Стругацкие Аркадий Натанович и Борис Натанович
СТРУГА́ЦКИЙ Аркадий Натанович [28.8.1925, Батуми - 12.10.1991, М.], СТРУГА́ЦКИЙ Борис Натанович [15.4.1933, Л-д ― 19.11.2012, СПб.] - прозаики, публицисты, сценаристы, переводчики.
Отец - профес. революционер, историк-искусствовед, за неортодоксальность взглядов был исключен из партии в 1937. Мать - школ. учитель, талантливый педагог. Во вр. войны семья С. оказалась в осажденном Л-де. В янв. 1942 отца и Аркадия эвакуировали по «дороге жизни» через Ладогу, мать с больным Борисом осталась в городе. Отец умер в Вологде, Аркадий оказался в пос. Ташла Оренбургской обл., откуда годом позже был призван в армию. А.С. окончил Актюбинское минометное училище, после чего был откомандирован в Военный ин-т иностр. яз., кот. окончил в 1949 по спец. «переводчик с японского и английского яз.». До 1955 А.С. служил на Дальнем Востоке переводчиком, после демобилизации работал в М. в Ин-те науч. информации, ред. в «Гослитиздате» и «Детгизе». Б.С. в 1955 окончил математико-механический фак-т ЛГУ по специальности звездный астроном, работал на счетной станции Пулковской обсерватории инженером-эксплуатационником по счетно-аналитич. машинам.
Перв. публ. А.С. - повесть « Пепел Бикини » (1956), напис. совм. с Л. Петровым еще во вр. службы, посвящ. трагич. событиям, связанным со взрывом водородной бомбы на атолле Бикини, и осталась «типичным для того вр. примером антиимпериалистической прозы» (В. Кайтох). В янв. 1958 в ж. «Техника - молодежи» опубл. перв. совм. работа братьев - науч.-фантаст. рассказ « Извне », переработанный позже в повесть. Годом спустя вышла перв. книга С. - « Страна багровых туч » (1959). Связанные общими героями с этой повестью продолжения - « Путь на Амальтею » (1960), « Стажеры » (1962), а также рассказы перв. сб. С. « Шесть спичек » (1960) положили начало многотомному циклу произведений о будущем Мире Полудня, мире, в кот. авторам хотелось бы жить. Эти очень разноплановые произведения отражали эволюцию мировоззрения авторов, кот. на мн. лет стали ведущими представителями сов. фантастики, каждая новая книга кот. становилась событием, вызывала яркие и противоречивые дискуссии. Неизбежно и неоднократно мн. критики сравнивали мир С. с миром, представленным в утопии И. Ефремова «Туманность Андромеды»: «В отличие от героев Ефремова, вполне сознательно приподнимающего их над людьми нашего времени, С. наделяют людей будущего чертами наших лучших современников» (Е. Брандис, В. Дмитревский).
Перв. книги С. совмещали в себе традиции приключ. повести о путешествии, мотив сенсационной тайны, удовлетворяли требованиям соц. реализма. Отличительной особенностью этих книг от образцов тогдашней сов. фантастики были «несхематичные» герои - интеллигенты, гуманисты, преданные науч. поиску и нравств. ответственности перед человечеством, оригинальные и смелые фантастич. идеи о развитии науки и техники. Произведения С. органично совпали с периодом «оттепели» и отразили веру в светлое будущее и неуклонный прогресс в обществ. отношениях. Программной книгой этого периода стала повесть « Возвращение (Полдень, 22-й век) » (1962), крупными мазками начертавшая увлекательную перспективу будущего человечества, представители которого - увлеченные покорители космоса, искатели, творч. личности. По сравнению с утопией Ефремова, мир Полудня «отличается пластичностью, предметностью, он гораздо более ощутим, реален, обжит, чем величественная панорама „Туманности Андромеды”» (А. Громова).
