Суворин Алексей Сергеевич


СУВО́РИН Алексей Сергеевич (гл. псевд. А. Бобровский и Незнакомец) [11(23).9.1834, с. Коршево Бобровского у. Воронежской губ. - 11(24).8.1912, Царское Село, похоронен на Никольском кладб. Александро-Невской лавры СПб.] ― журналист, драматург, прозаик, лит. и театр. критик, издатель.

Отец С. - из гос. крестьян. В армии прошел путь от рядового до штабс-капитана, был ранен в Бородинском сражении. Вышел в отставку в чине капитана, что давало в то время потомственное дворянство. Мать - «дочь протопопа». Многочисленное семейство новоиспеченного «потомственного дворянина» (у С. было 11 братьев и сестер) жило в крестьянской избе, а домашняя библиотека состояла из одной книги - Евангелия, которое постоянно читал его отец. Грамоте С. учил сосед-дьячок, а перв. строки Пушкина он прочел уже будучи 15 лет от роду. Без преувеличения можно сказать, что С. был selfmade man, и вряд ли сильно ошибался Розанов в 1913, сравнивая его с великим помором и называя «Ломоносовым русской ежедневной прессы» (Письма А. С. Суворина к В. В. Розанову).

С. закончил Михайловский кадетский корпус в Воронеже, а в 1853 «специальные классы Дворянского полка» (позднее Константиновское воен. училище). К этому времени относятся перв. лит. опыты С. - попытка составления «Словаря замечательных людей» . Отказавшись от воен. карьеры и не имея средств поступить в ун-т, С. сдает экзамен на учителя истории и географии и дает уроки, поначалу в Бобровском уездном училище, а затем в Воронеже, где знакомится и устанавливает дружеские отношения с поэтом И. Никитиным. Перв. публикации - перевод стих. Беранже (1858). В альм. «Воронежские беседы» напеч. рассказы С. «Гарибальди» и «Черничка» .

В 1861 оставляет учительство, переезжает в М. и полностью отдается лит. работе, печатая в ж. «Русская речь» критич. статьи и рецензии. Лит. дебют С. приходится на время недолгой эйфории русского образованного об-ва, когда Катков и Чернышевский сиживали за одним столом, а полит. эмигрант Герцен из Лондона едва ли не «благословлял на царствование» Александра II. Затем последовало «партийное размежевание», стремительное и куда более ощутимое, нежели в эпоху Николая Незабвенного. Нетрудно догадаться, что мировоззрение провинциала-самоучки С. «в сие комическое время» (П. Щербина) еще только вырабатывалось, но мерить себя «общим аршином» - или западническим «футом» - молодому и самолюбивому писателю не хотелось. «Я не принадлежу по своим убеждениям ни к конституционалистам, ни к красным, ни к Каткова партии, ни к партии Чернышевского, ни к партии “Времени”», - писал он воронежскому приятелю (Суворин А. С. Письма к М. Ф. Де-Пуле // Ежегодник РО Пушкинского Дома на 1979 год. Л., 1981).

В Москве С. знакомится с И. Тургеневым. Н. Лесковым, Л. Толстым, И. Аксаковым, А. Островским, В. Бурениным. После закрытия в нач. 1862 «Русской речи» изд. три «книги для народного чтения» «Ермак Тимофеевич, покоритель Сибири» ,«Боярин Артамон Матвеев» и «История смутного времени» (последняя запрещается цензурой), печ. в «Современнике», «Отеч. записках», во «Времени» и «Ясной Поляне» Толстого.

В 1863 переезжает в СПб. Круг его знакомств ширится, это теперь И. Гончаров, Д. Григорович, Ф. Достоевский, Н. Некрасов, Я. Полонский, М. Салтыков‒Щедрин. В 1863–74 С. ― секретарь «СПб. ведомостей», где печатает театр. и лит. рецензии, а благодаря воскресным фельетонам - отчасти в духе барона Брамбеуса и за подписью Незнакомец - обретает широчайшую известность. Отменное остроумие, склонность к парадоксам и фрондирование «на грани фола» делают его любимцем либеральной публики. Фельетоны С., собранные в кн. «Всякие» (1866), вызвали первый в истории России открытый судебный процесс. Тираж был по судебному постановлению сожжен. Некрасов посвятил этому событию стих. «Пропала книга» .

