Сухих Игорь Николаевич


СУХИ́Х Игорь Николаевич [18.11.1952, с. Волобуево Рыльского р-на Курской обл.] ― литературовед, историк лит-ры, критик, методист.

В 1976 окончил филол. фак-т ЛГУ, с 1979 преподает там же на кафедре истории русской лит-ры (с 1996 - проф.). Канд. дис. « Проблема молодого поколения в русской демократической лит-ре кон. 1870 - нач. 1880-х гг. » (1979, науч. рук. доц. Г. В. Иванов) посвящ. тв-ву А. Осиповича-Новодворского, В. Гаршина, И. Тургенева (роман «Новь») и др.

В 1980-е интенсивно занимался тв-вом Чехова. Монография «Проблемы поэтики А. П. Чехова» (Л., 1987) стала основой для защищенной в 1990 в ЛГУ докт. дис. «Художественный мир А. П. Чехова» . Концепция тв-ва Чехова, предложенная С., акцентировала внимание на «антииерархическом» подходе писателя к своим героям (отрицание «попыток оценивать человека по заранее заданной, абстрактной нравственной шкале»), определяла истоки (юмористика нач. 1880-х и пьеса <Безотцовщина>), константы (природа как воплощение красоты и гармонии) и границы худ. мира (глава о кн. «Остров Сахалин»), давала оригинальную трактовку чеховского «городского» хронотопа и худож. философии писателя. Изучение тв-ва Чехова С. не оставлял и в последующие годы: в 2007 вышло 2-е изд. монографии о Чехове под тем же назв., но существенно расширенное за счет работ 1990–2000-х, посвящ. как отд. темам и мотивам (« Детство в мире Чехова », « Смерть героя у Чехова » и др.), так и проблемам сопоставительного анализа и рецепции чеховского тв-ва. Последней посвящ. составленные С. два тома антол. «Чехов: Рro et contra» (СПб., 2002, 2010), в кот. собраны лучшие работы о Чехове, начиная c сер. 1880-х и до 1960. В 2010 подготовил научно-попул. издание в жанре докум. монтажа «Чехов в жизни: Сюжеты для небольшого романа» (кн. перев. на исп. яз.) и 5-томное собр. соч. Чехова (изд. «Азбука-классика»).

Наряду с изучением Чехова и др. писателей втор. пол. XIX в., начиная с 1990-х С. все чаще обращался к истории лит-ры XX в. Им опубл. кн. «Сергей Довлатов: Время, место, судьба» (СПб., 1996) - науч. монография о писателе, выдержавшая впоследствии два изд. В ней на мат-ле тв-ва писателя раскрывается специфика довлатовской прозы как сложного сочетания анекдотич., драматич. и лирич. начал, объединенных позицией не-писателя, «рассказчика», кот., подобно Чехову, ставит своей задачей (лишь) правдивое описание того, «как живут люди», но часто достигает большего. Впоследствии С. осуществил первый опыт подготовки комментированных изд-й соч. Довлатова.

Постеп. расширяя круг исследуемого мат-ла, в кон. 1990-х С. обратился к проблеме построения канона русской лит-ры XX в. После крушения коммунист. идеологии и отказа от сов. версии истории лит-ры стал актуальным вопрос науч. обоснования нового списка авторов и произведений первого ряда, кот. мог послужить основой для школьного и вузовского преподавания, массовых изд. и т.п. Этой проблеме посвящ. труды С. «КнигиXX века: русский канон» (2001) и «20 книгXX века» (2004; Гоголевская премия, 2005). Предлагаемый С. канон открывается «Вишневым садом» Чехова и включает произведения самых разных авторов: советских и антисоветских, либералов и почвенников, реалистов и постмодернистов, от Платонова и Набокова до Трифонова и Вен. Ерофеева.

В 1990–2000-е продолжал читать курсы по ист. русской лит-ры и критики XIX–XX вв., поэтике, спецкурсы по разл. вопросам рус. лит-ры; работал в кач-ве приглашенного проф. в ун-тах Гронингена (Голландия), Хельсинки (Финляндия), Пловдива (Болгария), Чонана (Республика Корея). Помимо монографий в это вр. напечатал большое кол-во (более четырехсот) статей в периодике и сб. Одновременно уделял много вр. изданию русской классики. В различных изд-вах вышло более 30 сопровождаемых вст. статьями и комм. С. изданий произведений Бабеля, Бунина, Булгакова, Высоцкого, Гиляровского, Довлатова, Зощенко, Лермонтова, Некрасова, Олеши, Твардовского, Л. Толстого, Фета, Чехова и др. В изд-ве «Время» были опубл. подготовленные С. собр. соч. Бабеля (4 т. 2006), и Зощенко (7 т. 2008). Узловые моменты истории русской критики и литературоведения освещ. в подготовленных С. антологиях, посвящ. спорам о шедеврах рус. лит-ры («Отцы и дети», «Гроза», «Война и мир»), а также в научн. изданиях соч. отдельных критиков и литературоведов (Н. Полевой, П. Анненков, Б. Эйхенбаум) и работах о методах выдающихся ученых (М. Бахтина, Ю. Тынянова, А. Скафтымова и др.).

