Старк Эдуард Александрович


СТАРК Эдуард Александрович [2.8.1874, СПб. ― 29.7.1942, Л-д] ― театровед, театр. критик.

Предки С. по отцу приехали в Россию из Швеции в царствование Алексея Михайловича. Мн. поколения С. служили на русском военно-морском флоте. Но отец С. не стал военным. Он был довольно известным в свое вр. лесоводом и энтомологом. Гуманитарные наклонности С. унаследовал, скорее всего, от матери, писательницы Е. П. Майковой. Она была дружна со мн. литераторами. Некот. исследователи тв-ва И. А. Гончарова считают, что она послужила прообразом Вари из «Обрыва».

После окончания ист.-филол. фак-та СПб. ун-та С. пошел в театр. журналистику. Был принят сотрудником либеральной газ. «Россия», где блистали фельетонами В. Дорошевич и В. Амфитеатров. 16 марта 1901-го в газ. появилась перв. рец. С. на «Евгения Онегина» в Мариинском театре. Эта и последующие его ст. знакомили читателей с муз. спектаклями императорских театров, поначалу будучи лишь добросовестными отчетами о них. В 1902 из-за прогремевшего по всей стране фельетона Амфитеатрова «Господа Обмановы» газ. закрыли, и С. стал обозревателем худож. жизни столицы в «СПб. ведомостях». Здесь он взял псевд. Зигфрид. Псевдоним не случаен: представление о вагнеровском герое «Нибелунгов» у С. (как и у театр. публики) было как о человеке будущего.

С. претил застой в императорских театрах, но его завораживало мастерство ведущих исполнителей Александринского театра ― М. Савиной, В. Давыдова, К. Варламова. Между тем он понимал, что без актерского ансамбля театр провинциален, в отсутствии такового он и видел рутину казенной сцены. В т.ч. в отсутствии режиссуры.

С. одним из первых приветствовал открытие Драм. театра В. Ф. Комиссаржевской (1904). Тогда же он приветствовал МХТ, показавший во вр. гастролей «Вишневый сад» А. П. Чехова: «Слава московскому Художественному театру! Чудные жрецы искусства, живите долго, вы нужны нам, как хлеб голодному, как солнце для жизни: слава, слава вам!..». Поначалу С. не принял новаторство Вс. Мейерхольда, проявлявшееся в спектаклях театра Комиссаржевской: «Прежний Драматический театр, ― писал С. после премьеры «Гедды Габлер» Г. Ибсена, ― зарекомендовавший себя как строго-художественное предприятие, покончил свои земные счеты. С ним вместе и г-жа Комиссаржевская пропела себе отходную как артистка гибкого, глубокого таланта, чаровавшей нас неизгладимой прелестью своего вдохновения». ( СПб . ведомости. 1906. 12 (25) нояб.). Но когда мейерхольдовская условность была поддержана соответствующей драматургией, как случилось с «Сестрой Беатрисой» М. Метерлинка, С. уже писал: «Третий спектакль в театре Комиссаржевской… произвел огромное впечатление… Это поэтические создание Метерлинка поставлено с большим вкусом. Вот где пригодились новаторские стремления г. Мейерхольда. …Сама г-жа Комиссаржевская, кот. сотворила чудо в роли Беатрисы, явилась перед нами во всей лучезарности своего прекрасного таланта…» (СПб. ведомости. 1906. 24 нояб.).

Постепенно критич. палитра С. становится богаче, красочнее. Он начинает сотрудн. в ж. «Театр и искусство» и «Аполлон», в «Ежегоднике Императорского театра» и газ. «Обозрение театров». Его взгляд обращается к муз. театру, высшим достижением кот. он считает сценич. мастерство Ф. Шаляпина, соединившего в себе великого певца и прекрасного драматич. артиста (Театр и искусство. СПб., 1907. № 38), отмечает выдающиеся способности Стравинского (Ежегодник Императорских театров. Сезон 1903–04. СПб., 1904), помещает статью о балете (Там же. 1911. Вып. 3 и 4). Его любовью становится «Старинный театр», приверженцем, исследователем и историком кот. он стал. В 1911 С. выпустил кн. о «Старинном театре» (в 1922 ― второе изд.).

