Сушко Александр Максимович
СУШКÓ Александр Максимович [10.11.1938, Днепродзержинск - 8.11.2006, СПб.] - поэт, прозаик.
Мать, Евдокия Тихоновна Подустова, происхождением из орловских крестьян. Прадед со стороны матери отца, Максима Николаевича Сушко, был польским ксендзом. Родители имели высшее образование - мать окончила горный ин-т в Днепропетровске, отец железнодорожный ин-т там же. В годы войны отец по болезни был эвакуирован в Березники. Мать с детьми в 1942–43 пережила вражескую оккупацию (в Красном Луче). В послевоенные годы соединившаяся семья немало поездила - по служебном делам родителей - по городам и поселкам Украины: Жмеринка, Сколе (Карпаты), снова Красный Луч; там в 1955 С. окончил среднюю школу.
В школе увлекался самодеятельным театром; на него обратил внимание один из руководителей театра, бывший лен. актер. Он и увлек С. мечтой о Л-де. В 1955 С. поступает на юридический фак-т ЛГУ, но вскоре выясняется, что выбор был сделан без достаточного интереса к юриспруденции. Прервав занятия в ЛГУ, С. вернулся на Украину, где исходил пешком знаменитые гоголевские места, собирая впечатления и накапливая мат-л для своей грядущей работы. Это было началом подлинного погружения в жизнь. Одним из первых и сильных толчков к занятию лит. тв-вом было увлечение поэзией В. Маяковского. «Факультетом самообразования», по словам С., стала для него жизнь. Он неоднократно возвращается в Л-д, не для учения на юрфаке (но пользуясь нелегально общежитием фак-та, ибо Л-д навсегда остался для него гл. городом жизни). В эти недели и месяцы он все силы вкладывал в самообразование: более ста посещений театров, почти ежедневные посещения Эрмитажа и Русского музея. Пост. чтение, вхождение в опыт лит-ры прошлых времен и современности. Знакомство С. с «Золотой розой» К. Паустовского стало, по его словам, открытием программного творч. ориентира. Все ближе становятся ему прозрения русской поэзии XX в. 1960, кот. он проводит в Одессе, более всего значим для С. глубоким знакомством с поэзией М. Цветаевой. В это время он переживает период перв. серьезной пробы своих творч. сил - пишет поэмы « Хлебников », « Врубель », « Живописное ». В 1961 возвращается в родной шахтерский Красный Луч. За последующие полтора года он осваивает почти все виды подземных работ в шахте: крепильщика, навальщика, плитового, проходчика. Спустя мн. годы - в конце XX в.- эти впечатления и воспоминания стали материалом романа « Дикое поле ».
Первое стих. С. опубл. еще 11-летним школьником в киевской пионерской газ. под псевд. Виктор Воробьев. Актив. участие в лит. жизни относится к 1962–63, кот. С. проводит в Мариуполе, войдя в местную творч. среду как поэт, остро отзывающийся на события текущей жизни. За это он был раскритикован на совм. партийном и творч. пленуме, где ему был навешен ярлык «местечкового Евтушенко».
Вскоре С. делает второй заход к получению высшего образования; в 1963–67 он учится на филологическом фак-те Таганрогского пед. ин-та. Хотя к этому вр. относится не столько учебная, сколько напряженная поэтич. работа, в результате кот. С. сочинил около 15 поэм. После окончания ин-та в 1967–69 работал учителем в школе на хуторе Вознесенском в Ростовской обл. Неподалеку от этих мест в свое время им была пережита война, оккупация. Там начинает писать прозу о войне (« День был солнечный и последний ») и сатирич. рассказы (« Похороны козла » и др.). Еще год он работал воспитателем в интернате в Красном Луче. Совершил попытка поступления в аспирантуру МГУ по специальности топономастика, но науч. работа все более мешала работе литературной. В эти годы жил поблизости от М. в Калинине (Твери), пробовал силы в создании обширного произведения в форме венка сонетов (« Виктор Кторов », 1972; опубл. в 1997). Следующий роман в стихах, напис. в эти годы, появляется в печ. в 2002 в «Изд-ве Буковского».
