Шагинян Мариэтта Сергеевна


ШАГИНЯ́Н Мариэтта Сергеевна [21.3(2.4).1888, М. - 20.3.1982, М.] - поэт, прозаик, публицист.

Ш. родилась в интеллигентной армян­ской семье. Отец - талантливый врач, при­ват-доцент Моск. ун-та, мать происхо­дила из старинного и богатого купеческого рода Хлытчиевых. Родители с вниманием от­носились к лит. дарованию дочери, кот. проявилось очень рано (девочка писала сти­хи с 4 лет). После смерти отца (1902) мать с двумя дочерьми уезжает к деду в Нахиче­вань. В 1903 родственники везут девочек в М. и отдают в закрытое учебное заве­дение (гимназию Л. Ржевской).

27 июл. 1903 в газ. «Черноморское по­бережье» появляется перв. публикация Ш.- стих. фельетон « Геленджикские мотивы ». С этого вр. начинается газетно-очерковая работа Ш., не прерывав­шаяся до кон. Творч. жизни. В 1905–06 Ш. печатается в моск. рабочих изд. «Ремесленный голос», «Трудовая речь», от­ражая социальное и трудовое настроение рабочих; в 1906–12 она публикует заметки о лит., худож., муз. жизни столицы в провинциальных газ. «Приазовский край» (Ростов-на-Дону), «Кавказское слово» (Тиф­лис), «Баку». В 1908 Ш. поступает на фило­софский фак-т Высших женских курсов в М. В студенч. годы знакомится с А. Бе­лым, С. Рахманиновым, увлекается поэзией З. Гиппиус (« О блаженстве имущего. Поэзия З. Н. Гиппиус », 1912). Ш. ведет с ними долголетнюю философско-лит. пере­писку, пытаясь выработать свое мировоззре­ние, критерии оценки жизни и тв-ва. После переписки с З. Гиппиус Ш. уезжает в СПб. (1909–11).

По ее мнению, «Петербург ― один из самых «взаимодействующих» со своим населением городов в мире. Ни разу у меня не было мертвого, нейтрального отношенья к нему, никогда не молчали передо мной его неподвижные каналы, не уходили в безмолвие его раздвижные мосты, его темные купола, его золотые иглы. Образ СПб. соединялся у Ш. прежде всего с его лит. элитой ― З. Гиппиус, Д. Мережковским, Д. Философовым, кот. призвали ее для совместного «искания церкви» и соединения с мыслящими рабочими. Одной из задач Ш., по собств. признанию, был поиск этих умных рабочих, испытывающих интерес к философии и теологии.

Поэтому др. облик СПб., город рабочих окраин, очень четко воспроизведен в ее воспоминаниях (Выборгская сторона, Новая деревня и др.). Ш. часто читала д-ды на историко-философские темы, беседовала с рабочими, на Гагаринских курсах преподавала вместе с др. студентами русскую грамоту, географию, древнюю историю. Но уже тогда Ш. чувствовала разницу между простыми людьми, воспринимавшими философию наивно и прагматически, и платформой интеллигенции, стремившейся к «религиозной революции», где под Божьим ликом одинаково хорошо жилось бы и «овцам и волкам». «Христианская секция» З. Гипппиус с «чистой» религией и «чистой» общественностью каким-то образом оказалась близкой секте «голгофцев», но в душе и жизни Ш. эти теоретич. вещи были далеки от ее насущных, творч. и человеч. интересов.

СПб. поворачивался к ней и др. ликом ― мещанской средой, кот. она зорким глазом наблюдала из снимаемой в Соляном переулке комнаты. Это пространство было переполнено слухами, пошлыми разговорами, анекдотами из трактиров, глупостью, воровством, жгучим интересом хозяйки к жизни молоденькой девушки, кот. приходилось все вр. скрывать свои занятия. С этим пространством контрастировало другое ― обедневшее дворянское, где Ш. давала уроки дочкам Уваровых. Там было тихо, пыльно, интеллигентно, но безмерно скучно.

В 1909 Ш. издает на собств. средства свою перв. кн. стихов « Первые встречи ». Она была подражательна и встречена равнодушно. Однако даже в ранних стихах Ш. сквозь мистику и условность, символику и потусторонность ощущалось реальное человеч. стремление автора понять мир и свое предназначение. Этот активный, «взрывчатый» поиск впоследствии послужил толчком к отходу от символистов, к разрыву с Мережковскими, в учении кот., по словам Ш., «нет жизни, нет воздуха».