Др. книги С., вышедшие в предрев. годы, посвящ. худож. жизни России: « Наши худож. сокровища » (СПб., 1913), о коллекции Русского музея; « Колыбель русского искусства: Академия художеств » (Пг., 1914), « Сокровища Императорского Эрмитажа » (Пг. 1915), « Третьяковская галерея » (Пг., 1915); или его любимцам: « Шаляпин » (Пг., 1915) и « Царь русского смеха К. А. Варламов » (Пг., 1916).

Революцию С. принял как должное и естественное явление в жизни России. Однако поначалу приняв пролеткультовские и лефовские декларации за позицию нового искусства, он сокрушался о разрушении театра. В 1919 уезжает в Сочи, где у матери был дом. Там был принят в действительные члены Пушкинской биб-ки. В 1920-м участвует в работе педагогического Совета Сочинских начальных училищ.

Возвратившись в Пг., С. становится одним из организаторов изд-ва «Академия», одним из его ред. и корректоров. Он снова попытался включиться в театр. жизнь Пг. Однако теперь его потеснили критики новой формации, и тем не менее его печ. ж. «Театр», «Зрелища», «Эрмитаж», «Жизнь искусства», «Сов. искусство». Писать ему доставалось не о главных театр. событиях. Не получая отклика, С. постеп. отходит от «живого» театра, становится его историком. Из впечатлений молодости и знания прежнего театра на перв. план выходит наиболее традиционный и более независимый муз. театр. Он создает ист. очерки для ж. и сб.: « Сценич. образы Л. В. Собинова » (Л. В. Собинов. Жизнь и тв-во: Сб. М., 1937), « Ершов - вагнерист » (Музыка. 1937. 16 окт.), « Иван Сусанин. К сценич. истории оперы » («Иван Сусанин»: Сб. Л., 1940) и др. Выпустил кн. « Петербургская опера и ее мастера. 1890–1910 » (Л.-М., 1940).

Во время войны и блокады Л-да оставался в городе. На Лен. фронте сражался его сын Борис, вскоре погибший под Пулковом.

9 июля 1942 на заседании правления ЛО СП СССР был принят в члены СП. Было постановление о его эвакуации. Временно С. был положен в стационар гостиницы «Астория». Дистрофия зашла слишком далеко. Не дождавшись эвакуации, С. скончался.

Соч.: Федор Игнатьевич Стравинский. 1843–1902 // Ежегодник Императорского театра. 1903–04. Вып. 14; Петербургская опера и ее мастера. М.-Л., 1940.; Сценическая история опер П. И. Чайковского в б. Мариинском театре // П. И. Чайковский на сцене театра оперы и балета им. С. М. Кирова. Л., 1941; Артист музыкального театра // Н. Н. Фигнер. Воспоминания. Письма. Мат-лы. Л., 1968; Певцы Мариинского театра (1860–1917) / Публ. М. Корнаковой // Театр и лит-ра: Сб. статей к 95-летию А. Гозенпуда. СПб., 2003; Старк В. Э. А. Старк // Худож. вестник. СПб., 2007. № 4.

Лит.: Писатели Л-да: Биобиблиогр. справочник. 1934–81 / Авт.-сост. В. Бахтин и А. Лурье. Л.: Лениздат, 1982; Биневич Евг. Старый театрал // Голоса из блокады: Лен. писатели в осажденном городе (1941–1944) / Сост. З. Дичаров. СПб.: Наука, 1996; Старк В. Театр. наследие Эдуарда Старка (Зигфрида) // Театр и лит-ра: Сб. статей к 95-летию А. Гозенпуда. СПб., 2003; Старк В. Эдуард Старк в «Аполлоне» // Худож. вестник. СПб., 2009. № 4.

Евг. Биневич

  • Старк Эдуард Александрович