Но уже в повести « Далекая. Радуга » (1963) появляются тревожные нотки: катастрофа на далекой планете в результате экспериментов ученых высветила одну из осн. тем тв-ва С. - нравств. выбор человека, оказавшегося в тяжелом положении, когда выбирать нужно между плохим и очень плохим вариантами. В этой же повести авторы впервые обозначили проблему: что будут делать и как себя будут чувствовать в светлом мире Полудня те, кто не способен жить творчески? Столкнуться с прошлым, задуматься о том, возможно ли скорое избавление от «палеолита в сознании», пришлось сначала героям повести « Попытка к бегству » (1962), а затем сотрудникам Ин-та экспериментальной истории в повести « Трудно быть богом » (1964). Формально оставаясь в рамках мира Полудня, в повести « Хищные вещи века » (1965) С. обращаются к актуальным проблемам современности, рисуют гротескную модель будущего потребительского об-ва, кот. теперь представляется наиболее вероятной экстраполяцией развития сегодняшнего мира. Композиционно повесть является «специфически советской антиутопией», первой в русской лит-ре «антиутопией в утопии» (В. Кайтох).
Оставив на время Мир Полудня, С. пишут неск. произведений, не укладывающихся в рамки стандартных или традиц. жанров. Искрящаяся юмором и оптимизмом «сказка для научных сотрудников младшего возраста» « Понедельник начинается в субботу » (1965) была продолжена « Сказкой о Тройке » (1968, сокр. 2-й вариант; 1989), в которой юмор уступает место жесткой сатире бюрократич. казарменного социализма. Результаты не замедлили сказаться - опубликовавший произведение иркутский ж. «Ангара» перестал существовать, а сама «Сказка о Тройке» на долгие годы стала недоступной читателям. Подобная участь ожидала и самую сложную в философском отношении повесть « Улитка на склоне » (публ. частями в 1966 и 1968; полностью - в 1988). Действие в повести происходит параллельно в двух соприкасающихся местах - в Лесу и в Управлении по делам Леса. Сов. критика консервативного толка, ополчившись на узнаваемость бюрократич. бестолковщины в Управлении, не разглядела мысль авторов о неумолимости прогресса, сметающего на своем пути все, что не подходит для новой жизни. А ведь мир повести «соткан из самых разноречивых тенденций общественного бытия. Это невероятный мир. Это мир разного рода общественных потенций, порой весьма мрачных. Перед нами как бы эмбрионы тех или иных вероятностных феноменов будущего - того будущего, которое возможно, если дать этим эмбрионам развиться» (А. Лебедев).
Сатирич. повесть « Второе нашествие марсиан: Записки здравомыслящего » (1967) также не вызвала восторга у ортодоксальных критиков; имена персонажей, позаимствованные у героев греческих мифов, не могли скрыть отзвуков «здесь и сейчас», а гл. вопрос, заданный авторами: «Применимы ли понятия: честь, достоинство, гордость - ко всему человечеству? Позволительно ли ему променять „право первородства” на чечевичную похлебку?» - также остался практически незамеченным. Подобная проблема: готово ли человечество ко встрече с неизвестным, в частности, ко встрече с инопланетной цивилизацией, прозвучала и в повести « Отель „У Погибшего Альпиниста” » (1970), но в ней С. еще предприняли и рискованный эксперимент написания фантаст. детектива.
Возвращаясь к Миру Полудня, С. пишут повести « Обитаемый остров » (1969, сокр.; 1971), « Малыш » (1971), « Парень из преисподней » (1974). На эти произведения обращено пристальное внимание цензуры (при подготовке «Обитаемого острова» к публ. в первом СС в 1991 авторам пришлось восстановить более 900 изменений, внесенных в текст под давлением идеологич. контроля), в 1970-е практически не выходит книж. изданий С. Повесть « Пикник на обочине » (1972) после перв. журн. публикации 8 лет не издавалась и лишь в 1980 вышла в сб. « Неназначенные встречи » в искаженном цензурой виде. Тема Зоны - территории, на кот. после Посещения инопланетян происходят странные явления, и сталкеров, кот. тайком проникают в эту Зону, получила продолжение в фильме А. Тарковского «Сталкер», снятого в 1979 по 9-му варианту сценария С.
