Скатов Николай Николаевич


СКÁТОВ Николай Николаевич [2.5.1931, Ко­строма] - литературовед, историк лит-ры, текстолог, публицист.

Предки со стороны матери происходили из дворянского рода, бабушка, прекрасно образованная, учила маленького внука чтению и письму. Отец происходил из ярославских крестьян, был военным, участвовал в сов.-финской войне и операциях на Украине, скончался в 1940.

В 1953 С. с отличием окончил Костромской гос. пед. ин-т им. Н. А. Некрасова (науч. рук. проф. Д. Тамарченко), работал там же ст. преподавателем. В 1956 закончил аспирантуру Моск. гос. пед. ин-та им. В. Потемкина (с 1960 - им. В. И. Ленина). В 1960 там же за­щитил канд. дис. « Проблемы критики в эстетике В. Г. Белинского » (науч. рук. А. Ревякин). По словам Ю. Прозорова, «его <С.> ранние историко-литературные интересы во многом определяли тематические традиции литературоведения 1950-х годов с их уклоном к изучению демократического социального и эстетического мышления XIX в.». Исполнял обязанности зав. каф. русской лит-ры Костромского гос. пед. ин-та. С 1956 по 1962 читал в КГПИ как теоретические («Введение в литературоведение»), так и общие курсы истории русской лит-ры XIX в. (в частности, спецкурс по тв-ву В. Г. Белинского). Яркий лектор, глубокий исследователь тв-ва Н. А. Некрасова, молодой ученый снискал авторитет как в научной, так и в студенч. аудитории Костромы, во многом возродив «дореволюционную» традицию университетской лекции как общ. кафедры. Однако из-за обвинений в полит. неблагонадежности был вынужден покинуть КГПИ и стараниями зав. каф. русской лит-ры ЛГПИ им. А. И. Герцена проф. А. Груздева получил возможность преподавать в Л-де. С 1962 работал ст. преподавателем, ст. науч. сотрудником, доц., проф. (1971), зав. кафедрой русской лит-ры, деканом фак-та повышения квалификации преподавателей вузов ЛГПИ им. А. И. Герцена (до 1987).

В 1971 в ЛГПИ защитил докт. дис. « Н. А. Не­красов и русская поэзия второй пол. XIX - нач. XX в.». По мат-лам дис. издал монографию «Некрасов. Современники и продолжатели» (1-е изд. - Л.: Сов. писатель, 1973; 2-е изд. - М.: Сов. Россия, 1986). «Некрасов был здесь не только освобожден из долговременного плена казенных, пустых, как высохшие мертвые пчелы, слов и даже не только избавлен от навязанной ему в немалой степени роли литературного аккомпаниатора политической истории, но предстал в своем основополагающем и первородном качестве - поэта. Особым смыслом был наделен в этих работах самый ракурс обозрения материала: некрасовское творчество рассматривалось ученым не в замкнутых границах суверенной персоналии, а в разомкнутых пространствах русской поэзии XIX и XX вв.» (Ю. Прозоров). Рассматривая тв-во Некрасова, С. обращается к философским определениям Гегеля, поскольку поэзия Некрасова связана общечеловеч. прообразами народной культуры. Сопоставление лирики Тютчева и Некрасова помогло С. рассмотреть последнего и как поэта любовно-психологич. переживаний. С. удалось обнаружить творч. общность Некрасова и Фета - поэтов-«антифонов» в идеологич. и общ. «полифонии».

