Слюсаренко Ольга Михайловна


СЛЮСАРЕ́НКО Ольга Михайловна [27.3.1989, Ключи Камчатской обл.] ¾ поэт, прозаик, литературовед.

Родилась в семье военного. В 5 лет начала придумывать сказочные сценки и сама разыгрывала их по ролям. Когда поняла, что монологи фей и русалок можно исполнять под музыку, изображая движения героинь, решила стать «артисткой разных жанров». Была принята в детскую балетную школу, но через неск. лет перешла в студию эстрадного танца. Тогда же начала петь в хоре и увлеклась сольным пением. Стала посещать муз. студию по классу фортепиано. «Я играла не с куклами и плюшевыми мишками, а со словами, музыкой и движениями». В 7 лет впервые выступила на сцене, исполнив танец собств. постановки под назв. «Грозовая ночь».

В 1996 вместе с семьей переехала в СПб. С детства мн. читала, в 7 лет познакомилась с классич. лит-рой для девочек (кн. Фрэнсис Бернетт, Лоры Инглз Уайлдер, Люси Мод Монтгомери и др.). Под впечатлением от кн. Ф. Бернетт «Маленькая принцесса» начала сочинять свою историю о девочке Саре, кот. жила в нищете, но находила радость в вымышленном мире собств. сказок. За ней последовала повесть об «озорнице Натали», кот. в отличие от первой, была уже записана. «Где-то на антресоли я нашла старую тетрадь большого формата с твердой кожаной обложкой и пожелтевшими, но чистыми листами. Назвав эту тетрадь “альбомом древности” и набросав на первой странице портрет моей героини, я начала писать. Мне доставляло удовольствие зачеркивать неудачные слова и подбирать новые…».

Перв. стих. С. родилось в результате ссоры с мамой и получило назв. «Прости…» . Ранние детские стихи С. стали для нее «попыткой схватить мгновение, когда происходит смена времен года, поговорить с зимними елями и попасть в страну волшебных троллей». С. отдавала предпочтение крупной поэтич. форме: в произведениях формировался лирич. сюжет о приключениях героев. В то же вр. С. предприняла попытку рассказать в стих. форме христианскую легенду о незабудке («Незабудка» ).

В школе С. принимала актив. участие в поэтич. вечерах, неоднократно становилась дипломанткой конкурсов поэтов-чтецов, конкурса юных поэтов «…И пробуждается поэзия во мне…». Будучи ученицей лингвистич. школы с углубленным изучением английского, испанского и французского яз., участвовала в школьных и городских фестивалях культуры Испании. С. ¾ призер фестиваля культуры испаноговорящих стран «ABANICO» (в номинации «Испанская песня»), дипломантка открытого конкурса исполнителей новой детской песни «День рождения».

В 2001 у С. возникла идея создать книгу стих. «Моя поэзия резко изменилась. От сказочных троллей и детских качелей я перешла к “моему милому другу”, “трем чашам любви” и “ночи над Невой”… 59 новых стихотворений ¾ это мой лирический дневник. Они создавались на одном дыхании, как внутренний монолог, как поток сознания... В них не всегда выдержан размер, встречаются стилистические неточности. Но для меня это была всего лишь первая проба моего нового “лирического я”. “Живу в предвкушении чудес…” ¾ вот, пожалуй, ключевая мысль этих стихотворений». От неведения того, что с ней происходит («Желание» ), лирич. героиня стих. С. приходит к осознанию собств. чувства и возможности дать ему определение («Книга о любви» ). С. создает свой миф о «милом друге», кот. выступает то в образе «рыцаря в серебряной маске» («Званый гость» ), то в образе «дикого коня» («Мой дикий конь» ), то в образе сфинкса («Ночь над Невой» ). Лирич. героиня пытается преодолеть непростой путь к «милому другу»: их разделяет то зимний пляж («Ты, я и зимний пляж» ), то «голые стены» («Тревожное ожидание» ). С одн. стороны, она жаждет новой жизни и почти обретает ее («Воплощение тени», «Жажда новой жизни» ), но с др. ¾ «…ведь теперь мне нужен только ты!» («Только ты» ). Ведущие мотивы сб. ¾ мотив одиночества, страха потерять любимый взгляд, мотивы танца, музыки и тишины.

В наст. время сб. стих. С. «Танец души на рассвете» находится в биб-ках Калифорнийского ун-та в Беркли, Гарвардского ун-та, Йельского ун-та и Колумбийского ун-та.

В 2002 С. создала весенний мюзикл «PRIMAvera в школе» , став его реж. и исполнителем. В этом же году в районной газ. опубл. статья С. «Волшебный мир КВНа» .

