Стругацкие Аркадий Натанович и Борис Натанович


СТРУГА́ЦКИЙ Аркадий Натанович [28.8.1925, Батуми - 12.10.1991, М.], СТРУГА́ЦКИЙ Борис Натанович [15.4.1933, Л-д ― 19.11.2012, СПб.] - прозаики, публицисты, сценаристы, переводчики.

Отец - профес. революцио­нер, историк-искусствовед, за неортодок­сальность взглядов был исключен из партии в 1937. Мать - школ. учитель, та­лантливый педагог. Во вр. войны семья С. оказалась в осажденном Л-де. В янв. 1942 отца и Аркадия эвакуировали по «дороге жизни» через Ладогу, мать с больным Борисом осталась в городе. Отец умер в Во­логде, Аркадий оказался в пос. Ташла Орен­бургской обл., откуда годом позже был при­зван в армию. А.С. окончил Актюбинское ми­нометное училище, после чего был откоман­дирован в Военный ин-т иностр. яз., кот. окончил в 1949 по спец. «перевод­чик с японского и английского яз.». До 1955 А.С. служил на Дальнем Востоке переводчи­ком, после демобилизации работал в М. в Ин-те науч. информации, ред. в «Гос­литиздате» и «Детгизе». Б.С. в 1955 окончил математико-механический фак-т ЛГУ по специаль­ности звездный астроном, работал на счет­ной станции Пулковской обсерватории инже­нером-эксплуатационником по счетно-ана­литич. машинам.

Перв. публ. А.С. - повесть « Пе­пел Бикини » (1956), напис. совм. с Л. Петровым еще во вр. службы, посвящ. трагич. событиям, связанным со взрывом водородной бомбы на атолле Би­кини, и осталась «типичным для того вр. примером антиимпериалистической прозы» (В. Кайтох). В янв. 1958 в ж. «Тех­ника - молодежи» опубл. перв. совм. работа братьев - науч.-фантаст. рассказ « Извне », переработан­ный позже в повесть. Годом спустя вышла перв. книга С. - « Страна багровых туч » (1959). Связанные общими героями с этой повестью продолжения - « Путь на Амальтею » (1960), « Стажеры » (1962), а также рассказы перв. сб. С. « Шесть спичек » (1960) положили начало многотомному цик­лу произведений о будущем Мире Полудня, мире, в кот. авторам хотелось бы жить. Эти очень разноплановые произведения от­ражали эволюцию мировоззрения авторов, кот. на мн. лет стали ведущими пред­ставителями сов. фантастики, каждая новая книга кот. становилась событием, вызывала яркие и противоречивые дискус­сии. Неизбежно и неоднократно мн. критики сравнивали мир С. с миром, представленным в утопии И. Ефремова «Туманность Андроме­ды»: «В отличие от героев Ефремова, вполне сознательно приподнимающего их над людь­ми нашего времени, С. наделяют людей буду­щего чертами наших лучших современни­ков» (Е. Брандис, В. Дмитревский).

Перв. книги С. совмещали в себе тради­ции приключ. повести о путешествии, мотив сенсационной тайны, удовлетворяли требованиям соц. реализма. Отличительной особенностью этих книг от образцов тогдашней сов. фантастики были «несхематичные» герои - интеллиген­ты, гуманисты, преданные науч. поиску и нравств. ответственности перед чело­вечеством, оригинальные и смелые фантастич. идеи о развитии науки и техники. Произведения С. органично совпали с перио­дом «оттепели» и отразили веру в светлое будущее и неуклонный прогресс в обществ. отношениях. Программной книгой этого периода стала повесть « Возвраще­ние (Полдень, 22-й век) » (1962), крупны­ми мазками начертавшая увлекательную перспективу будущего человечества, пред­ставители которого - увлеченные покорите­ли космоса, искатели, творч. личности. По сравнению с утопией Ефремова, мир Полудня «отличается пластичностью, пред­метностью, он гораздо более ощутим, реа­лен, обжит, чем величественная панорама „Туманности Андромеды”» (А. Громова).