В период работы в ЛГПИ (1962–87) С. раскрывается как организатор науч. коллективов, как публикатор осн. критич. наследия Н. Страхова и А. Дружинина. В его трудах и публицистич. статьях преодолевается «подцензурность» упоминаний ряда имен русских мыслителей XIX - нач. XX вв. (в частности, П. Флоренского, В. Розанова и мн. др.). Ученый восстанавливает оборванную лит.-критич. традицию публицистич. деятельности университетского проф., оставаясь в ограниченных рамках цензурных и идеологич. ограничений, преодоление кот. достигается существенным расширением рамок лит.-общ. деятельности (приглашение на ФПК для чтения лекций лучших ученых-гуманитариев, активное сотрудничество с учительскими коллективами, редакцией научно-метод. ж. «Лит-ра в школе» и др.). По словам Ю. Лебедева, С. стал исследователем «преданным духовно-нравственным основам русской классической литературы. В его трудах сохраняется высокий гуманитарный смысл литературоведения как науки, имеющей прямое отношение к самим основам национальной жизни, к генетическим корням ее. Это литературоведение, адресованное всем и каждому, доступное и понятное, обладающее живым, художественным языком».

Науч. труды ученого сосредоточены вокруг трех осн. тем: тв-во Некрасова в контексте современной ему лит-ры и традиции его лирики в последующей русской поэзии; тв-во Пушкина как синтетическое явление всей русской словесности; поиск ответов на актуальные вопросы синхронной общ.-культурной ситуации в контексте «большого пути» русской традиционной культуры. Эта сосредоточенность на основополагающих проблемах общественной, идеолог. и худож. практики свойственна в той или иной степени осн. кн. ученого, начиная с первой «Поэты некрасовской школы» (Л.: Просвещение, 1968; благожелательные рец. Б. Егорова и М. Нольмана) и заканчивая последней по времени «Лит-ра великого синтеза » (М.: Классика, 2011).

В монографии «Некрасов. Современники и продолжатели» автор утверждает идею о том, что «творчество Некрасова должно ставиться не только в прямую связь с освободительным движением и развитием революционно-демократической идеологии в стране на каждом данном этапе, но и в связь с тенденциями общенационального развития в его очень далекой перспективе». В этом тезисе заложена чрезвычайно смелая и рискованная с точки зрения преодоления идеолог. установок своего времени мысль о превалировании культурно-нац. начала над установками господствовавшей в эстетике и истории лит-ры марксистско-ленинской догматики. Имена Тютчева, Фета, Андрея Белого, Блока, Исаковского и Твардовского явились не просто необходимыми контекстами рассмотрения некрасовской традиции, но и связали воедино всю нить истории русской культуры. Некрасов здесь понимается как великий национальный поэт, творч. опыт кот. не ограничился исключительно соц. проблематикой, но оказал существенной влияние на русскую лирику, философскую рефлексию в формах поэтич. тв-ва, гражданскую поэзию, народную эпопею и т.д.

