Сологуб Федор
CОЛОГУ́Б Федор (наст. Тетерников Федор Кузьмич) [17.2(1.3).1863, СПб. - 5.12.1927, Л-д, похоронен на Смоленском кладб.] - поэт, прозаик, драматург, публицист.
Отец С., Кузьма Афанасьевич, незаконный сын помещика, после отмены крепостного права занимался портняжным делом в СПб. Mать, Татьяна Семенова, из крестьян Петербургской губ., после смерти мужа в 1867 стала работать в чиновничьей семье «прислугой». В образованном доме интересовались чтением, театром и музыкой, что послужило импульсом для интересов С., кот. в возрасте 12 лет начал пис. стихи. Посещая приходскую школу и уездное училище С. поступил в Учительский ин-т. Окончив его в 1882 C. работает учителем, сначала в Крестцах Новгородской губ., с 1885 ― в Великих Луках Псковской губ., а затем с 1889 ― в Вытегре Олонецкой губ.
После возвращения в СПб. с 1892 по 1907 служит учителем математики, а затем инспектором училищ. С1908 С. становится свободным писателем. В этом же году женится на А. Чеботаревской, их квартира становится одним из лит. салонов СПб. 1910-е ― расцвет тв-ва и популярности; время публикаций СС в 12-ти и в 20-ти томах в изд. «Шиповник» и «Сирин» (СПб.). Разделяя взгляды части интеллигенции, С. с войной 1914 связывает надежды на обновление страны и мира (« Почему символисты приняли войну », 1914; сб. стихов « Война », 1915). Приветствуя Февральскую революцию 1917, С. надеется на независимость лит-ры и искусства от власти государства и актив. участвует в работе Совета Союза деятелей худож. лит-ры, став его председателем.
К Октябрьскому перевороту и к власти большевиков С. относится критически, т.к. новые формы правления и внешней жизни не повлекли за собой изменений «внутреннего строя души». Заявление с просьбой о разрешении выезда за границу было отклонено. Пережив в 1921 самоубийство жены, талантливого переводчика и критика Чеботаревской, писатель полностью отдается тв-ву и в сложной ситуации 1920-х, находит своеобразную нишу, занимаясь пререводом лирики, в осн. с французского и немецкого яз. В 1924 С. избирается почетным председателем секции переводчиков в Союзе лен. писателей, в 1925 ― предс. секции детской лит-ры, а в 1926 председателем правления Союза.
Завершив, как и Чехов, «путь из низов в интеллектуальную элиту России» (Н. Толстая), С. стал одним из гл. представителей старшего поколения русского символизма, кот. в кризисной ситуации нач. века ставил под сомнение традиционное понимание лит-ры и в противовес реализму и народнической беллетристике, философии позитивизма развивал новую синтетич. концепцию искусства, в кот. осн. внимание уделялось эстетич. и игровой функциям лит-ры.
Особого внимания заслуживает разнообразие жанров, в кот. работал С. После стихов, опубл. в изв. петерб. ж., напр., в «Сев. вестнике», выходят сб. « Стихи. Книга первая » (1896) и « Тени. Рассказы и стихи » (1896). Особое внимание привлек к себе итоговый восьмой сб. стихов С. « Пламенный круг » (1998). Параллельно с лирикой писатель начинал работать в прозе (романы « Тяжелые сны », 1886; « Капли крови », 1905; сб. « Жало смерти », 1904; « Книга сказок », 1905; « Истлевающие личины », 1907; « Книга разлук », 1908; « Книга разочарований », 1909; « Книга превращений », 1911, « Книга стремлений », 1912; « Неутолимое », 1913; « Ярый год », 1915; « Слепая бабочка », 1918; « Царица поцелуев », 1921). С 1907 по 1908 создаются мифологич. драмы С. « Литургия мне», «Победа смерти», «Дар мудрых пчел», «Ночные пляски» «Ванька Кдючник и Паж Жеан », в 1912 следует сценическая обработка романа Л. Толстого «Война и мир», в 1914 « Любовь над безднами », в 1920 « Узор из роз » и др. С. пишет критич. статьи, эссей и до конца жизни занимается переводами (Гюго, Мопассан, Верлен, Клейст, Голл, Уайльд, Шевченко).
Тайна поэтич. мастерства С. остается неуловимой. Л. Шестов поэзию С. считал вечной и мучительной загадкой и подчеркнул, что в ней есть «дивная музыка, смысл которой ни ему, ни его читателю разгадать не дано» («О Федоре Сологубе»). Др. стихи С. «напоминают кристаллы по строгости своих линий» (Чулков Г. Покрывало Изиды. М., 1909). Сравнивая С. с Пушкиным, В. Брюсов говорил о «пушкинской простоте» его выражений, «которая в сущности является высшей изысканностью...» (Брюсов В. Федор Сологуб как поэт // Брюсов В. Далекие и близкие. М., 1912). Проанализировав 177 стих., опубл. в первом томе СС, Брюсов обнаружил «более ста различных метров и построений строф» и отметил большое разнообразие и богатство стихосложения и рифм поэта.
