Стогов Илья Юрьевич


СТО́ГОВ Илья Юрьевич (псевд. Виктор Банев, Георгий Оперской, Стогоff и др.) [15.12.1970, Л-д] - прозаик, журналист.

Детство прошло в центре Л-да, в доме на набережной Невы. В первый класс пошёл в лен. школу № 185. Через два года семья переехала на о. Сахалин, где мать работала преподавателем для глухонемых детей, С. жил в интернате при школе. После возвращения в Л-д семья поселилась в Купчино. Учился в школе № 302.

После окончания восьми классов средней школы С. учился в ПТУ. За семь месяцев сменил четыре училища, потом вместе с группой «Браво» уехал на гастроли по стране. Вернувшись, устроился работать продавцом спортивных велосипедов, параллельно учился в школе рабочей молодежи. Позже работал закройщиком по коже, учителем физ-ры в школе, переводчиком, охранником и барменом, но в осн. нелегально менял иностранцам валюту. В 1990-м впервые попробовал выехать из страны, отбыл в Зап. Берлин.

В вуз С. пытался поступить четыре раза, но каждый раз проваливал вступ. соч. В результате, отчаявшись, решил уехать на пмж в США. В авг. 1991 получает американскую визу, но в посл. момент решает сделать еще одну попытку ― и поступает в Российскую Христианскую гуманитарную академию, закончив кот. получил степень магистра богословия (науч. рук. проф. физического фак-та СПбГУ Р. Светлов, отец барабанщика группы Amatory Д. Светлова). В 1995 С. представлял Россию на V Всемирном Форуме католической молодежи в Маниле (Филиппины), в рамках этого мероприятия присутствовал на приеме у папы римского Иоанна Павла II.

С кон. 1980-х работает журналистом. Перв. место работы в этом кач-ве - муз. ж. «Ровесник»; перв. ст. С. была посвящ. панк-року. С 1992-го пробует работать в петерб. газ., успешнее всего было сотрудничество с газ. «Смена». В кн. « Таблоид » утверждает, что был единственным журналистом, кот. дал телефонное инт. Далай-лама XIV.

В 1997-м стал ред. глянцевого ж. «Мир Петербурга». Параллельно работает пресс-секретарем в казино, ред. эротического изд-ва, участвует в ТВ-проектах, в работе РС. В 1999 назван «Лучшим журналистом СПб.».

В 1997–98 вышли перв. романы С.: « Череп императора » и « Камикадзе ». Резонанса их выход не имел. В «Камикадзе» впервые затронул тему полит. радикализма. Персонажи романа, действие кот. происходит в России 1990-х, - молодые террористы, осуществляющие кровавые акции в духе «городских партизан» и вынашивающие планы гос. переворота. Постеп. обнаруживается, что вся их тайная деятельность направлялась и контролировалась спецслужбами, кот. преследовали собств. цели. Гл. героем романа является молодой писатель Даниил Сорокин, кот. поначалу входит в организацию террористов как агент спецслужб, затем, когда после разрыва с любимой девушкой жизнь для него утратила смысл, превращается в искреннего ненавистника существующего порядка. В финале он захватывает воен. самолет, чтобы произвести атаку на Кремль. Сам С., комментируя роман, утверждает, что в тот период находился в состоянии глубокого психологич. кризиса ― ушел из семьи, много пил, по сути потерял работу. Выйти из кризиса ему помогли именно молодые троцкисты, с кот. в тот период он много общался. Членом какой-либо из полит. организаций С. не стал, но до сих пор признается в симпатиях к «красной» идеологии.