С весны 2002 нач. писать повесть о жизни школьников «Легко ли быть семиклассницей вXXI в.» . «Мне захотелось написать от первого лица. Это своего рода дневник в художественной форме. Я бы даже сказала ¾ псевдомемуары, кот. на самом деле ¾ fiction. Это книга об учебе, хобби, дружбе и первой любви школьников. Что выбрать? Как все успеть? Как остаться самим собой? ¾ на эти и другие вопросы пытаются найти ответы герои моей книги».

Трогательна история создания детектива С. « Ромашка ». Летом 2004 у С. была украдена кошка. В память о любимом домашнем питомце С. написала приключ. детектив для подростков, в кот. юные герои пытаются раскрыть тайну исчезновения белой персидской кошки королевских кровей.

В 2006 С. окончила Академ. гимназию СПбГУ с серебряной медалью, защитив исслед. работу на тему « Эволюция романтич. образов в кавказских повестях Л. Чарской как представительницы массовой лит-ры нач.XX в.» . Поступила на филол. фак-т СПбГУ (отд. русского яз. и лит-ры).

Сфера науч. интересов ¾ совр. русская лит-ра, лит-ра постмодерна, совр. драматургия, тв-во Николая Коляды, «уральская» драматургич. школа. В 2010 защитила выпускную квалификационную работу на тему «Образная структура пьес Николая Коляды “Канотье”, “Персидская сирень”, “Амиго”» . Мат-лы работы были опубл. отд. изд. В 2012 с красным дипломом окончила магистратуру филол. фак-та СПбГУ. С 2013 изучает немецкий язык в Гете-институте в СПб.

В 2013 опубл. кн. С. - «ВКлючайся, аффтар!» - первая худож. книга о соц. сети «ВКонтакте». «Это произведение о нашей жизни в виртуальной реальности, в виртуальном городе ВКонтакте. Моя героиня ищет вдохновение, дегустирует слова, общается с разными людьми, пытаясь обрести себя. Композиция книги необычна, а мой любимый прием, кот. я использую здесь, - это словесная игра. В каждой главе, заметке, сообщении я указываю музыку, кот. вдохновляла меня. Я бы хотела, чтобы мой читатель включал ее и, погружаясь в художественный мир моей книги, включался во вконтактную игру». Книга представлена в петерб. биб-ках, в РНБ в М., в биб-ке Мичиганского ун-та (США), в биб-ке Робартс в Торонто, в Латвийской нац. биб-ке, в Российском центре науки и культуры в Праге, в Толстовской биб-ке в Мюнхене.

В 2016 с отличием окончила дополнительную образовательную программу «Реклама и связи с общественностью» в Высшей школе журналистики и массовых коммуникаций СПбГУ.

В 2016 рассказы С. «С дождем на брудершафт» и «Время 20:16» вошли в первый выпуск колл. сб-ка стихов и малой прозы «У камина», опубл. в изд-ве «Десятая муза».

С 2016 пишет стихотворения в прозе. «В какой-то момент я поняла, что мне хочется написать лирический монолог, но мне тесно в рамках четких размеров и ритмов. И я написала рифмованный прозаический текст “Простуженная осень” , передающий меланхоличное состояние жителей города осенью. В этом тексте я играю с “Романсом скрипача” Бродского. Я думала, что это моя случайная и единственная стихотворно-прозаическая импровизация, но уже на следующий день написала новое стихотворение в прозе».

В 2018 опубл. нов. книга С. - «Недосягаемые» . «После “ВКлючайся, аффтар!” я написала множество рассказов и стихотворений в прозе, создала почти целую книгу, но в какой-то момент поняла, что следующей опубликованной книгой должна стать совсем другая история… Она о моих сверстниках, о так называемом поколении Y - о вечно ищущих себя и сомневающихся девушках и юношах, которые, оказавшись за порогом университета, пытаются найти свой путь во взрослую жизнь. Она о невозможной любви, не только причиняющей боль, но и помогающей двигаться вперед…».

В 2016 и 2018 стала чтецом диктанта на междунар. акции «Тотальный диктант» в одной из библиотек СПб.

Ведет сообщество в соц. сети «ВКонтакте», где публикует свои новые тексты и отрывки из книг: www.vk.com/lines2write

Соч .: Танец души на рассвете: сб. стихов. СПб., 2002; Волшебный мир КВНа // Комендантский аэродром. 2002. № 12 (40), дек.; Легко ли быть семиклассницей в XXI в. СПб., 2003; Ромашка. СПб., 2004; Образная структура пьесы Николая Коляды «Канотье». СПб., 2009; Образная структура пьесы Николая Коляды «Амиго». СПб., 2010; Пьеса Николая Коляды «Персидская сирень». СПб., 2010; Проблема конфликта в совр. русской драме. СПб., 2011; ВКлючайся, аффтар! СПб., 2013; С дождем на брудершафт, Время 20:16 // У камина. Вып. 1. Саратов-М., 2016; Недосягаемые. СПб., 2018.

Е. Абрамова

  • Слюсаренко Ольга Михайловна