Герои повести « За миллиард лет до конца света » (1976) поставлены перед жесткой необходимостью выбирать между возможностью творить или уйти в небытие. «Тут все всерьез - перед нами повесть-размышление о том, какое же место занимает человек в мироздании. О выборе пути» (Ю. Смелков). Тогда же напис. роман « Град обреченный » (1975, опубл. в 1988–89), в котором предпринята попытка «построить динамич. модель идеологизированного сознания, типичного для самых широких слоев нашего об-ва, проследить его судьбу на фоне меняющейся социальной реальности, исследовать различные фазы его „жизненного цикла”» (М. Амусин), и в частности, драматич. перехода думающих сов. людей от позиции фанатич. веры в коммунистич. идеалы к условиям идеологич. вакуума, характерного для целого поколения. «Эти чуткие к требованиям дня писатели бьют в одну и ту же точку. Недаром доказывают, что недопустимы, нравственно преступны эксперименты над человеком и обществом, даже если экспериментаторы движимы самыми вроде бы добрыми побуждениями... Недаром, не боясь повториться, убеждают, что добро, породнившееся с насилием, неминуемо перерождается в зло - и тем более опасное, что оно-то по-прежнему считает себя добром...» (С. Чупринин). Для этих произведений, как и для романа « Хромая судьба » (1982, опубл. в 1986) характерно наделение гл. персонажей автобиографич. чертами. Роман «Хромая судьба», повествующий о жизни пожилого писателя, включает в себя повесть « Гадкие лебеди » (1967; опубл. на Западе без согласия авторов).
В критике отмечалось, что миру, созданному С., «недостает богатства, тонкости и глубины человеческих отношений». Если бытовая речь персонажей естественна, то их отвлеченные рассуждения на моральные темы порой «тусклы и выспренни, словно взяты из газетной статьи <…> Фантастам близки их герои, истово работающие, чуждые корысти. И, однако, от повести к повести все очевиднее, что, обедняя свой внутренний мир в надежде стать богами, магами, они чем дальше, тем больше смахивают на... упрощенные модели человека» (И. Васюченко). Благодетели человечества, «свой образ жизни они считают единственно достойным и полны презрения ко всему, что находится за пределами их штудий». «Пренебрежение к человеку, если он не борец передовых рубежей», наводит на мысль о разделении С. человечества на «сверхлюдей, которым все позволено, и просто людей, чей удел подчиняться» (И. Васюченко).
Очередное обращение к Миру Полудня - романы « Жук в муравейнике » (1979; премия «Аэлита», 1981) и « Волны гасят ветер » (1985) - подвело окончательный итог утопич. видению. Никакой технич. прогресс не принесет счастья человечеству, если основой его не станет Человек Воспитанный, кот. сможет избавиться от «внутренней обезьяны», - таков вывод многолетнего исследования возможного будущего. Тема воспитания стала ключевой для романа « Отягощенные злом, или Сорок лет спустя » (1988) - многопланового повествования, исследующего задачи Учителя на примере двухтысячелетней истории человечества. «Смысл всех этих экскурсов в прошлое видится вот в чем. Один Учитель (даже экстра-класса) не в состоянии одной лишь силой своего Знания, своей Убежденности необратимо подвигнуть социум к прогрессу (в понимании Учителя) и при этом застраховать свою педагогическую концепцию от искажений во времени. Но и не пытаться сделать это он не может!» (Ф. Снегирев). Роман представляет собой «калейдоскоп ситуаций и эпизодов, переосмысливающих, порой иронически травестирующих канонические религиозно-историч. сюжеты. Здесь и вольная трактовка образа Иоанна Богослова, отождествленного к тому же с Агасфером, и конспективный вариант истории Распятого в изложении весьма неканоничного Иуды» (М. Амусин).
Посл. совм. произведением С. стала пьеса « Жиды города Питера, или Невеселые беседы при свечах » (1990) - предупреждение излишне оптимистич. надеждам новейшего времени.
А.С. напис. неск. произведений в одиночку, под псевд. С. Ярославцев: бурлескную сказку « Экспедиция в преисподнюю » (1974, части 1–2; 1984, часть 3), рассказ « Подробности жизни Никиты Воронцова » (1984) и повесть « Дьявол среди людей » (1990–91, опубл. в 1993). Никита Воронцов попадает в кольцо времени и мн. раз проживает одну и ту же жизнь, но не в силах что-либо по-настоящему изменить в окружающем мире. Ким Волошин, пройдя муки ада в реальной жизни, становится могущественным «дьяволом среди людей», но и он неспособен сделать этот мир хоть чуточку лучше.