Опубликовал в серии «ЖЗЛ» кн. о А. Кольцове (М.: Молодая гвардия, 1983) и Н. Некрасове (М.: Молодая гвардия, 1994), кот. включают в себя «богатейший документальный, эпистолярный, мемуарный, критический фонд, коллекции репрезентативных, выразительных, звучных цитат, что придает им энциклопедический характер» (Ю. Прозоров). Однако исследователь явственно тяготеет к иной, немонографич. форме науч. и публицист. размышлений: центр. жанром трудов С. на рубеже 1980-х становится проблемно-аналит. статья, позволяющая, с одн. стороны, существенно расширить тематич. диапазон исследования, с другой - благодаря аналитич. оснащенности и глубине проникновения в мат-л - достичь поистине афористич. исчерпанности в рамках сравнительно небольшого объема. Наиболее известны ст., составившие в последствии кн. «Далекое и близкое» (М.: Современник, 1981) и «Лит. очерки» (М.: Современник, 1985): « Русский критик Николай Страхов », « Одвух тайнах” русской поэзии (Некрасов и Тютчев) » и др. Отмечая высокий и неослабевающий потенциал русской классики XIX в., автор утверждает в ст. 1984-го: «…литература начала прошлого века как бы в сжатом, в свернутом виде таит такое богатство, к кот. следует постоянно обращаться и из кот. можно бесконечно черпать. Именно она должна поддержать и насытить в эпохи нравственных оскудений и художественного упадка». Неслучайно, что его статьи-монографии оказались востребованы в колл. трудах, определивших не только науч. фундамент литературоведения тех лет, но и оказавших большое влияние на восприятие тв-ва русских писателей XIX в. в среде учителей-словесников. Большая наука непосредственно взаимодействовала здесь со школой, формировала высокий уровень аналитичности и подготавливала широкую базу будущего квалифицированного читателя. Как отмечает Ю. Прозоров, «Н. Н. Скатов - не исследователь двух-трёх тем, как это нередко бывает в академической среде и даже у значительных её представителей. В русской литературе XIX века отыщется не много сколько-нибудь выдающихся имён, кот. не вызывали бы у него познавательных побуждений и были бы оставлены им без критического отклика, а ведь учёный мог бы составить ещё и сборник своих работ по поэзии XX столетия. Широта кругозора в данном случае находит известное объяснение в требованиях профессорского поприща, на кот. Н. Н. Скатов трудился много лет и продолжает трудиться, но объяснение всё-таки частичное. Более весомым фактором представляется тут осуществляющийся в нём профессионально-творческий тип, имеющий образцы в тех из больших филологов прошлого, кот. владели не отдельными темами, но отраслями знаний, научными дисциплинами. Помимо этого, в самом филологическом методе Н. Н. Скатова, в характере его историко-литературных представлений заложено ещё одно условие разносторонности - приверженность традициям классической критики, предметом же критики всегда являлся литературный процесс в совокупности его дифференциалов и интегралов».

Особое место среди трудов ученого занимают кн. о жизни и тв-ве А. С. Пушкина: «Русский гений» (М.: Современник, 1987), «Венок Пушкину» (М.: Книга, 1987), «Пушкин: Очерк жизни и тв-ва» (Л.: Детская лит-ра, 1990), а также статьи более позднего времени, посвящ. широкому спектру проблем - от текстологии нового ПСС поэта до «духовных заветов» пушкинской поэзии (Драма одного издания // Вестник РАН. 1995. Т. 65. № 2; «Спаситель Пушкин!..»: (Пушкин в творч. развитии Некрасова) // Пушкин: Иссл. и мат-лы / ИРЛИ (ПД) РАН. СПб., 2004. Т. XVI/XVII; «Обычный» гений, или За что погиб Пушкин // ЛГ. 2012. № 5; и др.). В этих работах подчеркивается мысль о Пушкине как подлинном космосе русской жизни, кот. впитал и, в свою очередь, насытил все ее сферы и стихии. Согласно концепции С., Пушкин совершил как бы весь «человеческий цикл» в его идеальном качестве; поэтому столь пристальное внимание уделяется ученым стадиальной эволюции поэта, совпавшей с его детством, отрочеством, юностью, молодостью, зрелостью и мудростью. Такой «духовный биографизм» приводит к неминуемому спору с устоявшейся концепцией Ю. Тынянова и Ю. Лотмана, в противоположность кот. С. утверждает: «Если бы Пушкин был без детства, то мы были бы без Пушкина». Эти работы исследователя «открывают новые грани в пушкинском творчестве - “зерне”, из кот. прорастает вся новая русская литература» (Ю. Лебедев). В интервью 1991 С. отмечал: «Мне думается, я нашел принцип понимания Пушкина. Я пришел к мысли, что Пушкин - некий идеальный человек, говоря нынешним языком - идеальная модель развития. Пушкин прошел идеальные ступени развития… <…> Когда еще немодно было говорить о религиозности Пушкина, я понял, что этот человек должен был завершить именно так, как он и завершил - определенной религиозностью».

