Стратановский Сергей Георгиевич


Стратано́вский Сергей Георгиевич [5.12.1944, Л-д] - поэт, публицист, эссеист.

Отец ― филолог-классик, переводчик с древних яз. (перевел на русский яз. «Историю» Геродота и «Историю» Фукидида); мать ― преподаватель французского яз. в ЛГУ, впоследствии тоже занималась переводами. Старшеклассником посещал лит. клуб при Дворце пионеров (рук. Н. Грудинина). Познакомился там с В. Кривулиным, дружба с кот. прошла через всю жизнь. Учился на филфаке ЛГУ (1963–68), сначала на французском, а потом на русском отд. Гл. событием студ. жизни было участие в Блоковском семинаре под рук. проф. Д. Максимова. Занимался один год в фольклорном семинаре В. Я. Проппа, испытал влияние Б. Егорова, преподававшего историю критики XIX в. Соучениками С. были поэты В. Кривулин, Е. Игнатова, Е. Шварц, Л. Васильев. В 1969–71 служил в различных НИИ на ред. работе. Семь лет проработал экскурсоводом во Всесоюзном музее А. С. Пушкина. С 1983 работает библиографом в РНБ.

Если не считать школьных опытов, писал стихи с 1968. Стал посещать ЛИТО при СП, рук. Гл. Семенов. Товарищами его были В. Кривулин, Е. Игнатова, Т. Буковская, М. Гурвич (Яснов), Вл. Кривошеев, Б. Куприянов, О. Охапкин, Т. Царькова, П. Чейгин, В. Ширали и др. С нач. 1970-х участвовал в движении «второй культуры», в частности, религозно-философском семинаре В. Кривулина и Т. Горичевой, печатался в самиздатских ж-лах. С 1980 со своим другом К. Бутыриным выпускал ж. «Диалог» (вышло 3 номера), с 1981 ― лит.-критич. ж. «Обводный канал» (вышло 19 номеров; ведущая роль в составлении и редактировании ж. принадлежала Бутырину). Принял актив. участие в деятельности «Клуба-81».

Перв. публикация на родине состоялась в клубном сб. «Круг», вышедшем в 1985. До этого были опубл. только за границей, перв. из них - в альм. «Аполлон-77» (Париж, 1977). С нач. 1990-х регулярно публ. в «Звезде», подборки стихов появлялись в «Арионе», «Знамени», «Мире Паустовского», «Новом мире», «Согласии», «Волге», «Последнем экземпляре», «Роднике» (Рига) и в некот. изд. русского зарубежья. С 1993 выпустил 9 кн. стихов в России и 5 кн. за рубежом. В 1995 стал лауреатом Царскосельской премии, в 2000 - стипендиатом Фонда им. И. Бродского, вошел в short-list премии Андрея Белого, в 2001 получил премию ж. «Звезда» за лучшую поэтич. публ. В 2004 получил Пастернаковскую премию, а в 2010 премию «Московский счет» за кн. «Оживление бубна», премию «Anthologia» ж. «Новый мир» и премию Андрея Белого. Затем в 2011 году стал лауреатом премии им. Дж. Кардуччи (Италия), а в 2013 – лауреатом премии «Живая легенда» VIII Международного фестиваля «Биеннале поэтов». С 1999 член СП СПб., с 2001 ― Международного ПЕН-Центра.

Стихи С. переводились на английский, болгарский, голландский, иврит, итальянский. литовский, немецкий, польский, финский, французский и эстонский яз.

Помимо стихов пишет публиц. статьи и эссе.

