Сливицкая Ольга Владимировна


СЛИВИЦКАЯ Ольга Владимировна [20.10.1931, Харьков] - литературовед.

Закончила филол. фак. Харьковского ун-та в 1956. Минуя аспирантуру, была оставлена в ХГУ для преподавательской деятельности. Вела курсы русской лит-рыXIXв. Осн. сферой науч. интересов С. является тв-во И. А. Бунина (стояла у истоков научного осмысления произведений писателя) и Л. Н. Толстого. Канд. дис. (1970): « Проза Ивана Бунина 1914–17 гг. », докторская (1988): « Человек и мир в романе Л. Н. Толстого “Война и мир” ».

Начиная с 1972 и по наст. время работает в СПб. гос. ун-те культуры, проф. каф. лит-ры. Читала лекции в ун-тах Токио (Дзёти у-нт), Италии (ун-т г. Лечче), Бельгии (Université Libre de Bruxelles). Автор более 100 статей, ряд кот. переведены на иностр. яз.

Заметными вехами в изучении Бунина и Толстого явились монографии С.: в них за лапидарной формой изложения кроется новаторский подход к рассматриваемой проблеме. В монографии С. « Роман Толстого ”Война и мир”: проблемы человеческого общения » (Л.: Изд. ЛГУ, 1988) произведение Толстого рассмотрено в кач-ве своеобразной «эпопеи коммуникабельности». Автор исследует психологич. механизм сопряжения личности и мира, стремится познать законы толстовской концепции восприятия человеком объективной действительности, механизмов познания самого себя, а также понимания др. человека.

По словам исследователя, «Толстой показал, что все самое существенное для личности происходит в процессе общения: то, что было эмпирическим опытом, становится духовным достоянием, а то, что смутно бродило, приобретает реальность. В результате рождаются новые чувства, возникают новые идеи, формируются новые черты характера. Общение в изображении Толстого - это не всегда диалог в буквальном смысле слова. Часто это соприкосновение с другой личностью: попав в зону ее притяжения, человек испытывает воздействие ее атмосферы. Эту атмосферу создает и то, что направлено на собеседника: любовь, внимание, готовность к сопереживанию… <…> Под влиянием атмосферы другого происходит сдвиг в душевном состоянии и все воспринимается по-иному. Так реализуется человек как “величайшая возможность”: идя к другому, он идет к себе».

В 2004 появилась монография С. « Повышенное чувство жизни»: мир Ивана Бунина » (М.: РГГУ). В кн. мир Бунина рассматривается как целостность, имеющая одну основу («чувство повышенной жизни», по выражению самого Бунина). Создание интегрального образа повышенной жизни, - с точки зрения С., - доминанта всего творчества писателя, его сверхзадача и его высший смысл. Наиболее близким к тому, что Бунин называл «повышенной жизнью», является Эрос - в платоновском смысле слова как начало космическое (т.е. как сила, соединяющая все полярные состояния мира) и любовное (как высшее проявление космического Эроса).

В книге С. « ”Истина в движеньи”: о человеке в мире Толстого » (СПб.: Амфора, 2009) худож. мир Толстого предстает как некое единство, в основе кот. лежит известная максима: «Человек - это Все и часть Всего». Исходя из убеждения писателя («Истина в движеньи - только»), С. прослеживает, каким образом смещались доминанты этой истины в тв-ве Толстого. По характеристике Э. Манделкер, «содержание этой книги, являющейся образцом подлинного литературоведения, значительно шире стремления автора проанализировать средства, использование которых позволяет Толстому достичь эффекта жизнеподобия художественной прозы. О. В. Сливицкая видит в мире Толстого отражение универсальных принципов живой природы».

Работы С. посл. лет отличаются повышенным вниманием к нерешенным и междисциплинапрым проблемам: тв-во Бунина и Восток, буддистские мотивы в произведениях русских писателей, проблемы коммуникации, синергетический подход.

Характеризуя вклад ученого в совр. науку о Толстом, акад. А. М. Панченко писал: «Заслуга О. В. Сливицкой состоит в том, что ее подход к Толстому определяется самим Толстым. Для России наука - всегда путь и правда. Литературоведение, поскольку оно переводит в силлогизмы русскую “художественную философию”, превращается в инструмент национального самопознания. О. В. Сливицкая дает читателю возможность размышлять о русском пути и русской правде».