По мнению С. Венгерова С., в 1860‒70-х «умеренный либеральный западник» (Энц. словарь Брокгауза и Ефрона. Т. 31. СПб., 1901), потом вдруг взял да испортился. Но так ли это? Вряд ли стал бы «либеральный западник» С. писать резко отрицательную рецензию на «Историю одного города» (Вестник Европы. 1871. № 4), своего рода «святая святых» российского либерализма. Думается, ближе к истине Розанов, пишущий о «позднем» С. так: «В собственном смысле, конечно, никакого “перелома” не было в Суворине, он был все тем же и все таким же. Но он неизмеримо против “Незнакомца” улучшился, - улучшился против его дурачеств молодости, “игры таланта” и прочих ярких, но малоценных (нравственно) вещей» (Письма А. С. Суворина к В. В. Розанову).

После гибели перв. жены на попечении С. осталось пятеро детей. Однако он не опустил руки. В 1872 С. составил и издал «на свой кошт» справочное изд. «Русский календарь» . И. Аксаков писал ему: «Календарь Ваш пользуется вполне заслуженным успехом, и лежит у меня на столе постоянно» (Письма русских писателей к А. С. Суворину). Вполне вероятно, что успех «Календаря» и подвиг С. на издание собственной газ., тем более что в 1874 В. Корш, благоволивший С., был отстранен от редактирования «СПб. вестей». В 1876, одолжив необходимую сумму, С. стал владельцем газ. «Новое время» . Издателем и фактически глав. ред. ее он оставался до смерти (в февр. 1917 газ. была «приостановлена», возобновлена сыном С. Борисом и с 1921 до 1930 издавалась в Белграде). С самого нач. суворинское «Новое время» не оправдало надежд оппозиции - не только революционно-радикального, но и либерального толка. Газ. приветствовала действия весьма непопулярного в левом лагере генерала М. Черняева, возглавившего Моравский корпус в войне Сербии с Турцией и «экспансионистские устремления царизма», приведшие к Русско-турецкой войне 1877‒78, тогда как штыки - согласно радикально-демократ. представлениям - следовало немедля направить на «внутреннего турка», т.е. самодержавие. Неудивительно, что консервативный проправительственный или, если угодно, реакционный курс «Нового времени» вызвал одобрение у Ф. Достоевского, кот. в письме Суворину от 15.5.1880 отозвался о «Новом времени», как о «газете, которую люблю» (Письма русских писателей к А. С. Суворину). В отношении «еврейского вопроса» С. разделял заблуждение последнего, будто бы «подданные Российской империи иудейского вероисповедования» добиваются не простого равноправия, а какой-то «власти», что у них отсутствует любовь к России и т.д. На страницах своей газ., кот. С. называл «парламентом мнений», он беспрепятственно позволял помещать мат-лы мягко говоря не исполненные духа толерантности, а потому и как бы «внепарламентские». Вместе с тем отметим, что М. Меньшиков, в 1918 расстрелянный ЧК именно за публикации в «Новом времени», в 1993 офиц. реабилитирован.

В разное вр. в газ. работали А. Амфитеатров, В. Буренин, Б. Гейман (псевд. Гей), М. Меньшиков, В. Розанов, А. Столыпин (брата премьер-министра), Н. Энгельгардт (псевд. Гард), Е. Шабельская-Борк и по протекции А. Чехова два его брата - Александр и Михаил. Легко предположить, что без поддержки С. Розанов так и остался бы чиновником, пишущим «в свободное от служебных занятий время» длинные полемич. статьи для малотиражных журналов, а не автором «Уединенного» и «Опавших листьев». И превращение «Антоши Чехонте» в классика русской лит-ры А. Чехова произошло отнюдь не без участия С. Кстати, поездку на Сахалин Ч. осуществил с корр. удостоверением сотрудника «Нового времени». Вдобавок заметим, что первый поэтич. сборник С. Надсона по рекомендации В. Буренина издал именно С. А злосчастный К. Фофанов долгие годы получал ежемесячный «суворинский пенсион» в 50 рублей. Шахматный отдел газ. с 1890 и до смерти в 1908 вел М. Чигорин, а статьи о живописи печ. в газ. И. Репин.