В 2004–12 гл. труд С. - учебно-методический комплекс по русской лит-ре для ср. школы, выпускаемый изд. центром «Академия». С. написаны учебники для 9-го, 10-го и 11 классов, под его ред. и рук. созданы учебники для 5–8 классов, а также метод. мат-лы, рабочие тетради и др. Вся линия учебников в 2012 была рекомендована Мин-вом образования и науки РФ для использования в общеобразовательных учреждениях. Специальные редакции некот. учебников подготовлены для русских школ Таджикистана и Молдовы. «Спутниками» этого проекта стали публикации отд. глав учебников в периодике (ж. «Звезда» и «Нева») и трехтомное изд. «Русская лит-ра для всех. Классное чтение!» (2013), охватывающее историю русской лит-ры от «Слова о полку Игореве» до тв-ва И. Бродского.

С 1989 - член СП СССР, с 1992 - СП СПб. В кач-ве члена редколлегии ж. «Нева» (с 2008) подготовил неск. тематич. выпусков ж-ла, пост. публикуется сам и привлекает к сотрудничеству новых авторов. Является членом редкол. «Новой Биб-ки поэта» (подготовил для этой серии издания стихов Фета и поэтов, павших на Великой Отеч. войне). Член редколл. ж. «Литература».

Литературоведч. стиль С. отличает глубокое знание истории изучения произведения или автора, ясность и выразительность изложения, особое внимание к перекличкам лит-р XIX и XX вв., тщательная работа со словом, стремление к афористичной, запоминающейся формулировке осн. идей и выводов. Предлагая интерпретацию отд. произведения, ученый всегда соотносит ее с общей картиной развития русской лит-ры. При всем разнообразии «героев» С. в его картине лит. мира есть организующий центр - тв-во и личность Чехова. Неслучайно С. находит чеховские черты не только у писателей и литературоведов XX в. (Довлатов, Скафтымов), но парадоксальным образом - и у чеховских предшественников (см. программную статью « Чехов в Пушкине. К парадигмологии русской лит-ры », вошедш. во 2-е изд. «Проблем поэтики А. П. Чехова»). Чеховская демократичность и «антииерархичность» непосредственно повлияла на понимание ученым задач своей деятельности: при несомненном сохранении науч. основательности, большинство его работ доступны не только профессиональным филологам, но и широкому кругу любителей лит-ры, начиная со старшеклассников.

Соч.: Проблемы поэтики А. П. Чехова. Л., 1987 (Изд. 2-е, доп. СПб., 2007); Сергей Довлатов: Время, место, судьба. СПб., 1996 (Изд. 2-е, с изм.: СПб., 2006; изд. 3-е: СПб., 2010); Книги ХХ в. Русский канон. М., 2001; Двадцать книг ХХ в. СПб., 2004; Бабель И. СС: В 4 т. М., 2006 / Сост., вст. ст. и прим. И. Сухих; Зощенко М. СС: В 7 т. М., 2008 / Сост., вст. статьи и прим. И. Сухих; Лит-ра: Учебник для 10 кл. Базовый уровень. Ч. 1–2. М., 2008 (Изд. 6-е. М., 2012); Лит-ра: Учебник для 11 кл. Базовый уровень. Ч. 1–2. М., 2009 (Изд. 5-е. М., 2012); Чехов в жизни: Сюжеты для небольшого романа. М., 2010 (Изд. 2-е. М., 2011. Исп. перев.: Барселона, 2011); Проза сов. века: три судьбы. Бабель. Булгаков. Зощенко. СПб., 2012; Лит-ра. Учебник для 9 кл. Базовый уровень. Ч. 1– 2. М ., 2012; Русская лит-ра для всех. Классное чтение!: В 3 т. СПб., 2012; Русский канон: Книги ХХ в. М., 2013.

Лит. : Талашов Г. П. Рец. на кн.: Роман И. С Тургенева «Отцы и дети» в русской критике / Сост. И. Сухих. Л., 1986 // Филол. науки. 1988. № 1; Филол. фак-т СПбГУ: Мат-лы к истории фак-та / Авт.-сост. И. С. Лутовинова. 4-е изд. СПб., 2008/

А. Степанов

  • Сухих Игорь Николаевич