Соч.: Повесть «Митина любовь», подгот. текста и прим. // Бунин И. Собр. соч.: в 9 т. Т. 5. М., 1966; Проблема социального и «космического» зла в тв-ве И. А. Бунина («Братья» и «Господин из Сан-Франциско») // Русская лит-ра XX века: дооктябрьский период. Калуга, 1968; Рассказ И. А. Бунина «Петлистые уши» (Бунин и Достоевский) // Русская лит-ра XX века (дооктябрьский период). Калуга, 1971. Сб. 3; Фабула - композиция - деталь бунинской новеллы // Бунинский сб. Орел, 1974; К творч. истории романа И. А. Бунина «Жизнь Арсенева» (по мат-лам рукописных редакций) // Проблемы реализма. Вып. 1. Вологда, 1975; Взаимоотношение характеров Андрея Болконского и Пьра Безухова (К проблеме жанра «Войны и мира» Л. Н. Толстого) // Проблемы реализма. Вып. 5. Вологда, 1978; Бунин и Тургенев («Грамматика любви» и «Бригадир». Опыт сравнительного анализа) // Проблемы реализма. Вып. 7. Вологда, 1980; Реалистическая проза 1910-х годов // История русской лит-ры: в 4 т. Л., 1983. Т. 4; Роман Толстого «Война и мир»: проблемы человеческого общения. Л., 1988; Космос и душа человека (О психологизме позднего Бунина) // Царственная свобода. О тв-ве И. А. Бунина: сб. Воронеж, 1995; К проблеме «Бунин и Толстой»: «Таня» и «Воскресение» // Филол. зап. Воронеж, 1995. Вып. 4; К проблеме «Бунин и Восток»: рассказ «Сны Чанга» // Русская лит-ра. 1996. № 3; Человек Бунина как космос и личность // СПб. гос. ин-т культуры: сб. СПб., 1997. № 148; Бунин с точки зрения буддизма // Русская лит-ра. 1999. № 4; Основы эстетики Бунина. Бунин и русский космизм // И. А. Бунин: Pro et contra. СПб., 2001; Чувство смерти в мире Бунина // Русская лит-ра. 2002. № 1; Об эффекте жизнеподобия в «Анне Карениной»: ритм композиции // Русcкая лит-ра. 2002. № 2; Мотивированное и немотивированное в психологич. прозе: Стендаль и Толстой // Русская лит-ра. 2004. № 2; «Повышенное чувство жизни»: мир Ивана Бунина. М., 2004; Об эффекте жизнеподобия «Анны Карениной». СПб., 2004; Случайность в «Анне Карениной»: синергетический подход // Случай и случайность в лит-ре и жизни. СПб., 2006; Молодой Толстой: преодоление ресентимента // Вестник СПб. гос. ин-т культуры и искусств. 2006. № 1; «Зло в хорошем человеке»: об одном монологе Пьера, снятом в последней редакции // Русская лит-ра. 2007. № 3; Человек - как «Всё» и как часть «Всего» // Яснополянский сб. Тула, 2008; «Анна Каренина» // Л. Н. Толстой. Энциклопедия. М., 2009; «Истина в движеньи»: о человеке в мире Толстого. СПб., 2009; Ольга Мещерская и Ольга Орг (И. Бунин и Ю. Слезкин) // Эпические жанры в лит. процессе XVIII–XXI вв.: сб. конф. Псков, 2012; Неожиданное в мире закономерного: «Вдруг» у Толстого // Русская лит-ра. 2012. № 3; Tolstoy's Tropics of Unexpectedness // Tolstoy Studies Journal. 2012. Vol. 24; Оптическая система «Анны Карениной» // Яснополянский сб. Тула, 2012; Il sistema ottico dell'Anna Karenina: approcci al tema della modernità dell'antropologia tolstoiana // Enthymema: rivista internazionale di critica, teoria e filosofia della letteratura 2012. № 6; «Идеальная встреча»: Лермонтов и Толстой // Мир Лермонтова. СПб., 2015.

Лит.: Краснощекова Е. Рец.: «Повышенное чувство жизни»: мир Ивана Бунина // The new review (Новый ж-л). НЙ, 2005. Кн. 241; Манделкер Э. Рец.: «Об эффекте жизнеподобия “Анны Карениной”» // Вестник СПб гос. ун. культ. и искусств. 2006. № 1; Двинятина Т. «Мир Ивана Бунина»: идеальная проекция // Русская лит-ра. 2008. № 2. Mandelker A. O.V. Slivitskaja Ob effekte zhiznepodobia Anny Kareninoj // Tolstoy Studies Journal. 2004. Vol. XVI.

П.Глушаков

  • Сливицкая Ольга Владимировна