Смирнов-Охтин Игорь


СМИРНО́В-О́ХТИН Игорь (наст. имя - Смирнов Игорь Иосифович) [6.5.1937, Л-д] - прозаик, эссеист, публицист.

Отец - еврей, врач-стоматолог; мать - русская, служащая. Житель блокадного Л-да. Окончил ЛИИЖТ по спец. «инженер-строитель» (1959). Работал на инженерных изысканиях (1959–62) и в строительном проектировании (1962–2000). Член СП СПб. и Международной федерации русских писателей. С 2000 -живет в СПб. и в Мюнхене.

Сформировался как писатель в лен. андеграунде, в ЛИТО при «Доме детской книги» и «Доме писателей» (рук. В. Бакинский). Тв-во С.-О. характеризует жанровое и стилистич. разнообразие, богатая, порой причудливая, фантазия, мастеровитость, отличная выделка текстов. В каком бы жанре ни писал С.-О. - будь то традиционная беллетристика, эссе, сб. совр. фацеций или «абсурдинок» - даже в якобы несерьёзных текстах ― «…смыслы торчат, как иголки из ежа» (С. Костырко).

Соч. прозу начал в студенч. годы. При «Доме детской книги» для начинающих авторов издавался альм. «Дружба». В 1967 под псевд. Игорь Иг была напеч. сказка « Пятероновосёлов », и с тех пор до 1975 в сб. «Дружба» под тем же псевд. публ. рассказы С.-О.

Печ. удавалось эпизодически. Существенным препятствием оказалась стилистич. индивидуальность С.-О., игровая, карнавальная природа большей части прозаич. произведений. В 1969 «Лениздат» оставил без внимания рекомендацию «Конференции молодых писателей Северо-Запада» (семинар Л. Успенского) об изд. сб. рассказов.

Другой, более серьезной препоной был предосудительный, в понимании идеологич. полиции, творч. и дружеский круг общения автора (писатели В. Нечаев, А. Арьев, С. Довлатов, В. Марамзин, И. Ефимов), его мировоззренч. позиции - полярные офиц. догме. В силу посл. обстоятельств окончилась провалом попытка изд. в «Детгизе» отд. книгой повесть в 7 авт. листов. Несмотря на прекрасные отзывы писателей В. Суслова и Арк. Минчковского («Я прочитал талантливую повесть Игоря Охтина и не боюсь начинать рец. столь решительным заключением, ибо это действительно так»), и актив. поддержку писателя Р. Погодина, процедура пресеклась после подписания договора гл. ред. Как выяснил Погодин, имя С.-О. значилось в «чёрных списках».

Обнаружение факта своей «закрытости» в истории с несостоявшейся книгой, на написание кот. и последующие редакц. мытарства ушло шесть лет, стало кардинальной вехой в творч. жизни С.-О. Ему пришлось «пересчитать» лит. судьбу и окончательно осознать принадлежность к лит. андеграунду. С.-О. был принят (1982) в творч. объединение литераторов «Клуб–81» и стал одним из авторов клубного сб. «Круг». А в 1979 начата работа над романом, принципиально свободным от всяких идеологич. пристрастий и тем самым не предназначавшийся для сов. изд-в. В 1991 роман «Кружится ветер…» был закончен. Это было время, когда автору, известному лишь в лит. кругах, опубл. большое произведение ни на Западе, ни в своей стране было практически невозможно. Но ж. «Нева» отвёл три номера для публ. (1994) журн. версии романа. Ранее по рукописи романа С.-О. приняли в СП.

При всех достоинствах романа С.-О., главная его лит. значимость в том, что он явился в полной мере романом полифоническим. Полифонизм не остался не замеченным. «Писатель, чутко расслышавший главную мелодию Достоевского, уразумевший его художественный опыт, понявший, как органично связаны детективность, скандальность, внутренний надрыв, психологическая прихотливость, напряженный юмор, полифоническая говорливость, ощущение человеческой тайны и любовь к разноцветной, изматывающеё, но драгоценной жизни, такой писатель (может, сам в том сомневаясь) так или иначе, а напоминает читателю: Истина Смерть Одолеет» (А. Немзер). «…убедительное описание большой группы советских бесов в традиции Достоевского и Андрея Белого» (А. Крестинский). «…это произведение, в котором прослеживаются традиции и полифонической и постмодернистской прозы, свидетельствует о зрелом мастерстве и твёрдой писательской руке» (И. Штемлер). «…особо замечательны женские образы романа. Они выписаны столь нешаблонно, что станут неожиданностью даже для истинных знатоков литературных героинь» (С. Хорин). «…скрупулёзное повествование об экзистенциальных и социальных коллизиях, изведанных нами совсем недавно. Собственно говоря, весь роман может быть назван “Храмом заблуждения”, и заслуга прозаика в том, что подобный храм ему удалось выстроить» (А. Арьев). «По-видимому, нужно быть неофициальным литератором, чтобы так выпукло и остроумно описать официальную жизнь советского общества - жизнь одного из тех учреждений, в которую мы вступали с трепетом в молодости и покидали навсегда под обязательные речи учрежденческих философов. До свидания, этот мир - фальшиво византийский и грустно-человеческий! Этот роман - любовно сделанное тебе надгробье» (Б. Иванов).

В 1995 роман вышел отд. кн. и был представлен на лит. премии «Букер» и «Сев. Пальмира».

В 1996 появились «Правдивые истории про достославного О'Тадоя» - веселые и поучительные, в жанре фацеций.

