Сокурова Ольга Борисовна


СОКУ́РОВА Ольга Борисовна [19.3.1948, Тбилиси] ― филолог, искусствовед, историк культуры.

Отец ― воен. журналист, мать ― педагог. С детства сочиняла стихи, в отроческие годы редактор школьных газ., член городского лит. клуба. В 1966 уехала в Л-д, поступила на русское отд. филологич. фак-та ЛГУ. Занималась в Блоковском семинаре проф. Д.Е. Максимова, под руководством которого разрабатывала тему «Символ в теоретических работах А. Белого и Вяч. Иванова». В 1973 поступила в аспирантуру ЛГИТМиК. Под науч. рук. проф. Ю.А. Головашенко исследовала проблему взаимодействия русского сценич. искусства с прозой. В 1978 защитила канд. дис. на тему « Роман и театр ». Член Союза театрал. деятелей. Написала ряд статей по теории и истории театра – о природе тв-ва в системе Станиславского, о сближении театра и прозы, об актерских работах П. Орленева, о режиссуре В. Немировича-Данченко, А. Попова и др.

Дальнейшая разработка темы канд. дис. нашла отражение в монографии « Большая проза и русский театр (Сто лет сценического освоения прозы) » (Изд-во СПбГУ, 2003, 2-е изд. 2004), где автор размышляет о взаимовлиянии лит-ры и театра XVI–XIX вв., касаясь тв-ва М. Сервантеса, Лопе де Вега, У. Шекспира, А. Пушкина, А. Островского, А. Чехова. Гл. тема монографии ― особенности режиссерской интерпретации прозы на русской сцене (произведений Ф. Достоевского, И. Гончарова, Л. Толстого, М. Шолохова, М. Булгакова, А. Платонова, В. Распутина, Ю. Бондарева, В. Шукшина).

В начале 1980-х гг. пишет работу « Согласные и стройные хоры » (в соавт. с А. Белоненко; Москва. 1981. № 8) ― прочтение хоровой поэмы «Пушкинский венок», где отмечает глубинную связь музыки Свиридова с православной культурой.

Во втор. пол. 1980-х началась пед. деятельность С. ― сначала в Муз. училище им. Н. Римского-Корсакова при Консерватории; затем в Ин-те богословия и философии и школы при нем, с 1995 ― на Свято-Иоанновских богословско-педагогич. (ныне катехизаторских) курсах при СПб. епархии, где ею разработана программа лекций « Духовные основы русской классич. лит-ры ». Одним из выступлений в жанре духовной публицистики стала работа С. « Россия: Путь Креста » (сб. «Русский Крест». СПб., 1994), авторы кот. (митрополит Иоанн (Снычев), М. Назаров, Т. Горичева, А. Казин, А. Любомудров, С. Флегонтова, о. Геннадий Беловолов и др.) размышляют о промыслительном значении России в судьбах мира. Воспоминания С. о кинорежиссере А. Сидельникове, его гибели в 1993 г . возле Белого Дома вырастают в размышления об ист. выборе и судьбе России, остром противостоянии разнонаправленных сил после распада СССР. Путь страны осмыслен С. с точки зрения православной историософии: «Все главные войны, кот. вела Россия, имели духовные причины и духовные следствия… Россия обретала победоносный дух тогда, когда стояла за правду». Вся история ХХ в. стала для России восхождением на Голгофу. Россия идет путем креста вслед за Христом, и это чрезвычайно трудный, но великий и спасительный путь. Истоки экспрессивного, эмоционально окрашенного слова С. лежат в жанрах христианских поучений и проповедей.

Результатом церковно-ист. разысканий С. стала кн. « Неколебимый камень Церкви… » (1998) ― жизнеописание причисленного к лику святых новомучеников митроп. Крутицкого Петра (Полянского), ставшего главой Русской Православной Церкви после смерти св. Патриарха Тихона, за свою твердую бескомпромиссную позицию проведшего 12 лет в заключении и расстрелянного в 1937.

С 1998 С.― сотрудник каф. истории западноевропейской и русской культуры ист. фак-та (ныне Института истории) СПбГУ, где читает курсы истории мировой культуры, истории русской культуры и лит-ры XIX ― нач. XX вв., истории русской драматургии. Сост. учебно-метод. пособия « Сущность и типология культуры. Истоки культуры » (СПб., 2004); « Культура Древнего мира » (СПб., 2004).