Лит. энциклопедия (Т. 11. М., 1939) аттестовала С. как «открытого охранителя-славянофила, великодержавного шовиниста, злобного, непримиримого врага рабочего движения». И далее: «В годы реакции С. выступает вместе со Столыпиным и Дурново как ярый монархист». Характеристика вполне объективная, если, разумеется, перевести ее с политического «новояза» на русский. Действительно, С., был монархистом и националистом, более того ― одним из создателей «Русского собрания» (1901), заявлявшим: «Даже на одной фотографии с кадетами не снимусь. Слишком много им чести» (« Дневник »). Заметим, что один из видных членов партии «народной свободы» А. Тыркова-Вильямс, в эмиграции заметно «поправев», писала: «Одним из самых умных и ярких правых публицистов той эпохи был основатель и хозяин “Нового времени” А. С. Суворин» (Возрожденiе. 1958. Тетрадь 82.), а либерал Н. Снессарев вынужден был признать: «Старик если и ненавидел, то только глупость и бездарность» («Мираж нового времени», с. 35). Но подобно славянофилам «идеального» монарха С. видел не в Петре I, кот. «начал набирать иностранцев, разных проходимцев», но в Алексее Михайловиче, «этом удивительном необыкновенном цельном человеке, кот. собственно заложил новую Россию» («Дневник»). Вот что, кстати, писал «ярый монархист» С. Розанову вскоре после убийства П. Столыпина: «Ему надо было жить. Может быть, тогда он памятника бы не скоро дождался, но он сделал бы то, что всего важнее - вбил в русскую землю конституцию и то национальное чувство, которым он был полон» (Письма А. С. Суворина к В. В. Розанову). Именно монархисту С. принадлежат и более чем известная фраза: «В России сейчас два царя - Николай II и Лев Толстой». Не секрет, что С. отрицательно относился как к революции («Бред смертей и ужас междуусобной ненависти и войны надвигаются на нас. Молодые головы радуются, видя этот смерч, и находят в нем что-то положительное и полезное. Но он несет гибель» («Дневник», запись от 1 июля 1907), так и к сепаратистским движениям на окраинах империи (уже после смерти С. в 1914 году изд-во «Т-во А. С. Суворина» выпустило книгу А. Ренникова «Самостийные украинцы (сатирические очерки украинского движения)»). Последнее не мешало ему одновременно быть страстным поклонником «малороссийского» национального театра. Изв. труппе Кропивницкого он посвятил целую книгу «Хохлы и хохлушки» .

Весьма плодотворной была книгоиздательск. деятельность С. За сорок лет он изд. около 1600 книг общ. тиражом 6,5 млн. экз. Особо следует отметить сб. «Вся Россия», «Весь Петербург», «Вся Москва», популярный «Ист. вестник», ряд роскошных коллекционных изд. С. издал перв. посмертное Собр. соч. Ф. М. Достоевского и первое же общедоступное по цене Собр. соч. А. С. Пушкина («рублевый Пушкин»). Это и серия «Дешевой биб-ки», где за весьма скромную цену (15–50 копеек) читатель «из малоимущих» мог купить произведения русской и зарубежной классики. К мн. книгам С. писал предисловия и, зная французский, немецкий и английский яз., самолично исправлял огрехи перевода. Часто бывал за границей, среди его тамошних знакомцев и собеседников писатели А. Доде, Э. Золя, психиатр Ж.-М. Шарко.

С 1895 С. - директор (владелец) театра при Лит.-худож. об-ве (Малого драматического). Здесь впервые поставлены «Царь Федор Иоаннович» А. К. Толстого, «Смерть Тарелкина» Сухово-Кобылина и «Власть тьмы» Л. Толстого (С. добился снятия цензурного запрета на них), «Принцесса Греза» Ростана и драмы Гауптмана. В театре в разное вр. играли Далматов, Орленев, Яворская и Качалов. В кон. 1900 премьера пьесы С. Литвина (Эфрона) «Контрабандисты» вызвала обструкцию со стороны «передового студенчества», прорвавшегося в театр без билетов, но зато со свистками и сиренами. Поджог был наиболее вероятной причиной пожара (1901), потребовавшего значительной реконструкции здания театра.