В следующем году С. пишет свой самый изв. роман « Мачо не плачут ». Роман состоит из трех относительно самостоятельных частей. Гл. действующим лицом произведения является очевидно автопсихологический персонаж - молодой петерб. журналист, пребывающий в состоянии тяжелейшей депрессии. Значительное место в романе занимает подробное, выдержанное в традициях «грязного реализма» изображение алкогольных эксцессов. С. выстраивает повествование, организованное точкой зрения одинокого, погруженного в перманентное пьянство (а иногда и наркотики) героя, явно ориентируясь на опыт Д. Керуака, Ч. Буковски, Э. Лимонова и др. культовых прозаиков втор. пол. ХХ в. Оригинальной особенностью романа «Мачо не плачут» является отказ С. от попыток наделить героя-алкоголика полноценной интеллектуальной рефлексией, обаянием, укоренить в каком-либо социально-ист. контексте и развернуть «высокие», философско-идеологич. мотивировки его душевной драмы. Кризисное состояние героя лишь отчасти можно объяснить разочарованием в семейной жизни, неразделенной любовью, утратой ценностных ориентаций (впрочем, судя по содержащимся в тексте многочисленным экскурсам в прошлое, у него и раньше не было никаких идеалов и иллюзий) и т.д., однако по сути дела причины духовной опустошенности автопсихологич. персонажа ускользают от внятных объяснений и завершающих определений. Представляется, что именно отсутствие привычного объяснительно-моралистического дискурса и стало гл. причиной популярности романа. Сам автор уверяет, что текст был написан всего за девять дней. Однако опубл. роман С. не удавалось на протяжении почти двух лет (роман был отвергнут 14-ю изд-вами). Чтобы добиться согласия на публ. С. устраивается работать в изд-во «Амфора» пресс-секретарем и пост. напоминает руководству о своем романе. В этот период сблизился с лит. группой «Петербургских фундаменталистов» (П. Крусанов, С. Носов, А. Секацкий). Правда, очень быстро их пути разошлись.

Будучи опубл. в 2001-м, «Мачо не плачут» сразу стал бестселлером («Роман года» ― 2001), автор был назван писателем года. С. неоднократно рассказывал в инт., что эти события совпали с рождением его второго ребенка, после кот. он окончательно вернулся в семью и перестал употреблять алкоголь.

В то же вр. к С. проявляет интерес изд-во ― «Эксмо». След. книга С. (« mASIAfucker ») выходит именно там, однако всего через два года, в одностороннем порядке разорвав контракт, С. возвращается в СПб. и, временно оставив писательство, начинает сотрудничать с Пятым ТВК. Там получает неск. телепремий (в частности на VII Евразийском Телефоруме его проект был назв. «Лучшим развлекательным шоу СНГ»).

В 2001 газ. «КомерсантЪ» С. номинировался на звание «Человек года», с формулировкой «За создание жанра мужской лит-ры». Портрет писателя в 2004 в рамках выставки «Культурное пространство» выставлялся в Эрмитаже.

В 2006-м со скандалом увольняется с ТВ. По его словам, именно в этот период он совершил кругосветное путешествие (роман « Апокалипсис вчера »). Тогда же начинает выходить его книжн. проект «Stogoff Project». В рамках данной серии С. публ. книги авторов, рассказывающих о том, что происходит «здесь и сейчас». Стилистика работ самого С. в это вр. кардинально меняется. В дальнейшем худож. прозы он практически не пишет. Теперь его привлекает исключительно жанр журналистского расследования. Он пишет о молодежных субкультурах (« Рейволюция», «Четвертая волна »), о громких преступлениях (« Неприрожденные убийцы »), о времени в кот. мы живем (« Грешники», «Мертвые могут танцевать» ).

Серия карманных путеводителей С. в 2003 получила Большой приз худож. премии «Петрополь». В 2003 и 2007 номинировался на лит. премию «Нац. бестселлер», в 2008 ― на премию «Человек Книги» и премию «Большая книга». По результатам 2004 получил премию «ТелеДебют года» за программу «Неделя в Большом Городе», последняя была номинирована на премию Тэффи.

Кн. С. переведены на европейские и азиатские яз.

Соч.: Череп императора / Под псевд. В. Банев. СПб., 1997; Камикадзе. СПб., 1998; Мачо не плачут. СПб., 1999; Революция сейчас! Неприрожденные убийцы (Скинхеды) СПб., 2001; mASIAfucker. М.-СПб., 2002; 13 месяцев: Сб. рассказов. СПб., 2004; Десять пальцев. СПб., 2004; Рейволюция: Роман в стиле техно. СПб., 2004; Мертвые могут танцевать. СПб., 2005; Грешники. М., 2006; Четвертая волна. СПб., 2006; Апокалипсис вчера: Комм. на видение пророка Даниила. СПб., 2008; Русская книга. М., 2010; Рич & Бьюти: История музыки в девяти найт-клабах. М.-Владимир, 2010; Эра супергероев: История лит-ры в пяти журналах и трех комиксах. М., 2010; Тело в дело. История сексуальной революции в шести миллиардах оргазмов. [Б.м.], 2011; Дас ист фантастиш! История фантастич. лит-ры в девяти изобретениях. [Б.м.], 2011.

А. Тмин

  • Стогов Илья Юрьевич