Об этом размышляет и сам С., не в посл. очередь в самой лирике. Так, в написанном в 1880 стих. « Рифма » лирич. «я» призывает изучать «прилежно слово» трезвой головою: «Сам трудись ты, но на рифму / Не надень оковы: / Муза любит стих свободный, / И живой, и новый». Не только тв-во, но мир и космос для С. великая тайна, которая только отчасти удается раскрыть избранным: «Много дорог здесь, но света / Нет, и не видно пути. / Страшно и трудно в пустыне / Мраку навстречу идти». Лирический герой умоляет Ариадну помочь поэту своей «путеводной нитью», которая единственная в состоянии «дверь Лабиринта открыть» (« Ариадна », 1883).
В восьми сб. лирики, начиная от первой кн. «Стихи», до сб. « Змий » (1907) и « Пламенный круг » (1908), С. считает своей задачей увести читателя в другой мир. Чувствуя обреченность человека, невозможность изменить условия бытия С. сравнивает человека с запертым в зверинце безличным животным, которое уже давно не тоскует о воле: «Мы ― плененные звери, / Голосим, как умеем. / Глухо заперты двери, / Мы открыть их не смеем» (1905). В стих. « Чертовы качели » (1907) лирическое «я» оказывается между небом и землей: «Взлечу я выше ели, / И лбом о землю трах. / Качай же, черт, качели, Все выше, выше... ах».
И хотя С. всегда был чуток к соц. несправедливости в его тв-ве суровая действительность России уходит на задний план, составляя лишь фон для размышлений о психологич. последствиях жизни в противном человеку мире и о выходе из этого тупика. Интерес к психологизму будет углубляться в дальнейшем и под влиянием Н. Минского и его манифеста «При свете совести. Мысли и мечты о цели жизни» (1890). Утверждая, что «цель жизни не вне себя, а в себе самом», Минский призывал освободиться от мифа о гуманной сущности человека и требовал считаться с эгоизмом как исконно присущем человеку качестве. С. знаком не только с эстетическим и религиозно философским дискурсом русского символизма, но и через него испытывает влияние античной философии, философии Шопенгауера, напр., шопенгауэрский «Мир как воля и представление» (1819), а также Ницше с противопоставлением аполлонийского и диосинийского начал (Ницше. «Рождение трагедии из духа мысли». 1872), с ницшеанской философией «сверхчеловека».
Согласно Шопенгауэру каждая жизнь протекает между болью и скукой. Наглядной худож. иллюстрацией этих представлений служит образ учителя гимназии Передонова, гл. персонажа принесшего С. шумную известность романа « Мелкий бес » (1892–1902), кот. впервые увидел свет в 1905 в ж. «Вопросы жизни» и неоднократно переиздавался еще при жизни автора, был переведен на мн. яз. Передонов ― существо отвратительное, все оскверняющее. Чтобы стать школьным инспектором, он пытается подкупить высшее начальство и не чурается доноса на своих соперников. Запутываясь в созданной им самим сети интриг, он подвергается мании преследования. Неотступным мучителем становится мифич. образ Недотыкомки. В результате Передонов завершает убийство и кончает сумасшедшим домом. Гротескность образа особенно выделяется на фоне затхлой жизни уездного городишки и колоритных портретов обывателей. Показывая фатальную обреченность персонажа, С. в то же вр. позволяет читателю воспринимать его как существо явно несчастное и страдающее. Предположениям современников о том, что в Передонове он изобразил темные стороны своего внутр. мира, С. возражал: «Нет, мои милые современники, это я о вас писал мой роман о Мелком Бесе и жуткой его Недотыкомке» (« Предисловие автора ко второму изданию », 1908). С явной иронией С. в предисл. к 5-му изданию романа сообщает о слухах, касающихся освобождения Передонова из психичекой больницы, и о его появлении в обществе, то в образе полицейского и советника правительства, то лит. критика. Отсылая к известным словам Достоевского о «Ревизоре» Гоголя, С. не оставляет сомнений, что перед нами глубоко «отшлифованное» худож. произведение: «Этот роман - зеркало, сделанное искусно. Я шлифовал его долго, работая над ним усердно. <...> Уродливое и прекрасное отражаются в нём одинаково точно».
Суровому миру со своими суетными земными страстями в тв-ве С. противопоставляется иной ― утопический ― мир, кот. проявляется в самых разнообразных формах. В лирике он возникает в образе «Звезды Маир» и прекрасной земли «Ойле», куда стремится земной путник: «Мой прах истлеет понемногу, / Истлеет он в сырой земле, / А я меж звезд найду дорогу / К иной стране, к моей Ойле» (« Звезда Маир », 1898). Именно там скрывается все то, чего недоставало на грешной земле: «Все цветет, все радостно поет» и «В колыханьи светлого эфира / Мир иной таинственно живет». Но и в прозе С. появляются своеобразные неведомые миры, неясные отзвуки и проблески которых противопоставляются суровому быту реального мира. Обыденная серая действительность в повести « Призывающий зверя » (1906) противопоставляется миру сна, в кот. перед гл. персонажем Гуровым на лоне природы является «дикого и странного вида» мальчик, своего рода двойник. Только на сюжетном уровне повесть заканчивается трагически. Согласно символической концепции двоемирия, С. перестраивает традиционное для человеческого разума представление о смерти, она выступает положительным событием, позволяющнм Гурову как и персонажам др. произведений, хотя бы на миг, ощутить «истинность бытия».