Автор культурологич. исследования о символике петерб. истории и культуры « Санкт-Петербург в числе, камне и слове » (СПб., 2005). Образам Петра I и Георгия Победоносца в скульптуре и лит-ре посвящ. работа « Конь, Всадник и змея » (Русский мир. 2009. № 2). Статьи С. « Нетленная красота » (сб. «Русская женщина и Православие», 1985, portal-slovo.ru) и « Сокровенная тайна женщины » (Славянка. 2008. № 3)посвящ. размышлениям о призвании женщины в свете евангельских идеалов, образам русских подвижниц благочестия.

Анализ последней повести В. Распутина осуществлен в работе С. « Русское слово в совр. мире (повесть В. Распутина “Дочь Ивана, мать Ивана”) » (2005). В исследовании « К вопросу о соотношении света и тьмы в романе М. А. Булгакова “Мастер и Маргарита” » (История и культура. Вып. 8. СПб., 2010) С. включается в полемику о посл. романе Булгакова. По мнению С., критерием его правильного восприятия должны служить «четко выраженные смысловые акценты и ясные оценочные характеристики», содержащиеся в тексте романа, чего не учитывает, напр., диакон А. Кураев в своей апологетике этой кн. С. считает центр. мировоззренческой проблемой романа соотношение света и тьмы: в книге, вопреки истинам Евангелия, воплощено «партнерство» Бога и дьявола, в основе романа лежит гностический дуализм. С. рассуждает о губительности для страны, народа и человека «толерантного» отношения к силам тьмы.

В 2013 С. завершила работу над монографией « Слово в истории русской духовности и культуры », ставшей основой докторской диссертации, кот. защищена в 2014 г . Русское слово рассматривается С. на перекрестье мировых культурных традиций и в ист. перспективе, выявлены его пространственно-временные координаты. Внимание к этимологии слов, кот. не имеют аналогов в др. языках, позволило автору показать русское слово в его самобытной красоте и мудрости. С. исследует языковую картину мира, ключевые слова и концепты, кот. позволяют изучать и сравнивать специфику нац. культур, особенности менталитета разных народов. Слово изучается С. комплексно, на разных уровнях его бытия в культуре: как «зерно» культуры, как лексическая единица, лит. жанр, отд. произведение, а также как целостное «слово-о-мире» русской культуры и, наконец, как Слово-Логос, лежащее в основе всей отеч. духовной и культ. традиции. Русское слово рассмотрено в хронологич., историко-культурной проекции. Комплексная методология междисциплинарн. исследования обусловила применение знаний в обл. истории культуры, филологии, философии, богословия, этнолингвистики и др. дисциплин. В кн. и дис. по-новому анализируются наиболее значимые произведения отеч. словесности, созданные в эпоху Др. Руси («Слово о Законе и Благодати» Илариона Киевского), в «петерб. период» истории (произведения Пушкина, Гоголя, Достоевского), в наиболее драмат. и динамичных условиях XX–XXI вв. (А. Блок, М. Булгаков, В. Распутин). Вывод С.: на всех уровнях и этапах развития русская культура несет идею восстановления цельности человека и мира. Автор встает на защиту родного слова, сознавая, что от сохранения языка и культуры народа зависит его дальнейшая ист. судьба.

Для исследования «Судьбы русской духовной традиции в отечественной литературе и искусстве XX в. – нач. XXI в. 1917–2017»: в 3 т. (вступ. ст. и сост. А. Л. Казина, грант РГНФ № 15-04-00093) написала статьи: «Поэма А.Блока “Двенадцать” и путь России» (т. 1, 2016); «“Мастер и Маргарита” М.Булгакова: итоги выбора» (т. 2, 2017); «Труд души: размышления о духовно-художественном мире Валентина Распутина» (т. 3, 2018).