В совр. русской поэзии С. остается одним из очень немногих поэтов, относящихся к своему ремеслу и его мат-лу абсолютно серьезно: «он последовательно движется против общего стилевого течения, каковое можно определить как стремление вообще отказаться от оппозиции верха и низа в поисках нулевого, тотально демократичного письма <…> Напротив, поэзия Стратановского вызывающе авторитарна, в ней действует властный эстетический императив, подчиняющий свободу читателя жесткой, порой жестокой иерархии нравственно-душевных задач» (Кривулин В. Сквозь призму боли и ужаса // Стратановский С. Тьма дневная. М., 2000). У С. много лирич. стих., но главнейшее его свойство - способность к объективному письму, поэт сосредоточен на описываемом явлении, ощущении, а не на себе. С. на всех этапах своего тв-ва умел совмещать почти гиньольное остроумие с серьезностью, преодолевающей иронию, но не зачеркивающей ее. «Веселый издевательский “капустнический” текст, почти “иртеньевский”, почти “приговский”, обрывается на высокой трагической ноте», ― так пишет Н. Елисеев о стих. «Вот фонтан “Три источника”…».

Не всегда очевидная гражданская составляющая стихов и статей С. проявилась с самого начала и, возможно, была определяющей: одним из гл. импульсов к тв-ву в 1968 стала Пражская весна и введение танков в Чехословакию. История, в особенности история революций и всяческих катаклизмов человечества в ее трагич. понимании была всегда предметом пристального внимания поэта. Так, в одном из самых знаменитых стих. С. раннего периода, двухчастной композиции «Суворов» ― о подавлении восстания Костюшко - «спор «мятежей болвана» и «юродивого Империи» ― антиномичен, неразрешим. <…> Суворов и в победе болен, и в победе слаб, раздвоен, и потому заслуживает оправдания» (Н. Елисеев). Критик добавляет, что это почти полемика с Бродским, для кот. Жуков и в поражении велик, и оправдан именно поэтому. Подавление мятежа кончается общим позором: «И пьют из грязной чаши мира / Россия с Польшей, две больных сестры». О чем бы ни писал С., темы восстания, несправедливости, боли, позора, недоумения, прометеевской трагедии не покидают его стихи.

Несмотря на значительную эволюцию поэзии С., в ходе кот. он чутко отзывался на каждую из проживаемых им и российским обществом эпох, исследовал их глубинные причины, центр этой поэзии остается единым. Определить его пытались многие исследователи, так как на чувственном, интонационном уровне он очевиден: что-то связанное с человеч. страданием, с попытками оправдания Бога, человека, жизни, тв-ва перед лицом страдания, страха и отчаяния. Одна из самиздатских кн. С. называлась «В страхе и трепете» . Голос поэта ближе всего к голосу Иова, страждущего не только и не столько за себя, сколько за великих и за ничтожных мира сего, от пророков, царей и полководцев до булгаковского Шарикова. Эти переживания выражаются в 1970–80-е в форме экзистенциального ужаса, вкрапленного в повседневность Л-да, «научной фантастики в стихах» по мотивам фёдоровской утопии, историч. полотен, комментариев на полях Ветхого и Нового завета; в нач. 1990-х - в философско-репортажных социальных стихах (Стихи. СПб., 1993). Наиболее полно философскую линию тв-ва С. раскрывает, самое широкое разнообразие тем дает кн. «Тьма дневная» (М., 2000). В эпоху чеченских войн С. возвращается к ист. теме, осмысленной теперь через каждодневные зловещие известия, в частности, пишет действо о чеченском Прометее - Пхармате («Рядом с Чечней», 2002), затем следует кн. по мотивам мифологий малых народов, населяющих Россию («Оживление бубна», 2009), затем - книга-размышление о библейских сюжетах и их совр. отражении («Смоковница», 2010)

Вместе с тем С. нельзя назвать поэтом пессимистическим. Трагич. взгляд на жизнь, сострадание мукам телесным и духовным - вовсе не означают для поэта безверия и отчаяния. Публичные чтения, а иногда и книги С. оканчивает стихами, вселяющими надежду («Сомнения волхва» ,«Deusconservatomnia» и др.).

