Стремяков Иван Степанович


СТРЕМЯКО́В Иван Степанович [12.9.1941, дер. Староабрамкино Колпашевского р-на Томской обл. - 6.10.2017, СПБ, похоронен в Стрельне ] - поэт.

Родился в спецпоселении для ссыльных в большой крестьянской семье, 11-м ребенком. Отец в Гражданскую войну служил в армии Колчака, затем вместе со своим полком перешел на сторону красных. Вернувшись на Алтай, батрачил; в нач. 1930-х отец с семьей был раскулачен и выслан в Томскую обл., лишь через тридцать семь лет полностью восстановлен в правах; шестеро детей погибли в младенч. возрасте.

Природа Сибири способствовала формированию души будущего поэта. Отец брал Ивана на рыбалку; знал много стихов и народных песен. Братья и сестры участвовали в колхозных праздниках, писали сценарии, пробовали себя в поэзии. Перв. стих. С. напис. в 7 лет. Перв. публ. - в районной газ. в 1955.

По окончании средней школы работал в колхозе, затем служил в армии, в дивизии им. Ф. Э. Дзержинского в М. Встречал космонавтов на Красной площади, приветствовал Фиделя Кастро, бывал в Большом театре, Дворце съездов.

В 1970 окончил Томский гос. мед. ин-т, работал врачом-педиатром в с. Панкрушха на Алтае. Рукопись стихов отослал в Барнаул и получил доброжелательный отзыв поэта Л. Мерзликина. В 1975 переехал в Тольятти, где работал педиатром. Серьезной школой мастерства стало участие в ЛИТО «Лада» при Волжском автозаводе под рук. Я. Кауфмана, затем В. Рашевской и посещения секции поэзии Куйбышевской организации СП под рук. Б. Соколова. С. публ. в альм. «День поэзии», «Волга, «Истоки». На конф. молодых литераторов в Куйбышеве рукопись С. была признана лучшей и вскоре вышла перв. поэтич. книжка « Весенние льды » (1982).

В 1985 С. переехал в Л-д, где работал врачом скорой помощи (1985–93). Втор. кн. « Глухомань » (1992) имела успех. Деятельное участие в судьбе С. приняли Ю. Шесталов, И. Сергеева, В. Кузнецов. Принят в СП России в 1994. С. вел собств. поэтич. студию «Стремяковские пятницы» (2002–05). Публ. в ж. «Наш современник», «Нева», «Звезда», «Аврора», «Сельская новь» и др.

Творч. облик С. рисует Т. Батурина: «Душа поэта… импульсивная, порывистая, порой даже слабая, отважно устремившаяся к постижению вечных ценностей, всегда готовая как к печали, так и к радости и хорошей песне, душа, которая скрывается за обличьем кряжистого, крепкого мужика с руками многоопытного хирурга». Ритмика, рифмы, образы С. просты, его стихи лишены затейливых метафор, но искренни и неизменно находят отклик в душах читателей. С. продолжает традиции Есенина, Рубцова. Г. Горбовский относил С. к числу своих любимых поэтов: «Есть в стихах Стремякова сердечность».

Гл. темы С. - беды, постигшие деревню, ее люди («три бабки да четыре деда, как небо рушится, глядят»), коллизии деревенского и городского образа жизни; поколение, обретающее вновь утраченную духовную почву. «Он не только скорбит о запустении дорогой сердцу деревни, но и пытается воспринимать самый факт диалектически, в связи с возможными его последствиями в жизни природы и общества. В безмолвии российской глуши он сумел расслышать нечто значительное и грозное», ― утверждает Батурина, приводя строки: «Не безотрадно и не просто / столбы угрюмые торчат, / молчат курганы и погосты, / но, Боже, как они молчат!»

Энергия прошлого, память поколений, воспоминания о пережитом - темы мн. стих. С. (« Не беда, что выросла сурепка... », « Старая истина », « Половодье »). Некот. из стих. дали повод критикам называть С. эпигоном Рубцова (ср. в стих. « Колодец »: «Россия, Русь, немолкнущее эхо, / Я слушаю твои колокола»). Отмечали и упрощенность поэтич. мысли (напр., в строках «Береги убогие домишки, / тополя, рябину, огород, / Выпекай оладьи и коврижки, / а не то Россия пропадёт!»).