В 1973 происходит окончательное возвращение С. в Л-д. Поступает на Ижорский з-д в литейный цех формовщиком (его связь с Колпино, с Усть-Ижорой становится постоянной и с годами все более крепнет). В нач. 1970-х С. знакомится с лен. худож. андеграундом, коллекционирует образцы «подпольной» живописи. Расширяются его контакты и с лит. средой, в частности с писателями старшего поколения. К 1973 относится его знакомство с П. Антокольским (в кн. воспоминаний об Антокольском опубл. и заметки С.). С интересом отнеслись к сочинениям С. В. Рождественский, И. Михайлов, В. Максимов, Л. Хаустов. В сер. 1970-х создается роман в стихах « Алена Арзамасская » - в печ. появляется в 1998. В 1977 созд. повесть « Мокош », в кот. чувствуется полемика с М. Булгаковым, в особенности с романом «Мастер и Маргарита»; тогда же пишется роман-сказка « Дядя Вася ». Втор. пол. 1970-х была погружением в события «смутного времени», в результате напис. некот. рассказы, поэма « Волхова », однако задуманный С. роман на ист. тему « Полетье лютое », перекликаясь со смутным временем кон. XX в., так и не был завершен. В эти годы С. близко сходится с художником андеграунда В. Клеверовым (Клевером). Идет пост. лит. работа, но рукописи поэм, рассказов, очерков и т.п. зачастую возвращаются из лен. журналов с «отказами». Среди написанного в эти годы романы « Провинциальный вестерн » и « Исповедь диссидента ».
Одновременно обнаруживает новые стороны творч. натуры - обществ. активность. В 1991 приглашен на службу в администрацию Колпинского р-на на должность зав. отделом культуры. Благодаря его заботам были установлены 3 мемориальные доски, в т.ч. Маяковскому; издано 32 номера лит. альм. «Колпица» и 2 номера альм. «25 верста от СПб.». С 1999 С. начал изд. ж. «Михайловский замок»; принимал участие в создании ист.-мемориального заповедника в Усть-Ижоре и т.д.
Со временем публикуются мн. произведения С. прежних лет; создаются и печ. новые. Некот. из них переводятся в США, в Швеции (на двух яз. книга о художнике Евг. Орлове). С. пишет историко-краеведч. очерк « Кораблик по небу плывет, или Сказ об Адмиралтейском районе », готовит энц. о Колпино и Усть-Ижоре, « Новую повесть о Царском Селе (опыт энц.) ». В посл. годы вып. неск. поэтич. сб.- собственных и в соавторстве с др. литераторами; продолжал работу над «малой прозой» (« Миф о бороде », « Грибной синдром » и др.).
Соч .: Похороны козла. Л., 1990; Волхова. Тосно, 1994; Виктор Кторов. СПб., 1997; День был солнечный и последний. Царское Село, 1997; Дон-Кихот из Криндачевки. СПб., 1998; Алена Арзамасская. СПб., 1998; Женщина страны, канувшей в Лету. СПб., 2000; Кораблик по морю плывет, или Сказ об Адмиралтейском районе. СПб., 2001; Два титана русской эмиграции: Иванов и В. Клевер. СПб., 2001; Слово о Галецком. СПб., 2002; Домовой. СПб., 2002; Клевер и... СПб., 2002.
Лит .: Михайлов А. [Предисл. к повести А. Сушко «Притча о Клячкине»] // Ижорец. 1993. 30 июн.; Михайлов А. В поэтич. небе Петербурга // Колпица. 1994. № 4; Виноградова С. В борьбе с дисгармонией мира (Женская тема в тв-ве А. Сушко) // Женщина в массовой коммуникации: Штрихи к социокультурному портрету. СПб., 2000. Вып. 2; «Идет война. У каждого свой окоп. А Родина - одна...» - считает писатель А. Сушко / Беседовал А. Нестеренко // Царскосельская газ. 2000. 15 июл.; Михайлов А. О художнике из страны кривого Зазеркалья // Рог Борея. 2001. № 11; Михайлов А. Трагедия страны глазами художника // Рог Борея. 2001. № 12; Виноградова С. Кораблик, уплывающий в вечность. Заметки о новой книге А. Сушко // Рог Борея. 2002. № 13; Михайлов А. Графика в грызне с тоталитаризмом // Рог Борея. 2002. № 16; Кривошеев Ю., Соколов Р. [Памяти А. Сушко] // Кривошеев Ю., Соколов Р. Александр Невский. Эпоха и память. СПб., 2009.
В. Акимов