Слепакова Нонна Менделевна
СЛЕПАКО́ВА Нонна Менделевна [31.10.1936, Л-д - 12.8.1998, СПб., похоронена на Серафимовском кладб.] - поэт, прозаик, переводчик.
С. считала себя интеллигентом в перв. поколении. Отец был военным, потом служил в каких-то учреждениях; мать - бухгалтер, позднее - киоскер. Детство и ранняя юность, опис. в романе « Лиловые люпины, или Дым без огня », прошли под семейным прессом, в кот. воплотился тяжелый дух послевоен. вр., с его скудным бытом и торжеством запретов. В памяти осели родительские принципы воспитания «системой лишений» всего, что могло понравиться,- лишением радости. Запомнилась школа, кот. в духе времени гнула и обламывала не вмещавшихся в стандартные рамки дозволенного. Натура сильная, непокорная, искренняя, С. взращивала в душе протест - стремление мыслить и жить иначе, по-своему. Но в поэзию она входила с чувством приятия мира, с поражающей остротою зрения, «удивляя обжигающими подробностями». В поэзии нач. 1960-х точность и острота деталей - как и любой другой отзвук нелегкой реальной жизни - поощрялись не очень. Это часто воспринималось как фронда - некий вызов покореженной скрытым недовольством души. Не одобрялось и пробивающее себе дорогу в лит-ре тех лет личностное начало - живой нерв беспокойного времени, перв. признак не до конца еще понятой ист. драмы. В идейных стычках тех лет С. держалась особняком - «двух станов не боец» - и такую позицию сохранила после переворота в стране. Язвительно и зло отвергая минувшее, она не принимала и перемен, оставаясь в «полосе отчуждения».
Окончила Лен. Гос. библиотечный ин-т им. Н. К. Крупской (1958), работала в типографии «Печатный Двор».
Стихи С. пис. с детства, впервые опубл. стихотв. цикл в 1961. Перв. книга - стихи для дете - « Кабутта » вышла в 1962. На протяжении 1960–70-х у С. вышло неск. «взрослых» книг, и тем не менее первым обратившим на себя серьезное внимание сб. была « Петроградская сторона » (1985), куда вошли стих. разных лет - острые, жесткие, с характерной для С. точностью зримых деталей, с печатью вр. Стихи о себе и о городе с живыми портретами реальных улиц и конкр. домов, откровенные в лирич. восприятии прожитого. Перемены 1990-х для С. были вдвойне трагичны: неприятие происходившего со страной накладывалась на личную катастрофу - обрушилось и здоровье. Драматично переживался ею раскол в стане интеллигенции: ни к кому не могла и не хотела примкнуть. С. болезненно переживала свою невостребованность. Ее лучшие книги выходили ничтожными тиражами (« Очередь », 1996; « Полоса отчуждения », 1998). Посл. книга вышла посмертно.
С. была многогранно одаренным человеком. На сценах российских театров поставлено неск. ее пьес для детей. Самая изв. - «Кошка, которая гуляла сама по себе» по сказке Р. Киплинга. Выходили книжки для детей: « Тридцатое апреля » (1986); « Как образуется улица » (1969); « Весеннее воскресенье » (1982). С. много переводила Китса, Киплинга, Милна, совр. англ. и амер. поэтов. В 1996 совм. с переводчиком И. Фоняковым изд. кн. переводов изв. амер. поэта А Крамера «Пограничный инцидент». Перевела неск. прозаич. английских книг для детей, в т.ч. «Приключения мышонка по имени Четверг (Четвергоша)» М. Бонда, «Солнышко и снежные человечки» - по мотивам румынских сказок.
Нельзя не сказать и о книжке-миниатюре «Мой портрет» - это юношеские стихи А. С. Пушкина, написанные по-французски с русским переводом С.
С. из тех поэтов, кот. при жизни не хватало адекватного ее одаренности отклика: не было ни привычкой для мн. в те годы, пусть даже скандальной, славы, ни заслуженного успеха. Ее поэзия, классически чистая, мастеровитая, точная и живописная, долго оставалась в стороне от соц. стихии, в 1990-х эти страсти и ее достигли, но поэзия к этому времени уже рассталась с трибуной. Трагич. реквием был услышан немногими. И тем не менее этот лирич., личностный, беспощадный к себе и к эпохе душевный порыв отражает, как пишет Л. Мочалов, «драматургию большой истории».
Член СП СССР с 1968, с 1991 - член СП СПб.
Соч.: Кабутта. М., 1962; Первый день. Л., 1967; Зверюга. Л., 1973; Освобождение снегиря. Л., 1978; Петроградская сторона. Л., 1985; Лампа. СПб., 1992; Евгений Булкин. Лука Мудищев XX в. [в соавт. с Л. Мочаловым]. СПб., 1992; Очередь. СПб., 1996; Полоса отчуждения / Предисл. Л. Мочалова. Смоленск, 1998; Лиловые люпины, или Дым без огня. М., 1999; Избр.: В 5 т. СПб., 2006–10; [Стихи] // Русские стихи 1950–2000 гг.: Антол.: В 2 т. / Сост. И. Ахметьев, Г. Лукомников, В. Орлов, А. Урицкий. М., 2010. Т. 1; «Поэзию любят красивые люди…» / Сост. А. Г. Раков. СПб., 2013.
Лит.: Писатели Л-да: Биобиблиогр. справочник. 1934–81 / Авт.-сост. В. Бахтин и А. Лурье. Л.: Лениздат, 1982; Быков Д. Пружина. О поэзии Нонны Слепаковой // Нева. 1998. № 6; Быков Д. Перелет. Памяти Нонны Слепаковой // Русская мысль. 1998. № 4235. 3–9 сент.; Зорин А. К начальнику жизни нет очереди // Дружба народов. 1998. № 11; Фоняков И. О нас, о времени, о себе // Культура и искусство СПб. 1998. № 11; Куклин Л. Стоящая отдельно // Нева. 1999. № 2; Быков Д. Последняя // Новый мир. 1999. № 2; Ковалев Н. Стихи из письменного стола // День и ночь. 1999. № 4; Елагина Е. В полосе отчуждения // Знамя. 1999. № 7; Кавторин В. Человек и его время // Нева. 2000. № 8; Гуревич А. «Несмотря…» (памяти Нонны Слепаковой) // Присутствие. 2001. 22 дек.; Кушнер А. Возвращение Нонны Слепаковой // Нева. 2007. № 7; Детские писатели СПб.: Краткий биобиблиогр. справочник / Автор-сост. Н. Бутенко. СПб., 2013.
Г. Цурикова