«Письмо С. скуповато-отрывисто, но почти всегда точно и динамично, оно не затянуто описаниями и не загромождено деталями. <…> Автор пишет штрихами, будто бы случайно выхватывая зрением то одну, то другую сторону жизни, а получается законченная картина» (Б.Краснов). Достоинство поэзии С. - простая, ясная и вместе с тем многомерная образность. К числу творч. удач относятся стихи « Плач по русской березе » (утрачивая свой срубленный символ, родина превращается в мертвую пустыню, карающую за недобрые дела), или « Синеют стога и овины… », где ист. путь русского народа: «Мы много в пути потеряли, / Но душу свою сберегли». Ист. память помогает, несмотря на горькие раздумья, сделать оптимистич. вывод: «Мы здесь, на земле, не одни - нам звезды удачу пророчат». Есть стихи, где поэтич. образ стих. запоминается сразу, как, напр., в стих. « Две Катюши » (речь идет о ракетной установке и песне): «И была в этой песенке сила, / Что на доты бросала парней. / Две Катюши спасали Россию, / Неизвестно, какая сильней».

В зрелом тв-ве С. нарастает мотив безнадежности поисков смысла бытия, ощущение пролетающей мимо жизни, когда «нету в душе мой сирой любви и порядка» (« Опять ощущаю я горечь потерь и утрат »). Мечту о своем доме сменяет мрачная картина реальности: «Ветхие избушки, улицы косые, / в поле позабытом травы-ковыли. / Что же сотворили мы с тобой, Россия? / На какие муки сдуру обрекли?».

Одна из сквозных тем поэзии С. - мучительная раздвоенность между СПб., городом «красы холодной», и деревней с ее «сенокосною тоской»: «Умру, наверное, раздвоен: / не сельский и не городской» (« Ну вот и наступила зрелость… »). Метания лирич. героя, противоречивые, порой взаимоисключающие суждения, смысловые странности (соседство мрачного настроения с радужными картинами, ощущение и «ужаса», и «радости» от умирания страны и т.п.), - все это «следствие приобщения глубинно деревенского человека к городу» (Т. Батурина)

Публиц. стихи С., его политические тирады, по единодушному мнению критики, не принадлежат к сильной стороне его тв-ва, страдают наивностью («Ты России моей надоел… / Ограничь-ка себя, беспредел»). Там, «где образный язык уступает место публицистике, полноводная река его поэзии значительно мелеет» (Т. Батурина).

На стихи С. напис. 60 песен, в т.ч. Г. Заволокиным (« Вологда », « Золотая гармошечка », « Благодарность »), В. Панченко (« Захирела русская деревня », « В лесу под Варшавой », « Две конницы »), В. Симоненко, В. Царевой и др. Песни звучат с телеэкрана, по радио, в концертных залах России.

Неоднократный победитель лит. конкурсов в Тольятти, лауреат премии им. Н. Рубцова (2000), премии «Ладога» им. А. А. Прокофьева (2010).

Соч.: Весенние льды. Куйбышев, 1982; Глухомань. СПб.,1992; Утренний паром. М., 1995; Другой земли нет. СПб., 1997; Избр. лирика. СПб., 1999; Два берега. СПб., 2001; Краснотал. СПб., 2002; Тёщины блины. СПб., 2009; Стихотворения. СПб., 2010; «Поэзию любят красивые люди…» / Сост. А. Г. Раков. СПб., 2013. 

Лит.: Батурина Т. 1) «Мы здесь, на земле, не одни...» // Батурина Т. Ратоборцы слова. СПб., 2008; 2) «Странности» поэта Ивана Стремякова // Там же; Биобиблиогр. справочник СПбО СП России / сост. А. И. Белинский. СПб.: Дума, 2011; Ахматов А., Астафьев Н. Стремяков - лауреат Прокофьевской премии 2010 // https://al-ah.livejournal.com/70840.html ; Краснов Б. Поэт этой земли. О книге стихотворений И. Стремякова «Другой земли нет» // Невский альм. 2017. № 6; Вечер памяти Ивана Стремякова // http://dompisatel.ru/?p=8335 (16.10.2017).

А. Любомудров

  • Стремяков Иван Степанович