К числу значимых трудов посл. лет нужно отнести появившуюся в 2008 ст. «” Фаланга героев”: О нравственно-эстетическом опыте декабризма », в кот. предложена во многом новая идея методологии изучения декабристского наследия: преодоление идейно-социологического подхода эстетическим: «Декабризм есть не только социальное и политическое движение, не только явление национальной культуры. Даже помимо собственно эстетических теорий и художественной практики декабризм есть сам по себе эстетический феномен. <…> Немного найдётся подобных декабризму явлений, рассмотрение кот. под углом зрения таких эстетических категорий, как прекрасное, возвышенное, трагическое, было бы более оправдано. А ведь формула эстетического, если рассматривать под ним выражение всеобщей человеческой способности, даёт возможность представить декабризм в максимально обобщённом виде как великое явление человеческого духа».

Заметными событиями стали ст. С. посл. десятилетия, посвящ. культуре: « Русская культура сегодня », « Лит-ра великого “синтезиса” », «За что мы не любим Некрасова?» и др., собранные в сб. «О культуре» (СПб.: СПбГУП, 2010). Автор постулирует идею о том, что «культура как духовность есть непременное условие, без кот. всякое общество и любая страна обречены. Это именно необходимость и залог, а не довесок, добавка и приложение». Он ратует за «восстановление иерархической шкалы ценностей» в качестве одной из насущнейших задач культурной жизни сегодня. По мнению ученого, эта задача имеет существенное значение в деле восстановления ценностного ряда в жизни совр. об-ва. С. предлагает искать и находить в культуре ту почву, вокруг кот. и на основе кот. сошлись бы общенациональные интересы. «Есть такое главное звено, борясь за кот. мы спасем культуру, сохраним и разовьем ее как духовность и душевность. Есть аккумулятор, кот. - уж в России-то, во всяком случае, - сводит к себе массу приводных ремней и тысячи разнообразных нитей: экономических, политических, бытовых, духовных. Это язык».

С. - вдохновитель и отв. ред. изданий собр. соч. классиков (от А. Пушкина и Н. Некрасова до А. Ахматовой и Н. Гумилева); составитель, автор вст. статей и прим. однотомных сб. А. Дружини­на («Лит. критика» . М.: Сов. Россия, 1983; 2-е изд. - «Прекрасное и вечное» . М.: Современник, 1988) и Н. Страхова («Лит. критика» . 1-е изд. - М.: Современник, 1984; 2-е изд. - СПб.: Изд-во РХГИ, 2000). Заметным событием стало появление наиболее полного на данный момент свода произведений Н. Клюева (« Сердце Единорога ». СПб.: Изд-во РХГИ, 1999), в предисловии к кот. С. пишет: «Погребался целый пласт национального бытия. Выкорчевывали корни самобытнейшей народной культуры… Сам народный быт стремились представить только в его косном, консервативном, отсталом существовании, но не познавать в его живом, поэтическом и богатом бытии. Замечательно, однако, что, как бы уходя под землю, могучая народная поэтическая река в ее клюевском изводе продолжала свое течение, ждала своего часа и при первой возможности вышла на поверхность».

С февр. 1987 по 2005 - директор ИРЛИ АН СССР. С. писал: «Пушкинский Дом достойно прошел через нелегкую историю XX века. Столетие служения русской литературе и культуре. <…> следует назвать Пушкинский Дом одним из лучших явлений русской гуманитарной науки. И ныне Пушкинский Дом продолжает энергично и последовательно осуществлять свою историческую миссию - хранить, изучать и являть миру одно из величайших достижений человечества - русскую литературу, лучшее, что создано нами как нацией: от вековых глубин до злободневной современности».

С 1997 - член-корр. РАН. В 1998 под ред. С. опубл. биобиблиогр. словарь «Русские писатели. XX в.» (В 2 ч. М.: Просвещение, 1998). Важным событием стало появление в 2005 трехтомного словаря «Русская лит-ра ХХ века. Прозаики, поэты, драматурги» под общ. ред. ученого.