Но уже в повести « Далекая. Радуга » (1963) появляются тревожные нотки: катаст­рофа на далекой планете в результате экспе­риментов ученых высветила одну из осн. тем тв-ва С. - нравств. выбор человека, оказавшегося в тяжелом положе­нии, когда выбирать нужно между плохим и очень плохим вариантами. В этой же повес­ти авторы впервые обозначили проблему: что будут делать и как себя будут чувствовать в светлом мире Полудня те, кто не способен жить творчески? Столкнуться с прошлым, за­думаться о том, возможно ли скорое избавление от «палеолита в сознании», пришлось сначала героям повести « Попытка к бегст­ву » (1962), а затем сотрудникам Ин-та экс­периментальной истории в повести « Трудно быть богом » (1964). Формально оставаясь в рамках мира Полудня, в повести « Хищные вещи века » (1965) С. обращаются к акту­альным проблемам современности, рисуют гротескную модель будущего потребитель­ского об-ва, кот. теперь представля­ется наиболее вероятной экстраполяцией развития сегодняшнего мира. Композицион­но повесть является «специфически советской антиутопией», первой в русской лит-ре «ан­тиутопией в утопии» (В. Кайтох).

Оставив на время Мир Полудня, С. пишут неск. произведений, не укладывающих­ся в рамки стандартных или традиц. жанров. Искрящаяся юмором и оптимизмом «сказка для научных сотрудников младшего возраста» « Понедельник начинается в субботу » (1965) была продолжена « Сказкой о Тройке » (1968, сокр. 2-й ва­риант; 1989), в которой юмор уступает место жесткой сатире бюрократич. казар­менного социализма. Результаты не замедли­ли сказаться - опубликовавший произведе­ние иркутский ж. «Ангара» перестал сущест­вовать, а сама «Сказка о Тройке» на долгие годы стала недоступной читателям. Подобная участь ожидала и самую сложную в фило­софском отношении повесть « Улитка на склоне » (публ. частями в 1966 и 1968; полностью - в 1988). Действие в по­вести происходит параллельно в двух сопри­касающихся местах - в Лесу и в Управлении по делам Леса. Сов. критика консерва­тивного толка, ополчившись на узнаваемость бюрократич. бестолковщины в Управле­нии, не разглядела мысль авторов о неумоли­мости прогресса, сметающего на своем пути все, что не подходит для новой жизни. А ведь мир повести «соткан из самых разноречивых тенденций общественного бытия. Это неверо­ятный мир. Это мир разного рода обществен­ных потенций, порой весьма мрачных. Перед нами как бы эмбрионы тех или иных вероят­ностных феноменов будущего - того буду­щего, которое возможно, если дать этим эмб­рионам развиться» (А. Лебедев).

Сатирич. повесть « Второе нашест­вие марсиан: Записки здравомысля­щего » (1967) также не вызвала восторга у ортодоксальных критиков; имена персона­жей, позаимствованные у героев греческих мифов, не могли скрыть отзвуков «здесь и сейчас», а гл. вопрос, заданный авто­рами: «Применимы ли понятия: честь, достоинство, гордость - ко всему человечеству? Позволительно ли ему променять „право пер­вородства” на чечевичную похлебку?» - также остался практически незамеченным. Подобная проблема: готово ли человечество ко встрече с неизвестным, в частности, ко встрече с инопланетной цивилизацией, прозвучала и в повести « Отель „У Погиб­шего Альпиниста” » (1970), но в ней С. еще предприняли и рискованный экспери­мент написания фантаст. детектива.

Возвращаясь к Миру Полудня, С. пишут повести « Обитаемый остров » (1969, сокр.; 1971), « Малыш » (1971), « Парень из преисподней » (1974). На эти произве­дения обращено пристальное внимание цен­зуры (при подготовке «Обитаемого острова» к публ. в первом СС в 1991 авторам пришлось восстановить более 900 измене­ний, внесенных в текст под давлением идеологич. контроля), в 1970-е практически не выходит книж. изданий С. Повесть « Пикник на обочине » (1972) после перв. журн. публикации 8 лет не издава­лась и лишь в 1980 вышла в сб. « Неназначенные встречи » в искаженном цензурой виде. Тема Зоны - территории, на кот. после Посещения инопланетян происходят странные явления, и сталкеров, кот. тай­ком проникают в эту Зону, получила продол­жение в фильме А. Тарковского «Сталкер», снятого в 1979 по 9-му варианту сценария С.