Феноменальная работоспособность позволила С. не оставить и собственно писательское дело. С 1889 по 1908, отказавшись от традиц. воскресных фельетонов, он помещает в своей газ. более восьмисот «Маленьких писем» , небольших эссе на самые различные волнующие русское об-во темы. В 1883 совм. с Бурениным пишет драму «Медея» , а его пьеса «Татьяна Репина» (1889) долгие годы не сходит со сцены столичных и провинциальных театров. В 1893 печ. роман С. «В конце века любовь» . Любопытен один из его героев, Алексей Мурин, маркированный «достоевскими» именем («Братья Карамазовы» ) и фамилией («Хозяйка» ), молодой человек с университетским образованием по идейным соображениям намеревающийся стать священником. Здесь С. предугадал, а возможно и способствовал появлению на арене русской истории таких фигур, как П. Флоренский, С. Дурылин или С. Булгаков. Книга хорошо расходилась, вышло шесть ее изд. Однако сам С. романом доволен не был и «переработал» его в пьесу «Вопрос» , советуясь в этом с Чеховым (Чехов А. ПСС. Письма. Т. 9. М., 1980. № 3012 и 3043) - тогда, когда согласно сов. «чеховиане» Чехов давно уже разорвал отношения с С. по причине реакционности полит. взглядов последнего. В 1902 С. пишет драму «Дмитрий Самозванец и царевна Ксения» , где следует версии, что Самозванец был действительно чудом выжившим сыном Ивана IV. В 1923 в изд. Л. Д. Френкель издается случайно обнаруженный после революции « Дневник » С., впечатляющая панорама «Третьего Рима периода упадка». Трудно не согласиться со словами публикаторов современного, исправленного и дополненного изд. «Дневника»: «Для истории России, истории ее политики, театра и нравов суворинский дневник - бесценное собрание свидетельств, по временам сменяющихся горькой исповедью, за кот. встает трагическая фигура автора - петербургского короля Лира» (Макарова О. Рейфилд Д. Предисловие // Дневник. С. VI).

В 1903 С. делает запись: «Мне кажется, что не только я разваливаюсь, не только “Новое время” разваливается, но разваливается Россия» («Дневник»). В 1909 у С. был обнаружен рак горла, сведший его в могилу. В нач. 1917 у перессорившихся сыновей С. «русскую национальную» газ. «Новое время» через подставных лиц купил изв. банкир «Митька» Рубинштейн.

Смерть и похороны С. вызвали шквал публикаций в российской печати. Розанов писал: «В лице А. С. Суворина Россия потеряла верного сына, а Европа потеряла то единственное выражение общественного русского мнения, с кот. она считалась» (Литовская Русь. 1912. 14 авг.). Гласный петерб. Думы Зверев предложил: «Городское управление несомненно выполнило бы желание многих тысяч почитателей покойного, если бы теперь же возбудило ходатайство о переименовании ничего не говорящего сердцу обывателя Эртелева переулка в Суворинскую улицу» (Петербургская газ. 1912. 13 авг.). «Таких больших, пышных и торжественных народных похорон, как были вчера похороны А. С. Суворина, в Петербурге не бывало со времени похорон Тургенева и Достоевского» (Свет. 1912. 15 авг.). Однако уникальность ситуации заключалась в том, что С. был сугубо частным лицом. И если после убийства Столыпина леворадикальная печать, опасаясь санкций на вполне законном основании (штраф в 3 000 рублей «за унижение власти»), ограничилась констатацией факта, то в отношении не состоявшего на гос. службе С. она воспользовалась «свободой слова». «Суворин - покровитель мракобесия, разливавшего яд человеконенавистничества в угоду бюрократии» (Новая жизнь. 1912. 13 авг.). «Умер человек, кот. создал в России газету, всю - “по образу своему”, и за эту газету получил приговор современников: - Отвратительно!» (Терек. 1912. 14 авг.). «Он обладал неподражаемой способностью ставить людей на дорогу подлости» (Благовещенское утро. 1912. 14 авг.). Ф. И. Шаляпин, всего лишь пришедший на панихиду по С. с букетом и пропевший покойному «Вечную память», незамедлительно получил строгое предупреждение (Живой мертвому // Театр и искусство. 1912. 15–16 авг.). Наиболее изобретательными в деле осквернения праха оказались, пожалуй, корреспонденты газ. «Юго-западная Волынь» и «Сибирские вести» одновременно (1912. 17 авг.), поместив мат-лы о смерти С. под назв. «Вместо некролога». Если кадетско-эсеровская печать трактовала С. более как «истинно русского», то социал-демократ. авторы третировали покойного скорее как «нового русского». Так, меньшевик Н. Иорданский, иронизируя «у отверстой могилы», определил С. как «Невтона отечественного капитализма» (Совр. мир. 1912. № 10). Окончательный приговор покойному вынес большевик-эмигрант Ленин в статье о Суворине «Карьера» (Ленин В. И. ПСС. 5 изд. Т. 22). В 1998 в серии «Люди России» изд-ва РОССПЭН вышла монография Е. Динерштейна « А. С. Суворин. Человек, сделавший карьеру». Уже в названии очевидна отсылка к статье Ленина. Книга, судя по всему, писалась еще в «годы застоя» и мыслилась как обширное докум. подтверждение «суворинских тезисов» Ленина, а затем, в эпоху перестройки была дополнена и переориентирована на либерально-демократическую шкалу ценностей. Отдавая должное усердию видного сов. книговеда, собравшего огромный по объему материал, с гл. выводом Динерштейна о том, что «время перечеркнуло все, что он <Суворин> писал», согласиться трудно. Трудно хотя бы потому, что после семидесятилетнего запрета то, «что он писал», переиздается, а «Татьяна Репина» возобновлена на сцене отеч. театра.