Автор и ред. школьных и вузовских учебников: «История русской лит-рыXIXв. Втор. половина» (М.: Просвещение, 1987), «Литература. 10 класс» (В 3 ч. / под ред. Г. Ионина, Г. Беленького, Н. Скатова, Л. Лотман. М.: Мнемозина, 2010) и др.

С 1988 гл. ред. ж. «Русская лит-ра». Член редколлегии и редсоветов целого ряда лит. и науч. изд.: «Университетская книга», «Лит-ра в школе», «Аврора», «Наше наследие» и др.

В 1999 решением совета директоров русского библиогр. ин-та по номинации «Культура» присвоено звание «Человек года» (2000). В 2001 решением Учёного совета РГПУ присвоено звание «Почётный профессор Российского гос. пед. ун-та им. А. И. Герцена». В том же году опубл. СС: в 4 т. (СПб.: Наука, 2001). С. - ученый с европейским именем, один из авторитетнейших исследователей русской классики как целостного лит. и культурного феномена. «Николай Николаевич Скатов не просто написал несколько биографий (Пушкина, Некрасова, Кольцова), не просто много лет руководил Пушкинским Домом, - он объяснил, как в жизни писателя реализуется внутренняя закономерность, формирующая дух нации. Более того, этот дух реализуется и через самого Н. Н. Скатова» (Л. Данилкин).

В 1989 баллотировался на выборах народных депутатов СССР в кач-ве зарегистрированного кандидата (Смольнинский округ). В теч. мн. лет является членом комиссии по помилованию при губернаторе СПб. Под его науч. рук-вом защищено более 40 канд. и докт. дис. Крупный специалист в обл. истории русской лит-ры, автор более 300 науч. и лит.-критич. работ, в т.ч. 23 кн.

Член СП СССР (позже СП России) с 1977. С 2005 - советник РАН. Член Отд. ист.-филол. наук (Секция языка и лит-ры). Зам. председателя экспертного совета ВАК РФ. Член СПб. научного центра РАН. Президент Международного Пушкинского фонда «Классика». Член клуба «Всемирный клуб петербуржцев». Соучредитель общ. фонда «Наш город». Член науч. совета при Совете Безопасности РФ.

В наст. время преподаватель кафедры основ гос. управления, член Учёного Совета юридич. фак-та СПб. гос. ун-та водных коммуникаций (СПУВК).

Награжден медалью «За трудовое отличие», ме­далью Пушкина, Орденом Почета, орденом Дружбы народов, орденами св. благоверного кн. Даниила Московского 2-й, 3-й и 4-й степени, медалью св. Александра Невского, памятной медалью за выдающийся вклад в развитие культуры России «Шедевры русской лит-ры ХХ в.», медалью «За заслуги в образовании и науке». Лауреат ряда лит. премий, в т.ч. Большой лит. премии СП России (2001) за кн. «Пушкин. Русский гений», Горьковской лит. премии (2012).

По точной характеристике Ю. Прозорова, «Н. Н. Скатов - поучительный пример не потенциальных, но явленных творческих сил, не мнимой, но сбывшейся осуществленности». Ю. Лебедев писал: «Все созданное Николаем Николаевичем за его долгую жизнь просится на рабочий стол преподавателя вуза, учителя литературы, любого человека, не равнодушного к судьбе своего отечества».

