Стрижак Олег Всеволодович


СТРИЖА́К Олег Всеволодович [9.11.1950, Керки, Туркмения] - поэт, прозаик, драматург, переводчик, историк.

Отец - офицер-фронтовик, артиллерист, погиб на воен. службе в 1955; мать - преподаватель английского яз. в вузах. Учился в Лен. суворовском училище (1961–67); окончил веч. школу с золотой медалью (1968), учился на веч. отд. в техническом вузе. Работал слесарем-механиком на участке, где изготавливались приборы для космич. аппаратов (1967–69). Служил на Черноморском и Балтийском флотах (1969–72), в должности старшины команды гидроакустиков на испытаниях нового оружия; в составе аварийно-спасательной партии четыре раза высаживался на терпящие бедствие суда; офицер запаса ВМФ. В 1963 начал печ. как внештатный корр. в газ. «На страже Родины», с 1970 печ. в газ. «Страж Балтики», «Сов. моряк», «На страже Заполярья», «Смена», «Веч. Л-д», с 1973 - профес. журналист, корр. газ. «Строитель». Закончил заочное отд. фак-та журналистики ЛГУ (1974–77). С 1976 по 1981 работал ред. ист. лит-ры в изд-ве «Лениздат»; в 1981–83 - корр. газ. «Смена». В 90-е - гл. ред. газ. «Нива». Член СП СССР с апр. 1984. Живет в Л-де с 1958.

По признанию самого С., писать он начал восемь лет и всегда знал, что станет писателем; перв. публ. состоялась в 1969. В газ., ж., сб., альм. «День поэзии», «Молодой Л-д» опубл. стихи С., переводы с французского, повести и пьесы («День грядущий тёмен и неведом…» // Строитель. 1969. № 89; Простенько и со вкусом : Одноактная пьеса. М., 1977; Такая работа : Одноактная пьеса. М., 1977; В год раннего снега : Одноактная пьеса. М., 1978; Вёсла : Повесть. Л., 1978; Письмо Татьяны Л. : Одноактная пьеса. М., 1979; Дешевое колечко : Пьеса в одном действии. М., 1979; Воскресным утром : Пьеса в одном действии. М., 1980; Специальность : Повесть // Нева. 1980. № 7).

В 1981 вышла кн. С. « Долгая навигация », в кот. автор рассказывает о жизни на небольшом воен. корабле. Мир, изображаемый С., сам по себе сюжетен. Перв. название книги, по мнению автора, было более точным: «Навигация, четыре темы», это создавало свободу внутри книжки - свободу нерассказанного. Худож. произведения - вымысел, но со временем, книга С. стала казаться документом, дневником… Одной из гл. для автора является проблема выбора: так, создавая кн., отбирая мат-л, автор решил, что на свой корабль не возьмет «ни одного дурака, ни одного подлеца» (Долгая навигация, 1990). Герои его произведения не раз сталкиваются с проблемой выбора. Кн. состоит из четырех «тем»: «Весла», «Специальность», «Письмо Татьяны Л.», «Осень». Пьеса С. «Письмо Татьяны Л.» вошла в антологию «Сов. одноактная драматургия» (М., 1982). «Долгая навигация» прошла неск. кругов цензуры, многое было вычеркнуто из первоначального варианта. В 1982 приказом ГПУ СА и ВМФ книга была запрещена к поступлению в воен. библиотеки.