Гражданское самосознание и поэзия родились в С. в один и тот же год - 1968, и, следовательно, его позиция поэтическая никогда не вступала в противоречие с позицией гражданской. Как исследователь лит-ры, историк и публицист С. отличается особой строгостью в приведении и трактовке фактов. С др. стороны, особенно в статьях о поэзии он выступает прежде всего как поэт, давая уникальный опыт интерпретации худож. текста «изнутри» поэтич сознания.

«Автобиография» С. вошла в изд.: Лица Петербургской поэзии: 1950–1990-е гг. Автобиографии. Авторское чтение: Мат-лы к энц. / сост. Ю. Валиева. СПб., 2011.

Соч.: Стихи. СПб., 1993; Тьма дневная. М., 2000; Niedaleko od Czeczenii. Podkowa Leśna, 2001 (цикл «Рядом с Чечней» на рус., польск. и чеченском яз.); Рядом с Чечней. СПб., 2002; На реке непрозрачной. СПб., 2005; Оживление бубна. М., 2009; Buio diurno. Torino , 2009 (на рус. и ит. яз.); Смоковница. СПб., 2010; Граффити.СПб., 2011; Иов и араб. СПб, 2013; Молотком Некрасова. СПб., 2014; Graffiti. Firenze: Passigli Editori, 2014 (на рус. и ит. яз.); Graffiti. Gdańsk, 2015 (на рус. и пол. яз); Нестройное многоголосие. СПб., 2016; Стихи // Царскосельская антология / сост., вст. ст., подгот. текста и прим. А. Ю. Арьева. СПб.: Вита Нова, 2016; Muddy River. Manchester, Carcanet press, 2016 (на англ. яз); Les Ténèbres diurnes. Strasbourg, les éditions Circè, 2016 (на рус. и фр. яз.).

Биогр.: Лица петербургской поэзии: 1950–1990-е гг. Автобиографии. Авторское чтение: Материалы к энц. / сост. Ю. Валиева. СПб., 2011.

Лит.: Мамонтов К. [Бутырин К.] О стихах Сергея Стратановского // Обводный канал. 1981. № 1 (То же // Памяти Кирилла Бутырина СПб., 2017); Крейд В. Стратановский и ленингр. поэтическая школа // Новый ж-л. 1984. Кн. 155; Кривулин В. «Клянчущие метафизики» и «девка–утопия» // Канун: Русские утопии. СПб.,1995; Кривулин В. Сергей Стратановский: К вопросу о петербургской версии постмодерна // НЛО. 1996. № 19.; Дмитриев В. Авангардисты седьмого дня и поэт Стратановский // Звезда. 1997. № 9; Рогов О. О поэзии С. Стратановского // Волга. 1999. № 9; Елисеев Н. Клерк-соловей // Вопросы лит-ры. 2000. № 5; Майков А. Сергей Стратановский - реализм похожий на сюр // Мариенталь: альм. Павловск, 2003; Арьев А. Зырянин Тютчев // Звезда. 2004. № 12; Карасти Р. [Рогинский Б.]. Пусть он запишет // Звезда. 2005. № 5; Sabbatini M. Erostrati di Sergej Stratanovskij // “Quel che si metteva in rima”: Cultura e poesia underground in Leningrado. Salerno, 2008; Рогинский Б. Из-за моря // Звезда. 2010. № 3; Бак Д. О поэзии Владимира Салимона и Сергея Стратановского // Октябрь. 2010. № 6; Sergei Stratanovskii: Christianity and Historiography// Zitzewitz, von J. Poetry and the Leningrad Religious-Philosophical Seminar 1974–1980. Cambridge, 2016; Елисеев Н. Бормотание времени // Елисеев Н. Против правил. СПб., 2014. Арьев А. О Боге и боли // Урал. 2017. № 1. Сайт премии Андрея Белого <belyprize.ru>

Б. Рогинский

  • Стратановский Сергей Георгиевич