Соч.: Поэты некрасовской школы. Л., 1968; Некрасов. Современники и продолжатели Л., 1973 (1986); Поэзия Алексея Кольцова. Л.; 1977; Поэма Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо». М., 1980; Русские поэты природы (Кольцов, Фет, Тютчев). М., 1980; Далекое и близкое. М., 1981; А. В. Кольцов. М., 1983 (1989) [ЖЗЛ]; Пушкин. Русский гений М., 1984 (2-е изд. - 1987; 3-е изд. - 1999); Лит. очерки. М., 1985; «Я лиру посвятил народу своему»: о тв-ве Н. А. Некрасова. М., 1985; Венок Пушкину. М., 1987; История русской лит-ры XIX в. Втор. половина. М., 1987; Пушкин: Очерк жизни и тв-ва. Л., 1990; Н. А. Некрасов. М., 1994 [ЖЗЛ]; Пушкин. М., 1994 (Роман-газета); Н. А. Некрасов - воплощенное противоречие русской жизни: Актовая лекция. СПб., 1997; Русские писатели. XX век: в 2 ч. / Отв. ред. М, 1998; «Имя Пушкинского Дома» // Вестник РГНФ. 1999. № 1; СС: в 4 т. СПб., 2001; В защиту русской классики // Русская словесность. 2004. № 1; «Нужен Чехов...» // Лит-ра в школе. 2004. № 7; Всеведенье пророка // Филол. науки. 2004; «Он был более поэтом будущего». А. В. Кольцов (1809–42) // Лит-ра в школе. 2009. № 10; Об эпических высотах Исаковского и Твардовского // Лит-ра в школе. 2010. № 5; О культуре. СПб., 2010; Литература великого синтеза: науч. статьи, очерки, эссе. М., 2011; Жизнь как миг: К 175-летию Н. А. Добролюбова // Лит-ра в школе. 2011. № 9; «Шествуй тою же стезёю» // ЛГ. 2011. № 48; «Обычный» гений, или За что погиб Пушкин // ЛГ. 2012. № 5; «Фаланга героев»: О нравственно-эстетическом опыте декабризма // Невский альм. 2015. № 6 (86); Русская лит-ра // Невский альм. 2017. № 2 (94).

Лит.: Семанова М. Скатов Николай Николаевич // КЛЭ. М., 1978. Т. 9; Писатели Л-да: Биобиблиогр. справочник. 1934–81 / авт.-сост. В. Бахтин и А. Лурье. Л.: Лениздат, 1982; Прозоров Ю. От Пушкина до Л. Толстого: Исследования продолжаются // http://www.naukaran.ru/sb/2001_2/15.shtml; Прозоров Ю. О научном тв-ве Н. Н. Скатова // Скатов Н. Соч.: в 4 т. СПб., 2001. Т. 4; ОгрызкоВ. Скатов Николай Николаевич // Огрызко В. Русские писатели. Совр. эпоха. Лексикон. М., 2004; Скатов Н. Н// Пушкинский Дом: Мат-лы к истории. 1905–2005. СПб., 2005;Горлова Н. Пока есть труд учителей // ЛГ. 2005. № 1. 19 янв.; Прозоров Ю. Талант как осуществленность: К 75-летию Н. Н. Скатова // ЛГ. 2006. № 17; Скатов Н. Н. // Большая биографич. энц. М., 2009; Запесоцкий А. Лит-ра и культура: Взгляд Николая Скатова // Скатов Н. О культуре. СПб., 2010; Лебедев Ю. О науч. трудах Н. Н. Скатова // Духовно-нравственные основы русской лит-ры. Вып. 3. Кострома, 2011; Тихомиров В. Н. Н. Скатов - учитель, ученый, человек //Там же; Лебедев Ю. К 80-летию со дня рождения Н. Н. Скатова // Русская лит-ра. 2011. № 2; Биобиблиогр. справочник СПбО СП России / сост. А. И. Белинский. СПб.: Дума, 2011; Егоров Б. Далекое и близкое // Звезда. 2017. № 8; Фризман Л. Мой Н. Н. // Фризман Л. В кругах литературоведов. Мемуарные очерки. Киев, 2017; Русская классика: Сб. к 85-летию со дня рождения и 60-летию научной деятельности члена-корр. РАН Н. Н. Скатова / ред.-сост. А. П. Дмитриев и Ю. М. Прозоров. СПб., 2017 (с полн. библиографией трудов С.).

П. Глушаков

  • Скатов Николай Николаевич