В 1979 был начат роман С. « Мальчик » (Дружба народов. 1991. № 8, 9 (журн. вар.); перв. часть полностью опубл. в 1993). Специфику романа определяет его жанр (подзаголовок звучит как «роман в воспоминаниях, роман о любви, петерб. роман в шести каналах и реках», так же называется он в переводе на французский). Необычна структура романа: «ход изложения… прерывается, петляет, то есть по несколько раз возвращается к одному и тому же, затуманивается отступлениям, и очень часто из одной точки… исходят и движутся в различных направлениях два, три, четыре несовместимых варианта повествования» (М. Черняк), «это еще и игра - с читателем, игра писателя с самим собой…» (И. Кулагин). «”Мальчик” - даже не “роман в романе”, а роман о почти бесконечном количестве романов…» (А. Лебедев). «Объединяющим началом романа» (М. Галина), его гл. героем становится СПб., «трудный город». Он влияет на мироощущение героев, их поступки; они подвластны мистике водной стихии СПб.: «Все окончилось речкой Карповкой; а начиналось Фонтанкой. Фонтанка! затем был канал Грибоедова, Мойка; затем Петроградская сторона, Кронверка, тихая Карповка… что будет со мной? судьба, описав кольцо, привела меня вновь на Фонтанку, и это меня пугает, Мистика петербургских рек и каналов не отпускает меня, и кружится в мыслях нелепица вроде: Нева родила Фонтанку, Фонтанка родила Мойку, Мойка родина Грибоедов канал. Канал Грибоедова вернулся в Фонтанку. Фонтанка и Мойка вернулись в Неву, так случилось однажды, и длится - всегда…» СПб. - пограничный, пороговый город, жить в нем - постоянно балансировать «между» и «над». Движение вечных потоков воды является своего рода эмблемой романа. По словам М. Черняк, «мистика и сумасшествие дьявольского Петербурга уточняются С. сумасшествием героя, воспринимающего город как литературный текст», безумие - своего рода «метод осмыслять бессмысленное и немыслимое». Герой смотрит на город через чужое слово, через Литературу. Здесь живут лит. герои и писатели, которые их создали, «в роман С. органично вплетаются строки Ахматовой и Мандельштама, Мережковского и Блока, Белого и Анненского», - отмечает Черняк. Стиль автора изящен, «авторский слог, будто паутина, вязок и в то же время по-набоковски ажурен» (С. Чупринин). «Образец петербургской школы, чей отстраненный, чуть манерный стилизованный слог нельзя спутать ни с каким другим, он сознательно строится на множестве литературных параллелей и аллюзий» (М. Галина). Как «выдающееся произведение русской литературы последней четверти XX века», «образец русской прозы» роман С. «Мальчик» включен в учебную программу ряда ун-тов России и Европы.

В последующие годы автор продолжает обе линии своего тв-ва - документально-ист. и философско-худож. В 1996 выходит кн. « Секреты Балтийского подплава », в которой автор, опираясь на устные рассказы ветеранов Балтийского флот и на сведения, просочившиеся в подцензурной лит-ре, проливает свет на важнейшие события времен Великой Отечественной войны на Балтийском море. Дополнительную главу этой кн. представляет собой исследование « Май 1945-го: Кто мешал Маринеско атаковать? » (1999), в котором С. разоблачает фальсификации, направленные против А. Маринеско. В 2007 выходит исследование « И приснился мне сон, что Октябрьский переворот делали русские генералы » (2007), где автор, опираясь на различные свидетельства, представляет свою версию событий 1917 в России.

В 1999 выходит поэма С. « К Незнакомке » (вперв. текст поэмы напеч. в газ. «Веч. Петербург», 28 июн. 1996). Поэма имеет подзаголовок «Парижская поэма. Поэма из романа» и состоит из двух частей - своего рода эпитафии художнику, «кот. хотел делать эту книжку», состоящей из одного предложения, растягивающегося на неск. страниц, и собственно поэмы, представляющей собой собрание небольших стихотворений с датировкой, объединенных темой любви и города, на этот раз не СПб., а Парижа. Некоторые темы этой поэмы автор развивает в последующих стих. произведениях религиозно-философского толка: « Удары Жезла в дверь » (2002) и « Вторичное Время » (2006). Поэмы С. составляют трилогию.