Герои повести « За миллиард лет до конца света » (1976) поставлены перед же­сткой необходимостью выбирать между воз­можностью творить или уйти в небытие. «Тут все всерьез - перед нами повесть-размыш­ление о том, какое же место занимает чело­век в мироздании. О выборе пути» (Ю. Смелков). Тогда же напис. роман « Град обреченный » (1975, опубл. в 1988–89), в котором предпринята попытка «построить динамич. модель идеологи­зированного сознания, типичного для самых широких слоев нашего об-ва, проследить его судьбу на фоне меняющейся социальной реальности, исследовать различные фазы его „жизненного цикла”» (М. Амусин), и в частности, драматич. перехода ду­мающих сов. людей от позиции фанатич. веры в коммунистич. идеалы к ус­ловиям идеологич. вакуума, характер­ного для целого поколения. «Эти чуткие к тре­бованиям дня писатели бьют в одну и ту же точку. Недаром доказывают, что недопусти­мы, нравственно преступны эксперименты над человеком и обществом, даже если экспериментаторы движимы самыми вроде бы добрыми побуждениями... Недаром, не боясь повториться, убеждают, что добро, пород­нившееся с насилием, неминуемо перерож­дается в зло - и тем более опасное, что оно-то по-прежнему считает себя добром...» (С. Чупринин). Для этих произве­дений, как и для романа « Хромая судьба » (1982, опубл. в 1986) характерно наделение гл. персонажей автобиографич. чертами. Роман «Хромая судьба», повеству­ющий о жизни пожилого писателя, включает в себя повесть « Гадкие лебеди » (1967; опубл. на Западе без согласия авторов).

В критике отмечалось, что миру, создан­ному С., «недостает богатства, тонкости и глубины человеческих отношений». Если бытовая речь персонажей естественна, то их отвлеченные рассуждения на моральные те­мы порой «тусклы и выспренни, словно взяты из газетной статьи <…> Фантастам близки их герои, истово работающие, чуждые корысти. И, однако, от повести к повести все очевиднее, что, обедняя свой внутренний мир в надежде стать богами, магами, они чем дальше, тем больше смахивают на... упрощенные модели челове­ка» (И. Васюченко). Благодетели человечества, «свой образ жизни они считают единственно достойным и полны презрения ко всему, что находится за пределами их штудий». «Пренебрежение к человеку, если он не бо­рец передовых рубежей», наводит на мысль о разделении С. человечества на «сверхлю­дей, которым все позволено, и просто людей, чей удел подчиняться» (И. Васюченко).

Очередное обращение к Миру Полу­дня - романы « Жук в муравейнике » (1979; премия «Аэлита», 1981) и « Волны гасят ветер » (1985) - подвело окончатель­ный итог утопич. видению. Никакой технич. прогресс не принесет счастья че­ловечеству, если основой его не станет Чело­век Воспитанный, кот. сможет избавиться от «внутренней обезьяны», - таков вывод многолетнего исследования возможного бу­дущего. Тема воспитания стала ключевой для романа « Отягощенные злом, или Сорок лет спустя » (1988) - многопланового пове­ствования, исследующего задачи Учителя на примере двухтысячелетней истории челове­чества. «Смысл всех этих экскурсов в про­шлое видится вот в чем. Один Учитель (даже экстра-класса) не в состоянии одной лишь си­лой своего Знания, своей Убежденности нео­братимо подвигнуть социум к прогрессу (в понимании Учителя) и при этом застрахо­вать свою педагогическую концепцию от искажений во времени. Но и не пытаться сделать это он не может!» (Ф. Снегирев). Роман представляет собой «ка­лейдоскоп ситуаций и эпизодов, переосмыс­ливающих, порой иронически травестирующих канонические религиозно-историч. сюжеты. Здесь и вольная трактовка об­раза Иоанна Богослова, отождествленного к тому же с Агасфером, и конспективный ва­риант истории Распятого в изложении весь­ма неканоничного Иуды» (М. Амусин).

Посл. совм. произведением С. стала пьеса « Жиды города Питера, или Невеселые беседы при свечах » (1990) - предупреждение излишне оптимистич. надеждам новейшего времени.

А.С. напис. неск. произведений в одиночку, под псевд. С. Ярославцев: бурлескную сказку « Экспедиция в преис­поднюю » (1974, части 1–2; 1984, часть 3), рассказ « Подробности жизни Никиты Воронцова » (1984) и повесть « Дьявол среди людей » (1990–91, опубл. в 1993). Никита Воронцов попадает в кольцо времени и мн. раз проживает одну и ту же жизнь, но не в силах что-либо по-настоящему изме­нить в окружающем мире. Ким Волошин, пройдя муки ада в реальной жизни, становит­ся могущественным «дьяволом среди людей», но и он неспособен сделать этот мир хоть чуточку лучше.

