Скидан Александр Вадимович


СКИДА́Н Александр Вадимович [29.12.1965, Л-д] - поэт, прозаик, эссеист, критик, переводчик.

Родился в Л-де. Отец - преподаватель физики в лен. кораблестроительном ин-те; мать - историк, сотрудник ин-та социально-экономич. проблем (ИСЭП). С кон. 1970-х увлекается театром, посещает молодежный театр-студию «Дом на Троицком поле». В 1983 работает в Театре оперетты рабочим сцены, пробует поступить в ЛГИТМиК, но не проходит третий тур вступительных экзаменов и уходит в армию, где служит во Владивостоке на флоте. После армии работает оператором газовой котельной (1985–2002).

В 1987 посещает молодежную секцию свободного стиха (под рук. Э. Шмитке), где знакомится с Д. Шубиным и Д. Голынко, а также лит. студии В. Сосноры и В. Топорова. В 1989 С. участвует в конф. молодых писателей Северо-Запада, в том же году начинает поддерживать отношения с А. Драгомощенко и В. Кондратьевым. В 1989–92 - вольнослушатель Свободного ун-та. В 1990 перв. стих. подборки С. появляются в ж. «Сумерки» и «Аврора»; в 1992 - в «Вестнике новой лит-ры» и «Митином ж.» появляются перв. эссе. В 1994 впервые оказывается за границей, в Финляндии, на фестивале петерб. искусства. По итогам фестиваля муз. критик А. Кан рекомендует С. в кач-ве участника трехмесячной International Writing Program (Айова).

С нач. 1990-х актив. сотрудничает с художниками, пишет о выставках, участвует в совм. проектах с дуэтом Фабрики Найденных Одежд (Н. Першина-Якиманская, О. Егорова). В 2000-е наметился интерес С. к неомарксизму: вместе с философом А. Магуном, художником Д. Виленским и дуэтом ФНО он организовывает промарксистскую группу и одноименную газ. «Что делать?» (с 2003). По словам самого С.: «Стратегическая задача “Что делать?” - критика культурного капиталистического производства и наведение мостов между искусством, политической теорией и активизмом» (Н. Курчатова). Это изд. послужило объединению целой плеяды мыслителей и художников, близких к «левой» идеологии, в нем опубл. принципиальный текст С. « Тезисы к политизации искусства ». В 2009 С. становится ред. раздела «Практика» ж. «НЛО».

Перв. кн. С. « Делириум » (1993) включала стих. 1986–93, демонстрирующие нелинейную творч. эволюцию: наиболее ранние из опубл. стих. поэта держатся англоязычной поэтич. традиции через призму ее русских переводов: как признается сам С., Р. Лоуэлла и Т.С. Элиота (в переводах А. Сергеева) он прочитал раньше В. Хлебникова и О. Мандельштама. Однако примерно в сер. этого периода С. избирает более компромиссную манеру, предполагающую взаимодействие с более традиционной лен. поэзией, ассоциируемой прежде всего с именами В. Кривулина, И. Бродского и Е. Шварц. Кроме того, особо важным для С. оказались опыты К. Вагинова и А. Николева (Егунова) как адептов «петербургского текста». По словам Д. Голынко, поэтика перв. кн. С. - «рафинированно петербургская, петербургская sui generis. Ее непосредственным отправным пунктом, стартовой точкой поэтического говорения, является величественная и одновременно пустотная материальность города, материальность отсутствия и утраты».

К кон. периода, отраженного в «Делириуме», возвращается к менее регулярной метрике, более фрагментарным по своей внутренней структуре типам высказывания (ср., в частности, заглавный текст). Это подмножество текстов в более явной форме обращается к философской и соц. проблематике (воспринятой во многом через французский постструктурализм) и довольно близко к поэтич. тв-ву А. Драгомощенко. При этом С. взаимодействует почти исключительно с эстетич. пластами философской прозы, использует ее язык для создания нового лирич. языка. Голынко замечает, что в перв. кн. С. «словесный образ, подкрепленный множеством культурных аллюзий и центонов, говорит об эмоциональном распылении или потерянности субъекта в результате его непосредственного столкновения с предметной реальностью».

Тенденции посл. периода получили развитие в кн. « В повторном чтении » (1998), где С. вырабатывает оригинальный поэтич. яз., принципиально уравнивающий частное и общезначимое, позволяющий объяснять факты индивидуального опыта через факты опыта коллективного и наоборот (здесь можно видеть типологич. сходство с барочной эстетикой). При этом образная система кн. подчеркнуто кинематографична - почти всегда перед читателем предстает череда статичных кадров, на фоне кот. скачкообразно развивается некот. экзистенциально-философская драма.

Кн. « Красное смещение » (2005), несмотря на то что содержит поэму « Пирсинг нижней губы » (1995), напеч. в предыдущей кн., довольно сильно отходит от описанной манеры. Здесь собраны опыты С. по созданию практически чисто центонной, алеаторической поэзии. Так, цикл « Кондратьевский проспект » (1999) практически целиком комбинируется из различных поэтич. «микроцитат», в кот. вплетается авторская речь, почти не отличающаяся от звучащего в этих текстах хора голосов. В « Частичных объектах » (1999) на поэтич. цитаты накладывается науч. и философские фрагменты, кот. выступают на передний план в тексте « Inqusitio » (2002), кот. по существу является собранием кратких выписок из различных социологич. и философских текстов, «пропущенных» через дневниковые записи Кафки. Поэтика данной кн., в сущности, фрагментарна: если раньше С. стремился к созданию единого полотна мира, на кот. как бы не оставалось «белых пятен», не очерченных текстом, то здесь он, наоборот, работает с «обрывками» действительности, предоставляя читателю самому реконструировать картину целого.

