переезжает вся его семья.

В Саратове С. работает в Политпросвете Губоно, заведует Губернским музеем (Ради­щевский музей, ныне - Саратовский худож. музей), руководит театрал. студией, за­тем - всеми зрелищными учреждениями го­рода, вместе с М. Зенкевичем создает от­дел Всероссийского союза поэтов, преподает в высших учебных заведениях, выступает с публич. лекциями, публикует ряд куль­турологич. статей в ж. «Худож. извес­тия». Наездами бывает в Пг., рабо­тает над новой кн. «о революции» - « Вечера у мастера Ха » (сохранилась од­на глава - « Рассказ о Господине Про­сто »). Влияние С. как культурного лидера Са­ратова росло, его идеологич. позиция раздражала городские власти. В кон. 1922 С. был арестован и по сфабрикованному об­винению осужден на три года тюремного за­ключения. Хлопотами жены, Вяч. Иванова и Ал. Чеботаревской, кот. обратились к Луначарскому и Каменеву, С. был досрочно освобожден и в сент. 1923 вернулся в Пг. Около года он не может найти пост. работы, перебивается случайным редак­тированием в ГИИИ, уезжает в Ростов-на-Дону, где, будучи беспартийным, некот. время работает в политотделе Донского об­лисполкома и в Книжторге, сотрудничает в этом направлении более чем с 40 изд-вами, в т.ч. «Колос», «Космос», «Пучина», «На­ука», много ездит по стране. В 1924 С. сдал в ГИЗ роман « Смерть Григория Распути­на », написанный им на докум. основе.

В конце того же года С. пытается пере­дать рукопись в изд-во «Время», где работал художником его брат Г. Скалдин. Роман ос­тался неизд., рукопись утрачена. Из пи­сем С. того вр. становится изв., что он много читает в лит. домах. Так, в доме Гершензонов, кроме вышеназван­ного, читались рассказы « Зоологический лев », « Рассыпанное ожерелье » и «разные стихи» (утрачено). И именно М. Гершензон определил его «истинное призвание - писать детские сказки». Действительно, в кон. 1920-х - нач. 1930-х С. удается опубл. только небольшие детские про­изведения: « Чего было много», «Раскваси » (1929), « За рулем » (1930), « Колдун и ученый » (1931). В производство были сданы « Музей „Чижа” », « Нитка, иголка и пуговица».

Уже в ранней прозе С. предвосхитил поэ­тику обэриутов: для его стиля характерны по­ливалентная семантика, необычность грам­матич. конструкций, алогич. моти­вации. Знакомство с обэриутами подтверж­дается и стих. Д. Хармса «Короткая молния пролетела над кучей снега...» (1931), где дан словесный портрет С., а также тем фактом, что во Всероссийский СП С. и Хармс были приняты в один день - 28 окт. 1929.

Сюжеты и образная система немногих до­шедших до нас произведений С. позволяют назвать его предшественником и М. Бул­гакова. В «Рассказе о Господине Просто» (1919–24) действуют говорящий кот, нечистая сила, неизв. господин, «в походке кот. примечается резкий удар», Мастер Ха, или просто Мастер. Гл. героиня романа о Никодиме - ведьма.

В 1928 С. с семьей переезжает на пост. жительство в Детское (Царское) Село, служит в ГИЗе в должности ред. и биб­лиотекаря. Творч. общение приобретает исключительно домашние и кружковые фор­мы, постоянно присутствие С. на лит. встре­чах в доме Иванова-Разумника. Здесь он чи­тает повесть «Земля Каанана», «посвя­щенную изображению возможной револю­ции на острове Ява», и наброски романа « Женихи » (утрачены), к тому же вр. относятся рукописи не дошедших до нас романов « Деревенская жизнь » и « Невероятная жизнь ». Именно собра­ния у Иванова-Разумника послужили причи­ной ареста С. 20 янв. 1933 и обвинения его в принадлежности к «контрреволюционному идейно-организационному центру народни­ческого движения». С. был приговорен к 5 го­дам заключения в концлагере, замененным высылкой в Казахстан на тот же срок.