В 1912 Ш. оканчивает курсы, сдает на «весьма» (высшая оценка) все экзамены и пи­шет канд. сочинение « Критика Баадером гносеологии Канта ». В 1912 сближается с семьей философа Э. К. Метнеpa, знакомится с его братом - композитором Н. К. Метнером. Культурная среда Метнеров, овеянная поклонением И. Гете - поэту, мыслителю, естествоиспытателю, оказала сильное воздействие на Ш. Эти годы, по ее собств. признанию, «прошли под зна­ком учебы у Гете». В 1913 выходит вторая книга стихов Ш. « Orientalia », выдержавшая неск. переизд. и создавшая автору лит. имя. Она была посвящ. С. Рахманино­ву. Рецензенты отмечали изящество стихотв. формы, восточную узорчатость предметного мира, глубину лирич. пе­реживания. Поэт-символист В. Нарбут срав­нивал стихи Ш. с поэзией М. Цветаевой и А. Ахматовой, отдавая предпочтение ав­тору «Orientalia» (Вестник Европы. 1913. Кн. 8). В 1912–14 Ш. училась в народном ун-те им. А. Шанявского, изучая для даль­нейшей философской работы минералогию и кристаллографию.

В 1914 Ш. уезжает за границу в Гейдельберг, чтобы работать над магистерской дис., посвящ. «последнему из идеалистов» - Якобу Фрошаммеру. До начала занятий путе­шествует по Германии, совершая паломниче­ство по гетевским местам (« Путешествие в Веймар », опубл. в 1923). С началом Пер­вой мировой войны возвращается через Швейцарию, где впервые познакомилась с идеями большевиков, в Россию. Живет в Рос­тове-на-Дону, преподает в Донской консер­ватории (1914–16), вместе с будущим му­жем - филологом Я. Хачатрянцем - рабо­тает над собранием переводов армянских сказок, пишет прозу, стихи, драмы. Выходят в свет 2 сб. рассказов « Узкие врата » (1914) и « Семь разговоров » (1916), посвященные сложным идейно-философским спорам о судьбе и пути России. Философ Ф. Степун, оценивая «Семь разговоров», писал: «В этой небольшой, но хорошо и плотно написанной книге много мыслей, много тонкого понима­ния расовых и национальных особенностей, много нераскрытых, но философски продук­тивных формулировок, много ценных художе­ственных деталей, много духовной свободы» (Сев. записки. 1916. Окт.). Революцию Ш. приняла восторженно, утверждая впослед­ствии, что «с первых дней революции соеди­нила свою жизнь с делом большевиков». Однако процесс врас­тания в новую среду, новую лит-ру, новую жизнь был достаточно сложен и драматичен. Ш. пришлось изживать свое «воинствующее христианство», отказаться от прошлого, «хо­дить налегке (без памяти)» («Дневники»).

В 1921 Ш. переехала в Пг., жила в знаменитом Доме искусств, работала в изд-ве «Всемирная лит-ра» как редактор и переводчик. Знакомится с А. Блоком, Н. Гу­милевым, входит в круг писателей, концент­рировавшихся вокруг группы «Серапионовы братья», члены кот. называли ее в шутку «сестра-квакерша». Дружба с М. Зощенко, М. Слонимским, Н. Тихоновым, Е. Полон­ской, В. Шкловским продолжалась долгие го­ды. В 1923 Ш. публ. сб. критич. и теоретич. статей « Литературный дневник », в кот. выступает и против принципов «чистого искусства», и против «гипноза растущего дилетантизма», «люби­тельства», рассматривая современность в ши­роком потоке обширных историко-лит. пост­роений. В том же 1923 выходит итоговый для дорев. тв-ва Ш. роман « Своя судьба » (напис. в 1916), где были воссозданы критич. настроения интел­лигенции накануне революции. Истоки этих трагедий Ш. пыталась искать в философских концепциях своего времени, отъединенных от соц. веяний эпохи.

Событиям революции и Гражданской вой­ны посвящ. роман Ш. « Перемена » (1923), по признанию писательницы, «самый музыкальный из своих вещей, формовавший­ся легко и радостно, как это случается только на заре эпохи в искусстве». Роман «Перемена», рассказ « Агитвагон » и повесть « Приключение дамы из общества » составляют трилогию о Граж­данской войне, где идет разговор не только о теме жертвенности, но и о теме созидания. Коммунист Безменов утверждает: «Сейчас мы - закваска, бродило, острый угол, если мы уступим хоть пядь из того, что делает нас строителями, мы потеряем свою роль в буду­щем». В этом романе проявилось восторжен­но-импульсивное отношение Ш. к строитель­ству новой жизни, которое представлялось радостным и творч. процессом. Один из рецензентов отмечал формирование в твор­честве Ш. жанра «откровенно-идеологичес­кой беллетристики» (Замошкин Н. Писатель-универсалист // Новый мир. 1929. № 12).