В 2007 в изд. «Алетейя» выходит кн. С.-О. «Былое бездумье. Опыт лоскутного романа» манифестируя свою принадлежность к двум жанрам: «лоскутному роману» и «новой мемуаристике». По трактовке С.-О. особенность «лоскутного романа» в том, чтобы общая композиция книги, составленной из отд. произведений, подчинялась единой существенной мысли или метафоре. Содержание «новой мемуаристики», как уже оформившегося лит. течения (беллетристика на конкретных жизненных мат-лах - связующее звено между фактом и вымыслом), закреплено в Манифесте трёх питерских писателей - Рекшана В., С.-О., Шпакова В. (Лит. Россия. 2007. 13 апр.). Кн. вошла в short-list Бунинской премии (2008).

Лирич. комедия «День, который так полон радости», хотя и принятая к постановке тремя спб. театрами (2000), по сей день остаётся с не сложившейся театрал. судьбой в родном автору городе. Зато белорусские зрители познакомились и оценили пьесу. После публ. в «Балтийских сезонах» её поставил Гродненский обл. театр (2006) под назв. «Мальчик и Маргарита» и 5 сезонов спектакль не сходит с театр. афиши . В 2007 театр привёз эту работу на фестиваль «Балтийский дом», где она был горячо принята залом, но особых похвал критиков удостоился автор пьесы. «…режиссер открыл нового автора - Игоря Смирнова-Охтина, петербургского прозаика… Пьеса с роскошной женской ролью. В ней ощущается некий петербургский колорит, володинская традиция, идущая от “Пяти вечеров” - за негромкой лирической комедией скрыты глубокие человеческие взаимоотношения» (Э. Кекелидзе).

В 2009 «НЛО» вып. кн. «Пушкин, Хармс и другие» (рисунки Дм. Шагина) - сб. весёлых историй и анекдотов как о самом Хармсе, так и о мн. лит. и ист. персонажах. По внешним приметам это абсурдистская проза, пародирующая тв-во обэриутов. Однако, как отметила Л. Березнякова, в хармсовском абсурдизме события и персонажи вовсе лишены смысловой нагрузки, а С.-О. сохранил достоверность ист. событий и точность психологич. портретов, намеренно помещая персонажи в разные ист. отрезки времени, не без остроумия пытаясь переосмыслить историю, пробуя на прочность привычные ист. установки. Кн. создана на основе более ранних кн. «ВспоминаяДаниила Хармса» и «Правда о Пушкине».

В 2010 вышла кн. «Ничего страшного: Из серии лоскутных романов» (изд. «Алетейя») - традиционное беллетристическое произведение, продолжающее, как видно из названия, жанр «лоскутных романов». В 2012 изд-во СП СПб. издало сб. повестей, рассказов, эссе под назв. « Gaudeamus Вселенский Гаудеамус: Пёстрые тексты ».

С.-О. известен как лит.-общ. деятель. Входил в Правление «Клуба–81», занимался организацией выступлений членов клуба на городских площадках. Переправил в США (в изд. «Ардис») все тексты С. Довлатова. Лит. секретарь Международной федерации русских писателей, учрежденной в 2005 по его инициативе.

Соч.: Кружится ветер…: Роман. СПб., 1995; Правдивые истории про достославного О'Тадоя. СПб., 1996; Вспоминая Даниила Хармса. СПб., 1997; Правда о Пушкине. СПб., 2003; День, который так полон радости: Пьеса // Балтийские сезоны. 2004. № 10; Былое бездумье. Опыт лоскутного романа: СПб., 2007; Пушкин, Хармс и др. М., 2009; Ничего страшного: Из серии лоскутных романов. СПб., 2010. Gaudeamus Вселенский Гаудеамус: Пёстрые тексты. СПб., 2012.

Лит .: Хорин С. Незамеченное событие // Веч. Петербург. 1995. 22 сент.; Арьев А. «Храм заблуждений» Смирнова-Охтина // Невское время. 1996. 22 февр.; Новиков Ю. Смирнов-Охтин И. Кружится ветер. СПб., 1995 // НЛО. 1996. № 21; Немзер А. Из Истории Сложных Организмов // Литературное сегодня. О русской прозе. 90-е. М.; 1998; Клёнов А. Тайна дома на Невском, 3 // Русская Германия. 2003. № 12. 24 март.; Костырко С. Я хотел бы… // Простодушное чтение. 2003. № 14; Назаренко Ю. День рождения абсурда, или Правда о Пушкине // Русская Германия. 2004. № 21/413; Максимчик И. Был ли мальчик или зачем ты одна, Маргарита? // Веч. Гродно. 2006. № 12. 29 март.; Левенгарц В. В этом году… // Бюллетень Русской библиотеки Толстовского фонда. 2007; Кекелидзе Э. Место встречи - Петербург. Неровный ландшафт // Молодёжь Эстонии. 2007. 28 апр. № 133; Стоянова Т. И нам есть что сказать // Мюнхен-плюс. 2007. № 117; Шубин В. Неутомимый Охтин // Южно-германский вестник. 2007. № 71; Березнякова Л. Митьки замахнулись на историю // Невское время. 2009. 17 июн.; Кузьмин М. Факты податливая вещь // Час пик. 2009. № 23; Полибина А. Этюд об Игоре Смирнове-Охтине, или Русский прозаик с просодикой и тематической предзаданностью Апдайка // Самиздат. 2010. 22 авг.; Вильк Е. Смирнов-Охтин – петербургско-мюнхенский // Мюнхен-плюс. 2012. Май; Шпицер И. «Выпускник» лен. лит. андерграунда // Европа-Экспресс. 2012. № 19; Детские писатели СПб.: Краткий биобиблиогр. справочник / Автор-сост. Н. Бутенко. СПб., 2013.

Л. Сомова

  • Смирнов-Охтин Игорь