В Алма-Ате С. служил в плановом отделе Горжилсоюза, вел уединенный образ жизни, много писал, болезненно ощущая насильст­венный разрыв с семьей, лит. средой и отсут­ствие элементарных условий для тв-ва: не было отдельной комнаты, местная биб-ка не имела необходимой справочной и ист. лит-ры. В 1933 от астмы умерла жена С. Через два года у него появилась дочь Мира, кот. воспитывалась в семье сестры писателя и носила фамилию и отчество ее мужа - Мира Витальевна Чигиринец (в замуж. Ситникова). Сразу по окончании срока ссылки С. включается в культурно-обществ. жизнь Алма-Аты; как изокритик выступает с лекция­ми и на публичных диспутах (Казахская правда. 1940. 3 авг., 10 дек.). В 1939–41 ему удалось дважды побывать в М. и Л-де, где во мн. лит. домах, в т.ч. у Ю. Верховского и Иванова-Разумника, он читает новые произведения. Во время посл. приезда С. передал в Лит. музей часть своего архива: письма А. Блока, Вяч. Ива­нова, Г. Иванова, И. Северянина, В. Мейер­хольда и мн. др., рукопись кн. Вяч. Иванова «Нежная тайна», рукописи своих опубл. произведений, мат-лы ж. «Горни­ло» и «Пламя». Коллекция ценных старинных автографов была продана в ГПБ Л-да. В одном из последних изв. писем из Алма-Аты (июнь 1941) С. сообщает о том, что готов к оконч. переезду в М. или Л-д и называет произведения, созданные в ссыл­ке: « Роман о Распутине » - построенный на рассказах людей, много о нем знавших, « Колдуны » - роман о деревне, о ее истории, начиная с 1840-х до нашего вр. вклю­чительно, « Повесть каждого дня » - лирич. роман о любви человека, кот. лю­бовь «никак не удается», « Чудеса старого мира » - роман о взаимоотношениях рус­ского человека с зарубежным миром, « Тре­тья встреча » - роман как бы о будущем, но в формах совершенно настоящего. Кроме того, повести « Авва Макарий», «Неизве­стный перед святыми отцами», «Сказка о дровосеке с длинным носом ». Общий объем написанного в Алма-Ате автор опре­делил примерно в 4 тыс. стр. или в 170–180 печ. листов. Весь творч. архив погиб. 28 июня 1941 С. был арестован и 12 окт. осужден спец. совещанием, приго­ворен к 8 годам лишения свободы. По офиц. сведениям умер в Карлаге в 1943.

Соч.: Стихотворения. СПб., 1912; Затемненный лик // Труды и дни. 1913. № 1–2; Странствия и приключения Никодима Старшего. Пг., 1917; Колдун и ученый. Л., 1931; Рассказ о Господине Просто // Аврора. 1993. № 10–12; Улика // Русская лит-ра. 1994. № 1; Идея нации // Новый ж. Н.-Й., 1998. № 210; Стихи. Проза. Статьи. Мат-лы к биографии. СПб., 2004.

Лит.: Иванов Г. Петербургские зимы. Париж, 1928; Крейд В. О Скалдине и его романе // Юность. 1991. № 9; Минувшее. Париж, 1991. Вып. 10; Царькова Т. Странствия и приклю­чения Алексея Скалдина // СПб. ведомости. 1992. 18 апр.; Царькова Т. Терпение и верность // Аврора. 1993. № 10–12; Царькова Т. «Человека убить просто...» // Русская лит-ра. 1994. № 1; Царькова Т. «Вашим романом я оча­рован, как прекрасной вещью...» // Волга. 1994. № 9–10; Царькова Т. «Скалдиновщина»: Саратовский пери­од жизни писателя А. Д. Скалдина // Лица. СПб., 1993. Вып. 5; Царькова Т. «...нить блестящая тон­ка» // Скалдин А. Стихи. Проза. Статьи. Мат-лы к биографии. СПб., 2004; Царькова Т. «О Блоке я напишу когда-нибудь…» // «Радость ждет сокровенного слова…»: Сб. Рига, 2013.

Т. Царькова

  • Скалдин Алексей Дмитриевич