По командировке газ. «Правда» Ш. в 1922 выезжает в Армению. В 1924–25 публ. агитац. трилогию « Месс Менд » под псевд. Джим Доллар (« Янки в Петрограде», «Лори Лэн, ме­таллист», «Дорога в Багдад» ). Трилогия создавалась в условной манере по законам сказочно-приключ. и пропагандист­ского жанра, одновременно пародируя «бур­жуазный» детективный роман. Ведущим мотивом «Месс Менд» была тайная война ра­бочих всего мира с капиталистами, провоз­глашающая победу труда во всемирном мас­штабе. В 1925 «Месс Менд» выходит на не­мецком яз., в 1926 снимается многосерийная картина «Месс Менд», в 1931 пьесой «Джим Доллар» начинается работа С. Образцова в Театре кукол. Своеобразным худож. экспе­риментом явился «роман-комплекс» « Кик » (1929). Кн. написана в форме газеты, где чередуются различные материалы - передо­вица, фельетон, хроника, телеграмма, науч. статья, заметка селькора, письмо в редак­цию и т.д. Роман «Кик» отражал поиск новых худож. приемов в лит-ре.

Осенью 1927 Ш. отправляется на строи­тельство гидроэлектростанции в Армению; она участвовала в земляных работах, укла­дывала шпалы, изучала чертежи и докумен­тацию, выступала как журналист и агитатор. Результатом этой деятельности явился роман « Гидроцентраль » (1930) - один из пер­вых сов. «производственных» романов. Он запечатлел в мельчайших подробностях и деталях грандиозную картину строительст­ва, представив производственный процесс как аналитическое исследование самой «сущности жизни». Романтизм Ш. проявился в неколебимой уверенности в том, что воз­можна победа свободного коллективного труда, осуществление мечты народа-хозяина о светлой жизни. «Гидроцентраль» - лит. па­мятник эпохе социалистического энтузиазма, люди которой мечтали «мыслить большими масштабами»: «Дожить, дожить - чтоб увидеть воочию, как покроется вся необъятная земля советская сотнями, тысячами строительных объектов, увязанных воедино». Роман был восторженно встречен критикой. Н. Тихонов утверждал, что Ш. разрушила «домашность» лит-ры, вывела ее на простор совр. жизни, и «оказалось, что вокруг грандиозные вещи», озаренные «пафосом первородного огня» (На лит. посту. 1931. № 26).

В 1931–32 Ш. училась в Плановой ака­демии при Госплане СССР. С кон. 1930-х работала над ленинской темой. Она пересе­ляется в Ульяновск, исследует местные архи­вы, встречается со старожилами, помнивши­ми семью Ульяновых. Жизнь этой семьи рас­сматривалась Ш. на фоне мощных демокра­тических течений того времени, в атмосфере высокой нравственной требовательности и большой культуры. Перв. вариант «рома­на-хроники» « Билет по истории » появился в ж. «Красная новь» (1938. № 1). Роман вызвал резкое неприятие в высших партий­ных инстанциях. В постановлении ЦК ВКП(б) от 5 авг. 1938 публикация произведения Ш. квалифицировалась как «грубая политичес­кая ошибка», осуждалась Н. Крупская, консультировавшая писательницу. Роман Ш. был дважды (9 авг. и 3 сент. 1938) обсужден на заседании президиума СП СССР, где он подвергся критике за изображение семьи Ле­нина как «мещанской семьи интеллигентской провинции» (Отеч. архив. 1992. № 4).

