Степанов Анатолий Иванович


СТЕПА́НОВ Анатолий Иванович [15.9.1941, д. Власьево Кесовогорского р-на Калининской обл. - 10.2.2009, СПб.] - прозаик.

Родители - из крестьян. Окончил худож.-ремесленное училище по спец. реставратор-краснодеревец. Работал на фабрике муз. инструментов, церковным сторожем, столяром-реставратором в Эрмитаже.

Страсть к чтению обнаружил рано. Чтение худож. и философских кн., эстетич. самообразование вызвало стремление к реализации собств. творч. дара. С. участвовал в лен. лит. кружке «Голос юности» (рук. Д. Дар). Будучи почвенником по своему мироощущению, рано оказался в плену городской субкультуры с её мировоззренч. и поведенч. стереотипами. Интуитивное, по преимуществу, сопротивление таланта веяниям постмодернизма отнимало у С. немало душевных и духовных сил, в изв. мере этим объясняется и сравнительно небольшое по объему творч. наследие С.

Перв. публ. - рассказ « Венера, работа и мы » («Молодой Л-д», 1972). Последующие книжн. публикации С. выходили скромными тиражами в М. и СПб., получали уважительные отзывы собратьев по перу. Свидетель разрушения крестьянской России, С. пытался говорить о русской трагедии с позиции горожанина в перв. поколении. Его идея, неоднократно высказываемая, состояла в потребности написания произведения, где отразилась бы и драма рабочего, попавшего в город «от сохи», и трагедия уничтожаемой русской деревни. Завершить этот замысел не удалось, но трагедия русского человека, живущего в мегаполисе-космополите, с очевидностью ощущается в его рассказах.

В ж. «Нева» (1992. № 10) опубл. повесть « Картина », одно из лучших и наиболее характерных для него произведений. Впечатляющая достоверность и реализм повести, её лиризм, не сразу ощущаемый из-за иронич. ноток рассказчика, сами по себе представляют эстетич. ценность, но повесть является и ист. свидетельством о перв. послевоен. годах народа-победителя, Но, по истечении некот. времени, «Картина» предстаёт перед читателем и как некий символ провиденциального ожидания: жизнь как существующая где-то картина для пустующей рамы.

Творч. жизнь провел в исканиях идеала - г.о. духовного. Его православность, приведшая С. поначалу в Зарубежную Русскую Церковь, в 1990-х обрела бóльшую устойчивость в лоне РПЦ Моск. патриархата, при сохранении неизменного интереса и привязанности к древним языческим обычаям. В своих произведениях С. изобразил простых людей труда, тоскующих по земле, по малой родине, по чистоте человеч. отношений, и эти персонажи не только органичны для отеч. лит-ры, но и позволяют слышать голос самого автора.

Член СП СССР (позже СП России) с 1988, член творч. объединения «Русская метапроза Петрограда» (2007).

Соч.: Простые дни: Повесть и рассказы. М., 1987; Древние духи земли: Записки о русском. СПб., 1998; Картина: Повесть и рассказы. СПб., 2000; Начало всего: Повесть и рассказы. СПб., 2002; Темы и вариации: Эссе. СПб., 2004; Сюжеты на чистой доске: Повести и рассказы. СПб., 2005.

Лит.: Лебедев Ю. Метапроза // Медвежьи песни. 2007. № 1 (16); Серб Ю. Жизнь как сердечная тайна // Приневский край. Гатчина, 2009. № 1 (95); Биобиблиогр. справочник СПбО СП России / Сост. А. И. Белинский. СПб.: Дума, 2011.

Г. Лебедев

  • Степанов Анатолий Иванович