Смир Александр Валентинович


СМИР (наст. Смирнов) Александр Валентинович [4.3.1960, Л-д - 8.10.2015, СПб.] - поэт, прозаик, издатель, меценат.

В 1977–78 учился в ЛЭТИ. Окончил НЛТУУ, работал в НИИ Геофизики. После службы в рядах сов. армии 1979–81 работал стар. техником в НПО «Светлана» (1981–92), там же занимался в ЛИТО с тем же назв. - «Светлана». Посещал лит. секцию в клубе юмора ДК Пищевиков и кружок Михаила Владимирова. Стихи начал писать в последних классах школы. Печ. в газетах «Ленинские искры», «Светлана», «Моряк Балтики», «Смена», «Веч. Ленинград».

В нач. 1990-х участвовал в различных колл. сб-ках. В 1992 создал вместе с Александром Горноном две поэтич. серии: «Муд зубрости» и «Петраэдр». Первую - курировал Горнон, вторую - С., он же финансировал издание книг. Первая, задуманная как дорогое элитарное издание, по выражению самого С., «самозаморозилась» после 7 выпуска. Вторую С. издавал всю оставшуюся жизнь, в теч. 20 лет, совм. с Юлией Андреевой. Всего выпущ. 35 книг. С. считают мастером двустиший - изобретённой автором формы под назв. «шуризмы».

Поэт и критик Максим Швец пишет о творчестве С.: «В жанре “шуризмов” Александр Смир похож на гениального музыканта-импровизатора, способного даже две ноты играть всю жизнь по-разному. В двух строчках автор смог передать не только философию, и глубину, и смысл жизни, но и её быт, её юмор, её интригу. И делает это Смир тонко, виртуозно, легко. Никогда не наскучит читать и перечитывать его “шуточные афоризмы”. А именно так, как мне кажется, расшифровывается название этих звонких и живых двустиший. Другие критики и читатели привыкли считать, что название произошло от имени автора - Александр, в просторечии - Шура.

Играет Александр Смир не столько с реальностью, сколько с теми малыми формами речи, в которых быт находит своё наивное (почти лубочное) отражение. Имеются в виду такие близкие к фольклору феномены, как поговорка, народная этимология, каламбурная рифма, смыслы которой всё-таки отнюдь не шуточны: За монетку / Стал марионеткой (Борис Шифрин). Поэзии Смира присуще свойство, которое я бы назвал уникальным универсализмом, а именно совмещением философии, упрощенности, афористичности, краткости и емкости. Грубо говоря, его стихи одновременно и просты, и сложны, и понравиться они могут и с той, и с другой стороны. Статика пассивного аскетизма переходит в динамику отчасти языческого оптимизма и внушает нам (читателям) надежду на лучшее - для нашего, такого земного, простого и милого, обычного мира: Боже / как банально мы умрем / без подвига / и это хорошо. И это действительно хорошо, если так». Андрей Балабуха пишет: «Говорить нынче надо коротко и ёмко. До афористичности. Что и делает Смир. Стихи? Афоризмы? Максимы? - Да всё сразу. В одном флаконе. Впрочем, и не важны здесь подобные дефиниции. Важен разговор с интересным собеседником. И умным, потому как “всё из атомов”: каждое двустишие (для справедливости - иногда трёхстишие или даже одностишие) являет собой отдельно взятый атом, однако они, как в Демокритовой модели, сцепляются друг с другом, крючочек за петельку, и вот уже перед вами молекула, причём не простая какая-нибудь, а огромная, полимерная, под названием, скажем, “Социум” или “Душа, тьма и свет”. Раздробленность высказываний сливается в монолог (или внутренний диалог, если угодно). Читать можно и так, и этак: хочешь - перебирай наугад по атому, тасуя по собственной прихоти, а хочешь - скользи вместе с поэтом по длинной молекулярной сцепке. Или чередуй то и другое. А чередовать есть что, ибо Смир даже в стихосложении не позволяет заскучать на гладкой дороге классического стиха. Он прибегает то к рифме визуальной, графической, не совпадающей с произношением, требующей, например, смещения ударения; то наоборот - к чисто фонетической, к далёкому ассонансу; то смело (так и хочется сказать, нахально) ломает ритм...» С. выпустил четыре сб.: «Писания» (1996), «Шуризмы» (1999), «Клеймёная камея» (2007), «Шуризмы и нехайкушки, а также глупышки из кубышки» (2009), «Сашенцы» (2012).

Следует заметить, что поэзию C. знал основательно, глубоко изучая национальное и мировое поэтич. наследие. Его домашняя биб-ка насчитывает более 10 тысяч томов, в ней собрана поэзия всех стран и народов от глубокой древности до наших дней. Кроме поэзии С. опубл. несколько коротких фантастич. рассказов, сюжеты кот. нередко склонны к авангардизму. С ранней юности постоянно ходил в походы, побывал в нескольких археол. экспедициях (две в Туве).

Член Российского межрегионального СП, кавалер золотой медали им. Г. Р. Державина.

Скончался в СПб. в больнице Св. Елизаветы в возрасте 55 лет.

Соч.: Писания: [Стих-я]. СПб.: НЛО, 1996 (Муд зубрости); Шуризмы: [Стихотв. миниатюры]. СПб.: Издательско-полиграфический техникум, 1999; Клеймёная камея: Стихи. СПб., 2007; [Стихотворения] // «Тринадцать с половиной». СПб.: [Индивидуальный предприниматель Генкин А. Д.], 2008; Сверхкороткие стихотворения. Концата: [Стих.] // Эра Эроса. СПб.: Реноме, 2009; Шуризмы и нехайкушки, а также глупышки из кубышки: [Стихотв. миниатюры]. СПб.: Реноме, 2009 (Петраэдр); Шуристики и барбарисульки / Рис. Е. Барбазанова. СПб.: Реноме, 2009; Из жизни с ним: [Рассказ] // Эра Эроса. СПб.: Реноме, 2009; Эта ночь налегке... Однажды, прочтя прожилки кварца... [Стих.] // Мистическая механика. СПб.: АураИнфо; Северо-Запад, 2010; Сказал я кошке «брысь»... В бархатной красе... Могучий кот... <и др.>[Стих.] // Котэрра. Луганск: Шико; ООО Виртуальная реальность, 2011; Пёстрый клубок от чёрного кота: [Рассказ] // Котэрра. Луганск: Шико; ООО Виртуальная реальность, 2011; Сашенцы (новые шуризмы): [Стихотв. миниатюры]. СПб.: Реноме, 2012 (Петраэдр); Герой для Минотавра: [Рассказ] // Хищные радости. СПб.: Любавич, 2012; Саги дремучих городов: [Предисловие] // Не трогай эту ночь. СПб.: Любавич, 2012; Мост спасения: [Рассказ] // Пиастры. Луганск: Шико, 2012; Даже в час пик… [Стих.] // Хищные вещи. СПб.: Любавич, 2012; Шуризмы: [Миниатюры] // Пиастры. Луганск: Шико, 2012; Двустишия // Дети Ра. 2012. № 6 (92); Учил добру…: [Двустишья] // Крещатик. 2013. № 4 (62); То же. Визит Клеопатры: [Рассказы] // Кото-собачий разговорник для людей, призраков и ангелов. Севастополь: Шико-Севастополь, 2014; Срез агата: [Проза]. СПб.: Аничков мост, 2016.

В. Карацупа

  • Смир Александр Валентинович