В годы Великой Отеч. войны Ш. находилась в эвакуации в Свердловске, работала как очеркист, пуб­лицист, агитатор («Урал в обороне», 1944; «Южный Урал», 1946), с 1942 - член КПСС. После войны лит. работа Ш. раз­вивалась по трем осн. направлениям: газетно-очерковому, критико-литературоведческому, редакционно-переводческому. Послевоенная действительность отражена в очерковых книгах, составленных из много­численных газ. публикаций: «По доро­гам пятилетки» (1947), «Путешествие по Сов. Армении» (1950), «Зару­бежные письма» (1964). Литературоведч. интересы Ш. нашли свое воплощение в кн.: « Т. Шевченко » (1944), за кот. писательница удостоена степени докто­ра филол. наук, « И. А. Крылов » (1944), « Этюды о Низами » (1955), « Гете » (1959). В 1953 выходит в свет « Дневник Мариэтты Шагинян », кот. критиковал М. Лифшиц за «поразительное сочетание восторга с безразличием», за ограничен­ность «парадной стороной дела», за «зло­употребление цифрами и фактами» (Новый мир. 1954. № 2). Особого внимания заслу­живает труд Ш. о забытом чешском компози­торе И. Мысливечеке (« Воскрешение из мертвых », 1963), сб. статей о Д. Шоста­ковиче (« О Шостаковиче », 1979). Ш. пе­реводила с английского (У. Коллинз), с азер­байджанского (Низами), с армянского (О. Ту­манян, А. Исаакян).

В 1960-е Ш. вновь обращается к ленин­ской теме, создает тетралогию «Семья Уль­яновых »: « Рождение сына » (1938, 1957), « Первая Всероссийская » (1965), « Билет по истории » (1969), « Четыре урока у Ленина » (1970). Свою задачу Ш. видела в исследовании истоков (социальных, исторических, философских, нравственных) формирования личности Ленина - личности необыкновенного типа, невиданного ист. масштаба, сумевшей перевернуть традиционную жизнь России. В посл. ча­сти работы она пыталась понять принципы ле­нинского мышления, особенности его теории познания, этики и отношения к искусству. Meтод работы Ш. отличался стремлением к ар­хивным разысканиям. Несмотря на апологе­тическое отношение к семье и личности Лени­на, роман-хроника содержит большой ист. мат-л, позволяющий читателю совершать «мировоззренческие путешест­вия» в глубь эпох и обратно.

Сочетание историко-философского (в его марксистском выражении) и этнографически-описательного подхода к событиям отеч. истории в большой степ. проявилось в посл. кн. Ш. « Человек и Время. История человеческого становления » (1980). Кн. мемуаров, в основе кот. лежат факты собственной биографии писательницы, представляет собой широкое полотно идейных и эстетич. исканий интеллигенции нач. ХХ в. Однако на события этого вр. уже накладываются оценки зрелого мастера, заставляя все время сопоставлять факты, придавать им уже свойственный др. временам оттенок. Чрезвычайно интересен жанр этого произведения ― внутри мемуаров находятся сцены современности, кот. тесно соприкасаются с письмами дорогих автору людей (З. Гиппиус, А. Белого, С. Рахманинова и др.). Автор не только рассказывает о фактах своей жизни, оценивает их с точки зрения современности, но и комментирует письма, публикует свои собств. стихи и стихи своих друзей. Будучи всю жизнь газ. работником, Ш. цитирует, републикует многочисленные ст. и заметки из газ. и лит-ры тех лет.

Ш., человек пылкого характера и аналитич. ума, олицетворяет художника герценовского типа, пытавшего соединить в тв-ве философско-теоретическое и образно-художественные начала.

Соч.: Дневники. 1917–1931. [Л.], 1932; Дневник Мариэтты Шагинян. М., 1953; СС: В 9 т. М., 1986–89; «Очень, очень люблю, с годами все больше и нежнее…». Письма М. С. Шагинян к М. М. Зощенко (1925–58) / Публ. Т. Вахитовой // Михаил Зощенко. Мат-лы к творч. биографии. Кн. 1. СПб., 1997.

Лит .: Тв-во Мариэтты Шагинян: Сб. ст. Л., 1980; Скорино Л. Мариэтта Шагинян - художник: Жизнь и тв-во. 2-е изд. М., 1981; Серебряков К. Приближение прошлого: Очерки. Встречи. Воспомина­ния. М., 1988; Гольдина Р. Ленинская тема в тв-ве М. Шагинян. Ереван, 1969; Щедрина Н. Лениниана Мариэтты Шагинян. М., 1984; Гиппиус З. Письма к М. С. Шагинян // Зинаида Николаевна Гип­пиус: Сб. М., 2001; Гаспаров М. О рус­ской поэзии. СПб., 2001; Фредзинский Б. Судьбы Серапионов (Портреты и сюжеты). СПб., 2003.

Т. Вахитова

  • Шагинян Мариэтта Сергеевна