После смерти брата Б.С., по его собств. определению, продолжил «пилить толстое бревно лит-ры двуручной пилой, но без напарника». Под псевд. С. Витицкий вышли романы « Поиск предназначения, или Двадцать седьмая теорема этики » (1994–95) и « Бессильные мира сего » (2003), продолжившие исследование неумолимого рока и возможностей влиять на окружающую действительность.
С. также являются авторами ряда киносценариев: « Чародеи » (1978, по мотивам сказки «Понедельник начинается в субботу»), « Отель „У Погибшего Альпиниста” » (1980), « Пять ложек эликсира » (1985; экранизирован под назв. «Искушение Б.»), « День затмения » (1987, по мотивам повести «За миллиард лет до конца света»), « Туча » (1987, по мотивам повести «Гадкие лебеди»), « Жук в муравейнике » (1986). Б.С. участвовал в напис. сценария « На исходе ночи » (1985, с К. Лопушанским и В. Рыбаковым; экранизирован под назв. «Письма мертвого человека»; Гос. премия РСФСР, 1986).
С. под псевд. С. Бережков, С. Витин, С. Победин были осуществлены переводы с английского яз. романов А. Нортон, X. Клемента, Дж. Уиндэма. А.С. является переводчиком с японского рассказов Акутагавы Рюноскэ, романов Абэ Кобо, Нацумэ Сосэки, Нома Хироси, Санъютэя Энтё, средневекового романа «Сказание о Есицунэ».
Для последнего СС Б.С. подготовил « Комментарии к пройденному » (2000–01; вышли отд. изд. в 2003), в кот. подробно описал историю создания произведений С. В сети Интернет Б.С. с июня 1998 вел интервью, в кот. ответил более чем на 6000 вопросов.
Произведения С. изд. в переводах на 42 яз. в 33 странах (более 500 изд.).
Награжден Орденом почета, медалью «Символ Науки», премией Президента РФ в обл. лит-ры и искусства (2002), Гос. премией РСФСР им. братьев Васильевых, лауреат премии им. Высоцкого «Своя колея». Учредитель премии «Бронзовая улитка».
Именем С. назв. малая планета, открытая в 1977.
Тело Б.С. кремировано и прах развеян над Пулковскими высотами.
Соч .: СС: В 12 т. М., 1991–93; СС: В 12 т. Донецк, 2000–03.
Лит .: Громова А. Двойной лик грядущего // Альм. НФ. М., 1964. Вып. 1; Брандис Е., Дмитревский В. Мир будущего в науч. фантастике. М., 1965; Лебедев А. Реалистическая фантастика и фантастическая реальность // Новый мир. 1968. № 11; Смелков Ю. Мужество выбора // Дружба народов. 1977. № 6; Чупринин С. Предвестие // Знамя. 1989. № 1; Васюченко И. Отвергнувшие воскресенье (Заметки о тв-ве Аркадия и Бориса Стругацких) // Знамя. 1989. № 5; Снегирев Ф. Время Учителей // Сов. библиография. 1990. № 1; Шестопалов О. Тридцать лет спустя // Стругацкий А., Стругацкий Б. Хромая судьба; Хищные вещи века. М., 1990; Амусин М. Братья Стругацкие. Иерусалим, 1996; Вишневский Б. Аркадий и Борис Стругацкие. Двойная звезда. СПб., 2003; Кайтох В. Братья Стругацкие // Стругацкий А., Стругацкий Б. СС. Т. 12, доп. Донецк, 2003; Pons S. W. The Second Marxian Invasion: The Dialectical Fables of Arkady and Boris Strugatsky. San-Bernardino, 1991; Howell У. Apocalyptic Realism: The Science Fiction of Arkady and Boris Strugatsky. Peter Lang Publishing, 1995; Русские писатели XX в. Биогр. словарь / Гл. ред. и сост. П. Николаев. М., 2000; Скаландис А. Братья Стругацкие. М., 2008; Умер Борис Стругацкий // Интерфакс. 2012. 19 нояб.
В. Борисов