Произведения С. ставились на лен. ТВ (пьесы « Разговор в покойныхкреслах » (1984) и « Дешевое колечко » (1988) и на Всесоюзном радио («Письмо Татьяны Л.», « Саня и Шура » и др.), за рубежом (List od Tatiana L. Radio Bratislava. 1986, и др.). На киностудии «Леннаучфильм» по сценариям С. были сняты докум. фильмы о моряке и писателе С. Колбасьеве (« Я поэмы этой капитан » (1987), об отношениях Л. Рейснер и Н. Гумилева (« Ариадна » (1989). В 1990-е и 2000-е при участии С. на Российском ТВ поставлен ряд докум. фильмов о деле лейтенанта Шмидта (« Дело лейтенанта Шмидта » и пр.), где на основе архивных документов рассказано о Севастопольском вооруженном восстании 1905 и личности П. Шмидта.

Лауреат Премии М. Горького (1982) за роман «Долгая навигация»; Премии Книж. салона Бордо (1993), номинант лит. премии Медичи (1993) за роман «Мальчик», переведенный на французский яз.

Соч.: Простенько и со вкусом. М., 1977; Такая работа. М., 1977; В год раннего снега. М., 1978; Вёсла: Повесть. Л., 1978; Письмо Татьяны Л.-М., 1979; Дешевое колечко. М., 1979; Воскресным утром. М., 1980; Така робота: Одноактна п'єса (на укр. яз). Киев, 1980; Долгая навигация: Роман. Л., 1981; Мальчик: Роман. Л., 1993; Roman pétersbourgeois en six canaux et rivières. Paris, 1993; Секреты Балтийского подплава: Ист. исследование. СПб., 1996; Май 1945-го: Кто мешал Маринеско атаковать? Ист. исследование. СПб., 1999; К незнакомке: Поэма. СПб., 1999; Вариант: Ист. исследование. Вып. 1–6. СПб., 2001; Вып. 7–11. СПб., 2002; Вып. 12–16. СПб., 2004; Удары Жезла в дверь: Поэма. СПб., 2002; Рассказы о Веллере. СПб., 2002; Вторичное Время: Поэма. СПб., 2006; И приснился мне сон, что Октябрьский переворот делали русские генералы: Ист. исследование. СПб., 2007; Станислава: Пьеса. СПб., 2008.

Лит.: Чупринин С. …И ничего, кроме свободы: Русская лит-ра в 1991 году // Россия. 1992. № 12, 18–24 март.; Zand N. La plus belle ville du monde // Le Monde. 1993, 8 oct.; David J. Comment perdre la tête et se brûler le cœur // VSD. 1993, 7–13 oct.; Mouze Ch. Mémoire, amour : Pétersbourg // La Quinzaine Littéraire. 1993, 18 oct.; Зотов И. Вечная память мертвому Мальчику!: Русский роман, слава Богу, жив // НГ. 1993. 23 окт.; Diatkine A. Saint-Pétersbourg sa ville: Premier roman fleuve d'Oleg Strijak qui charrie «les eaux boueuses» de la Néva // Libération. 1993, 28 oct.; C. W. La nuit est sur la ville // Le Magazine Littéraire. 1993, nov.; Felgine O. Catherine II toujours présente // Le Monde Diplomatique. 1993, nov.; Bosquet A. Oleg Strijak: torrents à Saint-Pétersbourg // Figaro littéraire. 1993, 18 nov.; Blot J. Saint-Pétersbourg, la tumultueuse // Le Quotidien de Paris. 1993. № 4 (392), déc.; Лебедев А. Новый роман для пиковой дамы // Русская мысль. 1994, 13–19 янв.; Галина М. Олег Стрижак. Мальчик. СПб., 1993 // Октябрь. 1994. № 3; Кулагин И. Игры с «Мальчиком» // Светский стиль. 1994. № 3; Черняк М. Образ Петербурга в прозе рубежа XX–XXI вв.: А. Битов, В. Пелевин, О. Стрижак, Т. Толстая, М. Веллер // Черняк М. Совр. русская лит-ра. М., 2008.

У. Палилова

  • Стрижак Олег Всеволодович