Автор воспоминаний о старце Иоанне Крестьянкине «Главная в жизни встреча» (сб. статей «Живое предание», 2010), «Слово о духовном отце» (журн. «К единству!», № 3, 2014), о Д.Е. Максимове (в сб.: «Дмитрий Евгеньевич Максимов в памяти друзей, коллег, учеников: к 100-летию со дня рожд.», 2007), о прот. Василии Лесняке (в сб. «Любовь неоскудевающая», 2015). Напис. предисловия к кн. православных писателей ― М. Балуевой «Час вечерний» (2006), А. Ракова («На милость дня», 2006, «Сундучок воспоминаний», 2011, «Избранные былинки», 2014, «Монашеское царство», 2016), к романам Л. Разумовской («Русский остаток», 2012, «Апостасия», 2017). Автор сценариев и текстов к научно-популярным фильмам петерб. реж. В. Матвеевой, отмеченным высшими конкурсными наградами («В поисках Санкт-Петербурга», «Крепость неодолимая», «Умозрение в красках», «Собор»). Участник передач на различных РС СПб. Просветительская деятельность С. отмечена почетными грамотами и дипломами.

Соч.: Уроки первых постановок «Братьев Карамазовых» // Достоевский и театр. Л., 1983; Духовные корни русской лит-ры и проблемы ее изучения в школе // Духовные традиции в совр. школе. СПб., 1997; Гоголь и Город: Опыт духовного путеводителя // Всерусский собор. 2003. № 3; Большая проза и русский театр (Сто лет сценич. освоения прозы). СПб., 2003 (2-е изд. 2004); Сущность и типология культуры. Истоки культуры. СПб., 2004; Культура Древнего мира. СПб., 2004; Проблема символа в эстетике и философии Серебряного века // Культура и история. СПб., 2004; Сценич. история «Братьев Карамазовых» // Вестник СПб. ун-та. Сер. 2. Вып. 2. СПб., 2010; Слово как ценностно-смысловая доминанта отеч. культуры (сквозь призму дневниковых записей Г. В. Свиридова) // Мат-лы VI Всерос. конф. «Свиридовские чтения». Курск, 2010; Апокалипсис мелкого греха в тв-ве Гоголя // Русский мир. 2010. № 4; Темы и идеи «Слова о Законе и Благодати» в истории отеч. культуры // Вестник СПб. ун-та. Сер. 2. Вып. 2. СПб., 2011; Блок – Россия – «Двенадцать» // История и культура. Вып. 9. СПб., 2012; Слово в истории русской духовности и культуры. Монография. СПб, 2013; Слово о Лермонтове // История и культура. Вып. 13. СПб., 2015; Базисные слова-универсалии русской духовности и культуры // Сб. матер. Свято-Троицких международн. академич. чтений в Санкт-Петербурге (27–30 мая 2015 г.). СПб., 2015; Слово в музыке и дневниковых записях Г.В. Свиридова // Культурная жизнь Юга России (Краснодар). 2015. № 3; «С надеждой на понимание…» К 100-летию со дня рождения Г.В. Свиридова // К единству! Журнал Международн. Обществ. Фонда единства православных народов. № 6. М., 2015; Поэма А. Блока «Двенадцать» и путь России // Судьбы русской дух. традиции в отеч. лит-ре и иск. XX века – нач. XXI века: в 3 т. Т. 1. СПб., 2016; Языковые координаты пространства и времени в русской культуре// История и культура. Вып. 14. СПб., 2016; «За плечами – двадцатый век» (о книге воспоминаний Л.В. Руденко) // Там же; О единстве русской литературы // Учитель Башкортостана. Научно-педагогич. и методич. ежемес. журнал. 2016. № 8, 9; «Мастер и Маргарита» М.А. Булгакова: итоги выбора // Судьбы рус. дух. традиции в отечеств. лит-ре и иск-ве XX века – нач. XXI века: в 3 т. Т. 2. СПб., 2017; Сакральные архетипы и символы Святой Руси // Русская цивилизация в исторической ретроспективе и перспективе: материалы круглого стола на VI Санкт-Петербургском международном культурном форуме (ноябрь, 2017). М., 2017.

Лит.: Руденко Ю. Живое слово русской культуры [Предисл.] // Сокурова О. Слово в истории русской духовности и культуры. СПб., 2013; Казин А. Частицы бытия. Роман с философией. СПб., 2013; Макаров Д. Умозрение русского слова //Христианское чтение. СПб., 2018.

Ю. Руденко

  • Сокурова Ольга Борисовна