В итоговой трилогии С. « Творимая легенда » (1907–13) в кач-ве утопич. образа появляется «царство объединенных островов». Но дуалистическое мировосприятие С. все больше осложняется. Текст обладает многосоставной жанровой природой. Почти на постмодернистский лад С. использует сюжетные элементы бытоописательных, мистических, науч.-фантастических, революционных, любовно-приключенческих, криминальных романов, утопии и антиутопии для того, чтобы придавать повествованию о гл. персонажах, писателе и педагоге Триродове и королеве Ортруде, более сложный эстетич. и историко-философский подтекст. Триродов мифичексим образом связан как с миром луны, так и с противоположным миром солнца, с мирами «Нет» и «Да», «Иронии» и «Поэзии». После гибели королевны Ортруды в одноименной второй части трилогии, гл. персонаж на объединенных островах хочет создавать новое свободное об-во. Противопоставляя тот и иной мир, утопию и антиутопию, С. ставит под сомнение не только русскую действительность, но и цивилизированное об-во в целом. Опубликованное в 1913 произведение появилось на русском яз. в неполном варианте. В основе немецкого перевода, созданного при участии С., лежал полный авторский текст.
Соединяя в своем тв-ве столь разнородные элементы, С. создал не только признанную многими его современниками поэзию и прозу, но и образцы лит-ры, к кот. обращались и в дальнейшем. Так, Е. Замятин и М. Булгаков в своих позднейших антиутопиях, опирались на стилистически разнообразную прозу С. Пьесы С. ставились Вс. Мейерхольдом и Н. Евреиновым.
В 1922–27 С. жил в Пг. по адресу: наб. р. Ждановки (Ждановская наб.), д. 3, кв. 26. В Детском Селе жил летом 1924 по адресу: Колпинская ул., д. 20, кв. 5. В посл. годы жизни часто и подолгу жил в этом доме в Детском Селе.
Соч.: Неизданное и несобранное / Сост. G. Pauer. München, 1989; Тяжелые сны. Л., 1990; Мелкий бес. Заклинательница змей: Рассказы. М., 1991; Творимая легенда. М., 1991; СС / Сост. G. Lauer. München, 1992; Из дневника. Неизданные стихотворения // Ежегодник РО ПД на 1990 г. СПб., 1993; Стихи, документы, мемуары / Под ред. М. Павлова. М., 1997; Неизданный Федор Сологуб. М., 1997; Письма к А. А. Измайлову // Ежегодник РО ПД на 1995 г. СПб., 1999; Стихотворения / Вст. ст., подгот. текста и прим. М. Дикман. СПб., 2000; Собрание пьес: В 2 т. СПб., 2001; СС: В 6 т. М., 2002; Поэзия. Проза. М., 2008; Стихи // Царскосельская антология / сост., вст. ст., подгот. текста и прим. А. Арьева. СПб.: Вита нова, 2016.
Лит.: Библиография сочинений Ф. Сологуба. СПб., 1909; О Федоре Сологубе. СПб., 1911; Дикман М. Поэтическое тв-во Федора Сологуба // Федор Сологуб. Стихотворения. Л., 1978; Гладкий А. «Тяжелые сны» Федора Сологуба» на фоне Бахтина: Проблема автора и героя // Бахтинские чтения. Витебск, 1998; Евдокимова Л. Мифопоэтическая традиция в тв-ве Ф. Сологуба. Астрахань, 1998; Иванова О. Ирония в романе Ф. Сологуба «Мелкий бес» // XX век: Проза. Поэзия. Критика. М., 2000. Вып. 3; Сергеев О. Поэтика сновидений в рассказах Федора Сологуба. М., 2002; Клейнборт Л. Встречи: Федор Сологуб // Русская лит-ра. 2003. № 1; Мисникиевич Т. Конференция Федор Сологуб и мировая культура // Русская лит-ра. 2003. № 3; Лавров А., Гречишкин С. Символисты вблизи: Очерки и публикации. СПб., 2004; Павлова М. Федор Сологуб в 1890-е ― нач. 1900-х гг. Жизнь. Прозаическое тв-во. СПб., 2005; Павлова М. М. М. В. Борисоглебский и его воспоминания о Федоре Сологубе // Русская лит-ра. 2007. № 2; Гуральник Е. Прижизненные издания произведений Ф. К. Сологуба в русской книж. культуре кон. XIX ― нач. XX в. М., 2009; Кукушкина Т. А. К истории секции лен. переводчиков (1924–32) // Институты культуры Л-да на переломе от 1920-х к 1930-м гг. / ИРЛИ (ПД). СПб., 2011.
У. Маргграфф