После смерти брата Б.С., по его собств. определению, продолжил «пилить тол­стое бревно лит-ры двуручной пилой, но без напарника». Под псевд. С. Витицкий вышли романы « Поиск предназна­чения, или Двадцать седьмая теорема этики » (1994–95) и « Бессильные мира сего » (2003), продолжившие исследование неумолимого рока и возможностей влиять на окружающую действительность.

С. также являются авторами ряда кино­сценариев: « Чародеи » (1978, по мотивам сказки «Понедельник начинается в суббо­ту»), « Отель „У Погибшего Альпинис­та” » (1980), « Пять ложек эликсира » (1985; экранизирован под назв. «Иску­шение Б.»), « День затмения » (1987, по мо­тивам повести «За миллиард лет до конца света»), « Туча » (1987, по мотивам повести «Гадкие лебеди»), « Жук в муравейнике » (1986). Б.С. участвовал в напис. сцена­рия « На исходе ночи » (1985, с К. Лопушанским и В. Рыбаковым; экранизирован под назв. «Письма мертвого человека»; Гос. премия РСФСР, 1986).

С. под псевд. С. Бережков, С. Витин, С. Победин были осуществлены пе­реводы с английского яз. романов А. Нортон, X. Клемента, Дж. Уиндэма. А.С. является переводчиком с японского рассказов Акутагавы Рюноскэ, романов Абэ Кобо, Нацумэ Сосэки, Нома Хироси, Санъютэя Энтё, сред­невекового романа «Сказание о Есицунэ».

Для последнего СС Б.С. подготовил « Комментарии к пройденному » (2000–01; вышли отд. изд. в 2003), в кот. по­дробно описал историю создания произведе­ний С. В сети Интернет Б.С. с июня 1998 вел интервью, в кот. ответил более чем на 6000 вопросов.

Произведения С. изд. в переводах на 42 яз. в 33 странах (более 500 изд.).

Награжден Орденом почета, медалью «Символ Науки», премией Президента РФ в обл. лит-ры и искусства (2002), Гос. премией РСФСР им. братьев Васильевых, лауреат премии им. Высоцкого «Своя колея». Учредитель премии «Бронзовая улитка».

Именем С. назв. малая планета, откры­тая в 1977.

Тело Б.С. кремировано и прах развеян над Пулковскими высотами.

Соч .: СС: В 12 т. М., 1991–93; СС: В 12 т. Донецк, 2000–03.

Лит .: Громова А. Двойной лик грядущего // Альм. НФ. М., 1964. Вып. 1; Брандис Е., Дми­тревский В. Мир будущего в науч. фантастике. М., 1965; Лебедев А. Реалистическая фантастика и фан­тастическая реальность // Новый мир. 1968. № 11; Смелков Ю. Мужество выбора // Дружба народов. 1977. № 6; Чупринин С. Предве­стие // Знамя. 1989. № 1; Васюченко И. Отвергнувшие воскресенье (Заметки о тв-ве Арка­дия и Бориса Стругацких) // Знамя. 1989. № 5; Снеги­рев Ф. Время Учителей // Сов. библиография. 1990. № 1; Шестопалов О. Тридцать лет спустя // Стругацкий А., Стругацкий Б. Хромая судьба; Хищные вещи века. М., 1990; Амусин М. Братья Стругацкие. Иерусалим, 1996; Вишневский Б. Аркадий и Борис Стругацкие. Двойная звезда. СПб., 2003; Кайтох В. Братья Стругацкие // Стругацкий А., Стругацкий Б. СС. Т. 12, доп. Донецк, 2003; Pons S. W. The Second Marxian Invasion: The Dialectical Fables of Arkady and Boris Strugatsky. San-Bernardino, 1991; Howell У. Apocalyptic Realism: The Science Fiction of Arkady and Boris Strugatsky. Peter Lang Publishing, 1995; Русские писатели XX в. Биогр. словарь / Гл. ред. и сост. П. Николаев. М., 2000; Скаландис А. Братья Стругацкие. М., 2008; Умер Борис Стругацкий // Интерфакс. 2012. 19 нояб.

В. Борисов

  • Стругацкие Аркадий Натанович и Борис Натанович