Некот. установки «Красного смещения» реализуются и в более поздних текстах, отстоящих от этой кн. (« Русский иврит », « Стихи на смерть Д. А. Пригова »). Параллельно С. экспериментирует с рифмованной силлаботоникой в духе «Делириума» (« опоры день лишенный, крови, выси …»). Как попытку «прямого высказывания», пропущенного через «концептуалистский фильтр», следует рассматривать текст « А. Илларионов о месте РФ в рейтингах » (2007), не имеющий прямых аналогов в тв-ве С. и представляющий собой развернутый комментарий к обширной цитате из экономич. доклада А. Илларионова.

Эссеистика и лит. критика в тв-ве С. не вполне отделимы друг от друга. Ранняя эссеистика С. часто посвящена поэтам и писателям прошлого. Она построена как лирич. медитации, смешанные с фрагментами мемуарного характера, лит. и ист. анекдотами, ассоциативным комм. чужих текстов. Среди героев этих эссе А. Введенский, К. Вагинов, О. Мандельштам, С. Малларме, С. Беккет, такие ближайшие современники С., как С. Завьялов и рано ушедший поэт, прозаик и переводчик Вас. Кондратьев. Работы этого периода собраны в кн. « Критическая масса » (1995) и « Сопротивление поэзии » (2001).

К этому типу письма особо близок роман « Путеводитель поN » (1996), повествующий о безумии Ф. Ницше и составленный из фраз, взятых из прозы Б. Савинкова, Ф. Достоевского, В. Набокова, Т. Манна, Б. Шульца, М. Бланшо, С. Беккета и др. Этот важный для С. опыт алеаторической прозы отразился также в стихах «Красного смещения».

В 2000-е в эссеистике С. возрастает доля аналитизма. Это период больших работ, претендующих на описание неких глобальных фрагментов лит. универсума. К этому классу относится ст. « Сильнее Урана » (2006), посвящ. выявлению общих принципов «женской» поэзии посл. десятилетий.

С. был переведен ряд «системообразующих» текстов англоязычной лит-ры. Перв. значительный опыт перевода - кн. М. Джоунса «Достоевский после Бахтина». Из худож. прозы стоит отметить пер. из К. Акер, роман П. Боулза «Под покровами небес». Среди опытов стих. перевода выделяются переводы из С. Хау, Ч. Олсона, Э. Майлс, М. Палмера.

Лауреат Тургеневского Фестиваля малой прозы (1998), премии «Мост» (2005) за лучший критич. мат-л о совр. поэзии, премии А. Белого (2006) за кн. стихов «Красное смещение». Стихи С. переведены на английский яз.: в США вышло билингвальное избранное С. « RedShifting » (2008).

В 2015 в день своего пятидесятилетия С. презентировал сб. « Membradisjecta » - своего рода «избранное» - куда вошли стихи из прежних книг, а также новые вещи, написанные в посл. годы. По словам С. Завьялова, «стихи Александра Скидана более всего могут служить неким символом, может быть, тектонического разлома, может быть, резаной раны, которая распорола не только поэзию, но и всё тело нашего бытия в культуре».

Соч.: Делириум: Стих. СПб., 1993; Критич. масса: Эссе. СПб., 1995; В повторном чтении: Стих. М., 1998; Сопротивление поэзии: Эссе. СПб., 2001; Красное смещение: Стих. М., 2005; Расторжение: Стих. и эссе. М., 2010; Сумма поэтики. М., 2013; Тезисы к политизации искусства и другие тексты. СПб., 2014; Membra disjecta. СПб., 2016.

Лит.: Уланов А. Рец. на кн. А. Скидан. В повторном чтении // Русский ж. 1998. № 9; Фанайлова Е. Конец цитаты. // Знамя. 1999. № 11; Кукулин И. Голоса, отпущенные на волю: Инт. // TextOnly. 1999. № 10; Барзах А. Сопротивление поэзии // Новая Русская Книга. 2001. № 3–4. Левкин А. Петля Скидана // Русский ж. 2001 (20011218); Гольдштейн А., Юдсон М. «Извлечь поэзию из ее же обломков»: Инт. // Критич. масса. 2005. № 3–4; Голынко-Вольфсон Д. Расторжение и сборка // Премия А. Белого. 2005–06; Курчатова Н. Поэтич. интернационал Александра Скидана: Инт. // OpenSpace. 2008. (74/details/1451); Магун А. Слои сетчатки // НЛО. 2006. № 81; Лица Петерб. поэзии: 1950–1990-е гг. Автобиографии. Авторское чтение: Мат-лы к энц. / Сост. Ю. Валиева. СПб., 2011; Корчагин К. Раздвижение и ускользание // Новый мир. 2016. № 8. Сайт премии Андрея Белого <belyprize.ru>

К. Корчагин

  • Скидан Александр Вадимович