С. прожил в СПб. полвека (1863–1912). Эртелев переулок, где под № 6 числился «особняк Суворина» (и где до революции располагался музей А. С. Суворина), был в 1923 переименован ― в ул. Чехова, ибо в СПб. драматург часто гостил у С. Театр Лит.-худож. об-ва после смерти С. официально назывался Малым театром им. А. С. Суворина, а его фойе украшала гипсовая скульптура С. работы Л. Шервуда (утрачена). В 1919 театр переименован в Большой драматический театр (БДТ). С 1932 по 1992 это БДТ им. М. Горького, с 1992 - БДТ им. А. Товстоногова.

Впрочем, 11 сент. 2008 в г. Боброве Воронежской обл. открыт памятник С. А некоторое время спустя после публикации настоящей статьи в первом издании Словаря (2011) на средства Союза полиграфистов СПб. было отреставрировано пребывавшее в бедственном состоянии надгробие С. на Никольском кладбище и туда был возвращен долгие годы находившийся в Музее городской скульптуры бронзовый бюст С. работы Л. Берштама.

Соч. : Незнакомец. Очерки и картинки. Кн. 1 и 2. СПб., 1875; Татьяна Репина: пьеса. СПб., 1889 (3 изд. - 1913); В конце века любовь: роман. СПб., 1893 (6 изд. - 1904); Дмитрий Самозванец и царевна Ксения: пьеса. СПб., 1902; Вопрос: пьеса. СПб., 1903; О Дмитрии Самозванце: критич. очерки. СПб., 1906; Хохлы и хохлушки: сб. статей о театре. СПб., 1907; Всякие: очерки совр. жизни. СПб., 1909 (повторение издания, уничтоженного цензурой в 1866); Письма А. С. Суворина к В. В. Розанову. СПб., 1913; Дневник А. С. Суворина / подг. М. И. Крическим. М.-Пг.: Изд-во Л. Д. Френкель, 1923 (2-е изд., доп. и испр. - Лондон; и др. изд.); Труды и дни. М., 2004; В ожидании века XX. Маленькие письма 1889–1903 гг. М., 2005; Русско-японская война и русская революция. Маленькие письма 1904–1908 гг. М., 2005; Очерки и картинки. Воронеж, 2009.

Лит. : Розанов В. Из припоминаний и мыслей об А. С. Суворине // Письма А. С. Суворина к В. В. Розанову. СПб., 1913 (2-е изд. М., 1992); Снессарев Н. Мираж нового времени. Почти роман. СПб., 1914; Исаченко Г. Особняк Суворина. СПб., 1996; Динерштейн Е. Суворин. Человек, сделавший карьеру. М., 1998; Макарова О. Рейфилд Д. Предисл. // Дневник А. С. Суворина. London-М., 2000; Телохранитель России: А. С. Суворин в воспоминаниях современников. Воронеж, 2001; Сергеев С. Гражданин Суворин // Наш современник. 2004. № 11; Елисеев Н. Суворин. Драма на охоте (заметки) // Сеанс. 2005. № 21/22.

В. Бобрецов

  • Суворин Алексей Сергеевич